Ребенок с множественными нарушениями в развитии в семье

Ребенок с множественными нарушениями в развитии в семье thumbnail

Чодураа Кара-Монгуш
Организация помощи семье ребенка с множественными нарушениями в развитии

«Направления работы с семьей дошкольника с ограниченными возможностями здоровья «

Работа с семьей является основным моментом в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно развивающихся дошкольников. Однако сотрудничество с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья для эффективности коррекционно-развивающегося процесса более выражено, чем в работе с другими категориями детей. Это обусловлено тем, что на плечи в первую очередь мамы ложится забота о повторении и закреплении тех представлений и умений, которые ребенок получил в детском саду. Не секрет, что знания, подкрепленные словами любимой мамы, запечатлеваются ребенком значительно сильнее и длительнее сохраняются.

К сожалению, не все родители этой категории детей готовы к сотрудничеству по ряду объективных и субъективных причин:

Невозможность мамы или других членов семьи реализовать себя, например, в профессиональной деятельности;

Присутствует чувство ущербности и неполноценности или всплеск агрессивно-защитных поведенческих актов (вербальных и невербальных, особенно в ситуациях сочувствующего взгляда и слов окружающих людей;

Социальная отгороженность и финансовая нестабильность (недостаточность) семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями;

Резкое изменение семейных взаимоотношений в связи с особыми потребностями ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Выраженное желание мамы помочь ребенку с одновременным сомнением в том, что это возможно;

Несоответствие поведения ребенка социально принятым нормативам (или невозможность приведения к ним) вызывает у родителей эмоциональное опустошение и, как правило, безразличие к потребностям ребенка, кроме естественных потребностей в пище, тепле.

Поэтому в работе с семьей в ДОУ «Детский сад № 23» ведется по двум направлениям:

1. Оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений;

2. Реализация программы образовательных мероприятий (лекций, семинаров, практикумов) для родителей с целью расширения репертуара сотрудничества с ребенком и раскрытия его потенциальных возможностей для членов семьи.

При организации работы с семьей следует учитывать то, что условно существуют две категории родителей (в первую очередь мам, имеющих детей с ограниченными возможностями и желающих посещать ДОУ VIII вида.

Первую группу составляют мамы, для которых отсутствие ребенка дома является социальной необходимостью – для устройства на работу, изыскания дополнительного заработка, окончания обучения в вузе и т. д. Эти мамы переживают разлуку с ребенком, стараются пораньше забрать из детского сада, проявляют интерес к достижениям ребенка, стараются по мере возможности включаться в развлекательные семейные мероприятия.

Вторую группу образуют мамы, для которых ДОУ является способом обеспечения собственной свободы, когда помещение ребенка в детский сад позволяет маме заниматься собой, домашним хозяйством, общение с друзьями и. т. п. Эти мамы приводят ребенка к открытию группы, уже устав от его присутствия, быстро раздевают и не спеша уходят. Впрочем забирают ребенка ближе к окончанию работы группы, не интересуясь событиями прошедшего дня. На просьбы специалистов сада понаблюдать за ребенком, показать или рассмотреть что-либо выражают крайнее удивление, не произнося, но демонстрируя вопрос: «Зачем? Он же не понимает!»

Специфика отношения мам к посещению ребенком детского сада компенсирующего вида обуславливает особенности построения работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В первом случае, когда мама заинтересована в развитии ребенка, работа с семьей с первых дней посещения ребенком группы происходит в двух планах:

1. в информационном (обеспечение информацией по проблемам ребенка, обсуждение эффективности принятых ранее мер и планируемых действий по обследованию и лечению ребенка, направление на консультацию к ведущим специалистам по проблемам ребенка);

2. в практическом (присутствие мамы на ежедневных занятиях с ребенком, обучение приемам развития перцептивных процессов, совместное выяснение потенциальных возможностей ребенка).

Во втором случае, когда мама заинтересована в большей степени в собственной свободе, работа с семьей строится в другом порядке. Первоначально достигаются максимально возможные успехи для ребенка в определенной области, например самостоятельная еда, передвижение за мячом, подбор по цвету и. т. д. потом организуется показательное занятие, на которое приглашается мама. Как показывает практика, такие мамы бывают чрезмерно удивлены успехами ребенка, т. к. дома они не уделяют внимания развивающим играм и не стремятся понять, чем занимаются в детском саду. К сожалению, даже когда мамы стали свидетелями возможностей ребенка, только половина из них пересматривают свою точку зрения на воспитание сына/дочки. После того как достигнута цель смещения мотивации участия родителя в развитии ребенка с пассивной на активную, работа с семьей начинает строиться как в первом случае, описанном выше.

Следует отметить, что эффективная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможна только при относительном благоприятном психологическом климате в семье. Другим не менее важным условием является желание всех членов семьи включиться в процесс социализации такого ребенка. К сожалению, другие члены семьи очень редко включаются в процесс развития ребенка. Это относится и к папам, и к бабушкам, и к дедушкам, которые чаще всего выполняют роль сопровождающего, что не менее важно в связи с высокой социальной дезадаптацией этой категории детей, а часто – с невозможностью самостоятельно передвигаться.

Работа с родителями проводится 2 раза в неделю путем бесед во время приема и ухода ребенка домой:

поощряется желание родителей предоставлять свободу ребенку, а не постоянно его опекать;

акцентируется внимание родителей на достигнутых результатах (рассматриваются работы ребенка и совместные поделки);

указывается на необходимость стимулировать психические процессы ребенка в бытовых ситуациях – память, внимание, мышление («Что мы наденем сначала?», «Куда наденем носочки?», «Где должны стоять сапожки?»). особенно важно, чтобы подобные вопросы дети слышали от родителей. Практика показывает, что формулировка вопросов, а не простых инструкций типа «покажи» стимулирует поисковую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.

На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребенка (по результатам диагностики, его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особо уделяется внимание организации развивающей среды дома. Подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения для принятия пищи и познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Семинары-практикумы (совместное занятие родителей, детей и специалиста-дефектолога) могут быть посвящены обучению родителей развитию двигательной сферы ребенка путем практического ознакомления с элементами адаптивной физической культуры (по рекомендации врача, обучению навыкам сотрудничества в игровой деятельности (атрибуты, развитие сюжета, выполнение игровых действий, обучению навыкам общения с использованием жестов, условных обозначений и карточек (для неговорящих детей).

Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причем важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное – в виде совместных танцев, музыкально-ритмических упражнений и музыкальных игр. Как показывает практика, такая организация праздников приносит удовольствие не только детям, но и родителям. Что способствует лучшему пониманию друг друга, а также соответствует специфике комплексного сопровождения ребенка. Важно, что родители понимают дошкольное учреждение компенсирующего вида – это не место «отбывания» ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а учреждение для его реабилитации и социальной адаптации.

Таким образом, включение родителей в общеобразовательный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет процесс социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Список использованных источников:

1. Астапов В. М. Основы дефектологии. – М., 1995.

2. Баряева Л. Б. Обучение и воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб., 2003.

3. Безух С. М., Лебедева С. С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. – Спб., 2006.

4. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно- развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 С.

5. Дети с отклонениями в развитии / Под. ред. М. С. Певзнер. М., 1966.

6. Добряков И. В., Заширская О. В. Психология семьи и больной ребенок. – СПБ., 2007.

7. Исаев Д. У. Умственная отсталость у детей и подростков. — Спб., 2007.

Источник

Ирина Николаева
Работа с семьёй дошкольника с множественными нарушениями в развитии

Работа с семьёй является основным моментам в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно развивающихся дошкольников. Однако сотрудничество с семьёй ребёнка с множественными нарушениями в развитии для эффективности коррекционно-развивающегося процесса более выражено, чем в работе с другими категориями детей. Это обусловлено тем, что на плечи в первую очередь мамы ложится забота о повторении и закреплении тех представлений и умений, которые ребёнок получил в детском саду. Не секрет, что знания, подкреплённые словами любимой мамы, запечатлеваются ребёнком значительно сильнее и длительнее сохраняются.

К сожалению, не все родители этой категории детей готовы к сотрудничеству по ряду объективных и субъективных причин:

• невозможность мамы или других членов семьи реализовать себя, например, в профессиональной деятельности;

• присутствует чувство ущербности и неполноценности или всплеск агрессивно-защитных поведенческих актов (вербальных и невербальных, особенно в ситуациях сочувствующего взгляда и слов окружающих людей;

• социальная отгороженность и финансовая нестабильность (недостаточность) семьи, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями;

• резкое изменение семейных взаимоотношений в связи с особыми потребностями ребёнка с множественными нарушениями в развитии;

• выраженное желание мамы помочь ребёнку с одновременным сомнением в том, что это возможно;

• несоответствие поведения ребёнка социально принятым нормативам (или невозможность приведения к ним) вызывает у родителей эмоциональное опустошение и, как правило, безразличие к потребностям ребёнка, кроме естественных потребностей в пище, тепле.

Поэтому в работе с семьёй должно присутствовать 2 направления работы:

1. оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений;

2. реализация программы образовательных мероприятий)лекций, семинаров, практикумов) для родителей с целью расширения репертуара сотрудничества с ребёнком и раскрытия его потенциальных возможностей для членов семьи.

При организации работы с семьёй следует учитывать то, что условно существуют две категории родителей (в первую очередь мам, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Первую группу составляют мамы, для которых отсутствие ребёнка дома является социальной необходимостью – для устройства на работу, изыскания дополнительного заработка, окончания обучения в вузе и т. д. Эти мамы переживают разлуку с ребёнком, стараются пораньше забрать из детского сада, проявляют интерес к достижениям ребёнка, стараются по мере возможности включиться в развлекательные семейные мероприятия.

Вторую группу образуют мамы, для которых группа «Особый ребёнок» является способом обеспечения собственной свободы, когда помещение ребёнка в детский сад позволяет маме заниматься собой, домашним хозяйством, общением с друзьями и т. д. Эти мамы приводят ребёнка к открытию группы, уже устав от его присутствия, быстро раздевают и не спеша уходят. Вечером забирают ребёнка ближе к окончанию работы группы, не интересуясь событиями прошедшего дня. На просьбы специалистов сада понаблюдать за ребёнком, показать или рассмотреть что-либо выражают крайнее удивление, не произнося, но демонстрируя вопрос: «Зачем? Он же не понимает!»

Специфика отношения мам к посещению ребёнком детского сада обусловливает особенности построения работы с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями.

В первом случае, когда мама заинтересована в развитии ребёнка, работа с семьёй с первых дней посещения ребёнком группы происходит в двух планах:

1) в информационном (обеспечение литературой по проблемам ребёнка, обсуждение эффективности принятых ранее мер и планируемых действий по обследованию и лечению ребёнка, направление на консультацию к ведущим специалистам по проблемам ребёнка);

2) в практическом (присутствие мамы на ежедневных занятиях с ребёнком, обучение приёмам развития перцептивных процессов, совместное выяснение потенциальных возможностей ребёнка).

Во втором случае, когда мама заинтересована в большей степени в собственной свободе, работа с семьёй строится в другом порядке. Первоначально достигаются максимально возможные успехи для ребёнка в определённой области, например самостоятельная еда, передвижение за мячом, подбор по цвету и т. д. Потом организуется показательное занятие, на которое приглашается мама. Как показывает практика, такие мамы бывают чрезмерно удивлены успехами ребёнка, так как дома они не уделяют внимания развивающим играм и не стремятся понять, чем занимаются в детском саду. К сожалению, даже когда мамы стали свидетелями возможностей ребёнка, только половина из них пересматривает свою точку зрения на воспитание сына/дочки. После того как достигнута цель смещения мотивации участия родителя в развитии ребёнка с пассивной на активную, работа с семьёй начинает строиться как в первом случае, описанном выше.

Следует отметить, что эффективная работа с семьёй ребёнка со сложными нарушениями в развитии возможна только при относительно благоприятном психологическом климате в семье. Другим не менее важным условием является желание всех членов семьи включиться в процесс социализации такого ребёнка. К сожалению, другие члены семьи очень редко включаются в процесс развития ребёнка. Это относится и к папам, и к бабушкам, и к дедушкам, которые чаще всего выполняют роль сопровождающего, что не менее важно в связи с высокой социальной дезадаптацией этой категории детей, а часто – с невозможностью самостоятельно передвигаться.

Работа с родителями проводится ежедневно путём бесед во время приёма и ухода ребёнка домой:

o поощряется желание родителей предоставить свободу ребёнку, а не постоянно его опекать;

o акцентируется внимание родителей на достигнутых результатах (рассматриваются работы ребёнка и совместные поделки);

o указывается на необходимость стимулировать психические процессы ребёнка в бытовых ситуациях – память, внимание, мышление («Что мы наденем сначала?», «Куда надеваем носочки?», «Где должны стоять сапожки?», «Где твой шкафчик?» и т. д.). Особенно важно, чтобы подобные вопросы дети слышали от родителей. Практика показывает (и это согласуется с данными коррекционной педагогики и специальной психологии, что формулировка вопросов, а не простых инструкций типа «покажи» стимулирует поисковую активность детей с множественными нарушениями в развитии.

На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребёнка (по результатам диагностики, его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особо уделяется внимание организации развивающей среды дома. Подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения для принятия пищи и познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.

Семинары-практикумы (совместное занятие родителей, детей и специалиста-дефектолога, психолога) могут быть посвящены обучению родителей развитию двигательной сферы ребёнка путём практического ознакомления с элементами адаптивной физической культуры (по рекомендации врача, обучению навыкам сотрудничества в игровой деятельности (атрибуты, развитие сюжета, выполнение игровых действий, обучению навыкам общения с использованием жестов, условных обозначений и карточек (для неговорящих детей).

Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причём важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное – в виде совместных танцев, музыкально-ритмических упражнений и музыкальных игр. Как показывает практика, такая организация праздников приносит удовольствие не только детям, но и родителям, что способствует лучшему пониманию друг друга, а также соответствует специфике комплексного сопровождения ребёнка.

Таким образом, включение родителей в образовательный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет процесс социализации ребёнка с ограниченными возможностями.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА СО СЛОЖНЫМ ИЛИ МНОЖЕСТВЕННЫМ НАРУ

Описание слайда:

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА СО СЛОЖНЫМ ИЛИ МНОЖЕСТВЕННЫМ НАРУШЕНИЕМ Выполнила: студентка 3 курса Дефектологического факультета очной формы обучения Худилайнен Ксения

2 слайд

В последние годы встречается все большее число врожденных нарушений зрения и

Описание слайда:

В последние годы встречается все большее число врожденных нарушений зрения и слуха у детей. Все чаще кроме тяжелых нарушений зрения и слуха эти дети имеют и другие аномалии развития, такие как врожденный порок сердца, нарушения моторики и другие.

3 слайд

Причины появления у детей сложных врожденных нарушений: Различные вирусные з

Описание слайда:

Причины появления у детей сложных врожденных нарушений: Различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Заболевание родителей диабетом, токсоплазмозом, сифилисом и многими другими болезнями. Все чаще в последнее время множественные дефекты у новорожденного объясняют глубокой недоношенностью, которая наступила в результате преждевременных родов по неясной для врачей причине. К очень раннему нарушению зрения и слуха приводят тяжелые заболевания новорожденного в первые месяцы жизни (для спасения жизни новорожденного применяются сильнодействующие лекарства, которые могут отрицательного влиять на слух и зрение ребенка).

4 слайд

Чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким, и у родителей возник

Описание слайда:

Чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким, и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья. Особенно сильные переживания сопровождают первые месяцы жизни недоношенного ребенка. Страх за жизнь ребенка, боязнь проявления серьезных пороков развития, трудности лечения, ухода и кормления младенца держат в постоянном нервном напряжении его родителей и в особенности маму.

5 слайд

В большинстве случаев не удается достаточно рано определить наличие нарушени

Описание слайда:

В большинстве случаев не удается достаточно рано определить наличие нарушений слуха у новорожденного. Большие сложности возникают и с обследованием зрения у такого ребенка. Практика показывает, что, хотя офтальмологическое обследование должны проходить все новорожденные дети, в ряде случаев это обследование осуществляется достаточно формально и не позволяет своевременно выявить такую сложную глазную патологию, как врожденные изменения сетчатки глаза или частичная атрофия зрительных нервов. Гораздо чаще появление катаракты замечает мать ребенка в первые месяцы после рождения. Сначала появляются серые точки в зрачках ребенка, за­тем сереет весь зрачок на одном глазу, потом на другом. После этого обращаются к глазному врачу и узнают диагноз.

6 слайд

Картина первых месяцев жизни ребенка со сложными нарушениями не выглядит так

Описание слайда:

Картина первых месяцев жизни ребенка со сложными нарушениями не выглядит так мрачно, если его родители находят в себе силы справиться со своим страхом и неприятием возможной слепоты и глухоты ребенка и стараются помочь ему найти другие, более адекватные, чем ущербные зрение и слух, опоры в развитии. Очень важно, если родители понимают, что кроме постоянного наблюдения у врачей их ребенку необходима помощь специалистов по обучению детей с нарушением зрения и слуха, и они начинают искать контакты с подобными специалистами сразу после того, как появились подозрения на наличие сложного дефекта у ребенка.

7 слайд

Полная глухота встречается у детей с нарушенным слухом очень редко. Практиче

Описание слайда:

Полная глухота встречается у детей с нарушенным слухом очень редко. Практически всегда у детей имеется остаточный слух разной степени, который можно успешно развивать, используя специальные упражнения. Большие возможности дает и раннее, обязательно для двух ушей, протезирование слуховыми аппаратами.

8 слайд

Редко у детей встречается полная или тотальная слепота. Успехи современной м

Описание слайда:

Редко у детей встречается полная или тотальная слепота. Успехи современной медицины позволяют вернуть ребенку остаточное зрение при многих заболеваниях глаз. Но для этого недостаточно успешно проведенного курса лечения или операции, нужна система специальных занятий, чтобы научить ребенка пользоваться остаточным зрением. Специалисты по обучению детей с нарушением зрения и слуха подскажут, как лучше использовать в процессе воспитания чувства осязания, обоняния, вкуса, вибрации.

9 слайд

Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для все

Описание слайда:

Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Эксперименты на новорожденных обезьянках показали, что лишение их физического контакта с матерью и воспитание путем только зрительной и слуховой стимуляции привело к очень грубым нарушениям их социального поведения в будущем. Только постоянный телесный контакт с ребенком создает у него чувство безопасности и защищенности.

10 слайд

Уже на втором месяце жизни у нормально развивающегося ребенка возникает реак

Описание слайда:

Уже на втором месяце жизни у нормально развивающегося ребенка возникает реакция на лицо матери. Обычно это происходит во время кормления на руках матери. Дефектность зрения больного ребенка делает невозможным полноценный зрительный контакт с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Очень важно, чтобы и ребенок, и мать были в это время спокойны и расслаблены. Часто больные дети плохо сосут с первых дней жизни. К сожалению, очень часто у матери рано пропадает грудное молоко и приходится переходить на искусственное вскармливание.

11 слайд

Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения и слуха выглядят пассивным

Описание слайда:

Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения и слуха выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них, или их реакция связана только с их физическим состоянием.

12 слайд

Очень важно, чтобы малыш развивался моторно с возможно меньшим отставанием о

Описание слайда:

Очень важно, чтобы малыш развивался моторно с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны таким детям. Если ребенок пассивен, нужно помочь ему переворачиваться на животик и обратно, приподнимайте его за ручки, учите упираться ногами и т. д. Здоровый ребенок очень подвижен и постоянно сам меняет положение тела. За такого ребенка это должен делать взрослый. Необходимо следить, чтобы он не оставался долгое время в одной и той же позе. Нужно постоянно менять его положение в кроватке по отношению к источнику света. Чаще менять положение своего тела, когда держишь ребенка на руках.

13 слайд

Постепенно малыш должен стать более активным. Часто заметный скачок в двигат

Описание слайда:

Постепенно малыш должен стать более активным. Часто заметный скачок в двигательной активности ребенка наступает после операции глаз. Все больше внимания теперь нужно уделять стимуляции использования остаточного зрения и слуха. Обычно всем младенцам нравится играть со светом. Они машут руками между лицом и светом, учатся фиксировать свой взгляд, рассматривая свои руки. Велико значение световой стимуляции и для развития нарушенного зрения, особенно это важно при катарактах. Можно использовать для этого и солнечный свет, и свет лампы, и тени деревьев. Важно менять положение источника света: следя за ним,ребенок учится контролировать свои руки и голову, это может стимулировать его движения и перевороты.

14 слайд

Не менее важно стимулировать слух ребенка. Ребенок с нормальным слухом тоже

Описание слайда:

Не менее важно стимулировать слух ребенка. Ребенок с нормальным слухом тоже не умеет слушать с рождения. Только с помощью матери он научается выделять из потока разнообразных звуков приятные и значимые для него звуковые сигналы (голос мамы, звук колокольчика или погремушки, скрип двери и т. д.). Постоянно слыша голос матери, он начинает узнавать его издалека, прислушивается к нему. С ребенком, имеющим нарушенный слух, тоже надо постоянно разговаривать, но с очень близкого расстояния.

15 слайд

Говоря с ребенком близко от его уха, вы привлекаете внимание к своему голосу

Описание слайда:

Говоря с ребенком близко от его уха, вы привлекаете внимание к своему голосу еще и струей теплого воздуха изо рта. Малыш способен ощущать вибрацию вашего голоса, если положить его ручку на вашу шею, щеку или грудь. Очень полезно петь песенки и совершать при этом разные движения, которые радуют ребенка. Можно играть с ним в «ладушки» и «поехали с орехами», в другие подобные игры. Внимательно вслушивание в звуки, которые произносит сам ребенок. Можно попробовать повторять его вокализации — это тоже может служить стимулом для развития его слуха, гуления и лепета.

16 слайд

Очень важным предметом, к которому должен привыкнуть малыш и освоить с ним с

Описание слайда:

Очень важным предметом, к которому должен привыкнуть малыш и освоить с ним соответствующее действие, должна стать ложка, а затем и чашка. Как и все нормально развивающиеся дети, наш ребенок должен до года научиться есть с ложки и пить из чашки. Ложка должна стать одним из первых предметов, с которыми ребенок научится манипулировать: брать ее в руку, рассматривать, близко поднеся к глазу, облизывать, трясти ею перед глазами, стучать по столу. Ребенок должен научиться пить из чашки, которую сам держит в руках.

17 слайд

Навыки, связанные с туалетом, общеприняты для этого возраста. Как только мал

Описание слайда:

Навыки, связанные с туалетом, общеприняты для этого возраста. Как только малыш научится сидеть, его надо приучать сидеть на горшке. Делать это надо сразу после пробуждения или через некоторое время после еды. Горшок должен быть удобным и теплым. Можно сажать ребенка на горшок, зажатый между коленями мамы или между ее ногами, когда она сидит на полу.

18 слайд

Когда родители соблюдают эти основные правила, то ребенок с глубокими наруше

Описание слайда:

Когда родители соблюдают эти основные правила, то ребенок с глубокими нарушениями зрения и слуха к концу первого — началу второго года жизни может овладеть следующими умениями: 1) есть с ложки; 2) жевать; 3) откусывать от куска; 4) пить из чашки; 5) сидеть; 6) брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти перед глазами, стучать ими, рассматривать их; 7) сидеть на горшке.

19 слайд

Поведение можно охарактеризовать следующим образом: 1) проявляет недовольств

Описание слайда:

Поведение можно охарактеризовать следующим образом: 1) проявляет недовольство, когда остается один; успокаивается на руках у взрослого; 2) проявляет беспокойство, когда штаны мокрые; 3) большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая; пытается сам вставать; 4) проявляет интерес к светящимся, блестящим и ярким предметам; 5) очень любит купание и обливание.

20 слайд

Ребенок научился ходить. Чаще всего это происходит с заметным опозданием по

Описание слайда:

Ребенок научился ходить. Чаще всего это происходит с заметным опозданием по сравнению с нормой. Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он начал хорошо стоять с поддержкой. Хорошим способом помочь малышу в этом может стать своеобразное совместное хождение: ступни ног ребенка стоят на ступнях взрослого, который находится сзади и держит малыша за обе руки.