Ребенок с гидроцефалией развитие речи

Одно из наиболее частых последствий перинатальных повреждений нервной системы, приводящих к формированию задержек речевого развития, невротических и нейро-соматических расстройств, с дальнейшим нарушением школьной адаптации и ухудшением качества жизни пациента, является субкомпенсированная гидроцефалия.
Клинический опыт свидетельствует, что частой причиной головной боли и других неврологических нарушений в детском возрасте является внутричерепная гипертензия. Наиболее яркими проявлениями неполноценности центральной нервной системы (ЦНС) при внутричерепной гипертензии (ВЧГ) являются нарушения развития, поведенческие и когнитивные нарушения [10]. При отсутствии нейрореабилитации, развитие детей с ВЧГ протекает не благополучно. Обще признано, что их максимальная выраженность постепенно прогрессирует и достигает своего максимума в возрасте 6—7 лет. Однако при проведении систематической коррекционной лечебно-педагогической работы, возможен значительный регресс симптоматики, с купированием неврологических проявлений и развитием речевых навыков.
В подавляющем большинстве случаев при субкомпенисированой гидроцефалии задержка речевого развития сочетается с нарушением когнитивных функций и общемозговой симптоматикой в виде головных болей, периодических носовых кровотечений, нарушения сна, эмоциональной лабильности, двигательной расторможенности. Указанные клинические проявления усугубляют речевые нарушения и существенно снижают способности ребенка к усвоению учебного материала. Стабилизация внутричерепного давления является необходимым фактором для повышения эффективности реабилитационных и педагогических мероприятий по восстановлению речевого развития.
Для повышения качества жизни и улучшения социальной адаптации у данной группы пациентов необходимо оказание комплексного воздействия, направленного не только на улучшение речевой функции, но и стабилизацию внутричерепной гипертензии, для купирования таких ее проявлений как, головные боли, нарушение памяти и внимания, носовые кровотечения, нарушение сна, эмоциональную лабильность и двигательную расторможенность [3].
У детей с нарушениями речи, страдающих субкомпенсированной формой гидроцефалии, помимо рефлекторных методов восстановительного лечения, в виде микротоковой рефлексотерапии и логопедического массажа, способствующих восстановлению тонуса артикуляционных мышц и повышению функциональной активности речевых зон коры головного мозга [7, 12], необходимо оказывать лечебное воздействие, направленное на стабилизацию ликвородинамики с улучшением венозного оттока из полости черепа для уменьшения компрессии структур головного мозга прилежащих к ликворным пространствам. Однако длительное применение препаратов диуретического ряда в детском возрасте, может приводить к эксикозу, снижению уровня калия, натрия, магния, а одновременное назначение препаратов калия при длительном приеме фуросемида и диакарба по ряду исследований, может привести к гиперкалиемии [6].
Функциональная неполноценностиь церебральной гемодинамики, которая выражается в ангиодистонии с элементами атонии венозной стенки, приводит к развитию внутричерепной гипертензии, за счет явлений венозного застоя в полости черепа [4]. С учётом этого обстоятельства особого внимания заслуживают медикаментозные средства, целенаправленно воздействующие не только на метаболические процессы в нервной клетке, но и улучшающие церебральную микроциркуляцию, в том числе обладающие венотоническим эффектом. Таким препаратом является препарат танакан, растительного происхождения, стандартизованный и титрованный экстракт Гинкго билоба, относится к клинико-фармакологической группе: фитопрепарат, улучшающий мозговое и периферическое кровообращение, действие которого обусловлено влиянием на процессы обмена веществ в клетках, реологические свойства крови и микроциркуляцию, а также на вазомоторные реакции кровеносных сосудов. Танакан улучшает кровоснабжение головного мозга, доставку кислорода и глюкозы, нормализует тонус не только артерий, но и вен, улучшает микроциркуляцию [2] и метаболические процессы, оказывает антигипоксическое действие на ткани. Воздействует на высвобождение, обратный захват и катаболизм нейромедиаторов (норадреналина, ацетилхолина) и на их способность к связыванию с мембранными рецепторами. В 1989 году Bruel A. были опубликованны результаты контролировуемых клинических испытаний при хронической церебровоскулярной недостаточности свидетельствующие об эффективности танакана в лечении таких клинических симптомов заболевания, как головная боль, снижение внимания и памяти, головокружение, шум в голове и т. д. [13]. Проведенные различными авторами исследования [1] показали так же, что танакан дает выраженный клинический эффект в терапии последствий перинатального поражения головного мозга у недоношенных детей в лечении гипертензионно-гидроцефального синдрома, за счет компенсации венозного кровотока головного мозга и восстанавления неврологического дефицита.
Однако до настоящего времени не проводилось клинических исследований эффективности Танакана в комплексном лечении нарушений речевого развития у пациентов с субкомпенсированной формой гидроцефалии.
Целью нашего исследования явилось изучение лечебной эффективности препарата танакан в комплексном лечении пациентов с диагнозом резидуально-органическое поражение головного мозга, субкомпенсированная гидроцефалия, задержка психо-речевого развития в виде сенсомоторной алалии. Для реализации поставленной нами цели в амбулаторных условиях детского отделения неврологии и рефлексотерапии «Реацентр Волгоград» было обследовано и получили лечение 68 детей в возрасте от 3-х до 7 лет.
При неврологическом осмотре у всех пациентов отмечались признаки ВЧГ и общемозговой симптоматики: усиление венозного рисунка височной области, эквиваленты головной боли, нарушение сна в виде долгого засыпания и/или двигательного беспокойства во сне, эмоциональной лабильности, а так же у 52 пациентов отмечалась выраженная моторная расторможенность. Все 68 пациентов перед началом курса лечения были осмотрены логопедом для уточнения особенностей и выраженности психоречевого дефекта с использованием следующих методик: стандартного логопедического осмотра и установления степени недоразвития речи по Левиной Р. Е., Филичевой Т. Б., [8] определение формы дизартрии и степени выраженности неврологической дисфункции на основе экспресс методики Горшеневой С. В. [5] При этом у всех пациентов выло выявлено нарушение восприятия речи: у 22 пациентов отсутствовало понимание обращенной речи, у 44 отмечалось частичное понимание обращенной речи на бытовом уровне. В большинстве случаев у 59 пациентов патологическое состояние мышц речевого аппарата препятствовало развитию артикуляционной моторики, появлению и постановке новых звуков. Уровень речевого развития у всех пациентов соответствовал 1 уровню общего недоразвития речи (ОНР).
У всех 68 пациентов при проведении ЭЭГ были выявлены признаки грубой задержки развития биоэлектрической активности мозга, выраженной дисфункции срединно-стволовых структур, дезорганизации корковой ритмики. Анализируя данные РЭГ у пациентов участвующих в исследовании были отмечены проявления хронической церебровоскулярной недостаточности с нарушением венозного оттока из полости черепа: у 58 пациентов — венозный застой, у 35 пациентов — повышение периферического сосудистого сопротивления. В подавляющем большинстве случаев при проведении МРТ были выявлены признаки органического поражения головного мозга в виде комбинированной гидроцефалии с преобладанием расширения передних и боковых рогов желудочковой системы, расширением ликворных пространств по конвексу преимущественно в области височных и лобных долей головного мозга; участки демиелинизации и мелкие единичные кисты в белом веществе лобных долей головного мозга. В ряде случаев были обнаружены гипоплазия мозолистого тела и киста прозрачной перегородки. Методом рандомизации все пациенты были подразделены на 3 группы: в I группу вошли 22 пациента получивших препарат танакан; во II группу вошли 24 человека, получавшие рефлекторные методы лечения МТРТ и логопедический массаж; в III группу вошли 22 человека, получавшие комплексное лечение, включающее препарат танакан, МТРТ, логопедический массаж. Все 68 детей в процессе исследования так же получали систематические занятия с логопедом для закрепления речевых навыков, полученных в процессе реабилитационного лечения. речевой стабилизация сенсомоторный алалия
Медикаментозное лечение препаратом Танакан проводилось перорально в дозе у детей 3—5 лет ј табл. (0,25 мл стандартизированного раствора) — 2 раза в день в течении 2-х месяцев.; у пациентов 5—7 лет Ѕ табл. (0,5 мл стандартизированного раствора) — 2 раза в день в течении 2-х месяцев.
Процедуры МТРТ проводились прибором, разрешенным к серийному производству и применению в медицинской практике «Стимулятор микротоковый электропунктурный компьютерный «МЭКС» в соответствии с «Инструкцией по применению». Воздействие на БАТ осуществлялось последовательно: на корпоральные БАТ, затем на БАТ над артикуляционными мышцами и на зоны краниотерапии [9, 11]. МТРТ проводилась курсами, состоящими из 15 процедур с перерывами 1 месяц после 1 курса лечения и 2 месяца после 2 курса. Логопедический массаж проводился с применением зондов по Новиковой, 2 курсами по 10 сеансов, после окончания 1 и 3 курса МТРТ. Систематические занятия с логопедом для закрепления речевых навыков проводились по стандартной методике. Оценка состояния пациентов проводилась до начала лечения и по окончании лечебной программы, что соответствовало 6 месячному временному периоду с момента начала процедур.
Анализ результатов проведенного лечения показал, что у пациентов отмечалось купирование общемозговой симптоматики: прекратились головные боли, нормализовался сон, уменьшилось двигательное и эмоциональное беспокойство: в I группе у 10 пациентов (45 %), во II группе у 15 пациентов (62 %), в III группе у 18 пациентов (81 %.) Понимание обращенной речи улучшилось: I группе у 7 пациентов (32 %), во II группе у 15 пациентов (63 %), в III группе у 17 пациентов (77 %). У большинства пациентов учавствующих в исследовании так же отмечалось улучшение экспрессивной речи с 1 уровня ОНР до 2 уровня: в I группе у 6 пациентов (27 %), во II группе у 13 пациентов (54 %), в III группе у 15 пациентов (68 %) — появился или расширился активный словарный запас в основном за счет бытовых слов; в речи дети стали использовать глаголы и предлоги, появились элементы фразовой речи; пациенты стали строить сложные предложения. У детей так же отмечалось улучшение дикции.
Анализ отдаленных результатов, который проводился по данным контрольного психо-неврологического и логопедического обследования через 6 месяцев всех 68 пациентов после окончания лечения показал, что рецидив общемозговой симптоматики отмечался I и II группе у 12 пациентов 52 % и у 11 пациентов (46 %) соотвественно, то есть пациенты нуждались в поддерживающих курсах медикаментозного лечения препаратом танакан или МТРТ. У пациентов III группы рецидив общемозгововй симптоматики отмечался лишь у 3 пациентов (14 %). Положительные отделенные результаты улучшения речевого развития до 3 уровня ОНР, в виде построения грамматически правильных сложных предложений из 5—6 слов с использованием всех частей речи и начала развития описательной речи (описывали по картинкам происходящее без наводящих вопросов, рассказывали о произошедших событиях) — отмечалось только в III группе у 5 пациентов (23 %). Проведенное исследование показало хорошую переносимость танакана и его высокую эффективность при сочетании с МТРТ и логопедическим массажем.
Таким образом танакан наиболее целесообразно применять в комплексе с рефлекторными методами лечения в виде МТРТ и логопедического массажа при органическом поражении головного мозга с нарушением венозного оттока из полости черепа, с целью купирования общемозговой симптоматики, улучшения психоречевого развития, социальной адаптации с повышением качества жизни.
Список литературы
- 1. Альперина О. Н. Клинические особенности и методы патогенетической коррекции перинатального поражения центральной нервной системы у недоношенных детей с ретинопатией: автореферат дис. … кандидата медицинских наук, Екатеринбург, 2011, 168 с.
- 2. Бабенков Н. В. Нарушения венозного кровообращения головного мозга. Современные аспекты диагностики и лечения. Дис М., 2000, 41 с.
- 3. Бадалян Л. О., Берестов А. И., Дворников А. В. Головные боли у детей и подростков. М.: МП «Рарог», 1991, 60 с.
- 4. Джабарова Л. Б., Никулина Т. А. Инстенон и актовегин в комплексном лечении тяжелой черепно-мозговой травмы, СПб: ТОО «ОЛБИС», 1999. С. 141—145.
- 5. Горшенева С. В. Методические рекомендации по курсу «Нейропсихология», СамГПУ Самара 1999, 115 с.
- 6. Змушко Е. И., Белозеров Е. С. Медикаментозные осложнения. СПб.: ИД «ПИТЕР», 2001, 426 с.
- 7. Крюков Н. Н., Левин А. В., Уханова Т. А., Гаврилов А. П. Электропунктурная диагностика и терапия заболеваний нервной системы и расстройств психологичекого развития у детей. Учебно-методическое пособие для врачей, Самара 2008, 44 с.
- 8. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей. М., Аркти, 2005, 222 с.
- 9. Мачерет Е. А., Коркушко А. О. Основы электро- и акупунктуры. Киев: «Здоров’я», 1993, 137 с.
- 10. Скворцов И. А., Ермоленко Н. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М: «МЕДпресс-информ», 2003, 367 с.
- 11. Стояновский Д. Н. Рефлексотерапия, Кишинев. Картя Молдовеняскэ1987, 381 с.
- 12. Уханова Т. А., Левин А. В., Гаврилов А. П. Микротокова рефлексотерапия в восстановительном лечении речевой функции у пациентов с детским церебральным параличом. Тез. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии реабилитации инвалидов в Российской федерации», Казань, 2009. С. 203—207.
- 13. Bruel A. Effects of Ginko biloba extract on glucose transport and glycogen synthetis of cultured smooth muscle cells from pig aorta. Pharmacol Res 1989; № 21. С. 421—429.
Источник
Тяжелые степени гидроцефалии, несмотря на своевременное оперативное вмешательство и дегидратационную терапию, часто приводят к замедлению темпа, затруднению и дисгармонии всего процесса формирования высших психических функций (Ахутина Т.В., Лурия А.Р., Симерницкая Э.Г., Тишкова А.В., Андреева Е.В., Семаго Н.Я., Ярыгин В.Н. и др.). Это негативно сказывается на овладении речью.
В опубликованных исследованиях не найдено подробных данных о доречевом и речевом развитии детей с гидроцефалией. Отсутствуют данные логопедической диагностики и информация об оказании или отсутствии логопедической помощи этим детям в преддошкольном возрасте.
Для выявления особенностей развития экспрессивной стороны речи и ее психологической базы у детей преддошкольного возраста с гидроцефалией, была составлена схема комплексного психолого-педагогического обследования детей преддошкольного возраста, предусматривающая изучение анамнестических данных о пренатальном и интранатальном периодах развития, о развитии ребенка на первом году жизни, а также обследование:
— моторного развития и моторной подражательности (методики Л.Н. Павловой и Э.Г. Пилюгиной, дополненные пробами на артикуляционную моторику и подражательность артикуляторным движениям),
— перцептивного развития (часть проб по Е.А. Стребелевой),
— познавательного развития (по Е.А. Стребелевой),
— коммуникативного и речевого развития, вербальной подражательности (проба Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой (2003), адаптированная в соответствии с возрастом детей).
Была предусмотрена качественная и количественная оценка деятельности ребенка. Задания предъявлялись вербально с жестово-мимическим сопровождением. Если ребенок не начинал действовать, оказывалась помощь в виде показа способа действия, помощи в выполнении движения, указательных жестов, пассивных действий.
Обследовано 135 детей в возрасте 1 г. 4 мес. — 1 г. 6мес.; из них 27 детей с гидроцефалией (12 с локальными поражениями головного мозга), 24 ребенка с задержкой речевого развития (ЗРР) без гидроцефалии и 84 здоровых ребенка.
Для детей с гидроцефалией было характерно дисгармоничное развитие высших психических функций, замедленное их формирование, застревание на предыдущих этапах, увеличение отставания с возрастом, что свидетельствует об особенностях созревания структур головного мозга и их взаимосвязей.
Развитие импрессивной стороны речи у обследованных детей с гидроцефалией находилось на уровне нормы либо близком к норме. Большие затруднения у этих детей вызывали различение предметов по некоторым признакам (например, различение предметов по дихотомии «твердый-мягкий»), усвоение соотнесения по основным цветам.
Развитие экспрессивной стороны речи у детей с гидроцефалией в преддошкольном возрасте протекало своеобразно. Они практически не употребляли слов и звукоподражаний, за исключением называния 2 — 3 близких людей упрощенными словами. В адаптированной пробе Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой дети радовались при появлении каждого нового предмета, «называя» его жестом.
Дети обходились придуманными и общеупотребительными жестами, сопровождая их усредненными гласными или звонкими согласными и интонацией. Они не пытались повторить за взрослым облегченные слова и звукоподражания. К 2 годам большинство детей активно использовали для общения с окружающими жестовые «фразы», состоящие из 2 — 3 жестов, сопровождаемых мимикой, интонационно окрашенными звуками. Отмечался нестойкий интерес к потешкам, детским стихам, при этом дети с удовольствием и довольно точно имитировали мелодию, интонацию знакомых песен.
Таким образом, для детей преддошкольного возраста с гидроцефалией характерны особенности становления экспрессивной стороны речи:
1. Затрудненное и недостаточное формирование подражательности, имитационной деятельности, несформированность ориентировки на взрослого как на образец действия и источник коммуникации.
2. Не было выявлено достоверной корреляции между развитием общей, лицевой моторики и развитием речи, между развитием мелкой моторики и речи. Была выявлена достоверная корреляция между сформированностью имитационной, коммуникативной деятельности, предметно-игровых действий и экспрессивной стороны речи.
3. При практически полном отказе от вербального общения дети используют невербальные средства коммуникации, что, по-видимому, свидетельствует о трудностях актуализации вербальных обозначений объектов окружающей действительности, их признаков и действий вследствие затрудненного формирования межполушарного взаимодействия.
Костюк Анна Владимировна
Также читайте:
Источник
У всех детей наблюдается:
• низкий уровень пространственно-временной ориентировки;
• недостатки развития познавательной деятельности;
• процессы мышления замедленны;
• ЗПР, нарушение мыслительных процессов;
• хорошо развитая произносительная сторона речи, но недостаточно содержательная;
• склонность к юмору, эйфории, апатии;
• снижение работоспособности, неустойчивое внимание, низкий психический тонус.
Кретинизм
Кретинизм — задержка умственного и физического роста, возникающая в том случае, когда организм ребенка не вырабатывает достаточно тиреоидного гормона — вещества, регулирующего физическое и психическое развитие ребенка.
Тиреоидный гормон вырабатывает щитовидная железа, расположенная в передней части шеи. Для выработки гормона железе требуется достаточное количество йода.
В местностях, где мало йода, у людей встречается зоб и распространена такая патология, как кретинизм.
Признаки кретинизма: ребенок часто рождается крупным, но потом перестает расти. У ребенка возможны трудности с кормлением, дыханием, он может издавать шумные звуки из-за большого языка, он малоподвижен, часто плачет, в первый год жизни медленно развивается.
Для ребенка, страдающего кретинизмом, характерны следующие особенности: низкий лоб; одутловатые щеки; плоская переносица; одутловатое лицо, руки, ноги; сильные запоры; нарушение слуха (часто глухота); коленные суставы увеличены и болезненны; температура тела ниже нормы; толстая, сухая, прохладная кожа; большой живот, искривление позвоночника; медленное умственное и физическое развитие; бессмысленный взгляд; широко посаженные глаза; язык высовывается изо рта; короткая шея и конечности; широкие кисти рук.
Лечение: раннее и длительное лечение тиреоидными препаратами.
Кретинизм воз-можно предотвратить постоянным употреблением йодированной соли. Умственная отста-лость при кретинизме неизлечима, но детям можно помогать развиваться быстрее. Чем раньше будет начата специальная помощь (стимулирование), тем больше способностей при-обретет ребенок.
Образование умственно отсталых детей на всех этапах развития олигофренопедагогики решалось по-разному. За 1980-1985 гг. в России количество вспомогательных школ возросло в 1,5 раза, а детей — в 2 раза, но условия их жизни не улучшились.
Задачи вспомогательной школы
1) Образовательная: стремление не к количеству знаний, а уровню овладения ими. Отличие от обычной школы в объеме и уровне содержания.
Три специальных принципа:
• коррекционная направленность процесса образования;
• индивидуализация и дифференциация процесса;
• оптимистическая перспектива (опережающее обучение, а воспитание и развитие идут вслед за ним).
2) Воспитательная.
3) Коррекционно-компенсаторная, которая включает: развитие речевой функции и умений правильно оформлять свои мысли; развитие мыслительных операций; развитие умений ориентироваться в социально-бытовых, общественных условиях.
Различают четыре типа вспомогательных школ: обыкновенная школа (на полу-государственном обеспечении); школа полного дня; школа-интернат для детей, у которых родители не обеспечивают воспитание; школа-интернат для детей-сирот и лишенных попе-чительства родителей.
Источник