Ребенок раннего возраста развитие и воспитание

Ребенок раннего возраста развитие и воспитание thumbnail

На чтение 11 мин.

Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Родителям просто необходимо знать некоторые педагогические основы воспитания детей этого возраста.

Развитие детей младшего возраста происходит индивидуально

Дети младшего возраста – особенности

Дети раннего возраста очень подвижны в этот период, поэтому родителям стоит особенно тщательно подойти к вопросу безопасности ребенка.

Также ребенок раннего возраста начинает учиться обращаться с разными предметами. Педагогические основы знаний и пример ему в этом непростом деле должны подавать родители.

Еще одним важным моментом является овладение вербальной речью. Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет свои индивидуальные особенности и начинается с названий предметов и действий, которые можно совершать с ними. Это способствует развитию понятийного аппарата детей, который  в будущем станет базой для развития мышления и воображения.

Факторы, влияющие на развитие речи

Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов. Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет. При этом происходит копирование ребенком жизненных ситуаций, которые он может наблюдать. Игра способствует изучению элементарных навыков самообслуживания.

Заканчивается ранний период кризисом трех лет, который обуславливается педагогической переменой социального окружения.

Кризис 3-х лет – симптомы

Ведь именно в этом возрасте ребенок чаще всего начинает посещение детского сада и переходит в статус воспитанника дошкольного учреждения. Но самое главное, что необходимо делать в этот непростой период развития малыша это уделять ему внимание. В таком случае развитие детей происходит гармонично.

Развитие и воспитание детей до 3 месяцев жизни

Появление ребенка на белый свет является огромным стрессом не только для родителей, но и для самого малыша. Трудно даже представить какой колоссальный объем новой информации обрушивается на него в момент рождения и сразу после него. Он переживает совершенно другие ощущения, нежели те, которые были в мамином животике. Именно поэтому в первое время ребенок много спит, а слух и зрение работают не в полную силу.

Но среди всех голосов он безошибочно узнает голос мамы и папы. Поэтому после рождения он ищет их поддержки. Единственный способ, с помощью которого он может это сделать – это плач. Не всегда плач ребенка является отрицательным явлением. Иногда это просто способ поговорить с мамой или с самим собой. Но в тоже время в этот период необходимо предоставлять возможность поговорить и без крика. Для этого необходимо ласково говорить с ребенком, петь песенки, брать часто на руки, поглаживать тело малыша, обращаться по имени.

С малышом надо много разговаривать и показывать игрушки

С первых дней появления ребенка на свет необходимо развивать его словарный запас. Для этого ребенку необходимо показывать предмет и сразу их называть.

Не стоит беспокоиться, что ребенок еще ничего не понимает. Подсознание человека намного сильнее, чем сознание. Вся полученная информация ребенком в этот период будет храниться в кладовых его памяти.

Постарайтесь с самого начала сделать окружение ребенка интересным для него. С этой целью можно повесить над кроваткой мобиль и повесить на него предметы, которые могут заинтересовать кроху. Это могут быть ленточки, трубочки, фломастеры, игрушки. Их нужно периодически приводить в движение. Обновлять эти вещи стоит раз в две недели. В случае, если мобиль не заинтересовал ребенка, вы можете повесить над кроваткой нарисованное лицо. Именно форму круга и овала ребенок усваивает раньше всех других.

Массаж ребенку способствует физическому развитию

Стоит уделять должное внимание и физическому развитию малыша. Его необходимо перед кормлением выкладывать на животик, но следить, чтобы он не ударился лбом. Необходимо поддерживать его желание удерживать голову. Затем можно взять ребенка на руки и прислонить к плечу. Важно чтобы ребенок поднимал голову и опускал ее на ваше плечо.

Начиная с 3 месяцев, ребенок хочет, чтобы его не просто носили на руках, а показывали и рассказывали о предметах, которые его окружают.

Именно в этот период проявляется первый конфликт: ребенок хочет познать новое в этом мире, а физически еще не способен этого сделать. Важным моментом в этот период является педагогические основы поддержки познавательного интереса ребенка. Именно сейчас закладываются основы дальнейшего умственного развития малыша.

С месяца малыш начинает активно интересоваться игрушками

Главным источником получения информации в 3 месяца является звук. Но в тоже время необходимо начинать ребенка учить следить взглядом за предметом. Для этого можно использовать желтую погремушку. Необходимо погреметь ею с одной стороны от ребенка, а затем после того, как он повернул голову погреметь с другой стороны. Это упражнение займет немного времени, но зато будет отлично способствовать развитию произвольного внимания.

Развитие и воспитание детей от 3 до 6 месяцев жизни

В этот период необходимо активно развивать речевые способности ребенка. Для этого необходимо создать педагогические условия: надо почаще разговаривать с ним, называть по имени, рассказывать несложные стихотворения, повторять вслух звуки, которые он уже сам научился говорить.

Заниматься надо каждый день. Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам повторял за вами звуки и слоги.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Продолжайте нежно поглаживать ребенка, ласково улыбаться, поддерживать его хорошее настроение. Начиная с 3 месяцев ребенка надо уже на более продолжительное время выкладывать на животик. В это время положите перед ним игрушку, а затем немного отодвиньте ее. Он захочет достать ее и поползти. Любая двигательная активность ребенка должна быть поощрена.

Повесьте игрушки над кроваткой так, чтоб ребенок мог рассматривать и захватывать, ощупать их. Важный момент – игрушки не должны быть размещены ближе, чем на 30 см до ребенка. В таком случае возрастает риск возникновения косоглазия.

Совет родителям: периодически заменяйте старые игрушки новыми. Затем снова дайте возможность ребенку играться его старыми игрушками. Это будет способствовать развитию долговременной памяти.

В полугодовалом возрасте необходимо способствовать развитию у малыша долговременной памяти. Для этой цели можно использовать игрушки, убрав их и заменив их новыми. Затем необходимо снова дать ребенку играться его старыми игрушками. Ребенок должен узнать их.

Игрушки для ребенка до года надо периодически заменять

Необходимо развивать у ребенка умения совершать несложные действия – дать ручку, помахать ручкой, поиграть в «ладушки».

В полугодовалом возрасте активно поддерживайте стремление ребенка ползать. Но не принуждайте его садиться. Это может спровоцировать серьезные проблемы с позвоночником в будущем. Он должен захотеть этого сам.

Всячески поддерживайте стремление малыша говорить. Используйте с этой целью потешки, звукоподражательные слова.

Развитие и воспитание ребенка от 6 до 12 месяцев жизни

В этом возрасте необходимо инициировать произношение ребенком отдельных слов, таких как мама», «папа», «дай». Ребенку необходимо показывать игрушки, называть их, а с 10 месяцев можно показывать картинки с изображением уже изученных игрушек. Игрушки должны быть выложены в кроватку. Цветовая гамма должна быть разнообразной. Учите ребенка играть с кубиками, пирамидкой, формочками.

Ребенок в 6-7 месяцев самостоятельно сидит и может играться сам

Некоторые детки начинают ходить, но потом снова возвращаются к ползанию. Этого не стоит бояться, так как это явление временное.

Но будьте бдительны – для ходячего малыша существует много опасных ситуаций. Не ограничивайте его в пространстве, но в тоже время не оставляйте одного без присмотра.

Развитие от 7 до 12 месяцев – примерный график

В этом возрасте малыш часто копирует взрослых, у него отлично развита память: он может совершенно отчетливо помнить, где он забыл свою игрушку, какие интересные картинки нарисованы в книге. Также он хорошо запоминает, как называются предметы в его окружении, как зовут близких людей.

Годовалый малыш проводит колоссальную исследовательскую деятельность. Он хочет знать об этом мире все. Для этого он выбрасывает вещи из шкафа и складывает их назад, он может попробовать, а какой на вкус песок в песочнице или детские качели, он может сложить кубики и моментально их разбросать. Но не стоит огорчаться и думать, что вы не справляетесь с воспитание своего крохи. Дело в том, что именно так он познает мир.

Альбом для развития речи поможет родителям научить малыша говорить

В этот период малышу обязательно необходимо общаться и играть с взрослыми. Но с детками он еще не умеет играть. Старайтесь его постепенно учить этому.

Также следует помнить, что именно у годовалых малышей происходит кризис одного года. Ваш послушный кроха вдруг становится капризным  неуправляемым. На запреты вы услышите в ответ только крики и истерики. Но не расстраивайтесь раньше времени. Это временное явление, вызванное противоречием между желанием ребенка и его реальными возможностями. Чтобы смягчить ситуацию просто смягчите свои запреты, но будьте последовательны в воспитании. Предоставляйте ребенку самостоятельность в выборе действий, но в разумных рамках.

Развитие и воспитание ребенка 2 года жизни

В этот период очень важно уделить индивидуальное внимание развитию речи ребенка. Необходимо расширять словарный запас ребенка за счет прилагательных и других частей речи. При общении с ребенком не используйте «детскую» речь и не сюсюкайте. Произносите слова четко. Старайтесь сделать вашу речь проще, произносите легкие слова, которые малыш сможет повторить.

Ребенок в 2 года активно познает окружающий мир через игру

Когда вы занимаетесь с вашим крохой, сначала несколько раз назовите слово, а потом попросите малыша показать предмет и назвать его. Говорите с ребенком не спеша.

Также особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, ведь именно она влияет на развитие и формирование речевых навыков.

Заниматься следует регулярно, в игровой форме. Занятия должны способствовать возникновению хорошего настроения у малыша. Развивая моторику можно предложить малышу выполнить следующие действия:

  • покатать каждым пальчиком камешек или шарик;
  • побарабанить ладошками по столу;
  • сжать и разжать кулачки;
  • помахать в воздухе только пальчиками;
  • похлопать в ладошки то тихо, то громко и в разном темпе;
  • раскладывать и раскладывать матрешку;
  • размять пальчиками глину и пластилин.

Развивающая игра на развитие речи, моторику и фантазию

С ребенком 2 лет необходимо активно играть в сюжетные игры. Для игр необходимо приобрести разные игрушки: собачки, куклы, пирамидки, мячики, машинки. Ребенок должен учиться различать предметы по цвету, размеру, форме.

Необходимо усовершенствовать ходьбу ребенка. Для этого необходимо чтобы он ходил по наклонной поверхности, перешагивал через преграды, учился бегать.

Совет родителям: установите четкие правила дисциплины, которые должен соблюдать малыш. Но не наказывайте го, так как это способствует формированию агрессивного поведения.

Много играйте с ребенком

Развитие и воспитание ребенка младшего дошкольного возраста (3 года жизни)

Развитие ребенка в этом возрасте имеет свои индивидуальные особенности. Необходимо учить малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку. В этот период необходимо всячески обогащать словарный запас ребенка, давать ему возможность получать новые знания и впечатления. Для этого необходимо показывать картинки, читать рассказы, сказки. Малыш должен учиться рассказывать небольшие стихи, петь песни и танцевать.

Занятия с детьми от 2 до 3 лет надо проводить регулярно

Любознательности ребенка в 3 года просто нет границ. Не стоит расстраиваться, что все новые игрушки поломаны и разобраны на части.

Так малыш познает, как устроен мир и все предметы, которые окружают его. Чтобы избежать этих неприятных последствий, можно купить ребенку сборно-разборные игрушки.

Поощряйте общение ребенка с другими детками. Учите его знакомиться с другими малышами, представляясь по имени при этом.

Лото для маленьких – отличная развивающая игра

В этом возрасте у детей формируется понятие «Я – НЕ Я». Любая игрушка для ребенка дошкольного возраста является частью его самого. Именно поэтому в этом возрасте все дети становятся «жадинами».

В этом возрасте происходит кризис дошкольного возраста, который часто называют «Я сам!». Родителям необходимо иметь  некоторые педагогические познания об этом периоде. Позитивной стороной этого трудного периода является то, что ребенок учиться самостоятельности. Не ограничивайте его в этом. Позволяйте ему учиться делать действия самостоятельно. Даже если вы куда-то опаздываете, а ребенок хочет сам одеться – не мешайте ему, наберитесь терпения. Вы можете только слегка подсказать, что и как нужно сделать.

Кризис 3-х лет – симптомы

Совет родителям: никогда не говорите ребенку, что вы его не любите. Мама для ребенка – это все, это центр всей Вселенной, его защитница.

Если вы будете говорить негативные установки ребенку, это отрицательно скажется на его психологическом развитии, вплоть до получения психологической травмы.

Источник

Исследователи,
изучавшие ребенка ран возр (В.М.Бехтерев,
Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигу-рина, Н. М. Аксарина,
и многие другие) пришли к мнению, что
характерной особенностью этого периода
жизни человека является быстрый темп
физического и психического развития.
Р-к быстро набирает в весе, росте; начинают
активно функционировать все жизненно
важные системы организма; развиваются
движения; укрепляются мышцы; появляются
зубы.Наряду с быстрым темпом физического
развития этот период отличается и
подверженностью ребенка заболеваниям,
нарушениям в костной и мышечной системах,
реальной опасностью нарушения
сбалансированности организма. При этом
последствия от нарушений, от неосторожного
использования разного рода «инноваций»
и от экспериментирования на ребенке
могут проявиться не в раннем и даже не
в дошкольном возрасте, а значительно
позже.Особенности развития ребенка в
раннем возрасте связана и с тесной
взаимосвязью и взаимовлиянием физического
и психического развития. Недостатки в
развитии движений, например, сказываются
на уровне умственного развития малыша,
общее ослабление организма (из-за плохого
питания, отсутствия закаливания и др.)
приводит к снижению умственной активности,
невнимание к развитию мелкой моторики
пальцев рук влечет за собой замедление
в развитии речи. Ограничение, сдерживание
движений вредят развитию ребенка.Ребенок
познает мир через ощущения, восприятие,
которые способствуют его сенсорному
развитию. К концу раннего возраста дети
уже способны различать звуки по высоте,
тембру, силе. Они различают мелодии по
характеру, ладу, тональности; узнают и
называют несколько цветов

Важным
приобретением раннего возраста является
овладение ребенком речью. Через гуканье,
гуление, лепет малыш приходит к первым
осмысленным словам. Значительно раньше
ребенок начинает понимать обращенную
к нему речь других людей, а уже к году у
него появляется свой активный словарь.

Развитие
речи связано с развитием мышления.
Мышление в этом возрасте наглядно-действенное,
и развивается оно на основе действий с
предметами. Многое приходит в опыт
ребенка через пробы и ошибки, через
конкретные действия.

В
раннем возрасте развиваются другие
психические процессы — память, внимание.
Они обеспечивают ребенку познание мира,
в который он пришел. К середине второго
года жизни малыш способен делать
обобщения, устанавливать причинно-следственные
связи между предметами и действиями,
между явлениями. Конечно, помогает
ребенку в его развитии взрослый, который
показывает, подсказывает, действует
вместе с малышом.

Главным
видом деятельности в раннем возрасте
является предметная деятельность, но
она тесно связана с общением и служит
предпосылкой для появления самой важной
для всего периода детства деятельности
— игры.

В
раннем возрасте ребенок приобретает
первоначальный социальный опыт. Ребенок
раннего возраста еще долгое время после
акта рождения удерживает биологическую
связь с матерью. И эта связь помогает
сохранять эмоциональную устойчивость,
эмоциональный комфорт, без которых
нарушается баланс в развитии и не
формируется доверие к миру.

  1. Задачи
    и содержание образовательной работы
    с детьми раннего возраста

Ранний
возраст

это период быстрого формирования всех
свойственных человеку психофизиологических
процессов.

Основные
задачи:

1. Охрана
и укрепление психофизического здоровья,
формирование компетенций, необходимых
для жизни;

2. Создание
благоприятных условий для протекания
сензитивного периода сенсомоторного
и речевого развития ребенка;

3. Воспитание
положительного отношения и базового
чувства доверия к людям (первичные
основы морали), культивирование
положительных нравственных чувств
детей;

4. Эмоциональное
развитие;

5. Активизация
работы с семьей с целью психолого-педагогического
просвещения родителей по уходу за детьми
раннего возраста, их воспитанию и
развитию.

Педагогика
раннего детства, основы которой были
разрабо­таны Н. М. Щеловановым, Н. М.
Аксариной и их учениками, намечает
конкретные задачи и методы всестороннего
воспитания детей.

В
содержание воспитательной работы на
этом возрастном этапе детства входят
следующие разделы:


соблюдение установленного для детей
раннего возраста режима дня, т. е. верное
распределение в течение суток и четкая
последовательность сна, кормления,
бодрствования, смена раз­ных видов
деятельности; — правильное проведение
режимных процессов: кормления,
гигиенического
ухода, укладывания спать, обливания и
др.;


проведение индивидуальных и групповых
занятий, игр, развлечений;


создание условий для активной и
разнообразной самостоя­тельной
деятельности детей.

  1. Педагогическая
    характеристика игры как ведущего вида
    деятельности. Классификация игр.

 Игра
– свободная, самостоятельная деятельность,
возникающая по личной инициативе
ребенка, отличающаяся активным, творческим
характером и высокой эмоциональной
насыщенностью. В игре прослеживается
два вида отношений между детьми: –
игровые отношения, которые определяются
содержанием, правилами игры; – реальные
отношения, которые проявляются по поводу
игры (сговор на игру, распределение
ролей, выход из конфликта, установление
правил). Они являются основой организации
детского общества, что в свою очередь
делает игру формой организации их жизни.

В
педагогической науке игра рассматривается
как ведущий вид деятельности дошкольников
(Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Я.Л.
Коломенский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин).
Ведущий вид деятельности определяет
главные изменения в психике ребенка и
готовит переход его на новую ступень
развития. В педагогической теории особое
внимание уделяется изучению игры как
средства воспитания дошкольников.
Являясь основным видом деятельности
ребенка дошкольного возраста, игра
служит важнейшим средством воспитания
и развития. Но это происходит лишь при
включении игры в организуемый и
управляемый педагогический процесс.

В
игре педагог воздействует на все стороны
личности ребенка: на его сознание,
чувства, волю, поведение, использует
игру в целях умственного, нравственного,
эстетического, физического воспитания.

В
процессе игры уточняются и углубляются
знания и представления детей об
окружающем. Чтобы выполнять в игре ту
или иную роль, ребенок должен свое
представление перенести в игровые
действия. Однако игра не только закрепляет
уже имеющиеся у детей знания и
представления, но является своеобразной
формой активной познавательной
деятельности, в процессе которой они
под руководством взрослых овладевают
новыми знаниями.

Однако
не всякая игра имеет положительное
значение. Н.К. Крупская подчеркивала
полярное влияние игры на развитие
ребенка в зависимости от содержания
деятельности: путем игры можно воспитать
зверя, а можно – прекрасного человека,
полезного обществу.

При
правильном, тактичном взаимодействии
с детьми игра способствует обогащению
кругозора ребенка, развитию образных
форм познания (образное мышление,
воображение), упорядочению интересов,
развитию речи.

Важное
значение игра имеет в усвоении правил
взаимоотношений, норм поведения в
социуме.

Классификации
детских игр (Новоселова):

  1. Творч.
    игры.
    а)
    СРИ; б) Театрализованные игры; в)
    строительно-конструктивные игры.

  2. Игры
    с правилами
    а)
    дидактические; б) подвижные

По
типу организации:

Групповые,
подгрупповые, индивидуальные.

С
учетом места орг-ции:

Игры
на воздухе, игры в помещении.

С
учетом времени проведения:

Игры
в 1-ю половину дня, игры во 2-ю половину
дня.

В
Прогармме воспитания и обучения в
детском саду дается следующая классификация
игр дошкольников:


сюжетно-ролевые:


театрализованные;


подвижные;


дидактические.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник