Ребенок раннего развития группы риска

Юлия Андросова
Сопровождение детей раннего возраста. Группы риска

На сегодняшний день наблюдается недостаточная изученнсть прблемы психологического сопровождения детей раннего возраста группы

риска, как в теоретическом плане, так и в целом на практике. тоже время становится очевидной тенденция роста числа детей,

с различными отклонениями от нормы, как в психофизическом, так и в социальном плане. Кроме того, нельзя отрицать, что такого рода отклонения сопровождаются нарушением адаптиных функций эмоционально — личностной сферы детей.

Так на современнм этапе отмечается значительный рост количества детей раннего возраста с пограничными нарушениями психического здоровья, проявляющимися в виде различного рода отклонений в поведении,

общении, а так же социально дезадаптированных детей. Данне

бстоятельство вынуждает педагогов и психологов стремится организовать

своевременне психологическое сопровождение детей раннего возраста.

Существующие сегодня в практике виды психологической помощи,

психологической поддержки, психологического сопровождения родителям и

детям чрезвычайно разнобразны. Они различаются по характеру решаемых

задач специалистами. Эти различия фрмируют ту или иную модель

психологической помощи. Каждая из таких моделей пирается на

сбственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы

работы.

Вопросы психологического сопровождения развития ребёнка раннего

возрастазатрагивалась в современных исследованиях ученых: О. Б. Половинкина, Е. Козлова, Ю. А. Разенкова, Ю. А. Григорова и Е. Ф. Щукина и др.

Специалисты выделяют три основных направления педагогической помощи семье со стороны педагогического коллектива: бразовательное, психологическое и посредническое.

Принято выделять бщие факторы, которые небходимо учитывать при организации педагогического сопровождения развития ребёнка раннего возраста:

1) индивидуальный подход к каждому ребёнку;

2) учёт первичности естественнго развития ребёнка;

3) создание условий для самостоятельного освоения ребёнком среды (с

целью социкультурного развития ребёнка);

4) организация специальных условий (организованнй среды, спосбствующих успешному результату сопровождения;

5) проведение ранней диагностики;

6) проведение небходимой коррекции в случае выявления нарушений

развития;

7) привлечение смежных с педагогикой дисциплин для разработки фрм помощи семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста группы риска;

8) наличие у сопровождающего специальных социально-

психологических и педагогических навыков и знаний.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста группы риска в дошкольной бразовательной организации в рамках консультативно-

диагностического направления решает следующие задачи:

определение уровня развития ребенка раннего возраста группы риска в соответствии с основными нормативными пказателями даннго возраста;

максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

анализ осбенностей социальной ситуации развития ребенка;

мониторинг развития ребенка в процессе целенаправленнй психолого-педагогической помощи;

консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста группы риска:

консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста по вопросам организации детской деятельности.

В рамках коррекционн-развивающей деятельности решаются следующие задачи:

разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами ДОО совместно с родителями ребенка;

бучение родителей спосбам коррекционн-развивающего

взаимодействия с ребенком;

проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего

возраста;

проведение тренинговых занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызваннго рождением ребенка.

Инфрмационн-методическое направление деятельности организации

фрмулирует следующие задачи:

инфрмирование населения б услугах ранней психолого-педагогической помощи,предоставляемых ДОО совместно с социальными институтами детства: женскими консультациями, роддомами, детскими поликлиниками и больницами, (инфрмирование с помощью буклетов, бъявлений, инфрмационных писем);

инфрмирование о деятельности ДОО с помощью средств

массовой инфрмации;

создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционн-

развивающих методик для детей раннего возраста;

повышение квалификации педагогов групп раннего возраста

(организация стажерских площадк, проведение мастер-классов, совещаний).

Задачи, решаемые в рамках организационнго направления

деятельности:

организация взаимодействия ДОО с учреждениями здравоохранения

по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями

координация деятельности специалистов разного профиля ДОО и

родителей по реализации индивидуальной программы психолого-

педагогической помощи;

организация ббщения и распространения опыта ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста должно

основываться на организационных и методических принципах деятельности

ранней психолого-педагогической помощи в дошкольных образовательных

организациях.К организационным принципам деятельности можно отнести:

Принцип междисциплинарного подхода к организации ранней психолого-педагогической помощи предполагает участие в ней специалистов разного профиля деятельности, работающих в дошкольной бразовательной

организации.

Принцип активного и равномерного сотрудничества с семьей ребенка

раннего возраста. Родители рассматриваются как равноправные субъекты

всех видов деятельности, направленных на развитие ребенка и компенсацию

имеющихся нарушений.

Принцип дбровольности участия в программе ранней психолого-

педагогической помощи основывается на признании того факта, что только

сознательное и заинтересованне участие родителей спосбно беспечить

эффективность всей коррекционн-развивающей работы.

Принцип конфиденциальности предполагает сохранение от разглашения всех сведений б осбеннстях развития ребенка и условиях социальной ситуации его воспитания и развития.

Принцип открытости службы для взаимодействия с учреждениями,

службами разной ведомственнй принадлежности, казывающими помощь

семьям, имеющим детей раннего возраста группы риска, а также со

специалистами, работающими в этих учреждениях.

В рамках психологического сопровождения семьи, воспитывающей

ребёнка раннего возраста специалистам, осуществляющим данный процесс

небходимо следовать определенным методическим принципам:

Принцип сочетания целенаправленнсти и гибкости психолого-педагогической помощи. Диалектическое единство этих позицией предполагает четкое определение целей и задач психолого-педагогической

помощи в целом и определеннсть целей и задач в деятельности всех

отдельных субъектов ранней помощи.

Принцип последовательности и поэтапности ранней психолого- педагогической помощи. Этот принцип предполагает бязательное

прогнозирование конечной цели, ожидаемого результата психолого- педагогической помощи.

Принцип непрерывности психолого-педагогической помощи

предполагает ее осуществление до тех пор, пка не будет полностью

преодолена прблема, вызвавшая небходимость казания помощи.

Онтогенетический принцип ориентирует при определении уровня

развития ребенка, а также при планировании последовательности развития

психических функций, видов деятельности, фрм и средств взаимодействия

ребенка с кружающими.

Принцип ориентации на индивидуальные положительные осбеннсти

развития ребенка, его возможности и спосбности. Этот принцип не

противоречит предыдущему, но дополняет его. Каждый ребенк должен

пройти все последовательные этапы психического развития в зависимости от

индивидуально-типологических осбеннстей, спосбностей, интересов, а

также и трудностей.

Принцип развития личности ребенка в целом, а не отдельных

психических функций. Этот принцип базируется на системном подходе к бучению, воспитанию и развитию ребенка, который рассматривает человека, и ребенка в частности, как сложную, развивающуюся по

определенным законам целостную систему, в которой все компоненты,

уровневой организации личности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Принцип эмоционально положительного развивающего взаимодействия с ребенком в ходе ранней психолого-педагогической помощи. Одной из осбеннстей раннего возраста является тесная психологическая связь и зависимость ребенка от взрослых, прежде всего от матери, его спосбность «заряжаться» эмоциями взрослых.

Принцип создания специально организованнй педагогической среды

воспитания и развития ребенка, соответствующей его осбеннстям,

потребностям и спосбствующей развитию потенциальных возможностей

ребенка. Данный принцип предполагает, прежде всего, изменение основных компонентов педагогической среды – личностно-ориентированнго,

эмоционально положительного взаимодействия взрослых с ребенком; систем

целенаправленных воспитательных воздействий, осуществляемых

родителями и специалистами ДОО в соответствии с индивидуальной

программой психолого-педагогической помощи ребенку раннего возраста и

специально организованнй предметно-пространственнй среды, в которой

осуществляются воспитательные воздействия.

Работа по психологическому сопровождению детей раннего возраста

должна содержать определенную последовательность. На первом этапе

проводится комплексная стартовая скрининг-диагностика и динамическое

наблюдение, выявляющие уровень психического развития ребенка. Этап

завершается бсуждением результатов, полученных каждым специалистом, с

занесением их в соответствующие таблицы. При выявлении различного

уровня задержки в развитии утверждаются психолого-педагогические

мероприятия, составляются прогнозы возможных осложнений.

На втором этапе проводится комплексная дифференциальная диагностика психосоматического состояния ребенка, по результатам

которой создаются оптимальные для развития или коррекции условия:

для развития эмоционального бщения ребенка со взрослым;

по активизации доступных анализаторных систем организма,

зрительных и слуховых ориентировочных реакций, развитию двигательных навыков;

по профилактике негативных поведенческих реакций.

Ребенк группы риска рассматривается как динамичная система, которая развивается в зависимости от условий и фрм воспитания. На даннм этапе выявляются критерии приспосбительных реакций организма ребенка.

На третьем этапе разрабатывается индивидуальная коррекционн-

развивающая программа помощи ребенку, в которой основными участниками становятся родители, психологи и педагоги. Индивидуальная

программа развития ребенка разрабатывается на основе принципа единства

диагностики и коррекции развития. Программа учитывает возрастные и психологические новобразования, определяет педагогические условия для

активизации и совершенствования тех пказателей ребенка, которые еще не

появились, но находятся в зоне его ближайшего развития. На

даннм этапе должно проводиться бучение родителей воспитателей специальным методам и приемам воспитания и бучения детей

группы риска. На этом этапе проводятся индивидуальные коррекционн-

развивающие занятия, ориентированные на индивидуальную программу

развития ребенка раннего возраста. Этап завершается изучением успешности

развития и продвижения ребенка группы риска в развитии в процессе

бучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития

детей.

На четвертом этапе осуществляется динамическое наблюдение за

развитием и поведением детей, как в условиях группы, так индивидуальной деятельности.

На пятом этапе проводится контрольное бследование психолого-

соматического развития детей. На основании анализа полученных данных

командой специалистов составляются бщие выводы и индивидуальные

рекомендации для родителей и педагогов по развитию и воспитанию детей,

по взаимодействию специалистов ДОО и родителей в целях повышения

уровня адаптогеннсти детского организма.

Описанная модель сопровождения может быть применима в условиях

бразовательной организации, в штате которого имеются следующие

специалисты: дефектолог, логопед, психолог и врач-педиатр. Так, в отношении детей с пограничным уровнем психического и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционн- развивающего

бучения, позволяющие восстановить дефекты познавательной сферы. При психосоциальной дезадаптации, прблемах в психоэмоциональной и

поведенческой сферах важное место отводиться адекватно выбранным

психосоциальным технологиям психотерапевтическим техникам, помогающим в решении индивидуально- психологических личностных прблем.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать – дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое

сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинёв: ВИРТ; СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. – 96 с.

2. Гончарова Е. Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического

сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям

раннего возраста // Дефектология. – 2009. – № 7. – С. 45–50.

3. Григорова Ю. А., Щукина Е. Ф. Социальное сопровождение семьи,

воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушениями развития //

Системная интеграция в здравоохранении. – 2010. – № 1. – С. 73–82.

4. Разенкова Ю. А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям проблемными детьми младенческого и раннего возрастов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 2. – С. 35–44.

5. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска

раннего возраста / Под общ. ред. Бобрышова С. В., Прилепко Ю. В.,

Ставрополь, ГБОУ ВПО СГПИ, 2014. – 205 с.

Источник