Ребенок как субъект социальной заботы социальной защиты и социального развития

Ребенок как субъект социальной заботы социальной защиты и социального развития thumbnail

Наряду с другими категориями населения дети всегда рассматривались, как безусловный объект зашиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов су шествовал и формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определенные социальные преимущества по сравнению с другими возрастными категориями населения. Это обусловлено: 1). объективной заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности своего существования; 2). объективно ограниченными возможностями жизнедеятельности, присущими ребенку.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (1989) ребенком признается лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.

Детство — период жизни человека от рождения до подросткового возраста.

Детство включает: младенчество — от рождения до 1 года, дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет, младший школьный возраст- 7-10 лет.

Основные социальные проблемы детей вызваны: 1). их объективным, психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом; 2). состоянием общества, в котором они живут.

Все множество социальных проблем можно условно разделить на следующие группы:

1. порожденные возрастными особенностями детей (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых).

2. обусловленными основными характеристиками семьи ребенка (жестокое обращение с ребенком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности).

3. порожденные деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность).

4. порожденные особенности социально — экономического и социально — политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети — беженцы, дети — участники незаконных вооруженных формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми направлена на решение следующих основных задач:

Задачи по спасению детей — деятельность направлена на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребенка (оказание необходимой мед. помощи, пресечение жестокого обращения с ребенком, эвакуация из районов бедствий).

Задачи по социальному развитию детей — со здание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребенка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности.

Задачи по социальному функционированию детей — создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня, поддержка детских позитивных инициатив.

Решение этих задач позволяет создать в обществе действительно благоприятную для детей среду жизнедеятельности и развития. В процессе их решения возникает необходимость дифференцированного подхода к различным категориям детей.

Основные категории детей, нуждающихся в социальной защите:

1). дезадаптированные дети. Для них характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорныедети— дети, лишенные родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого надзора и контроля со стороны взрослых людей. Может включать в себя такие направления работы как создание для ребенка позитивной среды общения, установление семейных связей ребенка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребенка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка.

Брошенные дети.В эту категорию попадают дети разных возрастов и состояний. Чаще всего это новорожденные дети, страдающие тяжелыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжелыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми можно выбросить ребенка самые разнообразные: отказ от новорожденного в родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку государства, оставление ребенка на вокзалах, поездах и просто выбрасывание «на помойку». Причины, по которым родители бросают своих детей: пьянство, наркомания, тунеядство и сопутствующие им нищета, аморальный или преступный образ жизни.

Социальная помощь брошенным детям:

Оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребенка в специальное детское учреждение (Дом ребенка, детский дом, детская больница). Психологическая реабилитация ребенка, оказание ему необходимой

юридической помощи. Назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и тд. при наличии у ребенка родственников и соответствующего желания с их стороны, решение вопроса об усыновлении, оформленииопеки и попечительства.

2). Беспризорные дети — дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствуюших возрасту позитивных занятий, необходимогоухода, систематического обучения иразвивающего воспитания. Точных данных о количестве беспризорных детей в современном российском обществе несуществует, оно колеблется в интервале от 700 тысяч до 4 млн. человек.

Социальная работа с беспризорными направлена на достижение следующих целей:

• Изъятие ребенка из негативного социального окружения.

• Первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде.

• Восстановление или компенсация утраченных социальных связей.

• Возвращение ребенка к позитивным формам социальной активности.

3). Дети — сироты. Рост численности этой категории детей связан с рядом социальных факторов: неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, вооруженные конфликты, пренебрежение родительскими обязанностями. В силу ограниченности жизнедеятельности детей возникла необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке. Основной документ, определяющий направление этой деятельности Федеральная программа «Дети — сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей сирот являются:

• Меры, направленные на компенсацию ребенку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление).

• Защита имушественных и жилищных прав.

• Материальное обеспечение; выплата пособий, пенсий.

• Создание необходимых условий для всестороннего развития и образования, профессиональной подготовки.

В соответствии с данной программой каждый регион может и должен, исходя из собственных возможностей, разрабатывать свои собственные направление, формы, способы деятельностипо социальной защите сирот.

4). Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. Точных данных о количестве детей нет. Чаше всего ребенок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей (родителей, родственников, педагогов, друзей). Жестокое обращение с ребенком проявляется в разнообразных формах:

• Физическая жестокость (побои, насилие).

• Социальная жестокость (препятствие в получении образования, в общении и во всем, что нарушает процесс нормального социального функционирования или развития ребенка).

• Морально психологическая жестокость (угрозы, насмешки, унижение).

• Сексуальное насилие над ребенком.

Основная задача — создание таких условий, которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребенком.

Направления социальной защиты детей:

1. Выявление факта в жестокого обращения с ребенком.

2. Ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия из семьи, группы, коллектива).

3. оказание ребенку необходимой медицинской, психологической, правовой помощи.

4. рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

5). Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами — дети, возможности и потребности которых, в силу ряда причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей обществе. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического и интеллектуального раз вития ребенка (ребенок — инвалид или ребенок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера, и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дет — беженцы).

Социальная работа с этой категорией детей направлена на создание условий, которые необходимы для своевременного и эффективного решения их социальных и личных проблем.

Может включать: разработку специальных образовательных методик и программ обучения, создание дополнительных учреждений и организаций, работающих с такими детьми, содействие в получении профессионального образования и последующей трудовой адаптации человека, работу по социальной адаптации и реабилитации таких детей, формирование позитивной среды общения. Работа предполагает всесторонний учет специалистом особенностей каждого конкретного ребенка, его проблем и трудностей.

Эффективная социальная работа предполагает опору наряд принципов:

1. безусловный приоритет прав и интересов ребенка.

2. оперативность в решении социальных и личностных проблем ребенка.

3. равенство интересов и всех прав детей, независимо от их личных и социальных характеристик.

4. индивидуальный подход.

5. непрерывность и последовательность в решении социальных проблем ребенка.

6. гуманизм.

Основные документы по детям:

— Конвенция о правах ребенка (1989). Цель — максимальная защита интересов ребенка, расширяет правовые рамки прав человека, защищает детей от всех форм эксплуатации, рассматривает проблемы злоупотребления наркотиков и отсутствия заботы о детях.

— Конституция Российской Федерации.

— Семейный кодекс.

— Гражданский кодекс,

— «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от29 декабря2006 года № 256 -ФЗ

— «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.

— «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Принят Государственной думой 20 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Объектами социальной
защиты являются дети — лица, не достигшие
18 лет. Разные группы детей нуждаются в
различной помощи и в равной степени
социальной защиты. К приоритетным
группам детей, в первую очередь нуждающихся
в социальной защите, следует отнести:
детей- сирот; детей, оставшихся без
попечения родителей; детей издевиантных
и педагогически запущенных семей; детей
из приемных семей, многодетных, неполных;
детей-ин- валидов; детей, имеющих
недостатки в психическом и физическом
развитии; детей безработных граждан;
детей — жертв вооруженных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф;
детей из семей беженцев и вынужденных
переселенцев; детей, состоящих на
профилактическом учете в органах
внутренних дел; детей, проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных
к ним районах.

Субъектами социальной
зашиты детей выступают все три ветви
власти: законодательная, исполнительная
и судебная. Приоритет принадлежит
государству и создаваемым им институтам:
они формируют социальную политику и
законодательство в отношении детей,
обеспечивают ее реализацию, гарантируют
социальную безопасность. К субъектам
относятся также политические партии,
общественные организации, благотворительные
союзы, церковь, средства массовой
информации, предприятия и учреждения,
детские и юношеские организации, частные
лица, занимающиеся спонсорством или
благотворительностью. Особую роль в
социальной защите детства играют семья
и школа, а также специальные службы
социальной работы: муниципальные службы,
система стационарных учреждений,
приютов, детских домов, интернатов,
учреждения дополнительного образования
и развития детей, специализированные
центры психолого-медико-социального и
педагогического сопровождения,
консультационные и реабилитационные
службы и т.д. Субъектами социальной
зашиты являются сами социальные
работники, социальные педагоги и другие
специалисты.

Правовая база социальной защиты детства

Правовая
база
 социальной
защиты детства строится на трех уровнях:
международном, общефедеральном и
региональном.

Международный
уровень
 включает
документы международных организаций
(ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные
соглашения и программы по охране
материнства и детства. Дети как объект
особой защиты выделены во Всеобщей
Декларации прав человека, принятой ООН
в 1948 г., а также в Международном пакте
об экономических, социальных и культурных
правах, Международном пакте о гражданских
и политических правах, в документах
специализированных учреждений ООН и
международных организаций, занимающихся
вопросами благополучия детей. В 1959 г.
ООН приняла Хартию детства и Декларацию
прав ребенка. И з документов, принятых
в конце XX в., следует отметить Пекинские
правила 1985 г. (минимальные стандартные
правила ООН, касающиеся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних),
также следует отметить Конвенцию ООН
«О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день
принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается
как Всемирный день детей) и Всемирную
декларацию об обеспечении выживания,
защиты и развития детей (1990 г.). С
образованием ЕС корпус международных
документов пополнился Европейской
конвенцией о защите прав детей (1996 г.).
Эти документы сформулировали основные
принципы и нормы политики государств
в отношении детей, требования в защиту
детства, очертили сферу ответственности
государства и общества, выявили основные
права детей, отвечающие современным
социальным условиям.

Действие
этих документов связано с добровольным
принятием (подписанием) той или иной
страной конкретного договора. Для
наблюдения за исполнением условий
договоров был создан Комитет ООН.

Верховный
Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал
Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ
присоединилась к Всемирной декларации
об обеспечении выживания, защиты и
развития детей и к Плану ее реализации
(26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в
Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный
уровень
 правовой
защиты детства опирается на Конституцию
РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство
о семье, Закон РФ «Об образовании»
(1996), о социальной защите населения
России в целом. Специальное законодательство
о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг.
на основе федеральных программ и указов
Президента РФ.

В
1994 г. Указом Президента была введена в
действие федеральная программа «Дети
России», разделившаяся впоследствии
на шесть целевых программ («Дети Севера»,
«Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды»,
«Дети-сироты», «Развитие индустрии
детского питания», «Планирование
семьи»). В 1995 г. принят Национальный план
действий в интересах детей Российской
Федерации. В 1997 г. эти программы были
расширены за счет подпрограмм «Развитие
социального обслуживания семьи и детей»,
«Одаренные дети», «Дети семей беженцев
и вынужденных переселенцев», «Безопасное
материнство». Все они объединены в
единую целевую программу «Дети России»,
рассчитанную на 2003-2006 гг.

Региональный
уровень опирается на общефедеральную
правовую базу, но конкретизирует условия,
цели и задачи выполнения законов и
указов Президента РФ. Он включает
документы органов власти субъектов
Федерации и местных властей, общественных
организаций, региональные программы.

Источник

Определяющую
роль в функционировании системы
социальной защиты детства играют ее
субъекты. Основными субъектами российской
системы социальной защиты детства
являются государство и создаваемые им
институты, политические партии,
общественные организации, церковь,
средства массовой информации, предприятия
и учреждения, семья, школа и другие
детские учреждения, институт социальных
педагогов, граждане с высоким социальным
статусом, частные лица, имеющие высокие
доходы. Именно эти субъекты определяют
содержание, формы, методы функционирования
социальной защиты детства и основные
направления ее развития.

Ведущую
роль в системе субъектов социальной
защиты детства, несущей конструкцией
всей системы, является государство. Оно
располагает мощным административным
аппаратом, структурами и кадрами
социальной защиты детей, финансами и
государственными средствами массовой
информации.

Специфическая
роль в системе социальной защиты детства
принадлежит политическим партиям. В
отличие от государства, они не располагают
для этого административными, кадровыми,
финансовыми и материальными ресурсами.
И тем не менее положения о социальной
защите детства в разных формах фигурируют
в программных документах многих
политических объединений. Это обусловлено
следующими факторами.

Во-первых,
политические
партии создаются для защиты интересов
конкретных социальных групп и слоев
населения, в том числе, естественно, их
подрастающего поколения.

Во-вторых,
стремясь овладеть
властью и удержать ее в руках, политические
партии вынуждены привлекать на свою
сторону максимально возможное количество
избирателей, а одним из их требований,
как правило, является социальная защита
детства.

В-третьих,
всякая серьезная
политическая партия заботится о создании
своего кадрового резерва за счет молодежи
и по возможности об организации молодежной
организации, следующей в политическом
фарватере партии.

Эти
и другие факторы создают объективные
возможности и предпосылки для вовлечения
партий, партийных организаций и отдельных
членов партий в конкретную работу по
социальной защите детства. Практика
показывает, что наиболее последовательными
защитниками интересов детей являются
политические партии левой ориентации.

Заметную
роль в современной системе социальной
защиты детства начинают играть
общественные организации, в том числе
различные общественные фонды: детские,
культуры, спорта, молодых талантов и
другие, а также профсоюзы. Такие
общественные организации, в особенности
детские фонды, целесообразно создавать
на всех уровнях российского общества
и государства: на федеральном, региональном,
муниципальном и других уровнях.

Представляется
необходимым более активно использовать
опыт участия в социальной защите детства
общественных организаций дореволюционной
и особенно Советской России. До сих пор
не востребован опыт участия в социальной
защите детства комсомольских, пионерских,
октябрятских, тимуровских и других
объединений советского периода. При
всех недостатках этих объединений в
них присутствовало стремление охватить
своим влиянием каждого ребенка, выявить
детей, особенно нуждающихся в социальной
защите и по возможности помочь им.

Практика
свидетельствует, что в сочетании и
взаимодополнении общественных и
государственных структур легче находить
приемлемые пути и средства осуществления
социальной защиты детства.

После
длительного перерыва в число официальных
субъектов социальной защиты детства в
России вновь возвращается церковь. Она
стремится довести до детского сознания
основные церковные постулаты, призывающие
людей к трудолюбию, добру и справедливости,
призывает своих прихожан-родителей
достойно выполнять родительский долг,
оказывает непосредственную помощь
детям, попавшим в неблагоприятную
жизненную ситуацию. Церковнослужители
вхожи в кабинеты руководителей органов
государственной власти и местного
самоуправления для постановки вопросов
социальной защиты детства.

Органы
власти и образовательные учреждения,
справедливо считая религию элементом
общечеловеческой культуры, используют
духовное влияние церкви и практическую
деятельность ее служителей в воспитательной
работе с детьми и в решении конкретных
проблем социальной защиты детей.

Но
практика показывает, что, привлекая
церковнослужителей к социальной защите
детства, не следует терять чувства меры
и забывать о негативных аспектах
церковных догматов, чтобы в результате
религиозного воспитания не получить
пассивных «рабов Божьих» вместо активных
строителей цивилизованного общества
и собственной жизни.
В соответствии
с положениями Конвенции ООН «О правах
ребенка» школа вооружает учащегося
знанием гражданских прав ребенка и
знакомит со способами их защиты,
непосредственно осуществляет реализацию
и защиту его права на образование, на
медицинское обслуживание, на разностороннее
развитие личности, на уважение других
его прав и личного достоинства. Поэтому
в основе учебно-воспитательного процесса
заложены субъект-субъектные отношения
обучающего и обучаемого, гуманистическая
направленность образовательного
процесса, развитие творческого потенциала
личности ребенка.

Педагог
зачастую первым узнает о социальной
неустроенности ребенка и первым принимает
меры к его социальной защите. Ведущим
направлением социальной защиты школьника
является фактическое обеспечение права
его на получение полноценного современного
образования, предотвращение неуспеваемости
и отсева детей из школы.

Непременным
субъектом современной российской
системы социальной защиты детства
становится социальный педагог. В наше
сложное время практически каждому
педагогу в том или ином качестве, в той
или иной мере приходится заниматься
вопросами социальной защиты учащихся.
Но именно сложность современной ситуации,
недостаточная разработанность
нормативно-правовой базы и слабеющая
материальная база социальной защиты
детства призвали к жизни качественно
нового участника образовательно-воспитательного
процесса со всеми категориями детей
социального педагога, т.е. профессионально
подготовленного специалиста, хорошо
ориентирующегося в области социальной
политики, педагогики, психологии, права
и других дисциплин, знание которых
необходимо для квалифицированной
социальной защиты ребенка.

Вместе
с администрацией и педагогическим
коллективом, но более профессионально,
социальный педагог призван решать
большой комплекс социально ориентированных
задач, и прежде всего следующие.

В
сфере учебной деятельности — сделать
обучаемого социально компетентным
гражданином, знающим свои права и умеющим
их защитить.

В
сфере общения — научить ребенка разумному
и плодотворному общению со сверстниками,
учителями, руководителями, новыми
людьми.

В
сфере самопознания — помочь ребенку
разобраться в своем внутреннем мире,
выработать умения и навыки самоанализа
и самокорректировки.

В
сфере непосредственной защиты ребенка
от социальных невзгод — освоить основы
конституционного, гражданского,
семейного, образовательного, трудового,
уголовного, процессуального права и в
меру целесообразности, с учетом возраста
разъяснять их обучаемым. Многое для
социальной защиты детства могут сделать
граждане, обладающие высоким социальным
статусом: лица, занимающие высокие
административные, научные, общественные
должности, супруги высокопоставленных
должностных лиц и другие.

Высокий
социальный статус, как правило,
сопровождается большим неформальным
влиянием его носителя и зачастую помогает
решать проблемы социальной защиты детей
успешнее и оперативнее, чем по официальным
каналам. Наиболее распространенный
вариант использования высокого
социального потенциала упомянутых лиц
— это включение их в состав, назначение
руководителем или заместителем
руководителя общественного органа по
социальной защите детства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    03.05.201527.22 Mб16Дневник 4 курса 1.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник