Ребенок как субъект социального развития
Сущность процесса социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели разными социальными ролями. В основе этого процесса лежит способность человека к обучению (Парсон). Требования к человеку, а соответственно и к ребенку, в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и, конкретные группы и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и социального статуса человека. Все это позволяет сделать вывод, что каждый человек (ребенок) может рассматриваться как объект социализации.
Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. При этом субъектом человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъективность. Вообще, субъект – носитель и источник активности, направленной на познание, сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики.
Выделяют три группы задач для каждого этапа социализации:
Естественно-культурные – достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического сексуального развития;
Социально культурные – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые;
Социально-психологические – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение.
Процесс социализации происходит через овладение социальным опытом, который в широком смысле понимается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.
В связи с этим встает вопрос о соотношении общественного опыта (закодированного в культуре и предназначенного молодому поколению) и индивидуального социального опыта ребенка. В решении этого вопроса в литературе можно выделить два подхода:
— Социальный опыт ребенка – это результат специально организованного усвоения общественного опыта, т.е. «производная» от целенаправленного воспитания и обучения.
— Социальный опыт присущ ребенку изначально, а в условиях целенаправленного воспитания и обучения он беднеет и даже умирает.
Эти два подхода абсолютно полярны. По мнению Н.Ф.Головановой, социальный опыт ребенка является результатом социализации, воспитания и самовоспитания. Овладение социальным опытом у ребенка происходит тремя взаимосвязанными путями:
Во-первых, оно идет стихийно, т.к. человеческое существо свою индивидуальную жизнь выстраивает в присущем человеческому миру общественно-историческом опыте. Причем ребенок не просто вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс, как нормативное, специально организованное обществом в соответствии с его социально-экономической структурой, идеологией и культурой, целями воспитания, просвещения и обучения.
В-третьих, социальный опыт складывается спонтанно, в результате взаимодействия стихийного и нормативного фонда, и тем самым указывает на значительные возможности внутренних предпосылок субъективности ребенка в процессе социализации.
Социальный опыт— это всегда результат действия, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Таким образом, главной составляющей психолого-педагогического механизма социального опыта выступает деятельность. Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта, но при этом отнюдь не выступает как нечто внешнее по отношению к внутренней структуре личности.
Для объяснения механизма усвоения социального опыта следует обратиться к феномену социальной роли личности. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Роль — это жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции.Социальная роль — поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии спотребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией пр.
Ряд социологов, социальных психологов выделяют различные аспекты при определении понятия «социальная роль», делая попытку охарактеризовать именно механизм исполнения личностью ее социальной функции. Так, Г. Мид и Р.К. Мертон считают, что поведение человека всегда определяется его способностью соизмерять свои поступки с действиями других людей, поэтому роль – это своеобразная самовоспитанная установка социального ожидания, которое оказывает давление на поведение личности в зависимости от ее ценностных ориентаций.
Различается «играние роли» и «принятие роли». Под «игранием» понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под принятием роли – требования к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядит с точки зрения другого человека. Отсюда следует, что конфликты и противоречия – это результат непонимания ролей друг друга.
Теория социальной роли имеет важное значение для исследования процесса формирования личности в детском возрасте. По мнению Л.И. Божович, человек занимает в обществе определенную позицию (позиция дочери или сына, ученика и т.п.), а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей. Следовательно, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей или позиций, а позицию – как структурно оформленную единицу общества. Роль при этом означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции, и, следовательно, является одновременно и видом социальной деятельности и способом поведения личности в обществе. Механизм усвоения субъектом социального опыта – это процесс приобретения ролей, и особенно интенсивно он происходит в игре. Здесь выделяются две главные формы поведения ребенка: имитация (подражание окружающим) и идентификация (отождествление себя с другими).
С возрастом и расширением опыта выполнения ролей в игре ребенок получает возможность идентифицировать себя не только непосредственно с теми ролями, которые он наблюдал, но и с теми, о которых узнал из книг, фильмов, телепередач.
Таким образом., процесс формирования социального опыта личности означает ее вживание (с разной степенью осознанности) в различные социальные роли.
Однако социальный опыт, определенным опытом закодированный в социальной роли, будет присвоен ребенком только по мере активности его самосознания себя в качестве члена общества, в качестве носителя новой общественно значимой позиции.
Окружающий мир, многообразия взаимодействия с людьми личность воспринимает сквозь призму «Я-концепции», т.е. через «образ Я». Младший школьник тоже ориентируется на систему установок на самого себя, хотя не столько ее осознает, сколько переживает в виде «особого комплекса нравственных чувств» (Липкина А.И.), т.е его установки всегда довольно сильно эмоционально окрашены, и это делает аспекты социального становления личности в младшем школьном возрасте необычайно значимыми, при этом предпосылками самовоспитания становится некий идеал, поразивший, вызвавший восхищение ребенка.
Социальный опыт несет в себе не только то, что она присваивает из материальной и духовной культуры, но и то, как она соотносит себя с действительностью, т.е. определенные социальные отношения. «Становление личности это и есть становление ее основных отношений. Мера их сформированности и есть мера зрелости личности» (К. А. Абульханова-Славская). по мнению С.Л. Рубинштейна, человек личностно активен и всегда сам создает условия своей жизни и свое отношение к ней. При этом в понятии «жизненные отношения» он выделяет 3 элемента: к предметному миру, к другим людям, к самому себе. В этих личностных отношениях всегда взаимосвязано внешнее и внутреннее.
В младшем школьном возрасте переживания социальных отношений имеют важное значение и проявляются в трех основных формах: эмоционально-оценочной, когнитивной и действенно-преобразовательной. Но при этом следует помнить, что социальная практика в этом возрасте у детей еще довольно ограничена.
Источниками социального опыта детей являются: их собственные действия в различных жизненных ситуациях и переживание этих ситуаций. Раздумья над наблюдаемыми поступками людей и их переживание, косвенный опыт других людей, заключенный в книгах, фильмах, картинах и т.п., переработанный и присвоенный.
Социальный опыт младшего школьника составляют как элементы синтеза сложившейся культуры, так и элементы обыденного сознания, но и их соотношение всегда достаточно неопределенно и дискретно.
Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 2219; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10259 — | 7943 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Сущность процесса социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели разными социальными ролями. В основе этого процесса лежит способность человека к обучению (Парсон). Требования к человеку, а соответственно и к ребенку, в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и, конкретные группы и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и социального статуса человека. Все это позволяет сделать вывод, что каждый человек (ребенок) может рассматриваться как объект социализации.
Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. При этом субъектом человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъективность. Вообще, субъект – носитель и источник активности, направленной на познание, сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики.
Выделяют три группы задач для каждого этапа социализации:
Естественно-культурные – достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического сексуального развития;
Социально культурные – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые;
Социально-психологические – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение.
Процесс социализации происходит через овладение социальным опытом, который в широком смысле понимается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.
В связи с этим встает вопрос о соотношении общественного опыта (закодированного в культуре и предназначенного молодому поколению) и индивидуального социального опыта ребенка. В решении этого вопроса в литературе можно выделить два подхода:
— Социальный опыт ребенка – это результат специально организованного усвоения общественного опыта, т.е. «производная» от целенаправленного воспитания и обучения.
— Социальный опыт присущ ребенку изначально, а в условиях целенаправленного воспитания и обучения он беднеет и даже умирает.
Эти два подхода абсолютно полярны. По мнению Н.Ф.Головановой, социальный опыт ребенка является результатом социализации, воспитания и самовоспитания. Овладение социальным опытом у ребенка происходит тремя взаимосвязанными путями:
Во-первых, оно идет стихийно, т.к. человеческое существо свою индивидуальную жизнь выстраивает в присущем человеческому миру общественно-историческом опыте. Причем ребенок не просто вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс, как нормативное, специально организованное обществом в соответствии с его социально-экономической структурой, идеологией и культурой, целями воспитания, просвещения и обучения.
В-третьих, социальный опыт складывается спонтанно, в результате взаимодействия стихийного и нормативного фонда, и тем самым указывает на значительные возможности внутренних предпосылок субъективности ребенка в процессе социализации.
Социальный опыт— это всегда результат действия, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Таким образом, главной составляющей психолого-педагогического механизма социального опыта выступает деятельность. Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта, но при этом отнюдь не выступает как нечто внешнее по отношению к внутренней структуре личности.
Для объяснения механизма усвоения социального опыта следует обратиться к феномену социальной роли личности. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Роль — это жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции.Социальная роль — поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии спотребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией пр.
Ряд социологов, социальных психологов выделяют различные аспекты при определении понятия «социальная роль», делая попытку охарактеризовать именно механизм исполнения личностью ее социальной функции. Так, Г. Мид и Р.К. Мертон считают, что поведение человека всегда определяется его способностью соизмерять свои поступки с действиями других людей, поэтому роль – это своеобразная самовоспитанная установка социального ожидания, которое оказывает давление на поведение личности в зависимости от ее ценностных ориентаций.
Различается «играние роли» и «принятие роли». Под «игранием» понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под принятием роли – требования к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядит с точки зрения другого человека. Отсюда следует, что конфликты и противоречия – это результат непонимания ролей друг друга.
Теория социальной роли имеет важное значение для исследования процесса формирования личности в детском возрасте. По мнению Л.И. Божович, человек занимает в обществе определенную позицию (позиция дочери или сына, ученика и т.п.), а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей. Следовательно, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей или позиций, а позицию – как структурно оформленную единицу общества. Роль при этом означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции, и, следовательно, является одновременно и видом социальной деятельности и способом поведения личности в обществе. Механизм усвоения субъектом социального опыта – это процесс приобретения ролей, и особенно интенсивно он происходит в игре. Здесь выделяются две главные формы поведения ребенка: имитация (подражание окружающим) и идентификация (отождествление себя с другими).
С возрастом и расширением опыта выполнения ролей в игре ребенок получает возможность идентифицировать себя не только непосредственно с теми ролями, которые он наблюдал, но и с теми, о которых узнал из книг, фильмов, телепередач.
Таким образом., процесс формирования социального опыта личности означает ее вживание (с разной степенью осознанности) в различные социальные роли.
Однако социальный опыт, определенным опытом закодированный в социальной роли, будет присвоен ребенком только по мере активности его самосознания себя в качестве члена общества, в качестве носителя новой общественно значимой позиции.
Окружающий мир, многообразия взаимодействия с людьми личность воспринимает сквозь призму «Я-концепции», т.е. через «образ Я». Младший школьник тоже ориентируется на систему установок на самого себя, хотя не столько ее осознает, сколько переживает в виде «особого комплекса нравственных чувств» (Липкина А.И.), т.е его установки всегда довольно сильно эмоционально окрашены, и это делает аспекты социального становления личности в младшем школьном возрасте необычайно значимыми, при этом предпосылками самовоспитания становится некий идеал, поразивший, вызвавший восхищение ребенка.
Социальный опыт несет в себе не только то, что она присваивает из материальной и духовной культуры, но и то, как она соотносит себя с действительностью, т.е. определенные социальные отношения. «Становление личности это и есть становление ее основных отношений. Мера их сформированности и есть мера зрелости личности» (К. А. Абульханова-Славская). по мнению С.Л. Рубинштейна, человек личностно активен и всегда сам создает условия своей жизни и свое отношение к ней. При этом в понятии «жизненные отношения» он выделяет 3 элемента: к предметному миру, к другим людям, к самому себе. В этих личностных отношениях всегда взаимосвязано внешнее и внутреннее.
В младшем школьном возрасте переживания социальных отношений имеют важное значение и проявляются в трех основных формах: эмоционально-оценочной, когнитивной и действенно-преобразовательной. Но при этом следует помнить, что социальная практика в этом возрасте у детей еще довольно ограничена.
Источниками социального опыта детей являются: их собственные действия в различных жизненных ситуациях и переживание этих ситуаций. Раздумья над наблюдаемыми поступками людей и их переживание, косвенный опыт других людей, заключенный в книгах, фильмах, картинах и т.п., переработанный и присвоенный.
Социальный опыт младшего школьника составляют как элементы синтеза сложившейся культуры, так и элементы обыденного сознания, но и их соотношение всегда достаточно неопределенно и дискретно.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте ребенка как объекта и субъекта социализации.
2. Дайте характеристику социального опыта младшего школьника. Что является источником социального опыта ребенка в этом возрасте?
3. Что означает процесс формирования социального опыта личности?
4. В какие социальные отношения вступает ребенок в младшем школьном возрасте?
5. Раскройте содержание понятия «социальная роль». Как соотносятся понятие социальной роли и социального опыта?
Источник