Ребенок как объект педагогики факторы развития
Нижегородский Губернский колледж
Статья по педагогике на тему
«Ребенок как объект педагогики»
Выполнила:
Студентка 246 группы
Отделения преподавание
в начальных классах
Плещеева Дарья
Проверила:
Преподаватель педагогики
Козлова С.А
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот довольно продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека разделен на два больших периода — ранний возраст и дошкольный возраст. Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранний возраст — на 7 этапов, дошкольный возраст — на 4. С чем же связано такое «дробление»? Прежде всего с особенностями психофизиологического роста и развития детей.
Темп и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны, что для того, чтобы проследить это развитие и создать адекватные этому развитию условия, действительно, нужно выделить определенные этапы и их границы. Такая детализация рассмотрения и изучения возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования. Но хотя каждый ребенок и развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младенца, то, что не составляет труда в 5 лет, невыполнимо в 3 года и т. д. Необходимость ориентироваться в этих закономерностях и как-то их упорядочить по отношению к развитию привела к возникновению возрастной периодизации. Весь период жизни человека состоит из смысловых отрезков, внутри которых и осуществляется накопление, вызывающее новообразование и качественный переход на очередной этап.
В науке разработано несколько разных подходов к возрастной периодизации. В каждом из них сделана попытка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы. Например, П. П. Блонский в основу периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что дентиции — появление и смена зубов — не только характеризуют физический рост и укрепление организма, но непосредственно связаны с умственным развитием человека, с процессом его социализации. Были и другие попытки выделить единое основание для рассмотрения возрастных изменений: сексуальное развитие (К.Штратц), темп психического развития (А.Гезелл) и др.
Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная характеристика каждого этапа и представление о продолжительности детства. Как известно, детство человека — самое продолжительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле (пожалуй, только слониха опекает своего малыша до 5 лет, преобладающее большинство других мам выполняют свои родительские функции в течение нескольких месяцев, а еще чаще — дней и даже часов и минут, а затем расстаются со своим потомством и больше не помнят о нем). На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в структуру образовательных учреждений: ясли, детский сад, школа. А внутри каждого типа учреждений — еще более детальное разделение на группы: от рождения до 3 мес; 3-5 мес; 5-9 мес; 9 мес — 1 год; 1 год — 1,5 года; 1 год 6 мес — 2 года; 2-3 года; 3-4 года; 4 года — 5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет. Задачей педагогической науки и практики является разработка стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей. Чтобы помочь становлению и развитию личности, нужно знать возрастные возможности и особенности ребенка. Итак, каков же он, объект дошкольной педагогики? Ребенок рождается на свет маленьким и беспомощным существом — это привычная для всех характеристика новорожденного. Но таким ли уж маленьким и таким ли уж беспомощным? Все относительно возраста. В зависимости от того, с кем сравнивать младенца. Вес новорожденного ребенка составляет примерно 2500-4500 г. А новорожденный кенгуру весит всего от 1 до 5,5 г, длина его тела — 25 мм; слоненок при рождении весит 100 кг при длине до 1 м. Так большой или маленький человеческий ребенок? Малыш значительно меньше родителей, но за двадцать с лишним лет (до возраста родителей) будет быстрыми темпами набирать вес — к концу дошкольного возраста его средний вес будет составлять примерно 25 кг, ну а к 20 годам все 50 кг, а то и больше! Конечно, ребенок вырастет: с 55 см при рождении до 180 см к моменту вхождения в «сан» родителя. Конечно, если продолжить сравнение человека с животным, то в темпах физического (точнее, антропометрического) развития человек явно проигрывает.
Как правило, мальчики рождаются с большим весом, чем девочки, но зато девочки на 3-4 недели опережают мальчиков в развитии, что приводит к тому, что их половое созревание проходит быстрее, а детство становится короче, чем у мальчиков примерно на два года. По-разному проходит развитие мышления, речи, воображения, эмоциональной сферы. Например, для мальчиков бесполезны долгие «нотации». Они быстро улавливают суть речи взрослого, реагируют сразу, а все наши долгие последующие нравоучения попросту не слушают и могут вдруг задать вопрос, совсем не относящийся к ситуации. Мама, воспитательница возмущены таким невниманием к воспитывающим воздействиям. А возмущаться не стоит. Просто нужно понимать, что и ругать, и хвалить мальчика нужно совсем не так, как девочку. Ученые (Т.П.Хризман, В. Д. Еремеева и др.) доказали, что мальчикам на всех этапах развития не хватает положительных эмоций, ласкового слова, взгляда, поглаживания. Пытаясь «воспитать мужчину», мы воспитываем жесткого, иногда озлобленного неудовлетворенного человека. И причиной тому — недостаток любви и форм ее выражения в детстве. И девочки, и мальчики любят похвалу. Но для мальчика значимо, за что его похвалили, а для девочки — кто и в присутствии кого похвалил. Конечно, бывает и наоборот, но все же определенная закономерность в реагировании на внешние воздействия существует. По-разному развиваются у детей разного пола и познавательные интересы. В одном и том же предмете или объекте их интересует разное. Мальчикам интересна марка машины, ее технические характеристики, а девочкам — внешний вид, возможность покататься, нажать на разные кнопки. Мальчиков интересуют выдающиеся поступки героев, а девочек — причины огорчений, страданий и т.д. Различий много, они проявляются во всем. Их нельзя игнорировать и не учитывать при изучении ребенка и при организации процесса воспитания и обучения. Дети отличаются друг от друга не только полом. Они различны по темпераменту, по уже сложившемуся характеру, по приобретенному жизненному опыту и т. д. Все эти различия нацеливают вдумчивого воспитателя на дифференцированный подход к организации воспитания.
Развивается человек и в физиологическом отношении: совершенствуются по мере взросления физиологические процессы, протекающие в организме. Значительно усложняются и стабилизируются к концу школьного обучения кровообращение и пищеварение, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание.
Значительные изменения происходят и в психике человека: изменяется скорость протекания психических процессов, формируется характер, развивается воля и др. Развиваются память и мышление детей: память — от механической к смысловой и логической, мышление — от конкретных (наглядных) ее форм к абстрактным, отвлеченно-теоретическим. Развиваются также воображение, внимание, эмоции, способности.
Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом в целом. Младенец вступает в очень простые отношения почти исключительно с одним человеком — матерью. Затем круг его общения расширяется. Характер взаимоотношений с окружающими людьми изменяется, они становятся все более осознанными и разносторонними. Ребенок становится все в большей степени субъектом отношений: он не только воспринимает направленные на него воздействия, но и сам сознательно оказывает воздействия на окружающих с целью изменить свое положение. Начинается это в достаточно раннем возрасте, уже с первых месяцев жизни.
В последующем ребенок включается в регулярные отношения в системе собственно общественных связей: он становится членом коллектива детсадовской группы, потом идет в школу и помимо учебы выполняет там некоторые общественные обязанности, от класса к классу все более значительные и усложняющиеся, готовясь к выбору и освоению профессии, полноправному участию в общественной жизни страны.
Поскольку педагогика — наука о воспитании, а воспитание осуществляется в значительной мере ради развития, следует подробнее рассмотреть взаимосвязь воспитания и развития, соотношение между ними в различные возрастные периоды.
Мы пришли к выводу, что развитие личности зависит от наследственности, среды, воспитания и собственной преобразующей деятельности человека. Но развитие не одномоментный акт, оно продолжается всю жизнь и особенно интенсивно — в первые годы жизни. Естественно, что в неодинаковые по интенсивности периоды развития действие различных факторов неодинаково. Профессиональных педагогов и родителей интересует, прежде всего, как влияют эти факторы на развитие детей дошкольного и школьного возраста. Причем не все факторы интересуют нас одинаково: наследственность и среда не зависят от воли и мастерства педагогов. Воспитание — та сфера, где влияние педагогов и родителей наиболее действенно. И собственная деятельность воспитуемого не есть нечто совершенно изолированное — она обусловлена она воздействиями педагогов (прямо или косвенно).
Выготский особо подчеркивает, что действия детей, выполняемые ими под руководством учителя, в том числе действия по образцу, не являются нейтральными по отношению к уму ребенка, развитию мышления. Путь к самостоятельному решению лежит через действия в сотрудничестве и по образцу. Этим позиция Выготского отличается от распространенного мнения, что репродуктивные действия не способствуют развитию мышления.
Этим отнюдь не принижается роль воспитания — целенаправленного формирования, личностных качеств: «Педагог только тогда мог бы ограничиться ролью служителя процесса саморазвития, когда человеческий организм не имел бы никаких недочетов и дисгармонии в своем строении, когда человек и по духу и по телу был бы совершенен, без недостатков…». Поэтому воспитание и призвано способствовать усовершенствованию человека, личности, а не только саморазвитию. Усовершенствование же имеет три направления: 1) устранение препятствий; 2) прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей; 3) искоренение недостатков и насаждение ценных свойств…
Очевидно, развитие и усовершенствование сливаются в один поток; усовершенствование предполагает развитие ценных свойств и подавление ими недостатков, причем слабые, но ценные свойства усиленно культивируются, а недостатки не допускаются до развития и укрепления.
Современная наука рассматривает несколько возрастных периодов в развитии ребенка, школьника. По продолжительности эти периоды неодинаковы, так как их выделение проведено по признаку основного, ведущего вида деятельности, которой занимается ребенок. Учитываются и новообразования, характерные для воспитанника в этом возрасте по сравнению с предыдущим.
Самый короткий период — период непосредственно-эмоционального общения. Он продолжается от рождения до 1 года. Считается, что в этот период ребенок еще не выполняет вполне осознанных действий.
Второй период продолжается два года (от 1 до 3 лет) и называется периодом предметно-манипулятивной деятельности. В этот период ребенок осваивает мир его ближайшего окружения путем манипулятивных действий с предметами. Центральное новообразование этого периода — чувство Я, осознание своей «отделенности» от других людей.
Третий период — от 3 до 6 лет, период игровой деятельности. Конечно, дети играют и раньше, но в возрасте от 3 до 6 лет игровые действия выполняются на новом уровне: игра становится средством познания и освоения действительности. В игре развивается воображение как психологическая основа творчества, возникают обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них. На этой основе формируются отношения к предметам и явлениям. Центральным новообразованием этого возраста, вероятно, следует назвать способность предвидеть и понимать последствия своих действий и осознанно выполнять их, зная последствия. С.Л.Рубинштейн утверждал, что в этом возрасте не игра является ведущим видом деятельности, а развитие поступка, регулируемого общественными нормами: «Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода».
Четвертый период — от 6 до 10 лет, период учебной деятельности. В это время дети учатся в школе, и основным видом их деятельности является учение. Естественно, они не забыли игру и очень любят играть. В игре они продолжают проводить значительную часть времени и осваивать в ней окружающий их мир предметов, явлений, чувств. Но все же основную часть времени и главный свой труд они отдают учению. Центральным новообразованием этого периода является осознание и переживание себя в качестве существа социального.
Пятый период называется периодом общественно полезной деятельности. Он продолжается от 10 до 15 лет. В этом возрасте дети выполняют разнообразные виды деятельности, среди которых основным остается учение. Наряду с этим школьники этого возраста действуют в трудовой, общественно-организационной, спортивной, художественной и других видах деятельности. Но следует отметить, что любая из них осознается и выполняется подростком именно как общественно полезная. Д. Б. Эльконин утверждал, что в этом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками. Центральным новообразованием этого возраста, называемого трудным, переходным, является чувство взрослости, осознанное стремление к самостоятельности и самоутверждению.
Шестой период — от 15 до 17-18 лет, период учебно-профессиональной деятельности. Это период ранней юности, когда учебная, трудовая и другие виды деятельности, выполняемые учащимися, осознаются ими как предпосылка будущей профессиональной деятельности на фоне осознания своей жизненной перспективы. Центральным новообразованием этого периода, вероятно, следует назвать активно формирующееся мировоззрение как систему взглядов на окружающую действительность и свое место в обществе.
Следует помнить, что это разделение на периоды (как и любое другое) весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания самого себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития. Наконец, здоровье ребенка тоже оказывает существенное влияние на продвижение от одного периода к другому.
Ясно и другое: границы периодов тоже весьма условны. Даже столь резкое на первый взгляд разделение периодов, как по классам школьного обучения (начальные, средние, старшие), не имеет строгих, четких границ: один ребенок пришел в I класс в шестилетнем возрасте, а другой — когда ему исполнилось 7 лет, да еще потом остался в IV классе на второй год; IX класс он закончит в 17 лет, когда некоторые его сверстники получат полное одиннадцатилетнее среднее образование. В последние десятилетия наблюдается явление, которое получило название акселерации, проявляющейся в том, что дети по сравнению со своими родителями, например, быстрее достигают определенного веса, роста, вступают в период физиологического созревания. Обусловлено это многими причинами, действующими в совокупности: социально-экономическими условиями, распространением гетеролокальных браков, ростом концентрации активных реагентов в воздухе, воде, пище и др. Проявление ускорения в развитии требует от педагогов учета этого явления, внесения корректив в воспитание детей того или иного возраста.
Источник
Объектом
исследования дошкольной педагогики
является ребенок в период от рождения
до семи лет. Развитие личности в этот
отрезок жизни проходит многогранные
изменения, в связи с чем возникла
необходимость выделить определенные
этапы и их закономерности. В науке
проблемой периодизации дошкольного
возраста занимались Аристотель, Я. А.
Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П.
Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др.
Наиболее обоснованным является подход
Л. С. Выготского, который предложил
возрастную периодизацию, в основе
которой лежит теория стабильного
возраста и кризисов в развитии. Опираясь
на эту теорию, можно выделить следующие
возрастные периоды: новорожденность,
младенчество, ранний возраст, дошкольный
возраст. В дошкольной педагогике
выделяют два периода развития ребенка:
ранний возраст (от рождения до трех лет)
и дошкольный возраст (от трех до семи
лет). На основе этого в структуру
дошкольных образовательных учреждений
входят ясли и детский сад, которые в
свою очередь делятся на группы: 3 мес.—1
год — I
группа раннего возраста; 1—2 года — II
группа раннего возраста; 2—3 года — I
младшая; 3—4 года — II
младшая; 4—5 лет — средняя; 5—6 лет —
старшая; 6—7 лет — подготовительная.
Охарактеризуйте
факторы влияющие на развитие личности
ребенка.
В научной литературе выделяют три
фактора, влияющих на становление
личности: наследственность, среда и
воспитание, которые, в свою очередь,
можно объединить в две группы: внешние
и внутренние или
социальные
и биологические.
В качестве биологического фактора
выступает наследственность,
под которой понимают передачу от
родителей к детям определенных качеств
и особенностей. Носителями наследственности
являются гены, которые и обеспечивают
наследственную программу развития
человека. К наследственным свойствам
относятся анатомо-физиологические
особенности человеческого организма:
задатки речи, мышления, прямохождения,
цвет кожи, глаз, волос, телосложение,
тип нервной системы и т.
д. Среда,
по мнению И. П. Подласого,
—
это реальная действительность, в условиях
которой происходит развитие человека.
В педагогической литературе понятие
«среда» рассматривается в широком и
узком смысле. В широком смысле «среда»
— природные условия, государственный
строй, система общественных отношений,
материальные условия жизни; в узком
смысле — непосредственное предметное
окружение ребенка. Большое влияние на
развитие ребенка и формирования его
личности оказывает воспитание,
которое всегда носит целенаправленный
и организованный характер. Эффективность
воспитания зависит от готовности ребенка
к педагогическому воздействию (с учетом
влияния наследственности и среды) и его
активности.
Детство как конкретное — историческое явление в трудах Зеньковского, Фельдштейна, Осориной, Бондаревской, ,Субботского.
Д.
И. Фельдштейн в
книге «Социальное развитие в
пространстве — времени Детства»
отмечает, что обобщенное наименование
– Детство – чаще всего употребляется
в социально-практическом,
социально-организационном плане. При
этом автор подчеркивает, что отсутствует
научное определение Детства (и
функциональное, и содержательное) как
особого состояния, выступающего составной
частью общей системы общества, не
раскрыта субстанциальная сущность
Детства. М.
В. Осорина
в книге «Секретный мир детей в
пространстве мира взрослых» отмечает,
что любая человеческая культура
обязательно несет в себе модель мира,
созданную данной этнокультурной
общностью людей. Эта модель мира воплощена
в мифах, отражена в системе религиозных
верований, воспроизводится в обрядах
и ритуалах, закреплена в языке,
материализована в планировке человеческих
поселений и организации внутреннего
пространства жилищ. Каждое новое
поколение получает в наследство
определенную модель мироздания, которая
служит опорой для построения индивидуальной
картины мира каждого отдельного человека
и одновременно объединяет этих людей
как культурную общность.
3.
Концепция дошкольного воспитания, как
педагогическая парадигма развития
современной системы дошкольного
образования.
Педагогическая концепция –
это система идей, выводов о закономерностях
и сущности педагогического процесса,
принципах его организации и методах
осуществления. Парадигма
— это совокупность теоретических и
методологических предпосылок, определяющих
конкретное научное исследование, которая
воплощается в научной практике на данном
этапе.
Парадигма
— это признанные учеными образцы решения
научных проблем. Смена парадигмы
обозначает научную революцию.
Парадигма
в педагогике (педагогическая парадигма)
— это устоявшаяся, ставшая привычной
точка зрения, определенный стандарт,
образец в решении образовательных и
исследовательских задач.
Парадигма
представляет
собою модель, используемую для решения
не только исследовательских, но и
практических задач. Необходимость в
новой образовательной парадигме
возникает в связи с переходом к новому
типу мышления и действия, новым способам
преобразования действительности.
РЕБЕНОК
И ОБЩЕСТВО
Стремление
одеть в гранитные берега детство —
характерная черта недавнего прошлого.
Она не изжита и сегодня. Сооружение
искусственных берегов началось в 30-е
годы. Вопреки решительным призывам
выдающихся педагогов тех лет «вернуть
детям детство», избавиться от манеры
«всех стричь под одну гребенку»,
«прекратить муштру», наступление
на детство приобретало необходимый
характер. В общественном сознании
сложились стереотипы, подменившие
подлинное понимание детства и заботу
о нем.
ЗНАЧЕНИЕ
ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА В СТАНОВЛЕНИИ
ЛИЧНОСТИ
Период
от рождения до поступления в школу
является, по признанию специалистов
всего мира, возрастом наиболее
стремительного физического и психического
развития ребенка, первоначального
формирования физических и психических
качеств, необходимых человеку в течение
всей последующей жизни, качеств и
свойств, делающих его человеком.
Особенностью
этого периода, отличающей его от других,
последующих этапов развития, является
то, что он обеспечивает именно общее
развитие, служащее фундаментом для
приобретения в дальнейшем любых
специальных знаний и навыков усвоения
различных видов деятельности.
ГУМАНИЗАЦИЯ
ЦЕЛЕЙ И ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ
Качество
дошкольного воспитания определяется
характером общения взрослого и ребенка.
В практике семейного и общественного
воспитания можно выделить два основных
типа (или модели) такого общения, хотя
в действительности их гораздо больше.
Различия
между ними определяются не только
процессом, но и его конечным результатом
— тем, каким в итоге становится ребенок,
какой складывается его личность.
Учебно-дисциплинарная
модель характеризуется следующими
признаками.
Цель
— вооружить детей знаниями, умениями и
навыками; привить послушание; лозунг в
ходе взаимодействия взрослого с детьми
— «Делай, как я!». Способы общения —
наставления, наказания, нотации, окрик.
Тактика — диктат и опека. Задача педагога
— реализовать программу, удовлетворить
требованиям руководства и контролирующих
инстанций. Методические указания
превращаются в этих условиях в закон,
не допускающий каких-либо исключений.
Складывается взгляд на ребенка всего
лишь как на объект приложения сил
воспитательной системы.
Центром
педагогического процесса являются
фронтальные формы работы с детьми и,
прежде всего, занятия, строящиеся по
типу школьного урока. Активность самих
детей подавляется в угоду внешнему
порядку и формальной дисциплине. Игра,
как основной вид детской деятельности,
ущемляется во времени и жестко
регламентируется взрослыми.
В
рамках этой модели произведения искусства
используются взрослыми в утилитарных
целях: для получения отрывочных знаний,
для отвлечения внимания ребенка от
нежелательного поведения, что выхолащивает
гуманистическую, общеразвивающую
сущность искусства.
ОХРАНА
И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Дошкольное
воспитание сверху донизу должно быть
пронизано заботой о физическом здоровье
ребенка и его психологическом благополучии.
Если забота о физическом здоровье
ребенка в том или ином виде отражается
во всех документах, регламентирующих
работу воспитателя, то требование
«психологического благополучия
ребенка» звучит как бессмысленное
словосочетание. На самом деле это
требование по отношению к задачам его
развития является очень важным.
ПЕРЕСТРОЙКА
СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ
Сочетание
признания самоценности дошкольного
детства и понимания его как первого
этапа становления личности требует
пересмотра задач педагогической работы
с детьми.
В
дошкольном детстве ребенок приобретает
основы личностной культуры, ее базис,
соответствующий общечеловеческим
духовным ценностям.
В
состав базиса личностной культуры
включается ориентировка ребенка в
природе, предметах, созданных руками
человека, явлениях общественной жизни,
наконец, явлениях собственной жизни и
деятельности, в себе самом.
Базис
личностной культуры — собственно
человеческое начало в человеке, средоточие
общечеловеческих ценностей (красота,
добро, истина и др.) и средств
жизнедеятельности (представления о
действительности, способы активного
воздействия на мир, проявления
эмоционально-оценочного отношения к
происходящему).
ВОЗРАСТНОЙ
ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
В
первые семь лет ребенок проходит через
три основных периода своего развития,
каждый из которых характеризуется
определенным шагом навстречу
общечеловеческим ценностям и новым
возможностям познавать мир. Эти периоды
жизни отграничены друг от друга; каждый
предшествующий создает условия для
возникновения последующего, и они не
могут быть искусственно «переставлены»
во времени.
Период
младенчества (первый год жизни ребенка)
характеризуется возникновением следующих
возрастных новообразований.
Познавательное
развитие. К концу первого года жизни
ребенок ориентируется в элементарных
свойствах окружающей среды; начинает
улавливать значение отдельных обращенных
к нему слов, выделяет наиболее близких
людей; появляются элементы различения
между ощущениями, исходящими от
собственного тела и извне, складываются
начальные формы предметного восприятия.
К концу младенчества появляются первые
признаки зарождения наглядно-действенного
мышления.
ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Если
при учебно-дисциплинарном подходе
воспитание сводится к исправлению
поведения или предупреждению возможных
отклонений от правил посредством
«внушений», то личностно-ориентированная
модель взаимодействия взрослого с
ребенком исходит из кардинально иной
трактовки процессов воспитания:
воспитывать — значит приобщать ребенка
к миру человеческих ценностей.
К
концу дошкольного возраста могут и
должны быть сформированы ценностные
основы отношения к действительности.
Отношение
к природе. Здесь ребенок приобретает
начальный опыт приобщения к широкому
кругу общечеловеческих ценностей. Среди
них познавательные ценности: ребенок
начинает чувствовать себя первооткрывателем,
испытывает радость экспериментирования
с объектами неживой природы, открывает
новое в знакомом и знакомое в новом;
вычленяет простейшие закономерности,
осознает их непреложный характер.
Ценности
преобразования: возникает стремление
бережно относиться к природной среде,
сохранять и умножать, по мере своих сил,
богатство природы.
Ценности
переживания: ребенка манит таинственность,
загадочность явлений природы, он
проникается ее красотою, близостью ко
всему живому, чувствует свою общность
с предметами и явлениями окружающего
мира и одушевляет их.
ОБУЧЕНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ
В
рамках личностно-ориентированного
подхода должны быть осмыслены также
содержание и принципы обучения. Обычно
под обучением понимается передача
знаний, умений и навыков, что подразумевает
определенный уровень «зрелости»
тех психических функций (внимание,
восприятие, память, мышление, произвольность
и др.), без которых невозможно
освоение. Такая по существу «школьная»
модель обучения представлена в дошкольном
возрасте, что неправомерно. От обучения
знаниям, умениям и навыкам следует
перейти к обучению самой возможности
приобретать их и использовать в жизни.
Взрослые передают ребенку выработанные
человечеством и зафиксированные в
культуре средства и способы познания
мира, его преобразования и переживания.
Овладение ими и ведет к развитию
специфически человеческих способностей.
Формирование
культуры познания. По мере расширения
ориентировки ребенка в природных
явлениях он овладевает представлениями
о живом и неживом, о причине и следствии,
о пространстве и времени и др. Знакомясь
с предметами, созданными руками человека,
он начинает отличать искусственное от
природного, красивое от безобразного,
реальное от воображаемого и т.п.
ЕДИНСТВО
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Условием
такого единства является общий подход
к отбору материала и организации
воспитания и обучения. При этом необходима
максимальная реализация тех возможностей
ребенка, которые формируются и проявляются
в специфически «детских» видах
деятельности. Такая реализация
предполагает обогащение содержания и
форм детской деятельности, что достигается
при помощи особых средств.
Выработка
подобных средств и широкая их апробация
в реальной практике детского сада
образуют актуальнейшую задачу современной
дошкольной педагогики и психологии.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЖИЗНИ РЕБЕНКА. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
Воспитание,
обучение и развитие ребенка определяются
условиями его жизни в детском саду и
семье. Главными формами организации
этой жизни в детском саду являются: игра
и связанные с нею формы активности,
занятия, предметно-практическая
деятельность.
Игра.
Основным видом самостоятельной
деятельности дошкольника является
сюжетная игра, специфика которой
заключена в условном характере действий.
Игра позволяет ребенку в воображаемой
ситуации осуществлять любые привлекающие
его действия, ролевые функции, включаться
в разнообразные события. Игра — самоценная
деятельность для дошкольника,
обеспечивающая ему ощущение свободы,
подвластности вещей, действий, отношений,
позволяющая наиболее полно реализовать
себя «здесь и теперь», достичь
состояния эмоционального комфорта,
стать причастным к детскому обществу,
построенному на свободном общении
равных.
СЕМЬЯ,
ДЕТСКИЙ САД, ШКОЛА
Семья
и детский сад в хронологическом ряду
связаны формой преемственности, что
обеспечивает непрерывность воспитания
и обучения детей. Однако дошкольник не
эстафета, которую передает семья в руки
педагогов детского учреждения. Здесь
важен не принцип параллельности, а
принцип взаимопроникновения двух
социальных институтов. Общий курс на
приоритет общественного воспитания —
закономерное и гуманное стремление
оградить детей от страданий
в остронеблагополучных семьях,
передав их как можно раньше в общественные
воспитательные учреждения. Тенденция
же, направленная на укрепление семьи,
минимизирует общественное воспитание
в пользу семейного. Обе эти тенденции,
отдельно взятые, обнаруживают свою
половинчатость. Ни семья, ни детский
сад не могут заменить друг друга. Детский
сад должен унаследовать лучшие традиции
детских дворовых сообществ недавнего
прошлого: творческую самоорганизацию,
естественную передачу игровых традиций,
то есть сохранить субкультуру детства.
ВОСПИТАТЕЛЬ
ДЕТСКОГО САДА
Личность
может воспитать только личность.
Обезличенность фигуры воспитателя,
закованного в рамки программы и
методических инструкций, отношение к
нему, как к простому исполнителю своей
роли, и жесткий контроль за четким
исполнением предписанных ему служебных
обязанностей обусловили многие недостатки
системы дошкольного воспитания.
Подготовка воспитателя детского сада
имеет право на приоритет в системе
высшего педагогического образования:
она должна осуществляться при
обязательности углубленного изучения
слушателями курсов психологии, педагогики,
философии, психиатрии, детской
психотерапии, дефектологии; необходимо
участие воспитателей в деловых
играх, тренинговых группах,
ознакомление их с основами актерского
мастерства.
ПЕРЕСТРОЙКА
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
И
СТРУКТУРЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Требование
уважать личность ребенка, любить детей
формулировалось во всех существующих
программах воспитания. Однако сам
принцип централизованного программного
управления воспитанием представляется
неперспективным: единая типовая
программа, вопреки намерениям авторов,
создавала почву для учебно-дисциплинарного
подхода к детям. Должны быть созданы
вариативные, связанные с региональной
спецификой, типом дошкольных учреждений
руководства по воспитанию и программы
обучения детей — динамичные, систематически
обновляющиеся, опирающиеся на достижения
мировой науки и практики, учитывающие
состояние общественной жизни в стране.
Необходим постепенный, контролируемый
научными исследованиями переход от
централизованного программного
обеспечения педагогического процесса
к использованию гибких руководств и
программ на основе учета всех «плюсов»
и «минусов» ныне действующей типовой
программы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник