Ребенок как объект и субъект личностного развития

Личность– человек как общественное конкретное проявление общественной сущности чел-ка, его индивид-х, псих-х свойств (темперамент, хар-р, способности, интересы) и соц-ые функции (отношение к людям, труду, поведение и т.д.).Процесс формирования личности– становление чел-ка как социального существа, совершенствование его в процессе жизни, кот. происходит в руз-те и развития и воспитания.Развитие– качественное и количественное изменение, кот. проявляется в анатомо-физиологич. созревании организма, в усвоении знаний в деятельности и поведении. Развитие личности чел-ка происходит под влиянием сложных в/д природы, обстоятельств жизни и самого чел-ка, кот. своей деятельностью активно преобразует жизнь и тем самым преобразуя себя. Факторы развития личности Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, — воспитанник. Результат воспитания – развитие личности.

Одной из важнейших характеристик воспитания как педагогического процесса является решение проблемы субъекта и объекта воспитания.

Традиционная субъект- объектная педагогика отводит ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт.

Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот, кто воспитывает.

Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают.

Современная же педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту детской деятельности, к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю, а функция объекта — ребенку. В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда взаимосвязано и весьма противоречиво.

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:

— открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;

— принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;

— проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;

— открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Общие основы педагогики:

4. Современная система образования в России.

Образование— это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Сегодняшняя система образования в России — федеральная, централизованная.Современное российское образование — это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных ти­пов и видов.

Образование— одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Система образования включает: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение); негосударственные образовательные учреждения;

дополнительное образование.

Педагогическая психология:

5. Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия.

Профессиональнаяподготовка.совокупность специальных знаний, умений и навыков,позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности. В зависимости от квалификации различают 4 основных уровня П.п., требующих соответствующего профессионального.образования: высшего, среднего специального, профессионально технического и элементарного. П.п. совершенствуется в процессе трудовой деятельности, в системе повышения.квалификации, путём самообразования. понятие «профессиональная подготовка» можно определить как профессиональное образование, основной путь получения которого — самообразование или Главная цель: профессиональное самоопределение, теснейшим образом связанное со смысложизненным самоопределением. Для профессионального занятия психологией важны личностные качества, так как инструментом р-ты для психолога яв-ся его личность

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы. Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Авторитарный стиль общения Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Либеральный стиль общения Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через

определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи­ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Педагогический такт — это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение.

Основными элементамипедагогического такта являются: Требовательность и уважительность к ребенку.Умение видеть и слышать его. Сопереживать ребенку. У мение самообладание. Деловой тон в общении. Внимательность и чуткость без подчеркивания этого. Простота и дружелюбность без панибратства. Юмор без злой насмешки.

Эмпатия — умение педагога точно чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, понимать душевно-эмоциональное состояние ближнего и обладать способностью к сопереживанию.

Педагогическая психология:



Источник

Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. Воспитание требует терпения, врожденной способности, навыков и специальных знаний.

Воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности (№:творческая деятельность).

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Направлением деятельности субъекта можно определять и формировать его самого. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности.

Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности.

Участники воспитательного процесса
Взрослые Коллектив Дети
Как объект воспитательного процесса
Под воздействием жизненных ситуаций постоянно делают тот или иной нравственный выбор Подвергается
постоянному
воздействию
взрослых и
окружающей
среды
Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности
Как субъект воспитательного процесса
Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно) Влияет на развитие своих членов, создает благоприятные условия для развития заложенных в ребенке возможностей Формулируя собственные мотивы и стимулы, критически реагируют на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно)
 

Субъекты воспитательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов деятельности.

Воспитательная ситуация — основное звено воспитательного процесса, она характеризуется:

• направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию;

• сосредоточенностью и проявлением в ней реально существующих в обществе социальных зависимостей;

• проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;

• необходимостью нравственного выбора, направленности поведения;

• вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников ВП, стимулированием их активности в проявлении жизненной позиции;

• осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитательного воздействия.

+скажи что влияет на формирование личности (семья, школа, окружение и т.д.)

Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 4571; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8697 — | 7525 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности.

Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Особенности развития личности:

• необратимость –

• прогресс и регресс –

• неравномерность –

• зигзагообразность –

• переход стадий развития в уровни –

Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика разрабатывает теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека.

Л.И. Божович понимает развитие личности как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов.

Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах:

-физическое развитие (ске-летно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.),

-социальное развитие (формирование нравственных чувств, определение социальных ролей и др.).

Два основных подхода развития личности:

биологизаторский и социологизаторский.

Сторонники биологизаторского подхода объясняют развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа.

Согласно З. Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо – полового влечения.

Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде. Вывод делается тот же: детей из разных социальных слоев надо учить по-разному.

К внутренним факторам развития личности относят активность самой личности: ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.

Законы развития личности.

Первый закон развития личности состоит в следующем: жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех ее основных функций. Иными словами, жизнедеятельность личности – это одновременно ее дело, общение, разум, чувствование и познание.

Забота о полноценном развитии всех основных функций личности – главное дело каждого педагога, учителя и воспитателя. Такой вывод неизбежно следует из понимания первого закона развития личности.

Второй закон развития личности приобретает исключительное значение для практической педагогической деятельности, поскольку он вскрывает механизм образования и становления качеств личности. Его можно сформулировать так: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай.

Третий закон развития личности прямо вытекает из второго: всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка.

Все три закона в жизни человека всегда действуют вместе и одновременно, ибо они представляют собой способ функционирования и развития личности.

Современная трактовка и изложение проблем теории развития личности были бы невозможны без величайшего открытия XX в. – создания И.П. Павловым учения об условных рефлексах – теории высшей нервной деятельности животных и человека. В 1931 г. Павлов писал: «…Накопляется огромный материал, который, помимо чисто физиологического анализа, сейчас захватывает глубоко вопросы невропатологии и даже психиатрии, а также идет на ближайшее соприкосновение с психологией, гигиеной ума и педагогией».

С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко продолжили дело своих великих учителей и выдвинули в качестве главной задачу педагогически целесообразной организации жизни детей. Они заложили основы современной методики воспитания и обучения. И именно проникновение в сущность законов воспитания и развития личности дало им возможность сделать это.

Теория развития личности складывается из двух частей:

-общей теории, которая рассматривает основные функции личности, их формы и законы развития личности,

и учения о возрастном развитии детей, весомый вклад в которое внес П.П. Блонский.

Формирование личности – это процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности.

Формируется и младенец, и пожилой человек. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Результат воспитания – развитие личности.

Традиционная субъект-объектная педагогика отводит ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт.

Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот, кто воспитывает.

Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают.

Современная же педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту детской деятельности, к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю, а функция объекта — ребенку. В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда взаимосвязанно и весьма противоречиво.

Воспитатель (профессиональный педагог, родитель), без сомнения, функционирует как субъект воспитания, и в этом случае его педагогическое обращение к ребенку (объекту) строится как педагогическое воздействие.

Если признавать ребенка субъектом процесса воспитания (с его индивидуальными природными свойствами, собственным социальным опытом, самобытными личностными качествами), то отношения с ним воспитатель должен строить как педагогическое взаимодействие:

— Наставничество. Главным «нервом» такого взаимодействия является обращение к интересам детей. Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь, потому что направлено на то, чтобы увлечь всех детей общим делом, удержать этот интерес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества.

— Партнерство. Воспитатель принимается ребенком как авторитетный организатор деятельности и одновременно как интересный участник общения. В этой форме взаимодействия очень важно обеспечить (специальными педагогическими средствами) относительное равенство взрослого и воспитанников в совместной деятельности, особенно в игровой.

— Сотрудничество. Это форма открытого взаимодействия двух субъектов процесса воспитания. Воспитатель безоговорочно принимает ребенка как личность и индивидуальность, признает его права и свободы, понимает его проблемы и искренне, по-человечески вместе с детьми участвует в их преодолении. Педагоги и воспитанники в таком взаимодействии личностно свободны, но этого возможно достичь только в достаточно воспитанном коллективе, где дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь.

— Сотворчество. Такое педагогическое взаимодействие принято считать высшей формой сотрудничества, где устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений воспитателя и воспитанников, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом «включения в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем».

Взаимодействие субъекта и объекта составляет сущность воспитательного процесса. Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:

— открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;

— принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;

— проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;

— открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогического взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста воспитанников.

В дошкольном возрасте субъектные проявления выражаются в оформляющемся отношении ребенка к миру и в деятельности, инициируемой таким отношением. Позицию субъекта деятельности авторы видят в самостоятельности и творчестве воспитанников, в поиске способов действий и реализации замыслов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов.

Но ребенок является и объектом воспитания. Как объект воспитательного процесса ребенок подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности

Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот довольно продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека разделен на два больших периода — ранний возраст и дошкольный возраст. Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранний возраст — на 7 этапов, дошкольный возраст — на 4. Такое «дробление», прежде всего, связано с особенностями психофизиологического роста и развития детей.

Темп и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны, что для того, чтобы проследить это развитие и создать адекватные этому развитию условия, действительно, нужно выделить определенные этапы и их границы. Такая детализация рассмотрения и изучения возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования.

Хотя каждый ребенок и развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младенца, то, что не составляет труда в 5 лет, невыполнимо в 3 года и т.д. Необходимость ориентироваться в этих закономерностях и как-то их упорядочить по отношению к развитию привела к возникновению возрастной периодизации.

Весь период жизни человека состоит из смысловых отрезков, внутри которых и осуществляется накопление, вызывающее новообразование и качественный переход на очередной этап.

В науке разработано несколько разных подходов к возрастной периодизации. В каждом из нихсделана попытка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы.

Например, П. П. Блонский в основу периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что дентиции — появление и смена зубов — не только характеризуют физический рост и укрепление организма, но непосредственно связаны с умственным развитием человека, с процессом его социализации.

Были и другие попытки выделить единое основание для рассмотрения возрастных изменений: сексуальное развитие (К. Штратц), темп психического развития (А. Гезелл) и др.

Наиболее основательным и отсюда правомерным можно считать подход, предложенный Л.С. Выготским: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами»

Л.С. Выготский разработал теорию стабильного возраста и кризисов в развитии, на основании которых и выстраивается возрастная периодизация: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Д.Б.Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Его теория не противоречит теории Выготского, более того, она опирается на нее и дополняет. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в структуру образовательных учреждений: ясли, детский сад, школа.

А внутри каждого типа учреждений — еще более детальное разделение на группы: от рождения до 3 мес.; 3-5 мес.; 5-9 мес.; 9 мес. — 1 год; 1 год — 1,5 года; 1 год 6 мес. — 2 года; 2-3 года; 3-4 года; 4 года — 5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

Источник