Ребенок и сказка речевое развитие
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья
По теме: «Роль сказки в развитии речи дошкольников».
Подготовила: Железнякова О.А.
Санкт-Петербург, Колпино
2018 г.
Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить новые ценности.
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим,-важные для формирования речи функции:
- расширяет словарный запас ребенка
- передает готовые художественные обороты и метафоры
- показывает пример составления различных предложений
- естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
Формы работы со сказкой могут быть различны:
- пересказ
- сочинение сказочных историй
- придумывание своего окончания
- добавление нового героя
- Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном
- Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
- Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
- Словесное рисование иллюстраций…. И т. д…
В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.
4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».
Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.
Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.
Сказка может служить привычным шаблоном и для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
Например, для детей младшего возраста интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.
- Кто расскажет, в какие необыкновенные места мы направляемся
- Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы карета отправилась в путь
- Кто назовет, какие подарки можно привезти своим друзьям из сказочной страны
В старшем возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства — мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
Источник
Людмила Колесникова
Роль сказки в развитии речи дошкольников
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса, как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Сказка – это незаменимый инструмент в формировании нравственно здоровой личности, а также в формировании речевого развития ребёнка.
Сказка входит в жизнь малыша с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д., ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.
Слушая сказку, ребёнок узнаёт много новых слов для себя. В сказке эти слова так интересно преподносятся, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают. Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные новые слова и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3 — летний малыш способен повторять «В тридевятом царстве…», «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.
Сказка выполняет, пассивно, важные для формирования речи функции:
• расширяет словарный запас ребенка
• преподносит готовые художественные обороты и метафоры
• показывает пример составления различных предложений
• естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Дошкольник может включаться в сюжет неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй. Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения. В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская лишь эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно.
Для связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы:
• Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают уже знакомую сказку своими словами. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.
• Пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут не повторить значительную часть событий, но обязательно озвучат самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий.
• Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебство, из третьей запомнилось сказочное стихотворное заклинание. И вот уже детская фантазия создаёт новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.
• Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.
• Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий.
Все это играет очень важную роль в формировании связной речи дошкольника.
• Куда направился главный герой?
• Кто первым встретился на пути?
• Какие волшебные предметы были у героя?
• Что помогло победить?
• О чем должен помнить герой?
В процессе сочинения сказочных историй в младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку,ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка …». Далее Мишка может строить дом, в строительстве которого ему обязательно ему помогут друзья – зайка, лисичка и т. д. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, волшебные образы, выразительный язык, динамичный ход событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Сказочные истории знакомят детей с самого раннего детства с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Сказка – это незаменимый инструмент в формировании нравственно здоровой личности, а также в формировании речевого развития ребёнка.
Дети любят сказки. Читайте их своим малышам!
Источник
Москаленко Татьяна
Развитие речи младших дошкольников посредством сказки
В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.
Но слова — речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
В младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.
В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой, а также действия, связанные с игрушками — животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать)
Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.
Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: «На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша,но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.
Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей. В публикации представлен фотоотчёт театрализации сказки «Репка» в первой младшей группе, возраст детей 2-3 года.
Источник
Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
Сказка – это незаменимый инструмент в формировании нравственно здоровой личности, а также в формировании речевого развития ребёнка.
Сказка входит в жизнь малыша с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д., ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.
Слушая сказку, ребёнок узнаёт много новых слов для себя. В сказке эти слова так интересно преподносятся, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают. Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные новые слова и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3 — летний малыш способен повторять «В тридевятом царстве…», «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
Данные этапы были апробированы и показали хороший результат в педагогической деятельности.
По технологии Н.В. Веракса, А.Н. Веракса, работа над одной сказкой проходит на протяжении не менее восьми занятий:
Чтение сказки и ответы на вопросы.
Раскладывание картинок.
Замещение персонажей сказки.
Моделирование сказки.
Разыгрывание сказки.
Рассказывание фрагментов сказки.
Рассказывание всей сказки.
Разыгрывание сказки.
Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. В процессе приобретения умений узнавать и пересказывать сказки, называть героев и озвучивать их, у детей повышается речевая активность. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.
В настоящее время в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов очень важна преемственность в воспитании ребенка между педагогами и их родителями. Поэтому вся вышеперечисленная работа с детьми проводится совместно. Взаимодействие детского сада и семьи является получением наилучших результатов в достижении любых целей. Тем более каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, внятно, красиво.
Дети, с которыми ежедневно родители дома, а воспитатели в детских садах рассматривали книги, читали, рассказывали и пересказывали стихи и сказки, прежде всего полюбили книги. У детей пополнился словарный запас, устная, диалогическая, монологическая речь стала насыщеннее, появилась инициатива в общении, а это является характеристиками целевых ориентиров речевого развития.
Источник