Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития купить
Классический труд Э.Джин Айрес — одного из самых известных и уважаемых в западном научном мире специалистов по детскому развитию — впервые публикуется на русском языке. Разработанная автором теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое — в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий. Методам преодоления такого рода проблем посвящена значительная часть книги. Книга предназначена как самым разным специалистам (неврологам, психологам, педагогам, специалистам по физической и социальной реабилитации, эрготерапевтам), так и родителям, которые смогут по-новому взглянуть на проблемы и трудности своих детей и выработать стратегию их поддержки, используя рекомендации автора. Предисловие научного редактора……………………………..7
Вступительное слово……………………………………………..12
Предисловие………………………………………………………..16
Сенсорная интеграция и мозг История Брэндона …………………………………………………..18
1. Что такое сенсорная интеграция?…………………………19
Немного о словах……………………………………………………….20
Сенсорная интеграция — это………………………………………21
Нарушение сенсорной интеграции — это……………………25
Осмысливая сенсорную интеграцию…………………………27
Зачем была написана эта книга………………………………..29
2. Развитие сенсорной интеграции: от рождения до школы……………………………………….30
Основы развития ребенка…………………………………………. 31
Этапы развития………………………………………………………..34
3. Нервная система: взгляд изнутри…………………………47
Как работает мозг……………………………………………………..47
Части нервной системы……………………………………………..49
Осмысливая сенсорную интеграцию…………………………
Как мозг обрабатывает информацию…………………………
Почему ощущения важны………………………………………….
Ощущения и мозг в целом…………………………………………
Как нервная система учится интегрировать ощущения………………………… 67
нарушения сенсорной интеграции
4. Что такое нарушения сенсорной интеграции?…………i
Причина проблемы……………………………………………………’
Процесс интеграции………………………………………………….»i
Первый уровень интеграции……………………………………..»J
Второй уровень сенсорной интеграции………………………8
Третий уровень интеграции………………………………………8
Четвертый уровень интеграции…………………………………8
5. Нарушение работы вестибулярной системы…………..8
Организация вестибулярной системы………………………..8
Сниженная активность вестибулярной системы: история Раяна…………………………………………………10
Сниженная активность вестибулярной системы……….10!
Опросный лист «Нарушение вестибулярно- билатералъной интеграции»…………………………….10(
Советы родителям…………………………………………………10′
Повышенная активность вестибулярной системы…….101
Гравитационная неуверенность: история Шона……108
Опросный лист «Гравитационная неуверенность» ….113
Советы родителям………………………………………………….114
Осмысливая сенсорную интеграцию………………………..115
Жизнь с диспраксией развития: история Тода………..116
6. Диспраксия развития……………………………………….117
Виды движений и их нарушения ……………………………..117
Схема тела и двигательное планирование……………….122
Осмысливая сенсорную интеграцию……………………….124
Диспраксия развития: что это такое?……………………….130
Что чувствует ребенок с диспраксией?……………………..134
Советы родителям…………………………………………………135
Опросный лист «Праксис (двигательное планирование)»……………137
Тактильная гиперчувствительностъ: история Ники……………………………………………………138
7. Тактильная гиперчувствительность……………………..139
Симптомы……………………………………………………………….140
Осмысливая сенсорную интеграцию……………………….142
Опыт ребенка………………………………………………………….142
Что происходит в нервной системе?………………………….143
Где произошел сбой?………………………………………………..146
Советы родителям…………………………………………………146
Опросный лист «Тактильная гиперчувствительностъ»…………….147
Нарушение зрительной перцепции: история Эшли .. 149,
8. Зрительная перцепция и нарушения слуха и речи…. 150
Нарушения зрительной перцепции………………………….151
Осмысливая сенсорную интеграцию……………………….154
Опросный лист «Зрительная перцепция»………………..156
Советы родителям…………………………………………………157
Нарушения слуха и языка……………………………………….158
Осмысливая сенсорную интеграцию……………………….158
Опросный лист «Обработка звуковых импульсов»…….160
Аутизм: история Марианны………………………………….161
9. Ребенок с аутизмом…………………………………………162
Нарушение обработки сенсорных сигналов………………163
Желание действовать ……………………………………………..167
Осмысливая сенсорную интеграцию……………………….170
172 как можно помочь
10. Оценка и вмешательство………………………………..173
Интеграция и навыки: влияние окружающей среды .. 174
Природа терапии, основанной на сенсорной интеграции…………………175
Основные принципы………………………………………………..178
Случай из практики………………………………………………..187
11. Что могут сделать родители………………………………..190
Разберитесь в проблеме……………………………………………190
Контролируйте окружающую среду………………………….195
Помогайте ребенку учиться играть………………………….198
Обратитесь к специалисту……………………………………….203
Брэндон… продолжение (см. 1-ю главу)……………………207
208 приложения Приложение А. Комментарии………………………………..209
1 Что такое сенсорная интеграция?…………………………209
2. Развитие сенсорной интеграции: от рождения до школы……………………………………….210
3. Нервная система: взгляд изнутри…………………………212
4. Что такое нарушения сенсорной интеграции?………213
5. Нарушение работы вестибулярной системы………….214
6. Диспраксия развития…………………………………………..216
7. Тактильная гиперчувствительность……………………..218
8. Зрительная перцепция и нарушения слуха и речи… 220
9. Ребенок с аутизмом………………………………………………222
10. Оценка и вмешательство……………………………………223
11. Что могут сделать родители………………………………..224
Приложение В. Обзор литературы…………………………227
Эволюция нервной системы……………………………………..227
Адаптивный ответ……………………………………………………228
Причины нарушений сенсорной интеграции……………233
Стимулирующая среда и нормальный мозг………………234
Приложение С. Терапевтическое оборудование……….237
Приложение D. Ответы на вопросы родителей…………242
Словарь терминов………………………………………………249
Предметный указатель…………………………………………260
Источник
Лаб
лаборатория сенсорной интеграции
+7(977)889-7890
Пн-Сб
9:00-21:00
- О Лаборатории
МАГАЗИН
- АКЦИЯ!
- Доставка и оплата
- Контакты
Статьи
More
Корзина0
Новинка
Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция при тяжелых формах аутизма
Цена250,00 ₽
Ребенок в XXI веке. Социум. Генетика. Мозг. Монтессори-педагогика
Цена450,00 ₽
Сенсорные закладки для книг
Цена100,00 ₽
Годдард Блайт Салли. Оценка нейромоторной готовности к обучению
Цена790,00 ₽
Марианна Лынская M.A.P.-метод активации и развития речи у детей с нарушениями
Цена350,00 ₽
Сенсорная интеграция. Теория и практика
Цена950,00 ₽
Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.
Цена400,00 ₽
У.Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге
Цена350,00 ₽
Марианна Лынская. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика
Цена150,00 ₽
Кэрол Сток Крановиц. Разбалансированный ребенок
Цена750,00 ₽
Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития: От рождения до 4 л
Цена200,00 ₽
Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения:
Цена250,00 ₽
Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий
Цена150,00 ₽
Обучение на основе движения
Цена550,00 ₽
Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хрони
Цена200,00 ₽
Ренате Циммер. Компетентный малыш
Цена300,00 ₽
Полински Л. PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого
Цена350,00 ₽
Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр
Цена300,00 ₽
Развиваем внимание с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми ст
Цена890,00 ₽
Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми
Цена890,00 ₽
Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми
Цена890,00 ₽
Марианна Лынская. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей
Цена300,00 ₽
Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра
Цена890,00 ₽
Марианна Лынская. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей
Цена350,00 ₽
Баскакина, Лынская. Чаепитие на даче у Ч
Цена70,00 ₽
Баскакина, Лынская. Приключения Л. Логопедические игры
Цена70,00 ₽
Баскакина, Лынская. Свистелочка. Логопедические игры
Цена70,00 ₽
Баскакина, Лынская. День рождения Р. Логопедические игры
Нет в наличии
Баскакина, Лынская. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры
Цена70,00 ₽
Баскакина, Лынская.День рождения Р. Логопедические упражнения
Цена200,00 ₽
Баскакина, Лынская. Цоколочка. Логопедические игры
Цена70,00 ₽
Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов
Цена890,00 ₽
Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха.
Цена200,00 ₽
Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников
Цена350,00 ₽
Шуть Н. Н. Волшебные ключи игромастера.
Цена190,00 ₽
Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет
Цена190,00 ₽
Щербакова Н.А. Музыкальный сундучок.
Цена190,00 ₽
Неправильная страна. Игра для психологической работы с детьми
Цена790,00 ₽
«Семейка Гномс!» Игры для эмоционального развития
Цена800,00 ₽
Семейные псикреты. Игра для всей семьи
Цена790,00 ₽
«Роботы». Метафорические карты для работы с детьми,подростками и родителями
Цена1 600,00 ₽
Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки
Цена250,00 ₽
Сказки-подсказки для детей и их родителей
Нет в наличии
Техники ФотоТерапии: иccледование секретов личных фотографий и семейных фотоальб
Цена790,00 ₽
Млодик И. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить
Цена300,00 ₽
Книга для НЕидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему
Цена350,00 ₽
Млодик И. Современные дети и их несовременные родители
Цена350,00 ₽
Теория привязанности и воспитание счастливых людей.
Цена300,00 ₽
Источник
Слайд 1
Семинар-практикум Сенсорная интеграция – понимание скрытых проблем развития
Слайд 2
1. Связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка Сенсор (от лат. sensus , « восприятие » ) Интеграция — это вид организации чего-либо. Интегрировать — значит собрать или организовать разные части в единое целое. Тогда части работают слаженно, как одна система. Сенсорная интеграция – это упорядочивание ощущений. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Сенсорная интеграция собирает в мозгу цельную «мозаику» из кусочков. Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют мозгу знания, необходимые для управления телом и мышлением. Однако, если сенсорные процессы не упорядочены, переварить ощущения и напитать мозг невозможно.
Слайд 3
Ощущения представляют собой потоки электрических импульсов. Химические реакции, идущие в нашей нервной системе, тоже участвуют в образовании импульсов. Чтобы импульсы сыграли определенную роль в системе, они должны быть интегрированы. Именно интеграция позволяет нам воспринимать ощущения. Мы воспринимаем наше тело, других людей и предметы благодаря тому, что мозг интегрирует сенсорные импульсы в значимые формы (имеющие смысл).
Слайд 4
Ребенок, который научился упорядочивать свою игру и приобретать навыки с её помощью, вероятнее всего, научится также планировать свою учебу и справляться с трудностями. Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают позже ползать, переворачиваться, сидеть, стоять позднее своих сверстников. Возможно, им труднее будет завязывать шнурки или кататься на двухколесном велосипеде. Они могут неловко двигаться, часто падать и спотыкаться. У такого ребенка мышцы и нервы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину. У таких детей плохо развиты игровые навыки.
Слайд 5
Ребенок с нарушением сенсорной интеграции гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения. Одна из распространенных проблем – задержка речевого развития – может уже в раннем детстве сигнализировать о нарушении работы мозга. Хотя со слухом все в порядке: они слушают речь, но слова как будто теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие знают, что сказать, но не справляются с артикуляцией. Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности .
Слайд 6
Гиперактивный ребенок Гиперактивный ребенок двигается не потому что ему так хочется, а потому что мозг его выходит из-под контроля. Дезорганизация работы мозга не дает ему сконцентрироваться и удерживать внимание . Если кто-нибудь гиперактивного ребенка толкнет или ударит, такой ребенок сразу дает ответ на удар – ударом. Это не связано с эмоциями или личными отношениями: это спонтанные реакции на ощущения, невыносимые для ребенка. Мозговые процессы бессознательны и контролю не подлежат. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательным.
Слайд 7
2.Симптомы, причины нарушения сенсорной интеграции. Для мозга нарушение или дисфункция сенсорной интеграции – все равно, что нарушение пищеварения для кишечника. Мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов. В результате ребенок не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается на поведении и обучении. Отстает эмоциональное развитие. Установка, что ребенок перерастет свои нарушения, непродуктивна, ибо чревата задержкой в оказании профессиональной помощи, а возраст, наиболее подходящий для терапии, будет упущен.
Слайд 8
Краткий обзор признаков появления нарушений Гиперактивность или повышенная отвлекаемость — нередко является первым признаком сенсорной дисфункции. Ребенок постоянно находится в движении, бегает вместо того, чтобы ходить, и большая часть его действий выглядит бесцельной. Спокойно сидеть и концентрировать внимание для него почти невозможно. Отвлекаемость может стать главной проблемой в школе: ребенок не в состоянии «отгородиться «от шума и света, окружающие люди занятые множеством дел, приводят его в замешательство, и потому он не способен работать в полную силу. Когда такие дети совсем малы, они занимают собой все пространство. Становясь старше, они могут подавлять свою физическую активность, но из-за чрезмерной нервной возбудимости не способны поддерживать порядок в комнате, выполнять домашнее задание или собрать портфель к школе, ничего не забыв. Если мозг не может организовать сенсорные сигналы и двигательную активность, он также не может помочь разобраться в шкафу, полном одежды, или портфеле с книгами. Проигрыш в какой-нибудь игре оборачивается угрозой расстроить игру. Ему трудно делиться игрушками или едой.
Слайд 9
Порочный круг из негативной самооценки, неприятного поведения и негативных реакций окружающих чреват постоянным унижением ребенка. Такие дети будут играть с ребятами гораздо младше себя, либо с более старшими, поскольку последние понимают и принимают их.
Слайд 10
3. Проблемы развития Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этих этапов обработки информации они обычно развиваются медленно. Мышечный тонус и нарушение координации. У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы просто удерживать голову и тело в вертикальном положении, потому они быстро устают. Если ребенок, работая за столом, не в состоянии спокойно сидеть и поддерживать тело в вертикальном положении, это может служить признаком плохой сенсорной интеграции.
Слайд 11
Проблемы с обучением в школе Нарушение сенсорной интеграции либо прямо влияет на протекающие в мозгу процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, связанного с учебой в школе. Основными преградами нередко оказываются чтение и письмо. Для детей с определенными видами сенсорных нарушений чтение всегда представляет трудность. Особенно трудно записывать услышанные слова: они не могут интегрировать звуковые ощущения с ощущениями в кисти и пальцах. Такие дети могут сказать: «Я знаю, чего вы хотите, но не могу это записать». Дети с нарушением сенсорной интеграции плохо ориентируются в окружающем их пространстве. Натыкаются на других детей или предметы, поскольку не в состоянии оценить их пространственное положение, а также положение собственного тела. Из-за этой особенности им трудно в школе переписывать в тетрадь написанное на доске: оценка расстояния между собой и доской и расположение букв на бумаге. Буквы выходят разного размера и кривыми. Нарушение интеграции либо прямо влияет на протекающий в мозгу процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, связанного с учебой в школе.
Слайд 12
Процесс интеграции — это способность к обучению, здоровая личность и целеустремленность – вот что делает наши действия успешными. Однако все это не падает с неба, а является результатом многолетнего развития и интеграции мозговых процессов.
Слайд 13
Нарушение работы вестибулярной системы (двигательные ощущения и их влияние на развитие навыков) Представьте, что вы наблюдаете за гуляющими детьми. Они выстроились гуськом и стараются пройти по узкому бордюру тротуара, не соскочив с него. Первый ребенок легко и весело пробегает туда — обратно несколько раз. Второй- с трудом сохраняет равновесие и постоянно соскакивает. Третий- не соскакивает, но и особой ловкости в его движениях нет, он оглядывается на взрослого, пытается что-то сказать, но не умеет говорить, издает лишь несколько звуков. Четвертый- боится упасть, но взрослый призывает его все-таки сделать попытку. Крепко держась за руку взрослого, он приходит по бордюру, не оступившись. У 2,3,4 – мозг недостаточно хорошо обрабатывает сенсорную информацию, поступающую через вестибулярную систему. Вестибулярная система взаимосвязана почти со всеми зонами мозга. Вестибулярные рецепторы наиболее чувствительны. Природа сделала их такими именно потому, что их информация чрезвычайно важна для адаптации человека. Вестибулярная активность формирует основу для развития зрения и слуха.
Слайд 14
Влияние на глазодвигательные мышцы и мышцы шеи В организации вестибулярной системы особую роль играют глазодвигательные мышцы и мышцы шеи. Эти мышцы, которые работают с самого раннего возраста, готовят почву для сенсомоторного развития других частей тела. Дети, имеющие нарушения, вызванные неадекватной обработкой вестибулярных сигналов, не могут следить за предметом, движущимся у них перед глазами, а также четко переводить взгляд из одной точки в другую. Движения глаз у них не плавные, либо отстает, либо дергается. Таким детям трудно играть в мяч, чертить мелком линию, читать. Проверка зрения может ничего не выявить, но ребенок, почему- то натыкается на мебель или падает с лестницы. Он видит шкаф или ступеньку, но не в состоянии оценить их положение относительно своего тела.
Слайд 15
Вестибулярная система обеспечивает устойчивость поля зрения, поэтому нам не кажется, что предметы дрожат, когда мы движемся. Вестибулярная система заставляет глазодвигательные мышцы и мышцы шеи компенсировать мелкие движения головы и тела. Итак, без адекватных вестибулярных механизмов, удерживающих глаза и голову в неподвижном положении, ребенку очень трудно писать на доске или списывать с неё текст.
Слайд 16
Влияние на мышцы и тело в целом Вестибулярные ядра посылают электрические сигналы в спинной мозг, который указывает, как и когда сокращаться мышцам. За движение также отвечает мозжечок. Ядра и мозжечок непрерывно обмениваются данными о сенсорных процессах. Задача мозжечка – обеспечить плавность. Итак, без пространственной перцепции, которая складывается из телесных и гравитационных ощущений, трудно зрительно оценивать пространство.
Слайд 17
Влияние на эмоциональное развитие и поведение Эксперименты показали, что при недостатке вестибулярной стимуляции, в период младенчества животные вырастают враждебно настроенными к миру, агрессивными, отчужденными. Вестибулярная система дает ощущение безопасности и уверенности из основных видов взаимоотношений – гравитационным полем Земли (взаимоотношение человека с миром). Гравитационная безопасность служит основанием для межличностных отношений — а значит, развивает эмоции ( лимбическую систему). Гравитационная безопасность важна для эмоционального здоровья ребенка.
Слайд 18
Успокаивая плачущего ребенка, родители его качают. Колыбель служит символом покоя и безмятежности. Качание в кресле-качалке или на качелях ослабевает тревогу и эмоциональное смятение. Дети обожают всякие гимнастические снаряды и аттракционы, потому что скольжение, качание, карабканье и катанье интенсивно стимулируют вестибулярную систему. Итак, если физическая связь ребенка с гравитационным полем Земли неустойчива, все остальные связи не могут развиться оптимально . Вестибулярная система – это главный организатор ощущений.
Слайд 19
Вестибулярно-языковые нарушения Языковая коммуникация – это конечный продукт сенсорной интеграции. Специалистами отмечено, что у детей с речевыми и языковыми нарушениями наряду с вестибулярными проблемами обычно есть проблемы с движением и двигательным планированием. Но не все языковые и речевые расстройства связаны с вестибулярной дисфункцией. Речь может быть нарушена из-за плохой работы речевых центров левого полушария.
Слайд 20
Заключение В последнее время выявляется все больше случаев когнитивных нарушений, сказывающихся на обучении и развитии детей, поэтому все больше специалистов пытаются разобраться в природе этих проблем и нащупать пути помощи таким детям. Первой была установлена связь между обучением, развитием и нарушением слуховой и зрительной перцепции. Потом ученые выяснили, что причиной некоторых слуховых и большинства зрительных проблем, возникающих у детей, является плохая интеграция ощущений, обеспечивающих нас информацией о прикосновениях, положении тела и движениях. Эта область развивается с 60-х годов XX века, и общество все глубже осознает необходимость такой работы.
Слайд 21
Многие другие дисциплины, включая физическую терапию, специальное образование, в том числе занятия, направленные на развитие языка и речи, психологию и некоторые ветви медицины, теперь все чаще включают в круг своих интересов идеи сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция как вид определенных занятий (терапия)целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить способствует организации различных мозговых функций. Вырастая, дети, прошедшие такие занятия, говорят о них так: «Теперь я могу действовать!»
Слайд 22
Важно помнить, что окружающая среда поставляет нам разного рода ощущения: звуковые, обонятельные, осязательные, гравитационные и тактильные. Двигаясь, мы получаем ощущения от мышц и суставов. Именно ощущения во всей их совокупности, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться.
Слайд 23
Текст подготовила педагог-психолог И.Н. Тягунова ГБОУ Детский сад комбинированного вида №809 г. Москва 2013 г.
Источник