Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес thumbnail

Booksee.org

Главная →

Обложка книги Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития

Э. Джин Айрес

Скачать книгу бесплатно (pdf, 101.03 Mb)   |  Читать «Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития»

Популярные книги за неделю:

#1

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Руководство по подрывным работам

Категория: Пособия самодельщикам

5.39 Mb

#2

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Большая Советская Энциклопедия, 30 томов

Категория: Энциклопедии, справочники, учебники

92.67 Mb

#3

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Атлас анатомии человека Том 2

Синельников Р. Д.

Категория: people, people, health

5.17 Mb

#4

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Сексуальные позиции. Практическое руководство

Неонилла Самухина, Дмитрий Исаев

Категория: people, health, hobby, active

23.38 Mb

#5

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Атлас анатомии человека Том 3

Синельников Р. Д.

Категория: people, people, health

5.03 Mb

#6

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Атлас анатомии человека

Фрэнк Неттер

Категория: info, encyc, science, human, people, health

373.85 Mb

#7

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

История России

А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина

Категория: Исторические

25.47 Mb

#8

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Атлас анатомии человека КОСТИ, МЫШЦЫ

Синельников

Категория: 1956283-АРХИВ КНИГ АНАТОМИЯ, Синельников Атлас анатомии человека

72.72 Mb

#9

Самоучитель игры на фортепиано

Категория: КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО

2.71 Mb

#10

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас.

А.В.Струтынский, А.П.Баранов, Г.Е.Ройтберг, Ю.П.Гапоненков

Категория: ЗДОРОВЬЕ

27.88 Mb

Только что пользователи скачали эти книги:

#1

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

March’s advanced organic chemistry: reactions, mechanisms, and structure

Michael B. Smith, Jerry March

Категория: Chemistry

17.22 Mb

#2

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Полевая геоморфология

Гардинер В., Дакомб Р.

5.69 Mb

#3

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Основы проектирование котельных установок

Гусев

Категория: Отопление, вентиляция

4.21 Mb

#4

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Биологическая химия

Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф.

Категория: Химия, Биологическая химия

5.27 Mb

#5

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Тесты. Биология. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования

коллектив

Категория: science, science, living, science, human

2.93 Mb

#6

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Ростбифы, лангеты, эскалопы

И. В. Козлова

Категория: house, house, cook

5.26 Mb

#7

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

100 лучших блюд из говядины

Г. С. Выдревич

Категория: house, house, cook

5.18 Mb

#8

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Педиатрия

Майданник В.Г.

5.74 Mb

#9

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

Фармацевтическая химия

Беликов В. Г.

Категория: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, НАУКА и УЧЕБА

9.26 Mb

#10

Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития э джин айрес

История философии права

Г. Ф. Шершеневич

Категория: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ИСТОРИЯ

5.36 Mb

Источник

Категория:

  • дети
  • Отменить
Читаю сейчас вышеуказанную книгу. Очень нравится. Помогает понять, почему учить читать со младенчества — бессмысленно, гораздо полезнее дать ребенку покачаться на качелях или позасыпать все формочки песочком. Почему уговоры или наказания не помогут ребенку с трудностями лучше учиться. И многое другое. Хотя книжка вообще не об этом))) Пока я сделала небольшую выборку понравившихся мне фрагментов из первых трех глав.

Сенсорная интеграция — это…
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации — и не только от глаз или ушей, но от всего тела. Мы обладаем также особым чувством, которое фиксирует действие силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле.
Сенсорная интеграция
— является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
— организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
— наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);
— позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
— формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями; они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.
По мере взросления некоторые сенсомоторные процессы замещаются ментальными и социальными навыками. Однако именно сенсомоторные процессы лежат в основе ментальных и социальных функций мозга. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных процессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные навыки.
Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают ползать, переворачиваться, сидеть или стоять позднее своих сверстников. Возможно, потом им труднее будет учиться завязывать шнурки на ботинках или кататься на двухколесном велосипеде. Бывает и так, что младенцы со слабой сенсорной интеграцией развиваются соответственно возрасту, а с проблемами сталкиваются лишь спустя какое-то время. Они могут неловко двигаться, запинаться во время бега, быть неуклюжими и часто падать или спотыкаться. Но неуклюжесть не всегда вызвана слабой сенсорной интеграцией: причина может крыться и в плохой работе двигательных нервов или мышц. У ребенка с сенсорными нарушениями нервы и мышцы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину.
В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз и ушей, рук и тела, и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он слышит или чувствует. Он пропускает детали или не понимает действий других детей. Не соблазняется играми, популярными у сверстников. Игрушки, требующие навыков манипуляции, могут представлять для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения.
Одна из распространенных проблем — задержка речевого развития — может уже в раннем возрасте сигнализировать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке: они слушают речь, но слова как будто теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие дети знают, что хотят сказать, однако не справляются с артикуляцией.
Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги. Таким детям задачи всегда кажутся труднее и непонятнее, чем прочим. Взрослым может показаться, что ребенку просто неинтересно, но неинтересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения.
У некоторых детей отсутствует организация тактильных ощущений. Они могут сердиться или тревожиться, когда до них дотрагиваются, или даже вообще избегать всяких контактов, держась в стороне от людей. Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности. Иногда ребенка могут раздражать свет или шум: внимательный наблюдатель заметит на лице ребенка выражение возмущения.
ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЕ
Бывает, что в домашней обстановке ребенок все делает хорошо или, по крайней мере, хорошо настолько, что проблема остается незамеченной, а вот учиться в школе ему трудно. Составители образовательных программ часто называют чтение, письмо и математику «базовыми предметами», хотя освоение каждого из них — исключительно сложный процесс, возможный лишь при наличии стабильной сенсорной интеграции. «Небольшое» нарушение интеграции в раннем детстве к первому классу может перерасти в серьезную проблему.
Родители и учителя ожидают от школьника большего, чем от маленького ребенка. Ученик должен не только усвоить много нового, но и научиться налаживать отношения с одноклассниками и преподавателями. Если мозг плохо упорядочивает ощущения, ребенку будет нелегко подружиться с кем-либо и поддерживать дружеские отношения. В шкале такой ребенок часто испытывает стресс, ибо для выполнения заданий ему приходится работать больше, чем одноклассникам.
В школе ребенку приходится выполнять множество разных мелких заданий. Без хорошей сенсорной интеграции трудно научиться завязывать шнурки, держать в руке ножницы, не ломать грифель карандаша, переключаться с одного задания на другое, распознавать красный сигнал светофора по дороге в школу и т. д. Ребенку, возможно, придется участвовать в спортивных состязаниях наравне со сверстниками, обладающими более развитыми сенсомоторными навыками. Или оставаться собранным, находясь в группе детей, хотя он едва может сосредоточиться даже будучи наедине с учителем. От него могут ждать быстрых действий, в то время как он способен лишь на медленные. Вероятно, он столкнется и с необходимостью запоминать сложносоставные инструкции, когда требуется сделать две вещи одновременно («отложи книги и возьми карандаш»), хотя он с трудом запоминает даже одну.
В классе его постоянно отвлекают внешние звуки, свет, он теряется при виде множества людей, выполняющих разные действия. Его мозг перевозбужден и отвечает слишком активно. Гиперактивный ребенок «прыгает по всему классу» не потому, что этого хочет, а потому, что его мозг выходит из-под контроля. Чрезмерная активность является вынужденной реакцией на ощущения, ни организовать, ни выключить которые невозможно. Дезорганизация работы мозга не дает ему сконцентрироваться и удерживать внимание, следовательно, он не способен понять, чему его учат. Если ребенок стоит в шеренге, а кто-нибудь случайно толкает его, он может разозлиться или ударить. Злость и удар никак не связаны с личными отношениями: это спонтанные реакции на ощущения, невыносимые для ребенка.
Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее, потому что мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести иди быть внимательнее. Ни поощрения (скажем, конфеты или золотые звезды’), ни наказания не помогают мозгу организовать ощущения. Взрослые часто лишь усугубляют проблемы ребенка, заставляя его выполнять непосильные задания.
ВНУТРЕННЕЕ ПОБУЖДЕНИЕ
У всех детей имеется мощное внутреннее побуждение развивать сенсорную интеграцию. Нам не приходится заставлять их ползать, или стоять, или карабкаться: сама природа направляет действия ребенка. Понаблюдайте, как ребенок обследует окружающий мир в поиске возможностей для своего развития и как снова и снова пытается что-то сделать, пока не достигнет успеха. Без этого внутреннего стремления к сенсорной интеграции никто из нас не смог бы развиваться. Поскольку наше внутреннее побуждение столь сильно, мы считаем большинство элементов сенсорной интеграции чем-то само собой разумеющимся. Природа человека «автоматически» заботится о них.
СТАНДАРТНЫЕ БЛОКИ
В процессе последовательного развития ребенок использует любой вид активности, чтобы сформировать «кирпичики», или блоки, которые потом лягут в фундамент более сложных и зрелых этапов развития. Он непрерывно объединяет одни функции, чтобы сформировать другие, уже более упорядоченные. Повторяет много раз одни и те же действия, шлифуя таким образом каждый отдельно взятый сенсорный и двигательный элемент. Иногда, прежде чем попробовать что-то новое, он возвращается к уже пройденным этапам и повторяет их. Блоки, формирующие ходьбу, заметить легко: чтобы научиться сидеть, необходимо научиться держать голову прямо, чтобы пойти на двух ногах, надо прежде научиться ползать на четвереньках. Ощущения тоже развиваются последовательно и блоками, хотя заметить это куда сложнее. В первую очередь ребенок развивает те ощущения, которые «рассказывают» ему о его теле и действии на него гравитационного поля Земли, — именно они станут кирпичиками, с помощью которых позднее сформируются зрительные и слуховые ощущения, нужные для определения расстояния до предметов. Зрительное восприятие, необходимое для чтения, является конечным результатом — зданием, построенным из множества блоков, появляющихся благодаря сенсомоторной активности в младенчестве и раннем детстве. То же самое относится и к научным способностям, и к формированию поведения и эмоциональной сферы. Все покоится на фундаменте сенсомоторного развития.
Если активность сенсорных сетей хорошо упорядочена и сети интегрированы друг с другом, то нервная система работает как единое целое. У младенца, ползающего по комнате, или ребенка, занятого физическими упражнениями, все части тела работают слаженно, как единое сбалансированное целое. Ощущения, порождаемые адаптивными ответами всего тела, вычерчивают в мозгу хорошо организованную и сбалансированную схему деятельности. Слаженная работа тела и органов чувств позволяет мозгу легко адаптироваться и учиться.
Вестибулярная система играет в этом процессе объединяющую роль, формируя фундамент взаимоотношений человека с силой тяжести и физическим миром. Все остальные ощущения обрабатываются с учетом ее сообщений.
Учимся УЧИТЬСЯ
Взаимодействие сенсорных и двигательных систем через систему их бесчисленных взаимосвязей наделяет ощущения смыслом и придает целенаправленный характер движению. Вестибулярная и тактильная системы предоставляют мозгу только самую основную информацию. За ними следует проприоцепция: она тоже передает важные сообщения. Далее к этим трем видам ощущений прибавляются зрительные сообщения, которые, ассоциируясь с двигательными и слуховыми, придают смысл тому, что мы видим. Зрение наделяет значением услышанное, слух — увиденное. В конечном счете значение наших ощущений помогает формировать абстрактные представления и познавать мир.
Не взаимодействуя с физическим миром, учиться крайне трудно. Первоначальное обучение должно в основном происходить в результате интеграции всех сенсорных систем. Позднее к ней добавится сугубо интеллектуальное, или академическое, познание, — оно зарождается в коре головного мозга. Сенсомоторное взаимодействие служит фундаментом когнитивных функций, которые развиваются позднее. Может показаться, что играя ребенок ничему не учится. Однако на самом деле он учится основе основ: он учится учиться.
Обучение является функцией всей нервной системы в целом. Ребенок будет с трудом осваивать чтение, если хоть одна сенсорная система откажется обрабатывать симво¬лы, заполняющие страницы книги. Чем слаженнее работа сенсорных систем, тем большему можно научиться, тем легче пойдет учеба. Обучение начинается со знаком¬ства с гравитацией и собственным телом. Узнавая, как сидеть прямо, трясти погремушкой, спускаться по лестнице, держать мелок, ребенок развивает способность мозга справляться с более сложными задачами. Способность к обучению, приобретенная на сенсомоторном уровне, поможет ребенку понять, как сложить два и два, написать предложение или общаться с друзьями.

Источник

Американская Ассоциация Эрготерапевтов

Переводчик: Юлия Донькина

Редактор: Анна Нуруллина

1. Что такое метод ASI® (Ayres Sensory Integration) или метод сенсорной интеграции Джин  Айрес?

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний (Айрес, 1976/2005). Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о себе и своих близких, овладевать различными предметами в повседневной жизни.

Впервые понятие сенсорной интеграции было сформулировано Джин Айрес, лечебным педагогом и эрготерапевтом. Впоследствии ею был разработан метод терапевтического вмешательства, целью которого является устранения нарушений в сфере сенсорной интеграции, он известен как  метод ASI®. Данный метод включает в себя собственно теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом.

2. Каким образом сенсорная интеграция влияет на то, что и как мы делаем?

По мере взросления нейротипичный ребенок развивает способность адекватно воспринимать, модулировать и различать сенсорную информацию. Благодаря эффективной обработке этой информации формируются правильная регуляция эмоций, социальные навыки, игровые навыки, эффективная мелкая и грубая моторика. Проблемы в сфере сенсорной интеграции могут негативно влиять на способность ребенка правильно выполнять задания, координировать двигательные реакции, планировать последовательность задач, развивать социальные навыки, выполнять работу в классе, развивать навыки самообслуживания, участвовать в жизни семьи. Для преодоления этих трудностей эрготерапевт может использовать метод ASI®, в основе которого лежит понимание динамического взаимодействия всех сенсорных систем.

3. Как часто специалисты диагностируют проблемы в сфере сенсорной интеграции?

Согласно различным исследованиям 40-80%  детей и 3-11%  взрослых с нарушениями развития имеют те или иные проблемы в сфере  сенсорной интеграции (Баранек и др., 2002; Баранек, Фостер и Берксон, 1997).

Кроме того, дефицитарность в сфере сенсорной интеграции имеют 10-12 % из общей популяции людей, не имеющих каких-либо специфических диагнозов (МакИнтош, Миллер, Шиу, Хагерман, 1999).

4. Сопутствуют ли нарушения в сфере сенсорной интеграции каким-либо определенным диагнозам?

В большинстве случаев применение данной методики показано детям и подросткам, которые имеют специфические диагнозы, такие как РАС, различные виды задержек развития, СДВГ, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения моторной координации. Однако согласно различным исследованиям метод ASI® c успехом применяется и у пациентов от рождения до подросткового возраста, не имеющих определенных диагнозов.

5. Каким образом специалист, работающий с ребенком, может понять, что ребенку показано терапевтическое вмешательство по методу ASI®?

В арсенале эрготерапевта, к которому направляется ребенок для проведения диагностики и выявления причин нарушений, имеются  различные методы и инструменты оценки состояния ребенка.

Если эрготерапевт подозревает, что у его клиента проблемы в сфере сенсорной интеграции, он может обратиться к методу ASI®. В рамках этого метода специалист выполнит пробы в естественной для ребенка обстановке, проведет интервью с педагогом и сопровождающим ребенка (няней), сделает стандартные тесты и проведет структурированное клиническое обследование, для того чтобы выявить, какие нарушения в сенсорной сфере негативно влияют на поведение ребенка и усвоение им определенных навыков.

При выявлении нарушений в сфере сенсорной интеграции эрготерапевт может прибегнуть к выполнению теста SIPT (Sensory Integration and Praxis Tests) с целью определения специфики и локализации сенсорных нарушений. Далее пациенту может быть рекомендовано вмешательство по методу ASI®

6. Что такое SIPT (Sensory Integration and Praxis Tests)? 

Одной из составляющих метода ASI® является серия из 17 тестов (SIPT) для оценки уровня функционирования сенсорной сферы ребенка от рождения до
8 лет и 11 месяцев. Данные тесты являются «золотым стандартом»  в исследовании функционирования сенсорной сферы и позволяют с большой степенью точности определить причины неадекватной моторной или эмоциональной/ поведенческой реакции ребенка в ответ на внешний или внутренний раздражитель. Джин Айрес также разработала нормативную шкалу, с которой можно соотносить результаты отдельного взятого ребенка с нормальными показателями в его возрастной группе.

7. Каким образом эрготерапевт может научиться использованию
тестов 
SIPT?

Для того чтобы иметь возможность использовать данные тесты в своей работе, эрготерапевту необходимо пройти специальный тренинг по методу сенсорной интеграции и получить  сертификат с правом проведения теста SIPT и интерпретации его результатов. Данный тренинг доступен для эрготерапевтов, физических терапевтов, специалистов по речевым нарушениям. Тренинг проводится на базе Университета Южной Калифорнии (USC) в рамках программы по сенсорной интеграции, проводимой ассоциацией Western Psychological Services

Сертификация включает в себя серию из 4 курсов по теории сенсорной интеграции, проведению тестов SIPT и интерпретации результатов данных тестов и обучению комплексу упражнений по сенсорной интеграции.

Сертифицированные ассистенты эрготерапевтов и физических терапевтов имеют право посещать данные курсы только в том случае, если они получили поддержку специалиста уже прошедшего данную сертификацию (или находящегося в процессе обучения), который подтвердит свою готовность оказывать профессиональную поддержку ассистенту во время обучения и в дальнейшей профессиональной практике. Дополнительную информацию можно получить на сайте

www.wpspublish.com или www.usc.edu/schools/ihp/ot/sensory_integration/

8. Необходимо ли эрготерапевтам проходить курсы повышения квалификации по сенсорной интеграции?

Нет, в этом нет необходимости. Многие эрготерапевты,  состоящие в международном профессиональном сообществе или Американской ассоциации эрготерапевтов специализируются на выявлении проблем в сенсорной сфере. Но хотя данный тренинг необязателен, многие специалисты все же прошли его и получили сертификат по применению тестов SIPT и владеют методом ASI®.

9. В каких случаях показано использование метода ASI®?

Если специалист, работающий с ребенком, приходит к выводу, что причиной поведенческих или иных проблем, связанных с выработкой адекватного ответа на сенсорные раздражители, является дефицитарность процесса сенсорной интеграции, в терапевтических занятиях с таким ребенком  может быть использован метод сенсорной интеграции Джин Айрес.

В ответе на следующий  вопрос мы изложим основные моменты, связанные с работой по методу ASI®.

10. Как выглядит занятие с эрготерапевтом?

После проведения диагностики эрготерапевт составляет комплекс упражнений, выполнение которых поможет пациенту восполнить дефицит в сфере сенсорной интеграции. Часто в этот список включаются упражнения для вестибулярной, проприоцептивной, тактильной  систем, которые позволяют сформировать базу для эффективной работы всех сенсорных систем и их взаимодействия и, как следствие, обучения необходимым навыкам.

Применение метода ASI® опирается на несколько ключевых принципов:

1)      Воздействие по методу ASI® проходит в окружении, насыщенном тактильными, проприоцептивными и вестибулярными стимулами, однако они должны быть безопасными  для ребенка как физически,
так и эмоционально;

2)      Терапевтическое воздействие вызывает адаптивные ответы на внешний контекст, тип упражнения и уникальный сенсорный опыт;

3)      Все терапевтические воздействия «управляются» ребенком и поддерживаются терапевтом;

4)      Многие из упражнений могут побудить ребенка развивать собственные идеи о возможных последующих действиях, планировать их и затем выполнять;

5)      Терапевтические воздействия благотворно влияют на развитие контроля над положением тела в пространстве и баланса. Часто они предполагают использование специального оборудования: подвесы, скутеры, мячи (Пархам и др., 2007)

11. В чем разница между сенсорной модуляцией и восприятием (различением) сенсорных модальностей (зрение, слух, тактильное ощущение и т.д.)?

Теория ASI® включает в себя понятия сенсорной модуляции и сенсорного восприятия (различения). Оба этих процесса лежат в основе нормального функционирования нервной системы человека и являются составными частями процесса сенсорной интеграции. Сенсорная модуляция – это способность регулировать и адаптировать моторный или поведенческий ответ на сенсорные стимулы таким образом, чтобы этот ответ не был ни недостаточным, ни чрезмерным по отношению к сенсорной ситуации.

Сенсорное восприятие (различение) – это способность ребенка ясно различать сенсорный стимул (ощущение) и использовать его для формирования адаптивного ответа. Оба этих процесса абсолютно необходимы для человека, и их эффективное функционирование позволяет приобрести навыки, необходимые для обучения и взаимодействия в мире, в котором мы живем.

12. Могут ли дети с сенсорной дезинтеграцией испытывать трудности в школьном обучении?

Да, могут. Нормально развитие детей опирается на эффективное получение, обработку и организацию входящей сенсорной информации, что позволяет им приобретать навыки, необходимые в повседневной жизни, а также в обучении.

Здесь мы хотели бы перечислить лишь некоторые из навыков, уровень развития которых напрямую зависит от эффективности процесса сенсорной интеграции. Их наличие свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе:

— способность к концентрации внимания на задании;

— навык следования вербальным инструкциям;

— навык самостоятельного выполнения серии заданий;

— овладение различными предметами;

— овладение навыками письма, и в первую очередь овладение правильным захватом карандаша/ ручки;

— навык зрительно-моторной координации, зрительный праксис;

— умение удерживать вертикальную позу, сидя за партой;

— владение навыками крупной моторики для участия в игре и процессе отдыха.

13. Можно ли ссылаться на метод ASI® как на систему ориентиров, работая со школьниками?

Да, эрготерапевты и ассистенты эрготерапевтов должны понимать, что являясь сертифицированными специалистами в этой области, владея национальными стандартами и соответствующей практикой, а также государственными лицензиями (где они являются обязательными), они обладают всеми необходимыми навыками для самостоятельного принятия решений о применении того или иного метода работы с пациентом. Чем более обширна практика специалиста, тем более уверенно он чувствует себя при выборе  терапии и более эффективно использует различные терапевтические методы, комбинируя их с целью достижения максимального результата для  пациента. Специалисты, работающие в школе, могут и должны прибегать к использованию метода ASI® для повышения навыков обучения.

14. Что означает термин «сенсорная диета»?

В терминах ASI® сенсорная диета означает индивидуальный набор занятий, целью которых является получение ребенком сенсорного опыта в течение всего дня. Так же, как и навыки здорового питания способствуют получению организмом всех необходимых питательных веществ,  сенсорная диета восполняет дефицит сенсорных ощущений, которые имеются у ребенка. Ребенку могут быть необходимы занятия, которые позволяют получить намного больше сенсорной информации (через прикосновения, проприоцептивные ощущения), чем он получил бы в обычной повседневной жизни. Сенсорная диета разрабатывается эрготерапевтом и им же контролируется.

15. Может ли метод ASI® быть использован для работы с подростками и взрослыми пациентами?

Современные исследования подтверждают, что нейропластичность мозга сохраняется до момента достижения человеком взрослого возраста. Клинические отчеты о взрослых пациентах, с которыми занимались по методу ASI®, свидетельствуют об улучшении моторных навыков пациента, о повышении у них самооценки и навыков социального взаимодействия. Конечно же, упражнения для взрослых пациентов будут выглядеть несколько иначе, чем для детей, ведь навыки, необходимые в подростковом возрасте и взрослой жизни, отличаются от навыков, которым следует обучать ребенка.

16. Какие исследования подтверждают эффективность использования методаASI®?

Сенсорная интеграция и по сей день остается предметом постоянного исследования специалистов из различных областей и, конечно же, эрготерапевтов. Достаточное количество проведенных исследований свидетельствует об успешности применения метода ASI® (Линдерманн и Стюарт, 1999; Миллер, Колл и Шоен, 2007; Пархам, 1998; Шааф и Найтлингер, 2007).

17. Как можно найти специалиста, сертифицированного в методе ASI®?

Ассоциация Western Psychological Services постоянно обновляет список терапевтов, успешно прошедших сертификацию в сфере сенсорной интеграции. Этот список находится на сайте www.wpspublish.com на странице SI Certified

Therapists.

18. Где можно найти дополнительную информацию о методе сенсорной интеграции ASI®?

В дополнение к вышеуказанным веб-ресурсам информацию можно найти на сайтеwww.siglobalnetwork.org, а также на сайте Американской ассоциации эрготерапевтовAOTA https://www.aota.org/Consumers/Professionals/WhatIsOT.aspx

Данная информация была предоставлена сертифицированными эрготерапевтами Стефани Бодисон, Рене Уотлинг, Хиз