Ребенок и развитие в кружках

Ребенок и развитие в кружках thumbnail

важность дополнительного развития

Дошкольный возраст настолько благоприятен для достижения знаний и получения навыков, что мамы и папы стремятся заполнить практически все свободное время детей секциями, кружками и курсами.

Преследуя благородную цель воспитания и образования, родители не задумываются, а полезен ли такой подход? Не навредит ли высокий темп обучения малышу? Как разобраться, куда отдать ребенка, не перегрузив его большим количеством информации?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим тему важности и необходимости дополнительных занятий в жизни дошкольника.

Содержание:

  • Проблема выбора кружков и секций
  • Какие бывают кружки по интересам
    • Спортивные секции
    • Обучающие кружки и языковые школы
    • Творческие кружки
    • Развивающие кружки
  • Роль кружков по интересам в развитии детей

Проблема выбора кружков и секций

Выбор образовательного центра строится на базе предложений, которые представлены в населенном пункте и проблемы не возникает, если вариантов немного. Но для больших городов вопрос подбора стоит остро.

Новые школы, курсы и развивающие клубы по интересам для детей до 7-ми лет появляются постоянно. Обещая невиданные успехи при обучении по новым методикам с использованием всевозможных подходов, такие школы зазывают рекламой неопытных и жаждущих обучить мам и пап.

Взрослым порою сложно определиться, какой кружок выбрать малышу и они совершают главную ошибку -выбирают непосильное количество дополнительных занятий.

И вот этот бедный, еще не познавший мир ребенок, живет в бешеном темпе, глотая воздух в перерывах между секцией и школой иностранного языка, не имея возможности просто порезвиться со сверстниками. Он еще не пошел в школу, а живет по графику взрослого человека в состоянии постоянного стресса и загруженности.

Он еще не понимает, зачем ему это, но не может протестовать. Ведь это делается во благо и для него, чтобы обеспечить развитие, успех и т. д.

Что из этого получается в итоге?

К сожалению, родители сталкиваются с ситуацией, когда повзрослев, талантливый ребенок при первой возможности отказывается от всего. Ему надоедает жить в таком темпе еще в дошкольном периоде.

Дети, перегруженные в раннем возрасте, имеют также сложности с выбором хобби, профессии.

Как бы ни хотелось воспользоваться благоприятным для развития временем в жизни крохи, нужно подходить к этому рационально и четко оценивать возможности. Именно из-за перегруженности детей и негативного влияния на их поведение появляется большое количество противников раннего научения, которые требуют не лишать ребенка детства.

Выбирайте необходимое, опираясь на возраст и желание, четко следуйте нормам нагрузки и обсуждайте с малышом все нюансы. Среди всего многообразия вариантов попробуйте выбрать необходимые в вашем случае.

Какие бывают кружки по интересам

Чтобы разобраться в вопросе выбора дополнительных занятий, в первую очередь стоит разделить их на виды. По основному направлению деятельности они подразделяются:

  • Спортивные. Направлены на физическое здоровье и развитие возможностей организма;
  • Обучающие. Кружки и школы, в которых идет научение счету, письму, языкам;
  • Творческие. Развивают потенциал (кружки рисования, лепка, рукоделие, музыка);
  • Развивающие. Комплексные занятия, включающие в себя отдельные части других видов.

Каждый тип направлен на получение определенных навыков и закрепление новых знаний из выбранной области.

Спортивные секции

Чаще всего представлены тренировками по выбранному виду спорта, используются для детей от 3 лет и старше.

Подразделяются на 2 типа:

  • Профессиональные школы;
  • Любительские занятия.

Выбор может основываться на нескольких критериях:

  • Желание ребенка. Он заинтересован в определенной секции;
  • Необходимость. Некоторым детям по состоянию здоровья врачи советуют заниматься определенным видом спорта. Такими рекомендациями лучше не пренебрегать. Например, доказано, что посещение бассейна снижает частоту простудных заболеваний;
  • Ярко выраженные способности, которые малыш не против развивать. Обычно этот критерий приводит в профессиональные спортивные школы;
  • Пожелание родителей. Самый сложный и спорный тип выбора.

Некоторые взрослые заставляют посещать секцию, так как они считают это важным.

Выбирая занятия спортом для ребенка, надо четко понимать, каким критерием вы руководствуетесь. Успех и польза будет только в том случае, если кроха будет заинтересован. Посещение спортивной секции с осознанным желанием — неоспоримая польза.

Среди основных положительных моментов можно выделить:

  • Физическую активность. Она необходима для развития организма и ума. Это особенно актуально для городских детей, которым в большей степени свойственна гиподинамия;
  • Коммуникация. Занятия для малышей дошкольного возраста проводятся в группах, что позволяет получать необходимый опыт коммуникации и социализации. Для детей, обучающихся дома — это несомненный плюс;
  • Спортивные навыки. Дети учатся владеть телом и получают необходимые навыки координации движений;
  • Формирование настойчивости и концентрации. Чтобы выполнить задание тренера или педагога нужно собраться и проанализировать требуемые действия.

Посещение спортивных секций, направленных на профессиональное обучение, может иметь и негативные последствия. Психологи подчеркивают, что предлагать крохе высокие нагрузки в раннем возрасте целесообразно, если это призвание. В остальных случаях возможны проблемы с самоопределением в жизни.

Программа профессиональных школ настроена на победный результат, а детям, которые не обладают необходимыми природными дарованиями сложно достигнуть установленной планки.

Если выбранный путь не является их призванием, а другие варианты в погоне за мечтой были не раскрыты, то понимание того, куда двигаться дальше будет отсутствовать.

Как избежать разочарования

Послушайте мнения специалистов, которые будут оценивать вашего маленького спортсмена. Уже в дошкольном возрасте в большинстве случаев можно увидеть есть ли у ребенка врожденный талант.

Если он не проявляет незаурядных способностей, то, не прекращая тренировки, лучше предложить другие варианты. Познакомьте его с творческими видами человеческой деятельности. Дайте возможность иметь выбор, каким путем идти.

Обучающие кружки и языковые школы

Кто не хочет, чтобы ребенок рано научился писать, считать и читать? Чтобы с трехлетнего возраста начал говорить на двух или трех иностранных языках. Это желание родителей часто превращается в неразумное посещение большого количества кружков и школ для детей младшего возраста.

Как не ошибиться при подборе таких школ?

Очень просто. Нужно оценить познания ребенка и его возможности. Рассказав и показав выгоды, понять, хочет ли он их посещать или нет.

Все дети разные, и нельзя подводить их к единому знаменателю, поголовно обучая определенным навыкам в одном возрасте. Например, один малыш с легкостью начнет читать в 4 года, а другой — только в 6 лет. Это не говорит об умственных способностях. Просто каждый имеет свою скорость формирования базовых знаний.

Задача родителя дошкольника − развивать кроху в соответствии с его физическими и психологическими особенностями.

Если чадо желает постигать предложенные ему кружки или школу, то будет положительный эффект на развитии. А при стойком отрицании выбранного родителями курса можно получить негативные последствия.

Если малыш с радостью посещает развивающий кружок, то при условии качественных занятий есть следующие плюсы:

  • Обучение необходимым навыкам. В зависимости от выбранного направления ребенок получает материал и усваивает его. Если родители сомневаются в своих педагогических способностях, то для них это хороший вариант научить;
  • Системные знания. Научение в образовательных центрах ведется по определенной программе, которая предлагает запоминать крохе информацию в правильной последовательности;
  • Коммуникация. Как и в спортивных секциях обучение в кружках и школах ведется в группах, что дает возможность общаться со сверстниками.

Хорошо, если полученные знания будут закрепляться в обычной жизни. Важно, чтобы родители понимали, как помочь усвоить предложенный объем новой информации.

  • Если вы обучаете ребенка иностранным языкам, то дайте возможность практиковать;
  • Научив читать, предоставьте интересную литературу.

Малыши запоминают только то, что используют в жизни. Если полученные навыки будут использоваться лишь на занятиях, то они могут быстро исчезнуть, а нагрузка не будет иметь нужного эффекта.

Творческие кружки

Разнообразие вариантов обучения для выражения внутреннего мира поражает. Оно ведется по разным методикам и направлениям, раскрывая потенциал и выстраивая понимание искусства и творчества.

В зависимости от характера и желания это могут быть кружки:

  • Пения и танцев;
  • Музыки;
  • Рисования, аппликации, лепки;
  • Рукоделия и моделирования;
  • Театрального искусства и ораторского мастерства.

Подход к выбору направления деятельности лучше выстраивать на ознакомлении и сравнении. Прежде чем посещать постоянно один вид, лучше дать понимание обо всех возможных вариантах. Пусть маленький творец посетит различные мастер-классы, познакомится с несколькими видами выражения собственного «Я» и определится с тем, который походит.

Дети дошкольного возраста часто меняют предпочтения, поэтому даже, если кроха сделает выбор в сторону определенного направления, будьте готовыми, что через некоторое время он от него откажется. Не стоит этому противиться. Дайте возможность искать себя и найти подходящее.

Если малыш посещает творческие занятия по собственному желанию, то получает следующие плюсы:

  • Раскрытие творческого потенциала;
  • Общение со сверстниками;
  • Формирование эстетического вкуса;
  • Психологическая стабильность.

Большинство видов творчества подразумевает под собой развитие и необходимых для учебы в школе навыков и умений.

Развивающие кружки

В большинстве этот вид образования ребенка рассчитан на детей от 1 года до 4 лет и подразумевает обучение вместе с мамой.

Малышу предлагается изучать окружающий мир, собственные физические способности. Обучение состоит из разнообразных типов деятельности и направлены на текущий интерес.

Польза:

  • Общее развитие. В силу получения дополнительного опыта дети развиваются быстрее;
  • Приучение к работе с другими людьми. Научение в присутствии мамы позволяет минимизировать стресс от смены обстановки и кроха привыкает принимать знания от новых людей;
  • Раннее раскрытие заложенных способностей. Разнообразные направления деятельности помогают раскрывать потенциал.

Наличие у каждого вида занятий явных плюсов часто подталкивает родителей на необдуманные шаги и загрузку малышей большим количеством кружков. Но все ли просто в этом вопросе?

Роль кружков по интересам в развитии детей

Дополнительные занятия в жизни крохи имеют разную степень важности. Это зависит от того, посещает он детский сад или обучается дома мамой.

Ребенок не посещает детский сад:

  • Кружки предоставляют возможность получать необходимые навыки социализации в обществе, учиться работать в группе со сверстниками и слушать взрослых;
  • Образовательные и развивающие занятия приходят на помощь родителям в сферах, где они сомневаются в своих педагогических способностях и навыках. Например, если родители не уверены, что смогут качественно научить ребенка иностранному языку, прибегают к помощи языковых школ;
  • Принцип подбора для дополнительного образования детей, обучающихся дома, строится на поиске недостающих элементов и развитии дополнительных навыков.

Для детей, посещающих ДОУ, поиск идет по-другому:

  • Имея опыт общения со сверстниками, получая необходимый объем знаний от воспитателя, чаще выбираются кружки и секции для раскрытия определенных навыков, к которым склонен ребенок.

Посещение спортивных секций для обоих типов обучения подбирается на основе желания малыша и необходимости. Иногда это стремление укрепить здоровье или скорректировать характер.

Например, если ребенок склонен к проявлению агрессии по отношению к другим детям, хорошо отдать его в секцию борьбы или рукопашного боя, которые корректируют эти проявления.

Немаловажную роль играют и амбиции родителей, их отношение к общим стандартам обучения.

Подбор нужно выстраивать исходя из личности чада, его особенностей восприятия и психологических характеристик. Прежде чем выбирать большое количество разных направлений деятельности, лучше ознакомиться с рекомендациями по правильной организации дополнительных занятий.

Источник

Содержание:

  • Тревога за развитие
  • Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?
  • Время на игру
  • Время переварить информацию
  • Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
  • Дети и усталость: что дальше?
  • Нагружать или не нагружать?

Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

Тревога за развитие

Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: «Посетив наши занятия… пройдя программу нашего центра… ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…». Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и «не разовьется», и «никем не станет».

Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип «все лучшее — детям». В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

— Что у вас в среду?

— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

— А в четверг?

— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной «диеты». Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — «методом вычитания». Как это может выглядеть?

Время на игру

Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье «гиподинамия».

Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников «левополушарным» занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых «дивидендов» в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

Время переварить информацию

Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами «заучившихся» подростков.

Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него «автоматически срабатывающую систему предохранения» — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс «нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше».

Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

Дети и усталость: что дальше?

Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

«Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут».

Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями «фору»? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

Нагружать или не нагружать?

Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь… Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

  • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
  • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
  • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
  • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
  • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы «проецируетесь», то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

Конечно, курсы нужны, но без фанатизма, ребенок должен и отдыхать , и свободное время иметь! Мы ходим в спортивную секцию по баскетболу и на образовательные курсы по развитию интеллекта, очень удачно все сложилось, спорт- сам по себе вещь полезная, а на курсах развивают память, внимание, умение концентрироваться, не отвлекаться, ну. и конечно развивают кругозор! Очень рекомендую москвичам «президентская школа»

20.09.2013 10:46:35, Ida33

Конечно я согласна, что загружать ребенка не стоит и обязательно должно быть время на отдых, на гулянку и просто посмотреть любимый фильм, или мультик))) У, нас кружок детского творчества и искусства. Моя дочка ходит на занятия в выходные дни, в субботу и воскресение! Это для нее не перегрузка, а любимое занятие, что бы скучно не было)))

12.09.2013 18:22:40, nina7777

Ох, сложная стала жизнь не только у детей, но и у родителей! Как выбрать, как не перегрузить, но и не деть отстать от сверстников — голову сломать можно))

14.09.2013 22:38:01, malutka123

очень полезная статья. а вообще, лучше пусть почаще в кружки и секции ходят,чем сидят дома у компа или телевизора.

16.09.2013 23:33:06, kartinka иринка

Всего 4 отзыва Прочитать все отзывы.

Источник