Ребенок и природа эмоционально познавательное развитие
Инесса Короткова
Консультация «Детская любознательность и эмоционально-познавательный опыт через ознакомление дошкольников с природой»
Любознательность ребёнка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления.
Нам известно, что к моменту рождения ребёнка мозг сформулирован в основных чертах, для его развития необходимо особое питание – информация. Что же может служить «подпиткой» мозга? Прежде всего, информацию для ума доставляют «разведчики мозга»: глаза – зрительную, уши – слуховую, нос – обонятельную, рот – вкусовую, мышцы – кинетическую, двигательную. Особенно велика в развитии мозга, интеллекта роль руки. Через руку проходит огромный поток информации. Чем больше ребёнок умеет делать руками, тем он умнее. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, надо обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех 5 органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. И здесь очень важно, чтобы первоначальное обретение знаний об окружающей среде было не просто процессом запоминания, а следствием совместного со взрослым и самостоятельного чувственного общения ребёнка со средой. В работе с малышами важным является обогащение чувственного опыта ребёнка, а не понимание им причинно-следственных связей между формой и содержанием, не запоминанием понятий и названий. Под «обогащением» понимается специальное, педагогически организованное расширение чувственного опыта ребёнка за счёт игровых приёмов общения с многообразием чувственных форм мира.
Игра – это огромное светлое «окно», через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Это могут быть игры: слушаем звуки, стуки; игры в «цвета», «осязания», «движения», конструирования, в которых должно ярко проявиться искреннее удовольствие взрослого, играющего в эти «странные» игры наравне с детьми. В основе этой работы должен лежать педагогический принцип предъявления детям разных форм деятельности, включающих обыгрываемый сенсорный признак. Например, при наблюдении ветра,как одного из явлений стихии воздуха: «игра в мельницы», «кружение», «игра на дудках» (завывание ветра, артикуляционная гимнастика «Ветер», «Вьюга», наконец, фиксация внимания детей на повторении в словах «дует», «дуновение» звука «у», воспроизведение звука «ф-ф-ф» и показ букв «у» и «ф». В движениях, танцах, интонациях ребёнок может изобразить листопад и метель.
Если взрослый заинтересован в активной позиции детей, он постоянно развивает их самостоятельность познания. Главное в работе с малышами – превратить этот процесс из принудительной работы в свободное исследование окружающего мира. В основе такого подхода лежит ориентация на естественную любознательность и средства её удовлетворения. Мы всегда должны помнить, что у маленького ребёнка мышление начинается с удивления. Внешне познавательные интересы выражаются в форме вопросов. От нашего отношения к этим вопросам во многом зависит, будут ли эти интересы развиваться или, не поддерживаемые нами, «увядать на корню».
Первые «выходы» познавательной активности – с 3-4 лет. Поначалу умственная активность малыша эпизодична. Важно этот первоначальный эпизодический интерес превратить у него в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребёнка. Так возникает «ценная реакция» любознательности: новые знания вызывают и новые интересы, вопросы, и постепенно у ребёнка расширяются его представления о деятельности.
В свободное время, на прогулке вы можете поиграть в «Угадай-ку», т. е. задать ребенку вопросы, на которые ему надо самостоятельно ответить,типа: «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик?», «Где дальше прокатится мячик: на траве или на асфальте?». Это своего рода маленькие практические проблемы, которые ребёнок может тут же проверить. Ответы на вопросы стимулируют познавательную активность.
С детьми 5 лет можно поиграть в придумывание вопросов: поставить перед ребёнком знакомый предмет и пусть он подумает, какие вопросы можно задать об этом предмете с вашей подачи. На прогулке побуждайте задавать вопросы обо всём увиденном. Подобные игры нравятся детям, вызывают у них живой интерес к окружающей действительности.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, взрослый ведёт детей от знакомства с природой к её пониманию, вызывает желание знакомиться с растениями и животными, воспитывает основы экологической культуры, любознательности, способность любоваться красотой природы. Влияние природы на ребёнка огромно. Что же доступно пониманию малыша дошкольного возраста в области явлений и объектов нерукотворного мира; какие средства и методы нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику в таком таинственном, загадочном и в то же время очень привлекательном мире?
Объекты природы привлекают малышей прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт, с другой – будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти без помощи взрослых.
Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться всё дальнейшее воспитание и образование ребёнка.
В процессе приобщения к миру природы взрослому очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Детям важно ощутить на себе непосредственное воздействие объектов или явлений природы: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. При этом взрослому не следует перегружать детей информацией, т. к. это может привести к хаотичности знаний. Так, «звуки зимы» можно слушать. В подвешенных, налитых водой бутылочках (разное количество жидкости) – можно услышать мелодичный звук волшебницы-зимы, ударом по ним можно проиллюстрировать и снегопад.
Особенность детей дошкольного возраста, особенно младшего, заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми (наблюдения, чтения книг, игры, простейшие опыты, беседы и т. п.). Привлечь внимание ребёнка к тем или иным средствам и способам познания окружающего мира может любой игровой персонаж: огородное пугало, лесовичок, флорик (кактус с улыбкой и грустный, который сообщает что-то интересное,например:расцвел цветок или сообщает о чем-то грустном: пожелтел листок, сломался цветок и т. д.
Эти персонажи приходят в гости, присылают дары природы (леса, огорода, поля, помогают познавать природу, сделать первые шаги не только к расширению кругозора, но и к развитию логического мышления, умению классифицировать объекты, опираясь на существенный признак. Принесённые «дары» должны не только рассматриваться, но обязательно обыгрываться, из природного материала изготавливаться поделки. Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает радость созидания, творчества.
Экспериментирования также являются наиболее естественными путями познания у детей. Здесь взрослый организует экспериментирование таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к логическим выводам, научить его задавать содержательные вопросы, развивать познавательные вопросы. Организуйте опыты с водой, льдом, снегом. Предложите игры «Кто умеет плавать?», «Тонет – не тонет», «Тает – не тает» (снег, леденец, сосулька, «Кто какого цвета».
Экспериментировать с объектами живой природы сложнее. Растения и животные хрупки и чувствительны, требуют к себе тёплого и заботливого отношения. Как же сделать, чтобы малыш через свой опыт почувствовал и понял свойства и потребности живого организма? Наблюдая во время дождя, обсудите, зачем нужна вода цветам, траве, деревьям и куда уходит вода. Помогите ребёнку догадаться, что её пьют растения. Проведите опытс комнатным растением: покажите, каким грустным и печальным становится оно без воды. Подберите пиктограмму, предложите ребёнку опустить руки, плечи и голову, сделать грустное лицо. Полейте растение и вместе понаблюдайте, как оно в течение дня будет распрямляться. Поиграйте в радостный цветок – пусть малыш покажет,как он восстанавливается: потянет руки вверх, встанет на носочки, улыбнётся. Можно организовать и такой опыт-эксперимент: показать, как корешки впитывают воду. Для этого карандаш в каком-то образе (цветка, деревца) с ваткой поставить в цветную воду. Ребёнок будет наблюдать, как корешки-ватка изменят цвет.
Год от года усложняется содержание знаний, предлагаемых детям. Главное в том, что ребёнок переходит от непосредственного чувственного восприятия к умению видеть связи и закономерности в природе. Объём материала по ознакомлению с природой может варьироваться в зависимости от уровня развития и заинтересованности ребёнка. Не забывайте также об эмоциональном проживании ребёнком содержания предложенного вами занятия. Например, при ознакомлении с сезонными изменениями в природе зимой,не бойтесь изменить интерьер помещения: из простыней – сугробы, в середине положите на пол оргстекло, под него – вырезанных из бумаги рыбок и водоросли (получится замёрзший пруд). Включите вашу фантазию и пригласите детей в зимнюю сказку. Оживите занятие музыкой, под которую с ёлочной мишурой или снежинками ребёнок будет изображать падающий снег, кружение метели.
Ознакомление детей с природой – это приобщение детей к азам экологической воспитанности, это ещё один шанс для нас, взрослых, приохотить детей к наблюдательности, а главное, заложить хоть маленький, но камень в основу их будущего понимания жизни Земли.
Давайте же будем помнить, что в маленьком человеке бушует океан развития и познания и постараемся каждый день расширять его кругозор, представив особое питание души и сердца ребёнка.
«Самая серьёзная ошибка» — полагать, что радость узнавания и познания может стимулироваться принуждением и чувством долга» (Альберт Эйнштейн)
Пытливые глаза смотрят на взрослого, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны – качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «не проходящее» значение для всего последующего развития личности.
Убедительная мудрая заповедь народной педагогики: «ЧТО УЗНАЛ В ДЕТСТВЕ – ВЫСЕЧЕНО НА КАМНЕ; ЧТО УЗНАЛ В СТАРОСТИ – НАПИСАНО НА ЛЬДУ»
Источник
Юлия Жукова
Формирование эмоциональной сферы детей посредством познания окружающей среды
Слайд 2
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Слайд 3
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.
Слайд 4
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление. Характерной закономерностью является то, что в связи с развитием чувств и эмоций детей наблюдается и рост познания действительности, социальных отношений, углубление познавательных процессов
Слайд 5
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Слайд 6
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе.
Слайд 7
Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Важный момент, «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.
Слайд 8
Известно, что игровая деятельность оказывает на ребёнка положительное влияние. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какоё-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.
Слайд 9
На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника» при знакомстве природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения
Слайд 10
Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача взрослых научить ребёнка мыслить позитивно. Проще говоря, быть оптимистом, принимать жизнь легко и радостно.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области»
Выступление на тему:
«Эмоциональное и познавательное развитие детей младшего возраста»
Подготовила
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №12 г. Калининска
Саратовской области»
Ляпина И.П.
Февраль 2014г.
Для развития познавательных способностей детей в первой младшей группе я определила следующие цели и задачи:
- Создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка.
- Развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении.
- Поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира, называть вещи и типичные действия с предметами.
- Учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий.
В работе с детьми опиралась на следующие принципы:
- интеграция воспитательных задач; обучение детей, организованное и систематическое;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- требования, предъявляемые к детям – посильны. Малыши следят и подражают действиям взрослого;
- поддержка эмоционального тонуса;
Определила основные направления познавательного развития детей младшего дошкольного возраста:
- Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
- Создать условия для развития самостоятельности, познавательности, активности в центрах.
- Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру:
- мир человека – личным примером демонстрировать детям бережное отношение к предметам;
- мир природы – вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними.
Основными методическими приемами являются игра, речевое общение, использование фольклора.
В группе созданы условия для познавательного развития – центры «Осваиваем окружающий мир», «Учимся говорить», «Играем рядом». Создание этих центров и организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
В первой младшей группе происходит знакомство детей с предметным окружением. Дети в этой группе знакомятся с названиями предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы. При ознакомлении с материалом, прежде всего у детей обеспечивала его активное восприятие, формировала умение различать знакомые предметы и действия. Для этого в своей работе воспитатель использует дидактические игры и упражнения. В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов.
Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.
На занятиях дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий.
В воспитании эмоциональной отзывчивости используют дидактические игры, упражнения «Как помочь маме?», «Как помочь бабушке?». Необходимо формировать у детей чувство симпатии к другим детям «Улыбнись Кате», «Пожалей Колю». Следует учить детей пониманию, нельзя драться и обижать других детей. В первой младшей группе начинают побуждать интерес к труду взрослых людей. Например, «Мама дома – повар», «Дворник в детском саду». Полученные детьми знания уточняют и закрепляют в дидактических играх «Узнай и назови».
Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка – я стремилась создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
Источник