Ребенок гиперактивный и отстает в развитии

Всем привет!
Меня зовут Катя, я мама двух прекрасных мальчиков
Живу в Украине, в г. Кропивницкий (бывший Кировоград)
История будет про старшего, такого долгожданного, любимого и непростого
Вся беременность прошла нормально, был небольшой токсикоз в первом триместре, который длился пару недель, и всеВсе анализы были в норме, все УЗИ хорошие, всё без патологий
Никакими болезнями я за эти 9 месяцев не болела
Роды тоже вспоминаю без содроганий
А уж каких только историй я наслушалась от уже родивших подруг, как это больно, страшно и невыносимо
Но настраивала себя на позитивный лад, говорила что всё будет хорошо, я справлюсь
Весь родовой период у меня занял 12 часов
В роддом мы приехали в 8 утра с мужем, в 12:00 мне прокололи плодный пузырь
Я пострадала 1 час с сильными схватками
А в 13:30 на свет появился наш Димасик
Закричал сразу, по шкале Апгар у нас было 9/10
Сложности начались после перевода в послеродовое отделение
У меня 3 суток не было молока, а прикармливать смесью и допаивать водичкой не разрешали
Дима прокричал голодный 3 дня, разгрыз мне в кровь соски, на 3-й день появилась желтуха
Посветили пару дней лампой и выписали нас домой с высоким уровнем билирубина
В детской областной больнице, куда мы обратились за помощью по поводу билирубина нас успокоили
Сказали отпаивать отваром шиповника, давать энтеросгель и все само пройдет
Оно то само прошло, но не сразу а где-то через 2 месяца
Может это и стало отправным пунктом в развитии спектра, не знаю
Никто не знает
Остаётся только догадываться.
Прививки мы сделали все по графику, кроме гепатита В
Реакции на вакцины у сына не было, всё перенёс нормально
До 1,5 лет малыш рос и развивался по норме, сел в 7 месяцев, пополз в 8, пошел в год
Лепет и гуление — всё как у всех
На ручки просился, узнавал маму, папу, родных, был улыбчивым мальчиком
А вот ближе к 1,5 началось зависание у телевизора перед мультиками, не отзывался с первого раза на своё имя, предпочитал оставаться в одиночестве
Аутостимуляции и стимов не было
Просто зависание, периодическое погружение в себя, часто капризы и плохое настроение
Детей он никогда полностью не игнорил, допустим на площадке посидит сам 10 минут, а потом всё равно бежит к детям
Сильное отличие появилось около 3-х лет когда пошли в государственный садик
Он тогда почти не говорил, было несколько неразборчивых слов и всё
Одеться и обуться сам тоже не мог, ложку почти не умел держать
Но, из-за отсутствия характерных признаков (бег по кругу, взмахи руками, хождение на цыпочках) и видя его стремление общаться с детками, сильно не волновались
Не торопились что-либо предпринимать
Летом 2013 года мы полетели на отдых в Италию, и в самолете Дима сильно испугался, когда его пристегнули ремнями безопасности
Орал, вырывался, успокоился только лишь тогда когда отстегнули
А так как летели с двумя пересадками туда и обратно, получается ребёнок 4 раза перенёс сильнейший стресс
После приезда у сыночка появился нервный тик, частое моргание и сопение носом
Сделанная ЭЭГ показала эпиактивность
С тех пор и по сегодняшний день принимаем препарат Депакин
Постепенно снижаем дозу
Тики и сопение полностью ушли в течении года, приступов слава богу не было ни разу, повторно сделанная ЭЭГ в прошлом году показала значительные улучшения
Сейчас нам 5,8 лет
С интеллектом и речью у него не всё так плохо, он обучаем, много занимаемся с ним дома, знает все буквы, умеет читать некоторые слоги, осваиваем обычную азбуку
Счет, прописи — всё это мы делаем и учим
Ходит почти 2 года к психологу 2 раза в неделю, она хоть и не сертифицированный АВА-терапист, но занимается с ним по принципам этой системы
Посещает логопеда, слушается её, параллельно с логоритмикой они тренируют мелкую моторику, с которой у нас до сих проблемы
Еще не научился правильно держать ручку, при раскрашивании выходит за контур
Речь у него пошла после 4-х лет, сейчас может связно озвучить все свои желания
Может сказать чем недоволен, что болит, куда хочет пойти погулять, чем хочет заняться
Зрительный контакт слабоват, если что-то ему надо, тогда будет заглядывать в глаза, пока не добьётся своего
А с чужим человеком может и не посмотреть сразу
Ходит на английский, раньше ходил на групповые развивашки, посещает с 3-х лет обычный государственный садик
Планируем отдать на плавание, очень нравится плавать и находиться в воде
Но больше всего у нас конечно страдает поведение
Он неусидчивый, не умеет сконцентрироваться, гиперактивный, слышит только с 4-го или 5-го раза
А ведь скоро в школу …
Почему я выбрала Тенториум?
Я реалист, и прекрасно отдаю себе отчет в том, что не существует волшебной таблетки от аутизма, и никакие продукты пчеловодства не сделают аутиста обычным ребёнком
Но он уже 2 года принимает сильный препарат с побочными эффектами, поэтому надо подпитать и поддержать маленький организм полезной натуральной продукцией, которая заслуживает доверия
Последние 3 недели мы решили сесть на БГБК диету, до этого ели всё подряд
Хлеб с кисломолочкой был любимым нашим лакомством))
Искренне верю, что диета плюс продукция Тенториум благотворно повлияют на организм и нервную систему моего сыночка, и пойдут ему во благо!!!
Желаю всем участникам программы здоровых и счастливых деток!!!!!
АТЕК на начало программы — 21
27.07.2016
12.08.2016
24.08.2016
11.10.2016
Давно не писала, времени все не было, у нас сейчас почти каждый день какие — то занятия помимо садика
Ходим к психологу , логопеду, на английский, нашли очень хорошую учительницу по подготовке к школе
Она преподает в обычной массовой школе, но у нее уже имеется опыт преподавания с ребенком аутистом
Мне мама этого ребенка и посоветовала
Пока раз в неделю с ним занимается, довольна его знаниями
В садике конечно на занятиях сидит через раз, привыкает пока к новому коллективу
Но уже периодически что — то клеит, рисует, раскрашивает
Мы уже месяц на полном протоколе тенториум
Еще вдобавок едим пасту, Дима ее называет шоколад и получает в форме поощрения))))
полностью ушли с приема депакина, теперь надо выждать 2 месяца, сделать свежую ЭЭГ и к Владе Тарасенко за ее программой ))
15.12.2016
Уже и не знаю — плакать или горько смеяться
Короче заказала на айхербе от Киркмана по Харьковским назначениям цистеин и TMG
А мы с августа отменили все медикаменты и не давали ему антиконвульсанты
Осень прошла просто замечательно — в новом детском садике прижился, освоился, с учителями в контакт вступает, на занятиях занимается, вобщем нарадоваться не могла
Ну и начинаю давать эти две аминокислоты, постепенно конечно, не все сразу
И через неделю после приёма у нас возобновился нервный тик — подёргивание глазками, шмыгание носом
Что мне пришлось выслушать от моей свекрови я никому не пожелаю такое …
Какая я ужасная мать, что послушалась Владу и отменила ребёнку Депакин
Что вся эта диета это шарлатанство, у ребёнка осталась одна кожа и кости, и.т.д и все в таком духе
Две недели опять пьём Депакин с утра и Мезакар на ночь
Тики слава богу прошли
Решили с мужем что оставляем только Тенториум и психокоррекцию с проверенными психологами
С биомедом пока точно связываться не буду
Вот такие дела((
Источник
Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте – к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.
Таким малышам непросто дается обучение – это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.
Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить
Причины гиперактивности
Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.
Симптомы гиперактивности
Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего – в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.
Как же проявляется гиперактивность у детей:
- беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
- эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
- бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
- проблемы с речью;
- трудности в общении;
- игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил – говоря попросту, малыш очень непослушный;
- приступы агрессии;
- редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.
Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.
Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении
Лечение гиперактивного малыша – нужно ли?
Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.
Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка – она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.
Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: зачем делается электроэнцефалограмма головного мозга для детей?). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.
Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.
Как вести себя с гиперактивным ребенком?
Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители – воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: как не срываться на ребенка: советы психолога). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.
Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым
Как воспитывать “непоседу”?
Советы психолога:
- Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
- Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
- Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
- Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
- Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: как можно приучить ребенка к порядку: советы психолога).
- Воспитывать малыша – значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
- Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии – это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
- Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
- При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.
Когда ребенок посещает интересные ему занятия – спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным
Как помочь, если началась истерика?
Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:
- Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
- Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным – к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
- Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.
В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: успокаивающие травы для купания ребенка). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.
Гиперактивный школьник
Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.
Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.
Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок – это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник
Взрослые доказали: СДВГ у детей — это диагноз
Долгое время синдром дефицита внимания и гиперактивность (сокращенно СДВиГ, но чаще всего — СДВГ) не считались медицинскими диагнозами, а рассматривались исключительно как поведенческая особенность некоторых детей, корректировать которую можно исключительно педагогическими методами.
С середины 1970-х годов подход к СДВГ изменился — многочисленные исследования показали, что в природе возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребятишек лежат генетические и физиологические причины — а значит, и сам синдром имеет прямое отношение не только к педагогике и психологии, но и к медицине в целом.
Среди основных причин возникновения СДВГ у детей особенно выделяют следующие обстоятельства:
- Нехватка в организме ребенка определенных гормонов;
- Перенесенные травмы и инфекционные заболевания;
- Хронические заболевания матери во время беременности;
- Любые заболевания у младенца, сопровождающиеся высокой температурой и нарушением работы мозга и/или нервной системы.
В среднем около 3-7% всех детей во всем мире живут с синдромом дефицита внимания и диагнозом гиперактивность. Причем мальчиков среди них в 2-4 раза больше, чем девочек.
Несмотря на то, что в наше время существуют уже не только психолого-педагогические методы воздействия на СДВГ, но и медико-фармакологические, до сих пор детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, поддающимся лишь некоторой коррекции в старшем возрасте.
Среди взрослых существует немало людей, вполне соответствующих описанию больных СДВГ, однако в силу относительной «юности» этого недуга, редко кого из этих взрослых называют гиперактивными. Чаще всего их причисляют к «породе» резких, взбалмошных, эксцентричных, импульсивных людей «со странностями»…
Симптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей
Поскольку детская гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ) является официально признанным заболеванием, стало быть для его определения существуют и некие конкретные симптомы. Среди них:
- Ребенок не может усидеть на месте и нескольких минут, проявляя постоянную бесцельную двигательную активность;
- Время от времени ребенок ведет себя неадекватно (например: может встать во время урока и начать расхаживать по классу, может неожиданно закричать или громко засмеяться и т.п.);
- Ребенок постоянно задает сотни вопросов, но почти никогда не дожидается ответов и никогда не запоминает их;
- Ребенок почти не способен сосредоточиться на каком-либо деле или занятии;
- Однако если малыш чем-то увлекся и чем-то занят — его крайне трудно отвлечь от этого занятия;
- Ребенок очень импульсивен (то есть все свои действия совершает не раздумывая);
- Ребенок плохо воспринимает обращенную у нему речь;
- В повседневных делах малыш проявляет крайнюю забывчивость и рассеянность;
- Ребенок «любит» ломать предметы (и при этом часто делает вид, что не он это сделал);
- Малыш очень беспокойно ведет себя во время сна — ворочается, сбрасывает одеяло, постоянно меняет позы;
- Ребенок не слушает собеседника, но сам при этом болтает без умолку;
- Ребенок не способен ждать (своей очереди в игре, или ответа на свой вопрос, или начала какого-то действия и т.п.).
По большому счету, наиболее важные и главные симптомы СДВГ — их всего три — как раз «зашиты» в само название диагноза:
- Дефицит внимания (ребенок не способен сосредоточиться на выполнении даже простых задач);
- Гиперактивность (малыш не просто непоседа, а буквально «шило в одном месте»);
- Импульсивность (ребенок почти всегда поступает необдуманно и никогда не способен объяснить, почему он совершил тот или иной поступок).
Чаще всего симптомы гиперактивности проявляются у детей в возрасте уже 2-3 лет. И считается, что если до 3-3,5 лет ребенок не проявил никаких признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности, то уже и не проявит в будущем.
Однако наиболее ярко и очевидно симптомы СДВГ проявляются в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Поэтому в большинстве стран синдром дефицита внимания и гиперактивность как официальный медицинский диагноз не ставится детям младше 6 лет.
СДВГ или просто дерзкий норов? Как отличить непоседливость и взрывной характер от реальной болезни
Даже если ребенок обладает несносным, неусидчивым и взрывным характером (он эмоциональный, неуправляемый, непослушный, драчливый и т.п), но это не мешает ему развиваться в рамках нормы и становиться полноценным членом общества (то есть он способен общаться со сверстниками, вступать в дружеские отношения и т.п.), то эта гиперактивность не имеет никакого отношения к медицинскому диагнозу СДВГ.
По-житейски строптивых и неусидчивых детей вокруг немало, но только лишь единицы из них реально являются гиперактивными детьми с медицинской точки зрения.
В тех же случаях, когда гиперактивность действительно является болезнью ребенка, то без постоянной помощи со стороны родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.), малыш попросту не может быть членом коллектива — он неадекватно реагирует на попытки общения с ним, он не понимает просьб и требований, он зачастую не просто конфликтен, но и агрессивен по отношению к сверстникам, он не способен учиться и т.д.
Однако даже при супер-подробном наблюдении за гиперактивным ребенком, не специалист вряд ли сможет точно определить — этот малыш просто с «крутым» характером, или он действительно болен СДВГ.
Более-менее однозначный «вердикт» о наличии гиперактивности в праве выносить только детские психиатры или детские психологи. И только детям старше 6 лет.
Самый простой способ отличить гиперактивность как диагноз и заболевание от «гиперактивности натуры» — проанализировать, как себя ведет ребенок в разных ситуациях. Крайне часто дети ведут себя дома так, словно «гиперактивность — их второе имя»: слишком активны и эмоциональны, непослушны и истеричны. И даже демонстрируют все признаки СДВГ. Но по оценкам, например, воспитателей детского сада или няни — ребенок просто золотой.
Такая разница поведения — это своего рода сигнал для вас: возможно, вам следует немного скорректировать свое собственное поведение в отношении этого ребенка. Дело в том, что гиперактивность — если речь идет именно о заболевании — не может проявляться где-то в одном месте и в одно время, и при этом не проявляться в других.
Если гиперактивность ребенка является не просто отражением его личности и характера, а именно признаком болезни — он будет в любых условиях вести себя одинаково: в любом месте, в любой компании, при любых обстоятельствах малыш будет демонстрировать симптомы СДВГ.
Но если поведение ребенка кардинально разнится в зависимости от тех или иных обстоятельств — ни о каком диагнозе речи быть не может. Он просто — взбалмошный непоседа, который точно знает, кому именно из взрослых он может «сесть на голову».
Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей
К настоящему моменту медицина «перепробовала» и активно практикует довольно широкий спектр методов лечения СДВГ у детей. Пожалуй, самый радикальный и спорный из них — медикаментозный, с применением психостимуляторов (такой метод лечения наиболее распространен в США) или ноотропных препаратов и антидепрессантов (этот способ практикуется в странах СНГ).
Однако, в последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:
- Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
- Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
- Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
- Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).
Некоторые рекомендации в рамках семейной терапии: правила воспитания гиперактивного ребенка
- В доме, где живет гиперактивный ребенок, порядок и безопасность должны поддерживаться почти фанатически. И обычные-то детки время от времени что-то ломают в доме, обо что-то постоянно ударяются, умудряются проглотить всевозможные несъедобные вещи, хватаются за опасные и острые предметы и т.п. А дети с СДВГ делают все то же самое, но втрое чаще. Поэтому элементарные правила безопасности должны соблюдаться неукоснительно — не оставляйте в одной комнате включенный утюг и гиперактивного ребенка, убирайте ножи и вилки со столов после обеда, закрывайте окна и балкон, если оставляете малыша в комнате одного на время и т.п.
- При любом обращении к гиперактивному ребенку прежде всего установите с ним контакт. Мало малыша просто окликнуть и поставить перед ним какую-либо задачу, важно удостовериться, что ребенок вас слышит и понимает. Позовите его по имени, дотроньтесь, поверните к себе лицом и посмотрите ему в глаза (но всегда — без агрессии и недовольства!). Уберите из поля его внимания лишние отвлекающие объекты — игрушки, телевизор, других собеседников и т.д. И только после того, как вы убедитесь, что ребенок (пусть на короткое время) переключил свое внимание на вас — говорите ему то, что собирались.
- Любые правила поведения должны быть постоянными и не иметь исключений. Например, если в доме заведено убирать за собой посуду в раковину после еды — это нужно делать всегда, независимо от того, торопитесь ли вы или ребенок отказался доедать. Так или иначе — если вы просите его выполнять какие-то простые регулярные задачи, вы должны строго контролировать, чтобы они выполнялись не от случая к случаю, а постоянно. Любые, даже самые пустяковые, правила, установленные в вашей семье, должны выполняться ребенком всегда: и сегодня, и завтра и через год. Осознать эту необходимость гиперактивный ребенок, увы, не может, но своим контролем вы просто можете добиться от него своего рода привычки выполнения этих правил.
Особенно неукоснительно и строго следите за соблюдением запретов: если малышу говорят, что нельзя трогать электрические розетки, он должен понимать — что и сейчас нельзя, и через день нельзя, и вообще всегда — нельзя.
Ребенок с СДВГ излишне импульсивен, чтобы внять вашим правилам с первого раза, вы должны день изо дня мягко, но настойчиво вырабатывать в нем привычку следовать определенным правилам. И не потому, что это облегчит жизнь вам, а потому, что это упорядочит его собственное существование.
- Семья с гиперактивным ребенком должна жить по режиму. Причем исполняться этот режим должен всеми и независимо от того — будни это, выходные или время летних каникул. Если вы приучаете ребенка вставать в школу по утрам строго не позднее 7 часов — делайте это каждый день! Обеды, прогулки, занятия, игры и т.п. — максимально вписывайте жизнь ребенка в график. Возможно, это правило вам покажется чрезмерно строгим, но в будущем именно привычка жить по режиму очень эффективно помогает гиперактивным детям нормально учиться и адаптироваться в обществе.
- Каждый раз, когда ваш гиперактивный «сложный» ребенок делает что-то правильно — щедро хвалите его. Дайте ему понять, что вы всегда рады и горды его даже самым пустяковым успехам и т.д. Гиперактивные дети очень чувствительны к эмоциям, направленным в их адрес — ваша задача состоит в том, чтобы поток этих эмоций был в основном положительный. Любой результат, достигнутый вашим ребенком, должен получить с вашей стороны максимальную поддержку и одобрение.
- Гиперактивный ребенок — это практически «вечный двигатель» в действии: не сидит ни минутки, демонстрируя постоянный переизбыток энергии. Утихомирить этот ураган невозможно, единственное, что вам по плечу — создать ребенку такие условия, при которых он мог бы активно тратить свою энергию: побольше гуляйте с ним перед сном, занимайтесь с ребенком энергичными играми и спортом и т.п.
Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. И при достаточном терпении, участии и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители, в тот период, пока ваши гиперактивные детки еще только стартуют во взрослую жизнь…
Источник