Ребенок 5 лет занятия по развитию речи

Ольга Козлова
Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет

Тема: Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Задачи: Закрепить знание детьми скороговорок.

Формировать у дошкольников умение слушать сказку и

рассматривать иллюстрации к ней.

Развивать монологическую речь, память и творческое воображение.

Воспитывать чувство сострадания, желание помочь зайчику.

Оборудование: Игрушка зайца, книга, сюжетная картина.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Вокруг себя повернись».

— Р., образуем, круг и поиграем в игру «Вокруг себя повернись».

Будьте внимательны.

— Вокруг себя повернись, в комара превратись. (Имитируют движения комариков, произнося звук [з]).

— Вокруг себя повернись, в муху превратись. (Мухи со звуком [з]).

— Вокруг себя повернись, в жука превратись. (Жуки со звуком [ж]).

— Вокруг себя повернись, ветерком превратись. (Выполняют маховые движения руками, произнося звук [ш]).

— Вокруг себя повернись, на занятие вернись.

— Понравилась игра? А кем мы были во время превращений?

2. Загадки о животных и повторение скороговорок.

— Р., отгадайте загадку.

Мохнатенький, усатенький.

Молочко пьёт, песенки поёт. (КОТ.)

— Какую скороговорку, вы знаете о ленивом коте. (Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.)

— Р., как вы понимаете слово лежебока? (Тот, кто лежит, то на одном боку, то на другом).

— Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? [ж]

— Произнесем скороговорку быстро, но звук [ж] в словах скажем длительно.

— Р., отгадайте загадку.

Маленький шарик под лавкой шарит. (МЫШЬ)

— Знаете ли вы скороговорку о мыши? Расскажите. (Шесть мышат в шалаше шуршат).

— Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? (ш)

— Произнесите скороговорку так, чтобы услышать, как шуршат мыши.

— Произнесём скороговорку медленно и чётко.

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку. (ЗАЯЦ)

— Какую скороговорку о зайце, вы знаете? (У зайки Бубы заболели зубы.)

— Как звали зайца, у которого болели зубы? (Буба.)

— Повторим эту скороговорку и скажем её с вопросительной интонацией.

— Девочки говорят с вопросительной интонацией, а мальчики – с утвердительной.

— У девочки Зои был зайчик, которого звали Знайка. Как, вы думаете, почему девочка дала зайчику такое имя? (Он знает очень много, умный.)

— Вспомните скороговорку — Зоиного зайку зовут Знайка.

— 1 группа – говорит грустно, 2 группа – торжественно и радостно.

— Скажите наоборот.

3. Разучивание скороговорки.

— Рассмотрите картинку.

— Кто изображён на картинке?

— Кого она держит в корзинке?

— Заяц, какой: маленький или большой?

— Придумайте имя девочке, чтобы оно начиналось со звука (з).

— Р., вы и не заметили, как придумали сами скороговорку — У маленькой Зины зайчонок в корзине (н).

— Я предлагаю её выучить. Повторяем все дружно медленно и чётко, проговаривая каждое слово.

— Какой звук часто повторяется в скороговорке? (з, з / н, н)

— Говорим медленно, выделяя звук (з) в каждом слове.

— Скажем в темноте шёпотом.

— Проговариваем, хлопая в ладоши; по коленям.

— Проговариваем 3 раза вместе со мной: медленно и тихо, громче и быстрее, очень быстро и громко.

— Кто хочет посоревноваться друг с другом.

— Кто желает рассказать эту скороговорку сам. (Дети рассказывают)

4. Физминутка «Зайчик».

— Мы очень хорошо потрудились, а теперь можно и отдохнуть.

У зайчика ушки вот такие.

У зайчика лапки вот такие.

У зайчика хвостик, вот какой!

Прячется зайчик вот так.

Прыгает зайчик вот так.

5. Чтение сказки.

— Ой, скакал, скакал зайчик, да и прискакал к нам на занятие.

— Зайчик, почему ты плачешь? (Лиса меня обидела.)

— Что у тебя случилось? (Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, да меня же и выгнала.)

— Р., а вы знаете, из какой сказки пришёл зайчик? («Заюшкина избушка».)

— Давайте, послушаем сказку, а в ходе чтения можете рассматривать сюжетные картинки к сказке.

6. Беседа по содержанию сказки.

— Понравилось сказка?

— О чём в ней рассказывается?

— Кто главные герои сказки?

— Кто тебе понравился? Почему? За что?

— Как бы ты поступил, если бы к тебе обратился зайчик за помощью?

6. Подведение итогов.

— Р., занятие заканчивается. Что интересного было на занятии?

— Были ли трудности? Где? Когда? Почему

Источник

Наталья Попова
Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет «Звук [Р]»

Тема: «Звук (Р)»

Цель: Расширение представления о звуке (Р)

Задачи:

— Развитие умения выделять звук (Р) в речевом потоке; совершенствование связной речи, фонетико-фонематических процессов, умение производить сложные виды звукового и слогового анализа, обогащение словаря; закрепление умения классифицировать лексический материал в соответствии с заданной схемой или слогом; развитие внутренней речи, памяти, мышления, восприятия, внимания, самоконтроля.

Наглядность:

— Иллюстрации в пособиях;

— Обозначение звука (Р) и гласных звуков;

— Карточки со словами: корм, крот, краска, порт, крошка.

— Мяч.

— Поднос с красными и синими кружками.

Используемые приемы:

— толстые и тонкие вопросы;

— прогнозирование;

— пиктограммы;

— чтение с остановками.

Ход занятия:

I. Введение в игровую ситуацию

(Собрать детей на ковре)

— Ребята отгадайте, кто сегодня к нам в гости придет, а для этого послушайте загадки:

Пробежала кочка

Около пенечка.

А у кочки черный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки.

(Еж)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса)

Да верно, это наши друзья — ежик и лисенок (показать игрушки). Ежик и лисенок путешествуют по городу звуков. Они уже немало рассказали вам интересных историй о своих приключениях. И сегодня у них для вас есть новая история, послушайте ее: Наши путешественники: Ежик и Лисенок направились к последнему домику на улице Согласных Звуков. Во дворе этого дома не оказалось никого, зато было навалено множество самых разных вещей. Ежик и Лисенок подумали: «Наверное, хозяева только начали перевозить сюда свои вещи» И только наши друзья приблизились к этой куче, как вдруг из-за коробок с грозным рычанием появилась… (чтение с остановками) Кто? (Ответы детей) А как она рычит? (ответы детей) Посмотрите на экран (на экране картинка из методического пособия стр. 52) оправившись от испуга, наши друзья поспешили объяснить ей, что они не собирались притрагиваться к хозяйским вещам, а хотели только их рассмотреть. После этих слов собака успокоилась. Она дружелюбно завиляла хвостом и даже разрешила игрушкам погладить себя.

Как вы думаете, как звали собаку? (ответы детей). Собаку звали Рута. И теперь она уже совсем не казалась грозной, а очень даже доброй и общительной.

II. Затруднение в игровой ситуации.

Ребята, напомните, как рычала собака Рута? Кто-нибудь догадался, о каком звуке сегодня пойдет речь? (ответы детей: о звуке Р)

III. Введение нового материала

Да, сегодня мы с вами поговорим о звуке (Р).

— Посмотрите на экран.

— Картинка, где изображено, как рычит собака, обозначает звук (Р)

— Давайте вместе произнесем звук (Р)

— Опишите положение губ и язычка при произнесении этого звука?

(губы слегка приоткрыты, а язычок приподнимается вверх и дрожит)

— Давайте рассмотрим картинку на экране.

— Милана покажи на рисунке звук (Р).

— Расскажи какой он? (ребенок дает полный ответ: Звук (Р) согласный звонкий твердый).

— Как ты догадалась? (по ботиночкам звука, они синие, а синим цветом обозначаются твердые звуки)

IV. Закрепление изученного материала.

— А теперь давайте поиграем с этим звуком. (воспитатель предлагает детям подойти к столу на котором разложены карточки со звуками)

— И первую игру, которую я хочу вам предложить, называется «Сложи слоги»

— Напомните мне, как получаются слоги? (ответы детей)

— Да слоги состоят из гласных и согласных звуков.

— Перед вами на столе звуки, давайте выложим из них слоги и прочитаем их.

— Молодцы вы справились с заданием.

— А еще хотите поиграть? (ответы детей)

— Тогда идем на коврик, встаньте полукругом и послушайте задание.

— Игра называется «Придумай слово со звуком (Р)» (игра с мячом)

— Я, ведущая и по очереди, каждому из вас, называя имя, буду бросать мяч, а вы должны бросить мяч обратно, но при этом сказать слово со звуком (Р). (Сначала звук будет в начале слова потом в середине, затем в конце.)

— Молодцы, мы отлично поиграли.

— А теперь предлагаю понаблюдать, что произойдет со словами, если из них убрать звук (Р)

Игра «Скажи слово без звука (Р)» (На мольберте карточки со словами: корм, крот, краска, порт, крошка).

— Что произошло со словами? (Ответы детей: «Они поменялись…»)

V. Физкультминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Подровнялись, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Шуметь не будем!

Лучше знания добудем.

Подравнялись, тихо сели

И в тетради посмотрели.

VI. Работав тетрадях.

Страница 53,задание №4. Подбери к этим слогам картинки и соедини их стрелками.

VII. Рефлексия.

Вывести детей на ковер и попросить рассказать ежику и лисенку, с каким звуком мы с вами познакомились.

— Какой он?

— Как обозначается?

— Понравились ли вам игры со звуком (Р).

— Оцените себя, если вы считаете, что все задания выполнили успешно, то возьмите красный кружок, а если у вас были затруднения, возьмите синий кружок.

— Всем спасибо, мне тоже очень понравилось с вами играть. Ну а наши друзья отправляются в новое путешествие, давайте с ними попрощаемся.

Источник

Ольга Сластенко
Игры и упражнения для развития речи 5–6 лет

Сластенко Ольга Юрьевна

Предлагаю картотеку ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 лет

Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.

Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):

— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са. (там летит оса, су-су-су. (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

— Закончите предложения. Если зайчик потерялся. (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы., но и предметы к тому или иному действию (поливать можно. цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки. одежду).

Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать. ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

«Какие бывают иголки»

Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

— Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он. (колючий). Лиса потрогала ежа и. (укололась)».

— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

«Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана.

«Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Что растет на елке?

Шишки да иголки.

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?

— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка».). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)

— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,

Бросила шишку прямо на волка.

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу выросла. (шишка).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).

Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Мальчик идет. (шагает). Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).

В речевой работе с детьми расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет. шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).

Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).

Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лися-та — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но — масленка и солонка).

Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему грибы называют. подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?. шапку — ушанкой. цветок — подснежником?»).

Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона «карр-карр» — каркает, петух «кукареку» — кукарекает, поросенок «хрю-хрю» — хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также: учитель — учит, строитель — строит, но: врач — лечит, портной — шьет).

Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение»; «Зачем тебе нужны. ?»).

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи — «Мне нравится зима, потому что.»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа — тем самым они глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды.», «Как-то раз.», «Дело было летом.» и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз. собрались звери на полянке. Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда.».) Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

В, спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи

Источник