Ребенок 5 лет психическое развитие
На чтение 8 мин.
К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.
Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развития
Развитие познавательных процессов в 5-6 лет
Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.
Психическое развитие детей – закономерности
Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.
Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.
Познавательная активность в этом возрасте очень высокая
Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.
В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.
Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.
В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.
Не оставляйте вопросы детей без внмиания
Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.
Общение в старшем дошкольном возрасте
По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:
- Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
- Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.
В 5-6 лет появляются постоянные друзья
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).
В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.
На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.
Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.
Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет
Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.
Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.
Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет
Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.
Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план
Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.
Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.
Специфика игры – перечень характеристик
Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:
- Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
- Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
- Развивается творческое начало в ребенке.
- Усиливается знаковая функция речи.
Другие виды деятельности в дошкольном периоде
В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:
- Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
- Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.
Подготовка к школе – важный момент в развитии реберка
Основные задачи воспитания
Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи
Воспитание самостоятельности
Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.
Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания
Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.
А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Работа с самооценкой
После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.
Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей
И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.
Кризис дошкольного детства
Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:
- Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
- Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
- Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
- Стремление к автономности и независимости.
Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым
В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.
Вот лишь несколько советов молодым родителям
- Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
- Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
- Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.
Видео. Психологические особенности детей
Источник
Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.
Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.
Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.
Физическое развитие пятилетнего ребёнка
- Окружность грудной клетки: 52-57 см;
- Рост: 100-120 см;
- Вес: 17-25 кг.
Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.
Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.
Пятилетний ребёнок должен уметь:
- Быстро лазать по гимнастической стенке;
- Прыгать с высоты 40-50 см;
- Бросать мяч в мишень с 2-х м;
- Прыгать на одной ноге;
- Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
- Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.
Мелкая моторика у пятилетнего ребенка
У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.
Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет
Психическое развитие детей в 5 лет
В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.
У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.
5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?
- Знать цифры от 1 до 10;
- Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
- Знать и различать основные цвета;
- Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
- Знать своё имя, фамилию и адрес;
- Знать дни недели;
- Находить различия в предметах;
- Пересказывать сюжеты картинок;
- Знать названия овощей и фруктов, различать их;
- Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.
Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?
Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.
Бытовые навыки и умения детей в 5 лет
В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.
Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.
Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.
Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.
Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.
Различия полов в 5 лет
Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Источник
Психология детей в 5 и 6 лет раскрывает изменения, которые в этот период претерпевает психика малыша. Дошкольник приобретает новые необходимые навыки, которые помогают ему перейти на новую ступень социального взаимодействия — начать обучение в школе. Навыки и умения, освоенные в период с 5 до 6 лет, являются базовыми. От их правильного формирования зависит самоопределение ребенка, как самостоятельной личности, успешное построение взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.
Познавательные процессы
В возрасте 5 лет ребенок уже имеет определенный набор сенсорных шаблонов: звуков, запахов, вариантов форм. Анализируя предмет, он использует уже полученный опыт, чтобы оценивать отдельные свойства: высоту, ширину, цвет. Он замечает детали, может сравнивать предметы между собой.
Психические процессы в этом возрасте очень активны. Дети совершенствуют свою речь, используя ее не только для передачи информации, но и для обработки данных, поступающих от других людей. Дошкольник стремиться общаться со взрослыми, превращаясь в «почемучку». Ему важно получать аргументированные ответы, сопоставлять информацию, полученную от разных людей. Это помогает малышу изучать окружающий мир, углублять и обогащать свои знания. Родителям важно поддержать активность дошкольника:
- отвечать на вопросы терпеливо;
- выслушивать его мнение;
- принимать позицию ребенка;
- поощрять любознательность;
- не высмеивать, даже если мнение малыша ошибочно.
В дошкольном возрасте активно формируется еще один важный процесс, влияющий на дальнейшее развитие ребенка — воображение. Он использует его для более качественного усвоения информации в процессе учебной деятельности или качественной рефлексии. С помощью воображения он фантазирует, получая положительные эмоции. Фантазии в этом возрасте еще не отделены полностью от реальности, поэтому для ребенка воображаемые друзья становятся так же важны, как и реальные.
Общение
В дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет для детей такое же значение, как и общение с более старшими детьми и семьей. К 5 годам у них появляются первые устойчивые дружеские контакты. Дети учатся воспринимать желания друг друга, различают настроение и эмоции. Каждый ребенок в глазах своих товарищей приобретает индивидуальные черты и запоминается благодаря одной яркой особенности (Вова любит играть с машинками, любимое блюдо Маши — торт).
Осознавая себя, как часть детского коллектива, малыш формирует свою самооценку. На нее влияет и количество друзей, и качество самого общения. В зависимости от типа характера, малыш стремиться быть лидером в группе или занимает позицию ведомого. Но для каждого ребенка необходимо, чтобы его замечали и принимали. На основе его положения в коллективе закладывается будущий уровень притязаний, активная или пассивная позиция.
Чтобы помочь малышу сформировать правильную самооценку, родителям и другим значимым взрослым нужно чаще хвалить его, отмечая даже незначительные успехи. Чем выше будет уверенность дошкольника, тем проще ему будет справляться с постоянно возрастающими требованиями и в дальнейшем осваивать школьную программу.
Игровая деятельность
Игра для дошкольника в возрасте 5–6 лет приобретает особое значение. Она становится сложнее, продуманнее, приобретает сюжет. Дети учатся играть не по отдельности, а вместе, вписывая в один сценарий несколько ролей. Сюжетно-ролевая игра выполняет роль социального тренинга, учит управлять своими эмоциями, искать компромисс, учитывать желания товарищей по игре.
Сюжеты игр отражают окружающую ребенка действительность. Дети, посещающие детский сад, имеют достаточный набор игрушек для моделирования основных социальных ситуаций. Мальчики и девочки в соответствии со своими предпочтениями могут выбирать любые роли: учитель, пожарный, водитель автомобиля, повар, продавец и многие другие. Также дети часто воспроизводят сюжеты сказок и мультфильмов, с которыми знакомятся в детском саду и дома.
Играя дети уже не просто механически выполняют набор действий. Они меняют свое поведение, подстраиваясь под выбранную роль. Сюжет игры помогает им выразить свои эмоции, развить воображение. Во время игры дети часто не только используют предметы по назначению, но и могут замещать ими недостающими. Например, карандаш может стать волшебной палочкой, кубики — заменить недостающий по рецепту продукт. Так дошкольник учится с помощью воображаемой ситуации прорабатывать реальные варианты взаимоотношений.
Основные функции игры в дошкольном возрасте:
- Развитие вербального общения. Общаясь со сверстниками в процессе игры, дошкольники нарабатывают необходимый словарный запас.
- Развитие творческих способностей. Игры стимулируют фантазию.
- Преодоление эгоцентризма. Ребенок избавляется от упрямого желания настаивать на своем видении, если понимает, что другие дети не согласны с ним и готовы исключить из общей игры.
- Развитие произвольности. Потребность координировать действия с действиями других детей развивает волевые процессы.
Чтобы получить от игровой деятельности максимум пользы, взрослым следует только слегка направлять детей, предлагая возможные варианты, но не вмешиваясь в сам процесс игры.
Особенности других видов деятельности
Характерными чертами психологии ребенка в 5-6 лет являются стимулирующие виды деятельности, сопровождающие игру:
- Изобразительная деятельность. Рисование — одно из любимых занятий детей обоих полов. В младшем дошкольном возрасте рисунок примитивен и изображает простые графические шаблоны. Постепенно сюжет рисунка становится сложнее, появляется индивидуальность. Рисуя, малыш отображает свое восприятие мира, поэтому анализ рисунка — один из основных методов психодиагностики детей дошкольного возраста.
- Учебная деятельность. Ребенок обучается в течение всего дошкольного периода, но непосредственно перед поступлением в школу учеба приобретает статус обязанности. Занятия в детском саду готовят малыша к строгому распорядку дня, помогают вырабатывать ответственность, стремление получить похвалу за правильно выполненное задание.
Как и в случае с ведущей деятельностью, дошкольник нуждается в стимуляции и одобрении результатов своего изобразительного и учебного труда. Для него важно получить похвалу своей деятельности, чтобы осознавать себя принятым.
Формирование самостоятельности
В дошкольном возрасте у малыша еще нет необходимого жизненного опыта, который позволяет принимать по-настоящему самостоятельные решения. Но он уже нуждается в частичной свободе и независимости. Важно, чтобы оба родителя придерживались одного мнения и не заставляли малыша постоянно метаться между двух позиций, когда мама разрешает, а папа запрещает. Это только путает его и лишает любого желания проявлять инициативу.
Освоение самостоятельности начинается с обучения навыкам самообслуживания. Дошкольник должен уметь без посторонней помощи одеваться, мыть и вытирать руки, пользоваться столовыми приборами. Важно научить его ориентироваться в пространстве, знать свой адрес и телефоны родителей, но не быть доверчивым. Дошкольник должен усвоить, что взрослые не всегда руководствуются благими намерениями, и нужно уметь правильно вести себя в опасной ситуации.
Самооценка дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок постепенно перестает ориентироваться на мнение родителей о нем и больше внимания уделяет сверстникам. Для него важно признание в детском коллективе, чувство причастности.
Чтобы создать благоприятные условия для развития нормальной самооценки, нужно хвалить и поощрять ребенка, стимулировать к новым достижениям. Получая поддержку родителей, малыш обретает уверенность в себе, перестает бояться ошибок. Он активно пробует новые виды деятельности, легко знакомится с новыми людьми и стремится быть в центре внимания.
Неуверенный в себе малыш становится обидчивым, проявляет беспричинную агрессию. Он постоянно сравнивает себя с другими детьми и даже когда объективно не уступает им, все равно считает себя хуже. Для исправления низкой самооценки нужны внимание и поддержка со стороны всех членов семьи. Ребенку важно чувствовать себя нужным и любимым. Чем больше родительского внимания получает малыш в дошкольном возрасте, тем проще ему будет адаптироваться к новому детскому коллективу.
Авторитет взрослого
В дошкольном возрасте взрослый остается для малыша непререкаемый авторитетом. Малыш верит всему, что говорят ему взрослые. Разговоры с родителями и воспитателями — его главный источник информации об окружающем мире. Когда его словарный запас становится достаточным для понимания речи взрослых, он стремиться участвовать в общей беседе и обижается, если его исключают.
В этом же возрасте ребенок начинает осознанно врать родителям. Главная причина обмана — страх наказания. Поскольку у детей еще нет тех рычагов влияния, которые есть у взрослых, их единственным оружием становится манипуляция. Когда дошкольник врет маме или папе, он понимает, что совершает плохой поступок, но продолжает бояться взрослых, как авторитетных фигур в своей жизни. Ругать малыша за вранье не следует, но важно дать понять, что это родителям неприятно, когда их обманывают. Так дети будут уверены, что их потребности ценят и понимают, воспринимают как равных личностей.
Кризис 6 лет
Некоторые родители полагают, что чем раньше ребенок пойдет в школу, тем проще ему будет адаптироваться к ее требованиям. Это не так. У дошкольника еще не сформированы навыки, которые позволят ему успешно усвоить школьную программу. В идеале, малыша нужно отправлять в школу после того, как ему исполнится 6 лет, чтобы начало обучения совпало с очередным возрастным кризисом.
Возрастная детская психология 6–7 лет выделяет «кризис первоклассника» — переломный момент, связанный с изменением у ребенка понимания мироустройства и своего места в нем. Основные признаки кризиса:
- Появление собственной точки зрения. Малыш уже обладает достаточным багажом знаний, чтобы иметь свои предпочтения и отстаивать их. Это второй важный период отстаивания своей самостоятельности, который нужно разумно поощрять.
- Подражание взрослым. Осознав себя как личность, ребенок выбирает ролевую модель — как правило, ей становится родитель. Малыш подражает манере речи, копирует жесты и стремиться повторять действия.
- Утрата непосредственности. В дошкольном возрасте дети усваивают правила поведения в обществе. Они понимают, что одни их действия вызывают одобрение, а другие — резко негативную реакцию со стороны взрослых.
- Стремление к независимости. Дошкольникам важно осознать свою автономность. Поступив в школу, они должны будут значительную часть дня проводить вдали от родителей и выполнять требования учителя — чужого, но очень важного человека. Необходимо, чтобы у ребенка выработалась первичная самостоятельность, которая позволит ему перенести стресс и не нуждаться в постоянной помощи родителей.
- Осознание уязвимости. В 5 лет у детей появляется первичное понимание о смерти и болезнях. Малыш осознает, что однажды родители и он сам перестанут существовать, но еще не может осмыслить этот процесс. Непонимание усиливает страх перед неизвестностью, поэтому дети становятся капризными, специально провоцируют родителей, чтобы убедится в том, что они никуда не уйдут.
Кризис 6 лет протекает сложно и может затянуться на 1–1,5 года. Родителям нужно проявить особую чуткость и терпение, чтобы не усугублять положение малыша. Иногда позволять ему вредничать, но четко задавать границы допустимо.
Источник