Ребенок 4 года развитие внимания
Чтобы полноценно подготовить ребёнка к школе, нужно практически с самого его рождения обращать особое внимание на формирование высших психических процессов. Один из них — внимание. Это избирательная, осознанная направленность восприятия на определённый объект в течение какого-то времени. И если у малышей его как такового ещё нет (по крайней мере, оно очень незначительное), то развитие внимания у детей 3-4 лет, а уж тем более в 5 лет идёт практически семимильными шагами. И этому аспекту воспитания ребёнка необходимо уделять достаточно много времени.
Основные свойства
Чтобы развитие внимания у детей 4-5 лет соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Это позволит при воспитании правильно расставить акценты. В этом возрасте ребёнок должен научиться отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю. В его маленький мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов. И если у малыша в 3-4 года не начнёт формироваться внимание, которое выступает своеобразным фильтром, его мозг не избежит перегрузки, что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении. Эта функция обладает определёнными свойствами. Если их развитие не будет соответствовать возрасту, это приведёт к отклонениям в деятельности ребёнка.
- Объём. Если он маленький, невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более — удержать их в уме.
- Концентрация и устойчивость. Если они недостаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.
- Избирательность. Без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
- Переключаемость. Если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
- Распределение. Без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами.
- Произвольность. Без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.
Чтобы развитие внимания ребёнка в период с 3 до 5 лет соответствовало его возрастным особенностям, нужно целенаправленно работать над всеми выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения. Если драгоценный момент был упущен, и что-то не сформировалось в соответствии с нормами, придётся проводить специально организованную работу, подключая специалистов. Чтобы дело до этого не дошло, родителям полезно знать о возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4-5 лет.
Особенности
Непосредственно перед школой развитие внимания у ребёнка 5 лет должно быть таким, чтобы он прошёл тестирование в 1 класс, где обязательно будут задания на сформированность всех этих свойств. Возрастные особенности этой высшей психической функции для детей 3-4-5 лет таковы.
Общие
- Способность управлять вниманием крайне невелика;
- сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
- для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
- объём включает в себя не более 5 объектов;
- удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
- носит непроизвольный характер;
- устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности: на неё негативно влияет импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.
3 года
- Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания;
- распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
- малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
- внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь», играет, увлеченно рисует.
4 года
- Наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции;
- соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.
5 лет
- Возникает самая первоначальная, элементарная форма полноценного произвольного внимания;
- охотно и успешно играет в игры на внимание и память для детей 5 лет, выполняя все задания;
- способен составить простейшую самоинструкцию для собственного внимания и следовать ей;
- устойчивость формируется в активной деятельности, манипуляции предметами, в играх, при выполнении разных действий.
Вот такими темпами происходит развитие внимания детей 4-5 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а через 2 года она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.
Диагностика
Диагностика развития внимания у малышей 4-5 лет проводится специалистами, а также при поступлении в 1 класс. Дома родители могут самостоятельно дать ему несколько заданий и посмотреть, насколько быстро и эффективно он с ними справится.
- Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет.
- Нарисовать 2 домика, 2 зайчика. Прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались. Проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику. Показать, где кто живёт. Трудно сделать это зрительно? Разрешается провести по дорожке пальчиком.
- Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу.
- Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга. Найти, какие предметы изображены.
- Найти отличия на картинке. При затруднении разрешаются наводящие вопросы.
Если дошкольник затруднился выполнить какое-нибудь из заданий, значит этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют специально разработанные игры на развитие внимания у детей 4-5 лет, которые будут ему и полезны, и интересны одновременно.
Методики развития
Неразрывно между собой связаны игры на внимание и память для детей 4 лет (+/- 1 год), так как эти две высших психических функции взаимосвязаны. Такие игровые занятия развлекут кроху, а попутно научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг, что может пригодиться в дальнейшем.
- Интересная прогулка
Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся вам на пути. Например, какие ярко-зелёные листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака. Больше разговаривайте с крохой.
- Комментатор
Чем бы малыш ни занимался, предлагайте ему комментировать то, что он делает. Пусть он в подробностях рассказывает вам, что он делает пальчиками при лепке или как вырисовывает штрихи и линии на рисунке. Года в 3-4 придётся родителям делать это самим. В 5 лет он уже сам сможет вам рассказывать обо всех своих действиях.
- Маленький сыщик
Мама (папа) в подробностях описывают ребёнку предмет, находящийся в комнате, но не называют его. Он должен сам отыскать его, угадать, о чём рассказывают. Начать нужно с общих черт, которые могут объединять загаданный предмет с другими. Потом постепенно сужать круг признаков. Чем раньше кроха угадает, тем лучше у него развивается внимание.
- Посмотри на меня
Интересная и весёлая игра на развитие внимания. Малыш должен внимательно посмотреть на маму 20-30 секунд, отвернуться и ответить на все мамины вопросы. Они могут быть самыми разными: «Какого цвета моя юбка?», «На мне висят бусы?», «Накрашены ли у меня губы?» Потом можно меняться ролями.
- Мешай мне
Эта игра на развитие внимания достаточно сложная, но обычно очень веселит детей. Она учит не отвлекаться от своего основного занятия. Дошкольник рассказывает стихотворение (можно просто считать), а взрослый пытается всеми способами помешать ему, отвлечь.
Подобного рода игры на развитие внимания у детей 3-4 лет позволят полноценно сформироваться данной психической функции. Это существенно облегчит жизнь малыша в дальнейшем, повысит его успехи в школьном обучении, придаст уверенности в собственных способностях.
Новые статьи
Мы в социальных сетях
наверх
Источник
Автор:
admin
·
Ноябрь 8, 2019
Гармоничное развитие ребенка в возрасте 4-5 лет включает в себя, в том числе, и увлекательные задания в игровой форме по развитию внимания. К этому возрасту стабильность внимания усиливается. Теперь в течении 15-20 минут ребенок спокойно способен зафиксировать свою деятельность. В его памяти откладываются несложные инструкции, которым он будет следовать в своем поведении.
Ближе к пятилетнему возрасту, дети стремятся к самостоятельности. Конечно, встречаются и поражения, которые сильно расстраивают детей. Если ребенок будет часто чувствовать, что у него ничего не получается, то это может привести к неуверенности в своих силах.
Для быстрого перехода нажмите на название раздела
- Найдите одинаковые предметы на картинке.
- Чем отличаются картинки.
- Лабиринт или путаница.
- Загадочные картинки, что нарисовано на картинке.
- Повтори узор.
- Объедини предметы на группы.
- Рисование обеими руками.
Ведь каждый ребенок стремится быть самым лучшим, он хочет, чтобы его хвалили, одобряли его поведение, и восхищались им. Поэтому именно в этот момент имеет большое значение со стороны взрослых побуждать и одобрять все стремления и начинания малыша.
Хвалите и поощряйте ребенка! Успех обязательно придет!
Развитие внимания 4-5 лет. Задания и упражнения.
Найдите одинаковые предметы на картинке.
- УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ
Множество картинок «Найди одинаковый предмет»
Чем отличаются картинки.
- УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ
Еще картинки на тему «Найди отличия»
Лабиринт или путаница.
- УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ
Еще Лабиринты и путаницы
Загадочные картинки, что нарисовано на картинке.
- УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ
Распечатайте еще картинки
Повтори узор.
- УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ
Еще на тему «Повтори узор»
Объедини предметы на группы
- УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ
Еще картинки «Сгруппируй предметы по определенному признаку»
Можно попробовать простые картинки «Рисуй двумя руками одновременно»
Рисование обеими руками.
- УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ - УВЕЛИЧИТЬ,
СКАЧАТЬ,
РАСПЕЧАТАТЬ
Еще картинки для рисования обеими руками
Интересно почитать:
Развиваем внимание. Для детей 4-5 лет
Вы хотите, чтобы ваш малыш добился успеха в жизни и смог полностью раскрыть все свои таланты? Тогда не теряйте время — начинайте развивать умственные способности ребенка, тренировать его внимание и память, учить его наблюдательности и умению самостоятельно рассуждать с самого раннего возраста. И поможет вам в этом непростом деле наша книга.
Увлекательные задания и яркие иллюстрации помогут вам развить у малыша:
— произвольное внимание,
— зрительное и слуховое восприятие,
— наглядно-образное и логическое мышление,
— сообразительность.
Смотрите так же:
Читайте также:
Источник
Внимание — это психический процесс, обеспечивающий направленность и сосредоточенность сознания на фиксированном объекте. Без него человек не сможет организовать продуктивную сознательную деятельность, а потому важно уже в дошкольном возрасте предлагать детям эффективные игры и упражнения на развитие внимания.
Упражнение 1. Значки в фигурах
Подготовка
- Таблица 5х5, в произвольном порядке заполненная геометрическими фигурами:
- ромб;
- квадрат;
- треугольник;
- круг
- Образец заполнения:
- «+» в квадрате;
- «–» в круге;
- «v» в ромбе;
- «о» в треугольнике
Задание
- Внимательно посмотри на листок.
- Сколько фигур в каждой строчке?
- Сколько фигур в каждом столбике?
- Каким цветом нарисованы [квадраты | ромбы | треугольники | круги]?
- Возьми в руки карандаш и проставь в каждой фигуре значок, как в образце. Если ты забудешь, какой значок надо ставить, можно подсмотреть в образец.
Когда малыш справится с заданием упражнения, обсудите результаты. Посчитайте, сколько ошибок он допустил.
Игру можно сделать ещё интересней. За каждый правиль?