Ребенок 3 месяца развитие и психология комаровский

Ребенок 3 месяца развитие и психология комаровский thumbnail

Первый год для любого малыша, девочка это или мальчик, отличается стремительным развитием. Третий месяц для грудничка – особенное время: колики сошли на «нет», поэтому условия для сна и бодрствования улучшились, малыш научился себя развлекать и занимать непродолжительный период времени. Поэтому у большинства родителей возникает закономерный вопрос: как развивать ребенка в 3 месяца дома, стоит ли его чему-то обучать или как с ним можно поиграть для пользы и здоровья.

Малыш в 3 месяца

Нормы развития

Три месяца – момент, когда каждый родитель замечает, что кроха улыбается в ответ, издает смешные звуки, понимает речь мамы и пытается всегда радостно отреагировать на ее улыбку, протягивая свои ручки. Большинство взрослых сразу начинает чему-то учить кроху, отчетливо выговаривать ему все слова, читает о том, как в домашних условиях развивать малыша в 3 месяца.

Важно! Прежде всего, следует обратить внимание на то, как должен развиваться трехмесячный малыш, что является нормой, уже затем начинать с ним заниматься развитием, если в этом есть необходимость и с целью улучшить текущие показатели.

Малыш хорошо держит головку, устойчиво лежит на животике и может оттолкнуться от поверхности

Нормы развития ребенка

КатегорияХарактеристики
Физиологические изменения• Хорошо развита подкожно-жировая ткань, зачастую отмечается наличие пухлых щечек.
• Мышечная система развивается сверху вниз. К этому периоду гипертонус рук проходит, поэтому ребенок начинает все пытаться взять, потрогать, потрясти.
• Угасание многих рефлексов. Должны отсутствовать поисковый, хоботковый и рефлекс Бабкина.
• Развитие пищеварительной системы. Малыш начинает съедать больше молока. Кроме него или смеси, не стоит ничего добавлять в рацион.
• Регулярный и однородный стул. На грудном вскармливании он может быть и 1 раз в 2-5 дней, и 5 раз на день.
Физическое развитие• Вес мальчиков – 5-8 кг, девочек – 4,5-7,5 кг.
• Рост мальчиков – 57,3-65,5 см, девочек – 55,6-57 см.
• Окружность головы мальчиков – 38,1-42,9 см, девочек – 37,1-42 см.
Другие умения• Лежа на животике, ребенок умеет хорошо держать головку. На спине начинает поворачиваться на бочок.
• Зрение: ребенок долго изучает предметы, особенно выделяя те, которые движутся быстрее остальных. Лежа на животике, чтобы лучше рассмотреть что-нибудь, он может приподняться на предплечья.
• Гулит долго и произносит не только гласные, но и добавляет к ним согласные звуки.
• Эмоциональность ребенка увеличивается, особенно реагирует радостно на маму. Любит пение взрослого, приятные мелодии игрушек. На то, что не нравится, реагирует резким и громким плачем.
• «Пробует» мир на вкус, особенно свои пальчики и кулачки.

Развивающие занятия

Чем заняться с ребенком или как занять сразу двоих детей с небольшой разницей в возрасте, может рассказать Ольга Теплякова – эксперт по интеллектуальному развитию детей. В интернете в наличии и в свободном доступе множество ее занятий, рекомендаций и ответов на волнующие вопросы родителей.

Любые развивающие занятия изначально относятся к физическому и уходовому развитию за крохой. Поэтому прежде, чем переходить к интеллектуальным упражнениям, нужно быть уверенным, что физически малыш крепок.

Комплекс развивающих занятий:

  • Каждое утро выполнять гимнастику и зарядку. Для этого достаточно сгибать и разгибать ножки, ручки. Можно использовать фитбол: уложить ребенка на животик, держать за ножки и качать.
  • 2-3 раза в неделю делать массаж всего тела, начиная с поглаживаний, заканчивая легкими похлопываниями и расслаблением.
  • В 3 месяца начать вводить упражнения, способствующие переворотам малыша. Следует положить ребенка на спинку, ножку перекинуть через другую и попробовать простимулировать малыша к перевороту. Несколько упорных занятий, и он поймет, что к чему.
  • Чтобы малыш начал подниматься на предплечья и удерживать головку почаще, можно также тренировать его: укладывать на животик, рядом раскладывать в разных местах яркие игрушки. Он захочет их рассматривать, что заставит его приподняться. Это упражнение также улучшает мышечный корсет.
  • В руки крохе как можно чаще вкладывать погремушки, колокольчики. Он будет разглядывать их и звенеть. В детскую кроватку лучше всего повесить такие игрушки, чтобы он мог дотягиваться до них.
  • Показывать малышу отражение в зеркале, здороваться с ним.
  • Много петь с ребенком, произносить его имя, делать паузу, чтобы малыш отвечал гулением.
  • Развивать тактильную чувствительность необходимо предметами с разной поверхностью: твердые, шероховатые, мягкие образцы.
  • Во время прогулки, если малыш не спит, показывать ему природу, деревья, животных, птиц.
  • Слушать музыку разных стилей. В моменты бодрствования – активную, перед сном – спокойную. Очень хороша для таких целей классическая музыка.
  • На купание брать с собой яркие резиновые игрушки, шарики. Малыш будет пробовать их ловить.

Произношение звуков, восприятие имени

На третьем месяце ребенок уже понимает, что к нему обращаются, узнает свое имя. Также он остро реагирует на интонацию взрослого, который для него создает ощущение безопасности. Поэтому нужно всегда отслеживать, с какой эмоцией произносятся слова, ни в коем случае не кричать на малыша, тем более не делать ему физически больно.

При входе в комнату к ребенку взрослого малыш способен повернуться на звук и сосредоточить долгий взгляд на родителе. В ответ на слова мамы или папы он начинает вертеть ручками и взвизгивать. Этот момент педиатры называют «комплексным оживлением». Ребенок уже начинает выступать инициатором общения.

В его речи проскальзывают гулящие звуки гласных с согласными: «г..к..кхы..ма..ата..ама..и..ы..». Когда он испытывает особенную радость, можно услышать даже такие призвуки: «агу, бу, бум, бам, пль, пф, тль.»

Обратите внимание! Если не общаться с малышом, то он звуков не будет произносить долгое время. Поэтому речь будет несколько запаздывать.

Также в это время малыш начинает хихикать и громко смеяться.

Развитие координации

Когда у малыша хорошо развита координация, он впоследствии будет двигаться ловко, умело, у него будет правильной осанка.

Игры для развития координации с трехмесячным ребенком бывают статическими и динамическими.

Статические – те, с помощью которых малыш удерживает равновесие в определенной позе. Можно попробовать поднять ножки малыша, одновременно приговаривая «хоп-хоп», как бы «постукивая» имя в воздухе, затем на несколько секунду отпустить свои руки, чтобы малыш пробовал их удержать. Очень важно все делать в спокойном состоянии и медленном темпе.

Динамические – активные упражнения. Например, положить малыша на животик, к его ступням приставить свои ладони. Малыш будет пробовать отталкиваться ножками. Тем самым он обретает навык к ползанию.

Кроме этого, можно периодически укладывать малыша к себе на колени, гладить по спинке, по головке и напевать медленную песенку, одновременно покачивая.

Обратите внимание! Нельзя переусердствовать с такими занятиями. Если малыш устал или капризничает, сразу следует прекратить любого рода манипуляции, иначе ребенок впоследствии не захочет участвовать ни в каких играх.

Двигательные навыки

Малыш начинает дотягиваться до предметов и держать их в руках

В этот период движения крохи еще несовершенны и моментами хаотичны. Виной всему то, что гипертонус только начинает отступать. Родителям следует почаще заниматься с ним активными упражнениями. Например, выложить на животик, попробовать показать ему, к какой игрушке тянуться, затем помочь ему с переворотом. Малыш будет потряхивать ножками и ручками. Отслеживать реакцию крохи, важно его не испугать.

Также в 3 месяца малыш учится отталкиваться от одного бортика кроватки к другому. Это ему доставляет большое удовольствие.

Развитие слуха

Лучше всего в развитии слуха попросить участвовать всех членов семьи. Тогда малыш будет сразу слышать разные голоса и понимать, что одни и те же звуки звучат на разной высоте.

Комплекс упражнений:

  • Купить одну и ту же игрушку разных размеров, например, колокольчик. В процессе игры пробовать прозвенеть разными колокольчиками, показывая, из какого именно исходит звук.
  • Давать слушать классическую музыку. Какой бы сложной она ни казалась взрослому, малыш такие произведения усваивает быстро и позже начнет узнавать их с первых нот. Слушать в первое время не более 5 минут.
  • Можно начать петь колыбельные песни со словами.

Развитие зрения

В это время малыш начинает умело отслеживать движение предметов. Детские врачи рекомендуют усложнять задачу: относить игрушки на более дальние расстояния, увеличивать амплитуду движений. Так кругозор крохи будет расширяться.

Малыш умеет отслеживать движение предметов

Дополнительная информация. Если движения плавные, малыш научится медленно поворачивать голову. Можно попробовать играть в «прятки», но делать все медленно: поднести к лицу предмет, который закроет лицо, произнести «ку-ку», затем медленно убрать его с лица. Спустя время, можно будет увидеть, что малыш долгое время удерживает свои глаза на родителе, несмотря на то, что лицо его может быть спрятанным.

Занятия в отсутствие мамы

Как можно играть с ребенком в 3 месяца или чем занять, если маме нужно отлучиться – этот вопрос актуален среди многих родителей. Особенно, если малыш боится остаться один.

Варианты есть:

  • Включить мобиль над кроваткой. Это даст как минимум 15 минут свободного времени. Если покупка не по карману, его можно изготовить самим.
  • Уложить малыша на развивающий коврик. Плюс в том, что малыша можно класть, как на спинку, так и на животик. Обычно на коврике присутствует масса подвесок, игрушек разных текстур.
  • Включить аудиосказку, песенки. Малыш очень любит слышать разные мелодии. Необходимо лишь знать, какая музыка ему по душе.
  • Включить какие-нибудь музыкальные игрушки. Главное условие – игрушка должна быть безопасна для ребенка.

Виды игрушек

Многофункциональная погремушка поможет развитию сенсорики

Список игрушек:

  • Подвески в кроватку, на коврик,
  • Погремушки,
  • Мобили – однако они быстро надоедают,
  • Неваляшки,
  • Мягкие игрушки с микропузырьками внутри для развития сенсорики,
  • Зеркальце – играть с ним в присутствии взрослого,
  • Развивающий коврик, кубик,
  • Картинки, на которых чередуются черные и белые цвета.

Три месяца – это тот период, когда детское восприятие внешнего мира выходит на совершенно иной уровень. Поэтому все действия домашних, занятия для того, чтобы развить малыша, должны быть планомерными, как будто цель их – развлечь кроху. Если во время игры или занятия с 3 месячным ребенком возникает ощущение, что кроха устал, или он вовсе начинает плакать, значит, стоит повременить с этим. Всегда стоит напоминать себе, что важнее не развитый не по своему возрасту, но капризный ребенок, а наличие ровной гармоничной детской психики у малыша и его лучистая улыбка.

Видео

Источник: kpoxa.info

Источник

Вот и прошло 3 месяца с тех пор, как Человек родился! Малыш растёт, приобретая новые знания об окружающем мире и заботливой маме, а его достижения радуют родных. Семейная жизнь к этому времени вливается в определённое русло: мама привыкает к своему новому статусу, между ней и малышом устанавливается прочная связь, она уже понимает потребности ребёнка и различает его «позывной сигнал» — плач. Проходят большинство переживаний и сомнений, проявляется режим сна и бодрствования, процесс кормления становится обычным и приятным занятием, а прогулки приобретают свои маршруты и новых собеседниц. Как определить, правильно ли развивается ваш малыш в три месяца и что он должен уметь делать в этом возрасте?

Особенности физиологии трёхмесячного ребёнка

Со дня рождения малыш подрос и окреп, отлично удерживает головку, находясь на руках у мамы или лёжа на животе. Может даже приподниматься, опираясь на предплечья. Он становится более активным, общительным и улыбчивым. Ему теперь интересна окружающая обстановка, а ручки тянутся в нужном направлении.

В 3 месяца ребёнок с интересом познаёт окружающий мир

Развитие каждого ребёнка протекает индивидуально. Кто-то опережает своих сверстников, а кто-то не спешит покорять новые вершины. И небольшие отклонения от общепринятых норм и показателей не являются патологией, если в наличии хороший аппетит, активность и здоровье. Родителям не стоит паниковать, если их малыш не укладывается в рамки и сроки. Возможно, ему нужно просто немного помочь, и тогда результаты непременно будут.

Каждый месяц до года грудничка осматривает педиатр. На приёме обязательно измеряется рост, вес и окружность головы. По этим параметрам врач делает вывод о физическом развитии ребёнка.

Средние показатели роста и веса у мальчиков и девочек в три месяца — таблица:

С двух до трёх месяцев ребёнок прибавляет около 800 г массы тела, рост увеличивается примерно на 2,5 см, а окружность головы на 1 см.

В соответствии с календарём прививок ребёнку делают вакцинацию против гемофильной инфекции и вводят первую вакцину АКДС .

У большинства детей к этому времени проходит гипертонус мышц. Если мышцы всё же остаются в напряжении, и есть сопутствующие диагнозы, будет очень полезно пройти курс массажа (7–10 сеансов). Профессионального массажиста лучше всего искать по отзывам. Массаж в этом возрасте особенно благотворно воздействует на малыша. До начала курса необходимо посетить невропатолога, хирурга и ортопеда, все заключения необходимо предоставить массажисту с медицинским образованием. Во время массажа ребёнок не должен быть сильно напряжён и плакать от начала до конца, так как это снижает эффективность процедуры. Положительный показатель, если малыш расслаблен и спокоен. Хороший специалист учтёт все нюансы и поможет в решении многих проблем.

Нормы и сроки — мнение доктора Комаровского — видео:

Стул в этом возрасте становится более редким. У малышей на естественном вскармливании это событие происходит до 5 раз в сутки, у искусственников чуть реже. Пищеварение налаживается, а колики пропадают или становятся редким явлением. Если у ребёнка возникает запор, продолжающийся более 3 дней — это повод обратиться к врачу!

Зрение грудничка делается бинокулярным, то есть он начинает видеть общую картинку и может оценивать расстояние до предмета, также развивается слух.

Срыгивание у трёхмесячного ребёнка — нормальное явление. Если его объём небольшой (около 20 мл), не стоит беспокоиться. Причиной этому может послужить переедание или укладывание на живот сразу после трапезы. Когда кормление закончилось, желательно, спокойно подержать малыша некоторое время в приподнятом положении. Если же срыгивание обильное и частое, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Рекомендации держать детей столбиком даются потому, что нахождение ребенка после кормления в вертикальном положении умеренно уменьшает вероятностью срыгивания. Неудивительно, что подобный метод весьма полезен для детей, которые из-за срыгиваний плохо набирают в весе. Всем остальным детям никакой надобности в вертикальном положении после еды нет. Более того — срыгивание является сплошь и рядом полезным, поскольку дети склонны к перееданию, но опять-таки, склонны к тому, чтобы лишнюю еду удалять посредством срыгивания.

Спит малыш около 16 часов в сутки, при этом на ночной сон приходится до 10 часов, оставшееся время отдыха ребёнок чередует с бодрствованием в дневное время. Обычно сон в дневные часы может длиться от 20 минут до 3 часов.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

Малыш меняется на глазах, взгляд становится осмысленным, а мышцы набирают большую силу. Ненужные рефлексы угасают, зато появляются необходимые умения.

Основные рефлексы в 3-месячном возрасте — что должен уметь:

  1. Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
  2. Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
  3. Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
  4. Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
  5. Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
  6. Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
  7. Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
  8. Рефлекс ползанья Бауэра — если к стопам ребёнка, находящегося на животе, приложить опору, появятся ползающие движения. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
  9. Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка, они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
  10. Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев, в 3 месяца в норме отсутствует.
  11. Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.

Если какие-либо рефлексы проявляют себя не по срокам или отсутствуют, когда должны быть, — это повод показать ребёнка невропатологу, так как существует вероятность поражения нервной системы.

Бодрствование в этом возрасте становится активным. Малыш с радостью общается с мамой и близкими людьми, не любит оставаться один. Он уже многому научился и получает удовольствие от своих действий.

Навыки и умения малыша:

Ребёнок хорошо держит головку, приподнимаясь на предплечьях

  • уверенно держит головку;
  • лёжа на животе, приподнимается на предплечьях и может пробыть в таком положении несколько минут;
  • плавно следит за передвигающейся игрушкой;
  • поворачивает голову и направляет взгляд в сторону источника звука, даже когда кушает;
  • ручки становятся более послушными и двигаются в сторону объекта;
  • крик интонационно окрашен, появляется певучие гуление;
  • при общении с людьми возникает комплекс оживления;
  • узнаёт лицо мамы и других членов семьи;
  • улыбается сам или в ответ на улыбку другого человека, некоторые малыши начинают смеяться;
  • «подзывает» маму плачем;
  • рассматривает и тянет в рот собственные руки;
  • попадает руками по игрушкам, которые находятся рядом;
  • если удаётся что-то захватить в ручку, тянет это в рот;
  • переворачивается со спинки набок и обратно.

Если ребёнок ещё не освоил какие-то определённые навыки, но в целом его достижения радуют родителей, не следует беспокоиться. Возможно, массаж, гимнастика и дополнительные занятия с малышом помогут скорее заполнить некоторые пробелы.

Правильный уход за ребёнком в 3 месяца

Любящая мама знает, что утро малыша должно начинаться с улыбки, ласковых слов и, конечно, вкусного маминого молочка или смеси. Если у мамы обнаруживается лактационный криз, паниковать и докармливать ребёночка смесью не стоит. Периоды сниженной лактации встречаются периодически у кормящей женщины. Длится криз недолго, и молоко скорее прибудет, если соблюдать некоторые правила:

  • следить за рационом и есть не менее 5 раз в день;
  • пить много жидкости;
  • стараться высыпаться;
  • обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.

Для грудничков, находящихся на естественном вскармливании, рекомендуется кормление по требованию. Прикорм таким деткам можно не вводить до 6 месяцев при условии, что они хорошо набирают вес, и у мамы нет проблем с грудным вскармливанием.

Грудное вскармливание — лучшая пища для трёхмесячного малыша

Малыши на искусственном вскармливании принимают пищу до шести раз в день через 3‑4 часа с перерывом на ночной шестичасовой сон. При недостатке веса периодичность кормлений увеличивается до 7 раз. Смесь подбирается индивидуально по рекомендации педиатра. Между кормлениями малышей допаивают кипячёной водой комнатной температуры. В 3 месяца деткам по совету врача можно вводить прикорм. Обычно начинают с нескольких капель яблочного сока, доводя до 25 мл в сутки. При этом необходимо следить за реакцией ребёнка на новый продукт. Следующий прикорм нужно давать не ранее, чем через 10 дней от предыдущего.

После утренней трапезы начинаются гигиенические процедуры:

  • личико умывают водой;
  • глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
  • носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных турунд;
  • ушки чистят раз в несколько дней по необходимости тем же способом, как и носик;
  • все складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы.

После снятия подгузника ребёнка подмывают тёплой проточной водой (девочку спереди назад, мальчика в любом направлении), затем кожу промокают полотенцем и кладут малыша «проветриться». Продолжительность такого закаливания зависит от температуры в помещении и смелости мамы. Если есть такая возможность, воздушные ванны лучше устраивать почаще. Во время воздушных процедур мама может сделать массаж и позаниматься гимнастикой с малышом. Перед тем как снова одеть подгузник, складочки и кожу можно обработать специальным детским кремом для предотвращения опрелостей.

Каждая мама придерживается своего режима дня. Главное, чтобы ребёнок вовремя ел, достаточно спал и гулял на свежем воздухе минимум 1 раз в день. Длительность прогулок зависит только от мамы. Кто-то кормит и переодевает детей в тёплое время прямо на свежем воздухе, а кто-то возвращается домой, чтобы сделать необходимое. Никоторые груднички хорошо и долго днём спят только на улице. К третьему месяцу мама уже знает особенности своего ребёнка и подстраивается под них.

Купают малыша обычно вечером перед последним кормлением. Если на коже есть высыпания из-за потницы или подгузников, в ванночку можно добавлять отвары трав — календулы, череды или ромашки. После купания можно постричь нокоточки.

Занятия с трёхмесячным малышом

Ребёнок в этом возрасте начинает познавать мир. Его внимание могут привлечь самые разные предметы, яркие игрушки и движущиеся мобили. Он уже узнаёт лица родных людей и реагирует на них улыбкой и оживлением. Чтобы помочь малышу быстрее покорять новые вершины, расти здоровым и сильным, каждый день желательно начинать с массажа и зарядки. Для этого помещение должно быть без сквозняков, а температура воздуха не ниже 22 градусов. Занятия с ребёнком проходят на столе (или пеленальном столике), застеленном пелёнкой. Иногда для массажа используют детский крем или масло. Ребёнок должен быть здоров (без признаков ОРЗ), кожа чистая. Занятия проводят спустя 30 минут после приёма пищи.

Как делать массаж детям с 3 месяцев — видео:

Для подготовки мышц к занятиям мама может начать с массажа. Сперва нужны лёгкие поглаживания. Гладят в любом направлении по коже малыша. Далее, производят растирание кожи. Его производят по направлению тока лимфы. До поясницы малыша движения направляются к подмышечным впадинам, ниже поясницы растирание делается по направлению к попке. После этого можно применить вибрацию — очень лёгкие постукивания пальчиками по коже ребёнка. Каждый приём должен заканчиваться поглаживанием. Научиться правильным движениям можно, посмотрев видео или следя за работой массажиста. Перед массажем и гимнастикой обязательно проконсультироваться со специалистом, так как у ребёночка могут быть те или иные диагнозы.

Массаж оказывает на организм ребёнка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается её основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

Физические упражнения для детей с 3 месяцев

Каждодневные упражнения благотворно сказываются на физическом развитии малыша

Когда мышцы ребёночка подготовлены к занятиям, можно провести упражнения:

  1. Скрещивание рук. Руки вложить в ладони малыша, обхватить кисти. Чуть встряхнуть ручки грудничка, развести их и скрестить на груди, поочерёдно меняя верхнюю руку.
  2. «Боксёр». Ребёнок лежит на спине. Большие пальцы необходимо также вложить в ладони ребёнка, придерживая его запястья. Сгибая и выпрямляя руки ребёнка, производить боксирующие движения.
  3. Скользящие шаги. Выпрямить ногу ребёнка и слегка встряхнуть её. Потом опять согнуть так, чтобы ножка плавно скользила по столу, не отрываясь от поверхности. Затем проделать такие же манипуляции с другой ногой.
  4. Сгибание ступней. При надавливании под пальчиками у ступни — малыш сгибает их. После с небольшим нажимом провести по наружному краю стопы, чтобы она распрямилась.
  5. Поворот на живот. Ребёнок лежит на спине. Одной рукой фиксировать малыша, а другой взять противоположную ручку ребёнка. Далее, повернуть таз грудничка набок. Малыш при этом поворачивается в том же направлении. Ребёнка следует задержать на боку в течение некоторого времени. Далее потянуть вперёд руку малыша, и он перевернётся на живот. Руки должны оказаться под грудью ладонями вниз. Проделать повороты в обе стороны.
  6. Присаживание. Из положения лёжа на спине слегка потянуть грудничка за руки. Плечи должны немного приподняться. Малыш удерживает головку. Сажать малыша запрещается.
  7. На фитболе. Грудничок лежит на животе, колени разведены в разные стороны, мяч при этом покачивают. Необходимо обеспечить безопасность ребёнка.
  8. «Самолётик». Взрослый кладёт руку под живот и грудь ребёнка, фиксируя ножки. Грудничка поднимают. Малыш удерживает головку и спинку.

Если ребёнок сильно напрягает мышцы и сопротивляется, необходимо добиться расслабления и только тогда продолжать занятия. Можно чередовать массажные движения с упражнениями.

Игры для развития детей в 3 месяца

В любой из периодов бодрствования можно поиграть с малышом:

  1. Если ребёнок произносит звуки или гулит, мама может повторять за ним. Можно произносить на певучий лад слова или отдельные гласные, давая малышу ответить. Звуки произносятся с чёткой артикуляцией. Такие «разговоры» благоприятствуют развитию речи.
  2. Игрушка подносится к малышу так, чтобы он мог взять её. При этом ребёнку можно помочь, направив его руку к игрушке. Эти действия закрепляют умения брать интересующий предмет.
  3. Мама даёт потрогать грудничку разные по тактильным ощущениям предметы или игрушки. Это благотворно сказывается на развитии нервной системы.
  4. Звуки музыки стимулируют слух и восприятие грудничка, конечно, мало кто оспаривает тут пользу классики.
  5. Мама берёт яркую игрушку и начинает плавно передвигать её пред малышом, наблюдая за его взглядом и стимулируя тем самым зрительный центр ребёнка. То же самое можно проделать со звучащей игрушкой, усиливая восприятие.
  6. Можно поставить перед малышом зеркало, это увлечёт его на некоторое время, активизируя зрительный центр.
  7. Для развития вестибулярного аппарата ребёнка кружат на руках и покачивают из стороны в сторону.
  8. Можно поиграть с ребёнком в «Ку-ку» либо закрывая и открывая глазки с помощью своей ладошки, либо прячась за что-нибудь. Игра развивает зрительное восприятие и мышление.
  9. Во время любого занятия мама должна разговаривать с малышом. Это способствует установлению контакта и развитию речевых центров ребёнка.

Все занятия и игры помогают малышу, благотворно сказываются на его здоровье и укрепляют связь с мамой.

Малыш ещё мал, но с удовольствием познаёт мир, становится активным и любознательным. Он уже уверенно держит головку и радуется, когда ему улыбаются. За первый год ему предстоит пройти большой путь, где будут и трудности, и первые победы, и свершения. И так хорошо, когда на этом пути у малыша есть добрая и уверенная поддержка — его семья…

Источник