Ребенок 10 месяцев речевое развитие

Ребенок 10 месяцев речевое развитие thumbnail

Учимся говорить

10 месяц жизни ребенка — это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает, прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи, ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка, являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.

Учимся говорить

Учимся говорить

К 10–11 месяцам жизни у ребенка  наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки, близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок  уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные  «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.

Учимся говорить

Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Содержание игры

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Содержание игры

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Учимся говорить

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Содержание игры

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Далее может быть использована любая игрушка. Сценка повторяется:

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Далее игра разворачивается по ситуации.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Содержание игры

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Содержание игры

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

Если у малыша сохраняется интерес к занятию, игровые действия повторяются.

Показатели развития речи ребенка в 10 месяцев

Понимание речи:

  • находит, берет и дает называемые игрушки – две или три из трех;
  • правильно реагирует на просьбу взрослого: «Дай», «Положи», «Покажи» и т.д.;
  • выполняет любые два из трех разученных игровых действий ручками («Ладушки», «До свидания! Пока!», «Но-но! Нельзя!» и др.)

Активная речь:

  • ребенок вслушивается в слова взрослого, следит за движениями его губ и сразу или через 1–2 мин повторяет (или делает попытку повторить).

Возможно, вам будут интересны статьи «Игры с коробками» и «Настольные игры на сайте 2mm.ru

Источник

Ребенок 10 месяцев речевое развитиеДесятый месяц жизни ребенка отмечается активным развитием нервно-психической и физической деятельности.

 В физическом плане малыш активно развивается и довольно быстро усваивает новые навыки. Он прекрасно сидит, быстро перемещается по квартире ползком и пытается ходить, отрываясь от опоры. Попробуйте поводить его по квартире, держа за обе ручки, и вы увидите в какой восторг это приводит вашего кроху. В этот период многие малыши учатся залазить и сползать с дивана. Покажите ребенку, как нужно правильно спускаться ножками вниз, и уже через пару дней вы увидите, как он самостоятельно слазит с дивана на пол. Очень скоро он научится сам взбираться на диван и небольшие стулья, но для этого нужно еще немного времени, ведь подняться всегда труднее, чем откуда-то спуститься.

Все свое свободное ото сна время ребенок посвящает исследовательской деятельности, направленной как на изучение игрушек, так и окружающего его пространства. В этот период малышам очень нравится бросать игрушки, кубики, пирамидки, и смотреть что из этого выйдет. Например, построенная мамой пирамидка тут же разлетается в стороны, кубики разрушаются, матрешки разбрасываются. Этому даже есть свое название: «период разрушения». Но вместе с тем, ребенок одновременно учится и обратному– время от времени он начинает складывать друг в друга различные предметы, пробует собирать пирамидки, учится ставить друг на друга кубики.

Ребенок с удовольствием любит разглядывать яркие книжки. Но его ручки еще не достаточно натренированы, чтобы листать тонкие странички, поэтому разумнее будет предлагать крохе маленькие книжки с картонными страницами. Особенно в восторг приведут малыша музыкальные книжки, или же те, на страницах которых находятся различные пищалки, шуршалки, глазки, передвигающиеся бусинки и тому подобные развлекалки.

В этот период крохе очень нравятся активные игры, такие как например, прятки. Причем прятаться может как мама, так и сам ребенок. Конечно, обычно, прячется мама (недалеко, за ближайшей дверцей или углом). Кроха принимается ее искать, идет на звук голоса, а когда подбирается совсем близко и находит маму, то радость просто неописуема! Также охотно ребенок поиграет с вами в ладушки, сороку-белобоку, и другие совместные игры.

Малыш в ваннойОчень нравится малышу и купание в ванной с запуском плавающих уточек или черепашек. А еще в воду с собой можно взять специальные красочные книжечки из полиэтилена, которые не намокают и не тонут. Малышам нравиться находиться в водичке с пеной, они с удовольствием ловят эту пенку ручками и внимательно ее разглядывают. Только обязательно проверьте, чтобы пена для ванны была детской с нейтральным уровнем ph, потому что ребенок может запросто потереть глазки, и обычная взрослая пена только доставит раздражение.

Помимо активных игр и развивающих игрушек будет очень полезно позаниматься с крохой развитием мелкой моторики рук. Ведь как вы знаете, это напрямую связано с развитием речевых навыков. Делать это можно с помощью обычных маленьких игрушек (но не настолько мелких, чтобы ребенок взяв их в рот смог случайно проглотить), играть с которыми малыш должен только под присмотром взрослых. Например, это могут быть мамины бусы, или пуговицы, нанизанные на крепкую нитку. Пусть малыш их теребит, ловит бусины по нитке, перебирает пальчиками. Здесь подойдут матрешки и небольшие пирамидки, где нужно пытаться пальчиками одеть колечки на основание. Также очень полезно делать малышу обычный массаж ладошек и пальчиков. Делается это так: мама берет ручку ребенка и поглаживает, похлопывает по ладошке, разминает каждый пальчик от ноготка к ладошке, постукивает по подушечкам пальцев. Очень интересно будет во время массажа, да и просто во время игр применять мягкий небольшой колючий шарик. Ребенок с удовольствием им заинтересуется, и с легкостью позволит вам покатать шарик по его ладошке. Полезно также приобрести (сшить, связать) несколько различных по фактуре мешочков, и заполнить из разнообразным содержимым: рисом, фасолью, грецкими орехами, любыми другими вещами, которые найдете у себя дома. Играя с такими мешочками, малыш будет делать массаж ручек сам себе, и кроме этого, познает новые тактильные ощущения. Выполняя в игровой форме эти несложные рекомендации вы отлично стимулируете развитие ребенка на развитие мышления и речи.

В интеллектуальном развитии ребенка в 10 месяцев начинается активный период подражания – малыш начинает копировать поведение взрослых. Он видит и замечает все, что делает мама, любит наблюдать за папой или бабушкой, когда те чем-то заняты, взрослые становятся для него примером. Он как губка впитывает все, что видит, и если не сразу, то в скором времени обязательно покажет, чему он научился. Наблюдая за папой, как он разговаривает по телефону, ребенок может ходить с трубкой что-то бормоча под нос. Видя, как мама расчесывается, малыш может потом достать расческу и водить ею по головке. Он учится осваивать простейшие социальные действия. В это время наступает удачный период, чтобы подхватить инициативу малыша в подражании взрослым и начать обучать его элементарным действиям, например, пользоваться ложкой, кружкой, мыть ручки и т.д. Кроме того, очень желательно чтобы взрослые, окружающие малыша, не проявляли при нем негативных эмоций, и выражений, пусть в маленьком человечке созревают только добрые черты характера!

В речевом развитии довольно ярко прослеживается возникновение различных новых слогов и слов. Слова еще довольно просты: «мама», «папа», «дай», «на», «да», а слоги не совсем понятны, но малыш уже пытается применять их по назначению, и надеется, что вы его понимаете. Не игнорируйте его желание общаться, и очень скоро его словарный запас пополнится новыми словами и слогами.

Ребенок становится очень сообразительным и хорошо понимает элементарные просьбы, например, такие как «дай мячик», «покажи, где зайка, кукла», может помахать ручкой вслед уходящему человеку, может изобразить как мычит коровка, мяукает киска, и т.п. Малыш прекрасно понимает запреты и слова «нет», «нельзя», но не ждите, что он тут же бросит неприятное вам занятие. Осознание того, что нужно перестать что-либо делать придет немного позже.

Так как ребенок уже в целом очень быстро умеет перемещаться по квартире либо ползком, либо короткими перебежками от опоры до опоры, то маме нужно быть очень внимательной к безопасности окружающего пространства. Ваш малыш сейчас очень любознателен, и обязательно потянет в рот все найденные на полу мелкие детальки и предметы. В обязательном порядке необходимо убрать из поля зрения малыша всю бытовую химию, а также миски проживающих в доме животных.

Пришло время, когда в меню ребенка уже можно вводить твердую пищу и блюда с небольшими комочками. Ведь у малыша уже наверняка есть примерно 4-6 зубиков, а это значит, что он должен учиться жевать. Предложите ему не полностью гомогенизированное пюре, а с добавлением небольших кусочков, например, из мяса можно приготовить суфле или мясные фрикадельки, из творога – запеканку, а из яйца – паровой омлет. Можно разнообразить рацион ребенка рыбными блюдами, только будьте внимательны, если ребенок аллергик, то ввод рыбки нужно отложить примерно до года.

В перерывах между основной едой угощайте ребенка фруктами: яблочко, банан протертые или мелко нарезанные.

Если малыш все еще кушает грудное молоко, то в этом возрасте вполне можно потихоньку отлучать его от груди, постепенно заменяя кормления грудью детским рационом соответственно его возрасту, а молочко использовать после еды, чтобы запить.

Но в большинстве случае, многие мамы в вопросе отлучения ребенка от груди руководствуются своей интуицией и потребностями малыша. Если он еще просит, или даже требует грудь, то продолжают кормить. Это означает, что для отлучения просто нужно выбрать другой, более подходящий период времени.

Источник