Ребенок 1 7 развитие и психология

Каждый детский возраст имеет свои особенности и прелести. На смену одним заботам приходят другие – если в чем-то становится легче, то обязательно появляются новые хлопоты и тревоги. Возраст 1 год и 7 месяцев не исключение. Обладая основными навыками, ребенок начинает активно изучать окружающий мир и проявлять самостоятельность – такое поведение несет в себе много интересного, но и хранит достаточно опасностей, так как возрастает риск получения травм.

В год и семь месяцев ребенок начинает ходить более активно – он уже почти не нуждается в поддержке родителей. Результатом чрезмерной активности могут стать травмы, поэтому маме нужно быть особенно внимательной

Физическое развитие

В возрасте 1 года и 7 месяцев физические показатели составляют: для мальчиков рост – 84 см, вес – 11,5 кг, для девочек рост – 81 см и вес – 11,2 кг. Данные цифры условны и являются среднестатистическими.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни ребенка остается сон. В этом возрасте деткам полагается спать не меньше 12 часов в сутки. Идеальный режим дня не обходится без дневного сна, который обычно длится около 2 часов, ведь малышу еще достаточно сложно бодрствовать на протяжении всего дня без отдыха. Встречаются дети, которые любят подольше поспать утром, а потом днем их невозможно заставить пойти в кровать. В этом случае родителям стоит пробовать уговорить ребенка хотя бы полежать и отдохнуть в спокойной обстановке, послушав сказку. Можно также прибегнуть к хитрости: так как дети любят все повторять за родителями, следует сделать вид, что вы тоже ложитесь вместе с ним ненадолго поспать.

Двигательная активность является основополагающим фактором в физическом развитии – к 19 месяцам малыш уже уверенно ходит, а интерес ко всему и стремление познавать мир заставляет его передвигаться с места на место с огромной скоростью (рекомендуем прочитать: гармоничное и здоровое развитие ребенка в 1 месяц). Движения ребенка приобретают более четкий и скоординированный характер, а для развития моторики рук и ног в этот период отлично подойдут занятия с мячом.

Умственное и эмоционально-психическое развитие

В первый год жизни в приоритетах у родителей стоит физическое развитие ребенка: сначала умение держать голову, потом способность садиться и в конце ходить. Чем старше становится малыш, тем больше на первый план выходят его умственные способности и психическое состояние.

  • В 1 год и 7 месяцев кроха умеет различать предметы по цвету, форме и размеру (рекомендуем прочитать: что в норме должен уметь ребенок в 1,5 года?).
  • У него начинает формироваться логическое мышление, он понимает, какие последствия могут идти за тем или иным действием: например, если выпустить из рук чашку с водой, вода разольется, а чашка может разбиться.
  • У ребенка появляются свои потребности, он обязательно будет сообщать о них и требовать желаемое. Увы, родители не всегда способны понять, чего от них хочет малыш, а кроха еще не имеет возможности объяснить и показать, поэтому продолжает для этих целей использовать плач.
  • Некоторые детки уже начинают неплохо изъясняться при помощи отдельных слов.
  • Часто замечания и предупреждения родителей остаются проигнорированными ребенком, иногда даже встречены со злостью, агрессией и гневом. Для данного возраста это вполне допустимая реакция, поэтому во избежание истерик родителям стоит следить, чтобы их малыш не переутомлялся, исключать причины возбуждения и окружать кроху своим теплом и заботой.

Малыш в год и 7 месяцев уже способен различать формы и цвета – это значит, что игры он выбирает более сложные, повторяет простейшие бытовые навыки и умения, которые он подсмотрел у взрослых

Речевые навыки

В этом возрастном периоде кроха начинает говорить огромное количество слов, часть из которых можно понять не сразу и с большим трудом, а некоторые так и остаются неузнанными. Кроме отдельных слов малыш способен связывать их в короткие несложные предложения из двух-трех слов, например: “мама, на” или “папа, иди”.

Кроха в 1 год и 7 месяцев прекрасно понимает не только значение запрещающих слов, таких как: “нет”, “стоп”, “нельзя”, которые научился мастерски не замечать, но и многое из услышанного он осознает и запоминает. Все сказанное при малыше остается в его голове на подсознательном уровне – таким образом у него накапливается пассивный словарный запас.

Сейчас кроха начинает во всем подражать родителям. Им следует более внимательно относиться не только к тому, что они говорят, но и в целом к своиму поведению по отношению к карапузу и окружающим.

Личная гигиена и рацион здорового малыша

Личная гигиена – важная составляющая здоровья малыша. Уход и водные процедуры должны обязательно присутствовать в повседневном режиме дня ребенка, тем самым постепенно переходя в привычку. К ним относятся умывание и чистка зубов утром и вечером, подмывание, купание. Кроме того малыш уже знает, для чего нужен горшок и умеет использовать его по назначению или находится в процессе приучения, а это в значительной мере упрощает уход за ним. Из списка дополнительных дел не стоит вычеркивать гимнастику и закаливание организма.

Четырехразовое питание ребенка должно быть не просто полезным, а еще и разнообразным. Ищите и пробуйте новые рецепты. Рацион полноценного питания обязан включать:

  • каши;
  • супы;
  • овощи и фрукты;
  • рыбу и мясо;
  • кисломолочные продукты;
  • немного сладостей.

У крохи формируется свой вкус, появляются определенные предпочтения и любимые блюда в предлагаемом меню. Этот возраст также подходит для отказа от пюре и перехода на рубленую пищу – так малыш будет учиться пережевывать твердые продукты.

В полтора года и больше малыш уже отлично знает, какие вкусы для него приятны, а какие нет. Маме придется потрудиться, чтобы составить вкусный разнообразный рацион на каждый день, да еще и угодить крохе

Игры с ребенком от полутора лет

Не последнее место в полноценном развитии ребенка любого возраста занимают игры (подробнее в статье: здоровый режим дня ребенка в 5 месяцев). Интересная игра способна не просто занять на время малыша, но и способствует при этом совершенствованию определенных навыков и умений, а также доставить ему массу удовольствия, особенно если в игре участвуют родители (подробнее в статье: какие умения должны быть у ребенка в 5 месяцев?). Общение мамы и папы с ребенком в непринужденной игровой форме положительно отражается на эмоциональном и психическом состоянии крохи.

Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом, чтобы малышу не было скучно или наоборот слишком тяжело. Игры, которые идеально подойдут ребенку в год и семь:

  1. Мозаика, пазлы и конструкторы. Подобного рода занятия развивают мышление малыша и мелкую моторику. Естественно, их детали и комплектующие должны быть крупными и яркими.
  2. Подвижные игры. Очень важно, чтобы ребенок как можно больше двигался, тем самым тренировал мышцы и совершенствовал приобретенные навыки. Оптимально, когда на прогулке малыш больше ходит, бегает и исследует окружающий мир, чем сидит в коляске. Можно поиграть с ним в прятки или побегать наперегонки.
  3. Мамин помощник. Дома можно назначить ребенка своим помощником и поручать крохе важные задания – например, разложить салфетки или выбрать, из каких овощей приготовить обед. Такой подход не только разовьет в малыше трудолюбие, но и научит уважать чужой труд, продемонстрирует важность и незаменимость ребенка в быту.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Малыш, переступивший порог полутора лет, продолжает пребывать в противоречии с окружающим миром. Он часто настаивает на своем, делает все наперекор, не слушается, капризничает. Обусловлено это недостаточными навыками самостоятельного обслуживания, умения понятно выражать потребности, регулировать свои эмоции. Однако на фоне этих особенностей он продолжает активно развиваться, совершенствуя различные навыки, а также постигая что-то новое. Что примерно должен уметь ребенок в возрасте 1 года и 7 месяцев?

На фоне эмоций

Многие родители отмечают, что к этому возрасту число истерик ребенка возрастает. Однако с точки зрения психологии это считается возрастной нормой: нервная система малыша еще не научилась регулировать эмоции в нужной степени, а выход им нужен. Не умея толком объяснить, что с ним происходит, ребенок начинает капризничать и плакать. К тому же, сохраняется противоречие между осознанием себя как отдельной личности и неспособностью доказать это на практике (многие навыки крохи еще далеки от совершенства).

Но, несмотря на все негативные проявления, психоэмоциональная сфера ребенка продолжает развиваться.

  • Он уже называет свое имя, любит его произносить и понимает, о ком речь.
  • Узнает свое отражение в зеркале, любуется им.
  • Понимает разрешающие слова и запреты (последние ему совсем не нравятся).
  • Прибегает к хитростям и уловкам, чтобы не делать то, что от него требуют (например, вдруг «перестает слышать»).
  • Выражает соответствующие эмоции на похвалу, запрет, наказание.
  • Знает и показывает все части своего тела, знает имена всех членов семьи.
  • Начинает понимать, что такое страх: боится темноты и подозрительных звуков.
  • Любит музыку. Услышав любимую мелодию, начинает пританцовывать в такт, может пытаться подпевать.
  • Начинает любить рисование: пальцами, красками, карандашами. Часто выбирает в качестве «полотна» предметы, на которых рисовать ему запрещают (обои, пол).

Не наказывайте малыша за непослушание или капризы. Лучше постарайтесь поговорить с ним, понять и разделить его чувства. Примерно к 4 годам капризы прекратятся, ребенок научится регулировать свои эмоции.

Помните: на частоту истерик напрямую влияет усталость. Поэтому обеспечьте крохе сон не менее 12 часов в сутки. Хорошо, если днем он тоже будет отдыхать.

Оттачиваем физические навыки

В 1 год и 7 месяцев малыш продолжает закреплять и оттачивать полученные ранее навыки ходьбы, изменения положения в пространстве, координации.

  • Ходит без поддержки взрослого. Многие детки уже умеют бегать и даже подпрыгивать.
  • Может из положения сидя встать и опуститься обратно.
  • Совершенствуется координация движений, чему в немалой степени способствуют игры с мячом, так любимые детьми после полутора лет (кроха любит кидать, пинать мячик).
  • При беге и ходьбе кроха не спотыкается и не падает, поскольку стал лучше держать равновесие и научился смотреть под ноги.
  • Переступает невысокие препятствия, умеет обходить преграды.
  • По лестнице поднимается самостоятельно, спускается пока еще с поддержкой взрослого.
  • Может прыгать не только на месте, но и вперед.
  • Умеет присаживаться на корточки.
  • В состоянии выбраться из манежа, открыть входную дверь.
  • Делает попытки одеваться, а при необходимости (например, если ему жарко) старается стянуть с себя одежду.
  • Случайно упав, поднимается и начинает отряхивает ручки, одежду.
  • После купания или еды вытирается полотенцем или салфеткой, умеет пользоваться зубной щеткой, умываться, пользоваться горшком, что значительно упрощает уход.

Повышается уровень развития ребенка в части моторных навыков. Он уже может открыть кран, чтобы помыть ручки, открутить крышку на банке или бутылке, пользоваться лопаткой и ведерком в песочнице.

Не «облагайте» малыша бесконечными запретами, продиктованными вашей излишней бдительностью. Это отобьет у маленького человека всякую охоту к дальнейшему познанию мира. Помните: запрет должен вводиться только в случае реальной угрозы жизни или здоровью ребенка.

Подражая взрослым, малыш учится причесываться, ставить тарелки на стол, совершенствует навык владения ложкой. Девочки могут «краситься», «убираться», «готовить» для кукол, как мамы, мальчики – «бриться», «читать книгу», «чинить» что-либо, как папы. Хотя сейчас они еще не в состоянии осознать социальную роль мужчины и женщины.

Интеллектуальное развитие

Сейчас малыши начинают осознавать последствия своих действий. Например, знают, что вода разольется не только если наклонить чашку или налить в нее слишком много, но также если ее уронить и разбить.

Уровень интеллекта позволяет ребенку точно различать предметы по цветам, размерам, формам. Чего еще достиг малыш в плане умственного развития?

  • У него появились любимые книжки. Правда, зачастую свою любовь он проявляет, пытаясь мять или рвать их. Поэтому задача родителей – показать ему, что книга – хранитель интересной истории и наш хороший друг. К тому же, в книжках для этого возраста много ярких картинок, которые можно рассматривать и изучать.
  • Благодаря стремлению во всем подражать взрослым, кроха все чаще предлагает свою помощь в любых домашних делах, от подметания коврика до стирки белья. И если родители сейчас станут методично отказываться от этой «помощи» (отчасти их, конечно, можно понять: от нее только хлопот добавляется), то в дальнейшем они не получат ее, даже если будут упрашивать подросшего ребенка.
  • Сейчас кроха вдруг «вспоминает» об игрушках, которые ему были куплены раньше (особенно если их подарили родственники «на вырост»). Если когда-то детальки конструктора или мозаики он просто расшвыривал по комнате, то теперь сосредоточенно изучает процесс игры с ними, ведь его внимание уже намного лучше концентрируется, чем раньше.

Не предлагайте малышу для игры сразу много игрушек. Их должно быть ровно такое количество, чтобы на все хватило внимания маленького непоседы. Иначе нервная система будет перегружена, что непременно выльется в очередной приступ капризов.

Развиваем речь

Что должен уметь ребенок к этому возрасту в плане речевого развития? На данном этапе в активном словаре малыша может быть от 20 до 40 слов. Это простые короткие слова, звукоподражания, видоизмененные слова или обрывки полноценных слов – все то, что малыш употребляет всегда по отношению к одним и тем же предметам или действиям. При этом произносимые слова ребенок уже пытается оформить в простые предложения по 2–3 слова (чаще всего это обращения: «мама, дай», «папа, иди»).

Пассивный словарь, конечно же, намного шире. В нем повседневные предметы, действия и понятия, имена всех родных.

Одним из главных правил развития речи детей является активная речевая среда. То есть малыш должен жить в речевом окружении. Для этого мама постоянно общается с ним, когда они играют, гуляют, занимаются домашними делами, кушают, купаются. Она часто поет крохе потешки, колыбельные, разучивает с ним простые «запевки». Ребенку нужно много читать, рассматривать с ним вместе картинки в книжках, описывать их, учить простенькие стихи наизусть. Малыша постоянно знакомят с новыми понятиями (названия животных, птиц, фруктов, овощей и т. д.).

Раз уж ребенок сейчас во всем копирует взрослых – пусть копирует маму, когда она изображает разные звуки: голоса животных и птиц, шум ветра, гул самолета… Лучше делать это перед зеркалом, чтобы у малыша была возможность видеть не только артикуляцию мамы, но и свою собственную.

Весело и с пользой

Для ребенка этого возраста можно подобрать немало полезных занятий, которые будут ему интересны. При этом он «подтянет» все сферы своего развития.

  • Мышление, глазомер, координацию и логику прекрасно развивают пазлы, мозаики, конструкторы, игрушки-вкладыши, матрешки, сортеры, пирамидки. Можно воспользоваться «подражательностью» ребенка. К примеру, сортируя вещи для стирки, попросить его отобрать только белые вещи или только маечки. А развешивая белье на веревки – подавать маме прищепки определенных цветов.
  • Игры со шнурками, пуговками, бусинами, крупами развивают мелкую моторику. Также сюда можно добавить рисование и лепку, которые в этом возрасте уже нравятся малышам.
  • Различные сюжетные игры знакомят ребенка с законами социума. Для них понадобятся разнообразные игрушки. Например, гаражи для машинок, кроватки, коляски, посудка, больничка для кукол, мишек и заек, одежки, игрушечная мебель.
  • Физическому развитию способствует активность малыша. Пусть бегает, прыгает, поднимается по лестнице, лазает по лесенкам и горкам на площадке во дворе, ходит по бревну, пролезает под преградами, играет с мячом, познакомится с качелями…

Все, что родители вкладывают в своего ребенка, составляет не только багаж его текущих достижений, но и копилку будущих успехов и побед. Поэтому вкладывать всегда нужно максимум. Но это не значит, что мы должны завалить кроху дорогими гаджетами и оставить с ними наедине. Главное в этом вопросе – наше непосредственное участие, общение с ребенком, любовь, забота, а также готовность всегда прийти на помощь.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник

Дети в этом возрасте умеют многое. Уже все основные навыки приобретены. Начинается познание мира в полной степени. Активность на максимуме. Ребенок умеет играть в подвижные игры, пытается проявлять самостоятельность. Достаточно опасный возраст, так что родителям необходимо внимательно следить за своим чадом.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физическое развитие и двигательная деятельность ребенка в 1 год и 7 месяцев

  • Сон. Деткам рекомендуется спать не менее 12 часов в сутки. Многие из них не против поспать с утра или после обеда пару часов. Но вот некоторых трудно уложить днем, малыши бастуют и просятся еще играть, двигаться. Но все-таки лучший распорядок дня — это дневной сон, не более двух часов. Так что необходимо после обеда создать спокойную обстановку, затемнив помещение, почитав сказку. Пусть малыш и не уснет, но хотя бы отдохнет от суеты и шума, наберется сил для будущих свершений. Тем более, редко дети могут бодрствовать весь день, не отдыхая.
  • Движение. Дети в возрасте год 7 месяцев уже уверенно ходят. Период сопровождается высокой активностью (сейчас он в одной комнате, через минуту уже бежит в другую), проявлением интереса ко всему окружающему миру. С каждым днем совершенствуется координация движений. Игры в мяч — лучшее занятие для выработки четкой моторики рук и ног. 1 год и 7 месяцев — пора подражания взрослым. Так, например, кроха уже пытается самостоятельно причесаться.

Развитие речи у ребенка в 1 год и 7 месяцев

Период «говорения» — произносится много слов, родители, конечно, понимают не все. Но вот малыш из взрослой речи осознает значение большей части услышанного и запоминает это.

Поэтому мамам и папам нужно как можно больше общаться с ребенком, даже если он не обращает на них внимание. В любом случае, сказанное откладывается на подсознательном уровне, то есть формируется пассивный запас слов.

Ребенок должен не только говорить отдельные слова, но и стараться связать их в предложения, хотя бы самые простые: мама, смотри; папа, дай.

Кроха понимает просьбы родителей, реагирует на слова-запреты: нет, нельзя, хватит. Однако это не всегда может получаться. И не потому, что он забывает их значение, а потому, что начинает их игнорировать.

Психика ребенка в 1 год и 7 месяцев

В этом возрасте малыш, пусть и маленький, но уже человек со своими потребностями, желаниями, запросами. Он хорошо ориентируется в пожеланиях, и может настойчиво требовать то, что нужно ему. Одна проблема: взрослые не всегда понимают, что говорит чадо и чего требует. Объяснить пока он не в состоянии, а потому лучшим средством помощи остается плач.

Указания родителей часто у ребенка не вызывают реакции. Даже иногда на замечания демонстрируются вспышки гнева, агрессии, злости. Такая капризность допускается.

Поэтому родителям стоит проявлять особое внимание, научиться предупреждать истерики, на интуитивном уровне стараться понять ребенка: где-то устранить причины возбуждения, исключить переутомление малыша, не обделять его заботой.

Умственное развитие малыша в 1 год и 7 месяцев

Ребенку легко удается различать предметы по форме, габаритам, цветовой гамме. Получается отождествлять действие и идущее за ним последствие.

Например, если уронить чашку, вода разольется. То есть у детей активно формируется логическое мышление.

Во что поиграть с ребенком в возрасте одного года и семи месяцев?

Дети обожают копировать родителей. Если в более раннем возрасте они играют в игрушечную посудку, утюжок, веничек, то теперь пришло время превратить обычные хлопоты по дому в интересные развлечения.

Мамы могут взять ребенка к себе в помощники.

Этот вариант игровой концепции имеет несколько плюсов.

  • Во-первых, малыш сразу увидит, что труд — это, в первую очередь, тяжелая работа.
  • И, во-вторых, чадо будет чувствовать свою значимость и нужность.

Самый популярный пример: поручение разложить салфетки на столе, выбрать овощи, из которых приготовится будущее блюдо.

Мозаики, пазлы, конструкторы — интересное занятие, развивающее мышление. Они должны быть яркими и крупными. Также в приоритете подвижные игры на воздухе.

Уход и питание ребенка в 1 год и 7 месяцев

Что касается ухода, то жизнь родителей станет легче. В этом возрасте ребенок все меньше ходит в штанишки, а многие уже вовсю пользуются горшком. Таким образом, отпадает необходимость часто мыть малыша.

Особое внимание уделяется процедурам ухода. Уход в любом возрасте — важный этап распорядка дня. И малышам необходимо с девства закладывать полезные привычки.

Итак, водные процедуры — основа основ. Утреннее умывание, чистка зубов, вечером — вот, что непременно должно присутствовать в жизни деток.

Гимнастика и закаливание — обязательные пункты в уходе за ребенком.

Гимнастику рекомендуется проводить утром. Из закаливания — воздушные, солнечные ванны, обтирание водой, «дорожка здоровья».

Питание: четыре раза в день. Рацион должен быть полноценным: каши, супы, мясо, овощи, фрукты, кисломолочная продукция, немного сладостей. Блюда можно готовить в рубленом виде, полностью отойти от пюре. В год 7 месяцев у детей складываются гастрономические предпочтения, появляются любимые блюда и, наоборот, те, которые кушать они не будут ни при каких обстоятельствах. Все-таки стоит прислушиваться к пожеланиям крохи, но потакать капризам не надо.

Любой возраст сопровождается определенными трудностями. В 1 год и 7 месяцев ребенок — интересное существо. Он, как копирка, принимает на себя поведение взрослых.

Поэтому родителям стоит внимательно относиться к сказанным словам, своим действиям, а также следить за активностью детей — они очень подвижны и велик риск получения травм.

Поделитесь с друзьями:

Источник