Ребенку развитие и игры массаж

Чем полезен игровой массаж?
С некоторыми видами оздоровительного массажа дети знакомятся уже с 3 месяцев. Ближе к году, когда ребенок уже уверенно сидит и владеет своими ручками, можно проводить более сложный игровой массаж. Стихи и песенки для игрового массажа обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. Детский игровой массаж отлично развивает и крупную, и мелкую моторику.
- Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритм музыки. Они также чувствуют холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала. Благодаря массажу дети начинают лучше различать части тела.
- Игровой массаж снимает у детей физическое напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется.
- Игровой массаж для детей положительно влияет на центральную нервную систему.
- Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
- Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по-разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж.
- Детский игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
Некоторые виды игрового массажа можно использовать для успокаивающего ритуала перед сном. Напевайте или проговаривайте фразы тихо, спокойно. Пусть ваши движения будут легкими и плавными. Если малыш высокочувствительный, откажитесь от похлопываний, растираний, щекочущих движений.
Как проводить игровой массаж для детей?
Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста ребёнка. Только если они будут интересны малышу, игровой массаж станет для него радостным событием
Упражнения для массажа спины можно проводить, когда ребёнок лежит на животе, сидит на стуле, опираясь на стол, сидит на полу, стоит на четвереньках или лежит на коленях взрослого. Предлагаемые для массажа спины песенки и стихи могут использоваться также для массажа рук или ног ниже колена.
- Сначала прочитайте ребёнку стихи или скажите несколько вступительных фраз, чтобы малыш смог представить ваши следующие действия.
- Во время чтения стихов делайте небольшие паузы для массажа.
- Движения выполняйте ритмично, избегая сильного нажима или похлопывания.
- Говорите или пойте сами. Пусть малыш слышит ваш голос.
- Игровой массаж можно проводить поверх боди или футболки, а также, если нравится малышу, на голой спинке.
- Рекомендуемые движения можно изменять, исходя из текста песенок и предпочтений малыша.
- Первое время массаж для детей лучше проводить, используя соответствующие предметы – кисточку, резиновый ёжик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты, бумажные листочки и др., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками.
- Взрослым с длинными ногтями при проведении массажа надо быть очень осторожными. Лучше использовать соответствующие тексту песенок игрушки и предметы.
Примеры игрового массажа для детей
1. ЛАДОШКА
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать.
(указательным пальцем «нарисовать» солнышко и т.п.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
(переступать пальцами рук)
2. ДУБ
Дятел на дубу сидит
И стучит, стучит, стучит.
(положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем)
Ищет под корой жучков
И съедобных червячков.
(слегка пощипать)
Ну а если грянет гром
И польётся дождь потом,
(на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)
Дятел спрячется в дупло,
В нём и сухо и тепло.
(сунуть руку за шиворот или подмышку)
3. МЯЧИК
Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке
Часто-часто, низко-низко, от руки к земле так близко!
Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок!
Скок и скок и стук и стук, не уйдёшь от наших рук!
(легко и ритмично похлопывать вдоль по спинке)
4. МАЛЯР
Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
(ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх-вниз)
Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
(на словах «метлой», «любит», «метлу», «будем» спинку сверху вниз «метём», как метлой, пальцами)
Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!
(нажимаем указательным пальцем – «колем иголкой»)
Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
(круговые движения по спинке)
Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
(растирание ребром ладони – «пилим»)
Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
(скользящие движения ребром ладони – «косим»)
А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!
(постукиваем пальцами в ритме мелодии)
5. ПАЛЬЧИКИ
Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот – всех красивей,
Этот – всех ленивей,
Этот пальчик – всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней.
(растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот – всех красивей,
Этот – всех ленивей и т. д.
(взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать)
Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот – всех красивей, и т. д.
(сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке)
Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот – всех красивей, и т. д.
(нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца малыша)
6. КАПУСТКА
Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву)
Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(постукивание рёбрами ладоней)
Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(нажимаем ладонью с небольшим вращением)
Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев)
7. ЛИСТОЧКИ
Дождик травку поливает,
(легко постукиваем по спинке кончиками расслабленных пальцев)
Ветер дерево качает
(положив руки на плечи, слегка раскачиваем)
Листики висят, висят
(тихонько дотронуться кончиками пальцами до плеч)
И тихонько вниз летят.
(медленно погладить кончиками пальцев вдоль позвоночника)
Дети в садик выбегают
(«пробежать» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке)
И листочки собирают
(легонько пощипать)
Их к себе домой несут
(«пройти» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке)
И в коробочку кладут.
(положить бумажные листочки или концы пальцев на ладошку малыша и закрыть его пальчики в кулачок)
8. ОКНА
Вот мы тряпочки берём и окошки мыть идём
(«пройти» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке)
Это грязное (узкое/круглое) окно мыть пора давным-давно
(потереть своей ладошкой ладошку/ручку/ушко малыша)
9. ЁЖИК
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам (по ножкам вниз/по спинке вверх) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
(катать специальный резиновый «ёжик» для массажа или осторожно постукивать ноготками)
10. ДОЖДЬ
Посмотрите, дождь полил, воробьишку намочил. (2 раза)
(постукивать пальцами по плечам и спине)
Он летит к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)
(быстро похлопывать кончиками пальцев)
Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил. (2 раза)
(постукивать пальцами по плечам и спине)
Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой (2 раза)
(лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка – ладонь прижата)
Посмотрите, дождь полил, жеребёнка намочил.(2 раза)
(постукивать пальцами по плечам и спине)
Скачет он к себе домой весь до ниточки сырой (2 раза)
(попеременно постукивать руками косточками согнутых пальцев)
Посмотрите, дождь полил и утёнка намочил. (2 раза)
(постукивать пальцами по плечам и спине)
Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)
(«идти» ладошками обеих рук)
Посмотрите, дождь полил, медвежонка намочил. (2 раза)
(постукивать пальцами по плечам и спине)
Мишка топает домой весь до ниточки сырой. (2 раза)
(хлопать попеременно ладошками, сложенными «ковшиками»)
11. НА САНОЧКАХ
Подмели метлищей, стал двор чище.
(сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами)
Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.
(«поскрести» ребром ладони)
Снег собрали в кучу, сделали кручу.
(одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег», на словах «сделали кручу» 2 хлопка по спинке)
И на кручу санки покатили сами.
(провести рёбрами ладоней по спинке вверх)
Побежали дети скоро, скоро.
(«пройти» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)
Притащили саночки на гору
(провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх)
Съехали с кручи, въехали в кучу.
(провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз)
А на горку сани потащили сами.
(«пройти» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)
Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.
(сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами)
12. МОСТИК
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(погладить спинку снизу вверх)
Сначала кошка ловко по мостику прошла.
(«переступать» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)
За ней змея тихонько на пузе проползла, на пузе проползла.
(волнистое движение поставленной на ребро ладони по спинке снизу вверх)
Петух, как на параде, за ней маршировал.
(«переступать» кончиками пальцев)
Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.
(простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и опять вверх)
Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла.
(«идти» ладошками обеих рук)
Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела.
(«идти» указательным и средним пальцем, в конце пощекотать)
13. ЛЁН
Лён зеленой при горе, при крутой.
Уж я сеяла, сеяла лён,
Уж я сеяла, сеяла лён,
Уж я, сея, приговаривала,
Сапогами приколачивала.
(легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев по голове малыша)
Стлала-то,
(поглаживаем голову)
Сушила,
(дуем на головку/шейку или заменяем слово «сушила»)
Мяла,
(«мнём» волосики)
Чесала,
(чешем волосы кончиками пальцев)
Пряла,
(«прядём» волосики)
14. ЛЕТО
Летом солнышка лучи стали очень горячи,
Да, да все лучи, да, да горячи.
(положить ладони на плечики малыша)
Даже старый воробей начал прыгать веселей,
Чив, чив, воробей, чив, чив, веселей.
(указательным и средними пальцами «прыгать» по спинке)
Лягушонок-длинноног по дорожке скок да скок,
Ква, ква, длинноног, ква, ква, скок да скок.
(лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка – ладонь прижата)
Прилетел и сел на сук толстый и усатый жук,
Жу, жу; толстый жук, жу – жу, сел на сук.
(поводить указательным пальцем в воздухе и дотронуться до ручки малыша)
Ветерок шумит в ветвях на берёзах и дубах,
Уф, уф, на берёзах, уф, уф, на дубах.
(дуть на шейку и руки малыша)
15. ХОДИТ ЁЖИК
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
(тихонько походить ноготками по спинке)
А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,
(провести подушечкой указательного пальца к бочку)
Где катают мышки маленькие шишки.
(немного пощекотать ребёнка)
16. ДОЖДИК ЛЕЙ
Дождик, дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей!
На людей по ложке, на меня по крошке.
(постукивать указательным пальцем по плечикам и спинке)
Дождик лей посильней, будет травка зеленей.
Дождик, дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей!
(тихонько барабанить всеми пальцами по плечикам и спинке)
А наш огород поливай весь год.
(сделать попытку побарабанить по бокам, где щекотно)
17. МЫ ПИЛИМ
Мы пилим, пилим доски для нового стола,
Стальные зубы остры, легко идёт пила.
Дзинда-дзинда-дзинда-дзинда
Дзинда-дзинда-дзинда-дзинда-дза.
(ребром ладони водить поперёк спинки, как пилой)
Скользит, скользит послушно рубанок вдоль доски
И станет она гладкой, приятной для руки.
Вжих-так, вжих-так, вжих-так, вжих-так.
Вжих-так, вжих-так, вжих-так, вжих-так, вжих.
(вверх по спинке вести ребром ладони, обратно вниз – легко гладя)
А ну-ка веселее ударим молотком,
Покрепче, посильнее мы гвоздики забьём.
Тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук,
Тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук.
(легко и ритмично постукивать кулаком)
18. ЛОШАДКА
Вот бежит лошадка, сделана из ватки,
Она кашки не ест, молочка не пьёт,
Только скачет взад-вперёд, взад-вперёд, взад-вперёд.
(всеми пальцами одной руки быстро постукивать – «бежать» по спинке и по ручкам ребёнка)
19. ЗАЙЧИК
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
(«маршировать» двумя пальцами левой руки по боку малыша снизу вверх и остановиться)
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
(«пробежать» двумя пальцами правой руки по другому боку малыша)
Пиф! Паф! Не попал.
(на словах «Пиф! Паф!» хлопнуть 2 раза в ладоши)
Зайчик быстро ускакал
(всеми пальцами левой руки ускакать, как зайчик)
20. БАРАБАН
По тебе стучать я стану, как стучат по барабану,
И по спинке постучу столько, сколько захочу!
(похлопывать спинку одной рукой)
Я скачу, скачу галопом, я стучу, стучу с пришлёпом,
Барабаню тут и там по утрам и вечерам.
Тук-тук, туки-туки, стук-стук, стуки-стуки.
(похлопывать двумя руками)
Кот не любит барабан, залезает под диван.
(«переступая» пальцами одной руки, сделать попытку забраться за шиворот или за пазуху малыша)
И по ручке постучу столько, сколько захочу!
(похлопывать ручку одной рукой)
И по ножке, постучу столько, сколько захочу!
(похлопывать ножку одной рукой)
И по пяткам постучу столько, сколько захочу!
(похлопывать пятку одной рукой)
21. ПРИХОДИТЕ МЫШИ
Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,
Вот для вас площадка на моей ладошке.
(махать ручкой малыша)
Вот вам карусели – можно покружиться,
Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.
(«рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке малыша)
Вот висят качели, можно покачаться,
Вы не упадёте, нечего бояться.
(сгибать к ладошке и разгибать пальчики)
А ещё есть горка, для мышей бесплатно,
Покатайтесь мышки, это так приятно!
(гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя)
Есть для вас песочек, можно покопаться,
Можно на песочке мышкам поваляться.
(пощекотать ладошку)
А домой пойдёте, я вам на прощанье
Помашу рукою: мышки, до свиданья!
(махать ручкой малыша)
22. ПЁРЫШКО
Смотрите, смотрите, что я принесла!
Смотрите, какое перо я нашла!
Оно по ладошке тихонько ползёт
Сначала по кругу, а после вперед.
По ручке оно до плеча доползает,
И шейку оно очень нежно ласкает.
Куда полетит – интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
(в соответствии с текстом трогать малыша вырезанным из бумаги раскрашенным пёрышком)
23. ВЕЛОСИПЕД
А я сяду и поеду под окошечко к соседу:
Хватит спать, вставай, сосед, доставай велосипед!
Мы прокатимся к сараям, голубей перепугаем,
От сараев поворот, будут гонки до ворот.
Мы поедем вдоль забора до угла до светофора.
(обводить указательным пальцем «контур» лежащего на животе или стоящего малыша)
Ну-ка быстро дай ответ: ты поедешь или нет?
(прохлопать по спинке ритм слов «ты поедешь или нет»)
24. РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ
Рельсы, рельсы,
(погладить дважды вдоль спинки)
Шпалы, шпалы,
(погладить поперёк спинки)
Ехал поезд запоздалый.
(провести кулаком по спине)
Из последнего окошка кто-то высыпал горошек.
(побарабанить всеми пальчиками)
Пришли куры – поклевали, поклевали;
(«поклевать» сложенными указательным и большим пальцами)
Пришли утки – пощипали, пощипали;
(осторожно пощипать)
Пришёл слон – все растоптал: топ, топ, топ, топ;
(«переступать» кулаками)
Дворник всех метлой прогнал: кыш, кыш, кыш, кыш.
(«мести» расслабленными пальцами вдоль спинки)
Источник
Источник
В возрасте 3–4 месяцев ребенок бодрствует уже 4–5 часов в сутки, и вы уже знаете, как он реагирует на упражнения, в какое время суток с ним можно заниматься гимнастикой и массажем. Главный показатель правильного выбора времени – это хорошее настроение малыша во время занятий и после их окончания.
В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно лежит на животе и из этого положения умеет поднимать не только голову, но и всю верхнюю часть туловища. При этом он опирается на согнутые руки. Старайтесь как можно чаще перекладывать малыша на живот. Причем делать это нужно не только на столе для пеленания в процессе ежедневных занятий, но и на любой другой поверхности в любое время дня – в кроватке, на диване, полу и т. д.
Благодаря многократным повторениям движения его ног и рук совершенствуются, приобретая значение двигательных. Производя движения ногами и упираясь ими в пол, ребенок начинает перемещаться в разные стороны и обнаруживает это, так как положение головы позволяет ему видеть все, что происходит вокруг. Очень скоро ваш малыш поймет пользу движений, которые помогают ему перемещаться вперед, а чувства, которые он при этом испытывает, позволят ему их запомнить. К 4 месяцам ребенок уже умеет приподниматься на вытянутых руках. При этом он опирается только на ладони.
Очень важно, чтобы при этом ладошка малыша была полностью раскрыта, а пальчики расправлены. Для того чтобы этого достичь, чаще хлопайте ладонями ребенка по собственным ладоням или твердым поверхностям.
3–4-месячный малыш становится общительнее: он начинает «гулить», чаше улыбается, а на ласковое обращение взрослых отвечает целым комплексом оживления: улыбкой, активными движениями ног и рук, а также звуками. Эту полезную реакцию нужно поддерживать частым общением с ребенком.
В этом возрасте проявляется интерес к игрушкам. Он тянется к ним, а ближе к 4 месяцам берет в руки игрушку, удерживает ее и пытается гладить. Подберите несколько ярких, удобных для захвата погремушек, желательно с округлой ручкой. Игрушки, имеющие граненую или плоскую ручку, не рекомендуются, так как, для того чтобы взять их в руку, ребенку не нужно противопоставлять большой палец остальным, что тормозит развитие ручных навыков. Наверняка вы обращали внимание, как школьники начальных классов держат карандаш или ручку. Так вот, неправильное или правильное положение этих предметов в руке формируется еще в младенческом возрасте.
Новорожденный ребенок тоже может схватить предмет, но делает это случайно и нерегулярно. Но главное отличие хватательных движений новорожденного от тех же движений 3–4-месячного ребенка заключается в том, что первый может держать предмет, но не умеет его выпустить. К 3–4 месяцам, когда малыш подрастет, движения его рук становятся целенаправленными, поэтому он уже может отпустить не понравившийся ему предмет и взять яркую игрушку.
В этом же возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, а ближе к 4 месяцам – ног, поэтому движения конечностей становятся более точными и свободными. Это означает, что в занятия можно включать самые простые пассивные упражнения, чтобы постепенно перейти к более сложным. Комплекс, приведенный ниже, включает пассивные упражнения для ног и рук ребенка, которые желательно выполнять с вибрацией (легким встряхиванием). Для развития мышц живота, спины, ног и шеи используются рефлекторные упражнения, в том числе и рефлексы позы тела. Особенно важен рефлекс, заставляющий малыша на весу отклонять голову в противоположную сторону: на спине – вперед, на животе – назад, на левом боку – вправо, на правом боку – влево. Чаще переворачивайте ребенка в воздухе, так как при этом развивается вестибулярный аппарат.
Кроме того, нужно обратить внимание на формирование такого навыка, как поворот со спины на живот. 4-месячный малыш делает это самостоятельно, ему требуется лишь незначительная помощь со стороны взрослых. Теперь уже нельзя оставлять малыша без присмотра там, где он, перевернувшись, может упасть.
Занятия гимнастикой и массаж могут быть более продолжительными, но их длительность нужно подбирать индивидуально, на основании степени подготовленности и возможностей ребенка. Если вы не успеваете сделать упражнения за 1 раз, перенесите их на другое время. Массаж приобретает более интенсивный характер за счет введения нового приема – растирания, которое выполняется подушечками согнутых пальцев. Применяется и кольцевое растирание. Важно помнить, что массаж тела должен начинаться с поглаживаний и заканчиваться ими же: это способствует расслаблению мышц и успокоению нервной системы.
Основной целью занятий с малышом 3–4-месячного возраста являются:
1. Стабилизация тонуса ног.
2. Воспитание навыков изменения положения тела.
3. Развитие умелости рук, чему способствуют:
– общение с малышом;
– вкладывание в его ладони игрушек с удобными для захвата ручками;
– плавание и теплые ванны;
– более энергичные приемы массажа;
– активные рефлекторные движения;
– пассивные упражнения с применением вибрации.
Комплекс 2
1. Массаж рук:
– поглаживание (5–6 раз);
– кольцевые растирания (2–3 раза);
– поглаживание (2–3 раза).
2. Скрещивание рук на груди (6–8 раз).
3. Массаж ног:
– поглаживание (по 2–3 раза);
– кольцевые растирания (5–6 раз);
– поглаживание (2–3 раза).
4. «Скользящие шаги» (5–6 раз).
5. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).
6. Массаж спины:
– поглаживание (2–3 раза);
– растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2–3 раза);
– поглаживание (2–3 раза).
7. Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2–3 раза на
каждом боку).
8. Положение «пловца».
9. Массаж живота:
– круговые поглаживания (2–3 раза);
– встречное поглаживание (2–3 раза);
– поглаживание косых мышц живота (2–3 раза);
– растирание всей поверхности живота (2–3 раза);
– поглаживание (2–3 раза).
10. Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2–4 раза).
11. Массаж стоп:
– поглаживание (по 2–3 раза);
– растирание (по 5–6 раз);
– поколачивание (по 8–10 ударов);
– поглаживание (по 2–3 раза).
12. Разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз каждой ногой).
13. Рефлекторная «ходьба».
14. Массаж груди:
– поглаживание (2–3 раза);
– вибрационный массаж (3–4 приема);
– поглаживание (2–3 раза).
15. Упражнение «бокс» (5–6 раз).
16. Упражнения с мячом.
1. Массаж рук
Сначала выполните 5–6 поглаживаний (см. комплекс 1, упражнение 1), а затем кольцевое растирание. Придерживая левой рукой правую руку ребенка, вложите в нее свой большой палец. Затем указательным и большим пальцами свободной руки обхватите руку малыша кольцом в области запястья. Проделайте энергичные растирания, направляя давление пальцев на наружную поверхность руки (рис. 17). Продвигайтесь вверх постепенно с таким расчетом, чтобы за 3–4 оборота дойти до локтя и за 5–6 оборотов – до плеча. Прием нужно повторить 2–3 раза для каждой руки. После выполнения кольцевого растирания кожа ребенка должна порозоветь.
*Рис. 17.* Кольцевое растирание
Завершить массаж нужно 2–3 медленными поглаживаниями.
2. Скрещивание рук
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте кисти. Разведите руки ребенка в стороны, затем снова сведите их и перекрестите на груди. При каждом очередном скрещивании меняйте положение рук: сверху должна быть попеременно то правая, то левая рука. Темп медленный, без резких толчков. Скрещивание нужно повторить 6–8 раз, при этом можно нежно встряхивать кисти малыша.
3. Массаж ног
Массаж начните с 2–3 легких поглаживаний, продвигаясь от стопы к бедру (см. комплекс 1, упражнение 3).
Кольцевое растирание нужно выполнять следующим образом. Указательным и большим пальцами обеих рук обхватите плотными кольцами ногу ребенка в области голеностопного сустава. Выполняйте расходящиеся энергичные движения так, чтобы в 3–4 оборота продвинуться по наружной и задней поверхностями голени до колена (рис. 18). При этом важно не растирать ахиллово сухожилие и осторожно обойти подколенную ямку. Наружную и переднюю поверхности бедер удобнее массировать подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 5–6 раз, после чего выполнить 2–3 поглаживания.
*Рис. 18.* Растирание ног
4. «Скользящие шаги»
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите голень малыша руками так, чтобы большие пальцы оказались на передней ее поверхности, а остальные – на задней. Слегка встряхнув ногу ребенка, выпрямите ее, снова согните и проведите стопой по крышке стола. Повторите упражнение для другой ноги. Всего нужно выполнить по 5–6 скольжений каждой ногой. Это упражнение, отдаленно напоминающее упражнение «велосипед», укрепляет мышцы ног и стимулирует опорную реакцию. Нужно следить за тем, чтобы упражнение выполнялось плавно, без рывков.
Если тонус мышц-сгибателей еще слишком высок и разгибание ног затруднено, следует на несколько недель отложить выполнение данного упражнения. Вместо этого можно немного «потопать» ногами малыша по поверхности стола.
5. Поворот на живот
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. В левую руку ребенка вложите указательный палец своей левой руки, а остальными захватите кисть малыша. Правая рука при этом «вилочкой» удерживает голени. Слегка выпрямив ноги малыша, разверните его бедра влево относительно себя. Вслед за этим движением он должен самостоятельно повернуть верхнюю часть тела и голову в ту же сторону.
Удержите малыша на боку, чтобы он мог потренировать мышцы шеи. Затем потяните руку ребенка вперед так, чтобы он полностью перевернулся на живот, и расправьте кисти у него под грудью. При повороте в другую сторону поменяйте руки.
В этом упражнении используется врожденный рефлекс расположения частей тела (вестибулярный). При его выполнении задействованы практически все мышцы туловища малыша. Последовательность этапов поворота на живот примерно такая же как, при самостоятельных поворотах детей более старшего возраста. Иногда и 3-месячный ребенок случайно закидывает одну ногу на другую так, что оказывается на боку. Это провоцирует движение верхней части тела и головы в том же направлении. После этого остается самое сложное: вынуть из-под себя руку и окончательно перевернуться на живот.
Особенно важно привить правильный навык поворотов на живот недоношенным или ослабленным детям. Они часто переворачиваются, упираясь ягодицами и затылком и сильно прогибая позвоночник, за чем следует перемещение центра тяжести на живот. В результате происходит чрезмерный прогиб позвоночника в поясничном отделе, а это крайне нежелательно.
Повороты выполняйте по 2–3 раза в каждую сторону. Это упражнение приносит большую пользу, а малыши выполняют его с большим удовольствием, поэтому повороты на живот можно проделывать по нескольку раз в день.
6. Массаж ягодиц и спины
Массаж спины можно проводить по всей ее длине, включая ягодицы. К 3-месячному возрасту малыш уже хорошо лежит на животе, так что поглаживание можно выполнять обеими руками. Количество повторов – 2–3.
Растирание выполняется подушечками согнутых пальцев (рис. 19). Прямолинейное растирание проводится следующим образом: правая рука смещает кожу вверх, а левая – вниз, постепенно продвигаясь по всей спине, и наоборот.
При спиралевидном или круговом растирании правая рука должна смещать кожу в направлении по часовой стрелке, а левая – против. Можно проводить растирание и тыльной частью согнутых пальцев (рис. 20). Главное, чтобы движение рук было попеременным, в противном случае можно растянуть кожу ребенка. Растирание ягодиц проводите попеременно и завершите массаж традиционным поглаживанием.
Рис. 19. Растирание подушечками пальцев
Рис. 20. Растирание тыльной стороной пальцев
7. Рефлекторное сгибание позвоночника
Исходное положение: ребенок лежит на боку. Энергично проведите вдоль позвоночника малыша подушечками прямых пальцев. Прием повторите по 2–3 раза на каждом боку.
8. Положение «пловца»
Исходное положение: ребенок лежит на животе. Большим и указательным пальцами правой руки обхватите правую ножку малыша в нижней трети голени, а оставшимися придерживайте его левую ногу на том же уровне. Затем приподнимите обе ноги ребенка, одновременно подведя ладонь левой руки ему под живот и создав опору, после чего поднимите его над столом.
Рис. 21. Положение «пловца»
Малыш должен лежать на ладони горизонтально, как на площадке. Его верхняя часть туловища и голова должны быть приподняты, а позвоночник полностью разогнут, при этом должны работать все задние мышцы тела (рис. 21). Это упражнение выполняется 1 раз в течение нескольких секунд.
9. Массаж живота
Массаж живота начните с встречного, кругового поглаживаний и поглаживания косых мышц живота. Эти приемы хорошо описаны в комплексе 1. Каждое из движений нужно повторить по 2–3 раза. Растирание выполняйте подушечками согнутых пальцев. Сначала его проведите правой рукой от пупка по расходящимся окружностям (рис. 22), затем обеими руками по продольным мышцам живота (рис. 23).
Рис. 22. Круговое растирание
Рис. 23. Растирание продольных мышц живота
При этом важно соблюдать направление движений: круговое растирание должно проводиться по часовой стрелке. Важно также избегать давления на область печени. Закончить массаж живота нужно легким поглаживанием.
10. Подъем туловища и головы из положения на спине
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте малышу схватить ваши большие пальцы, а остальными придерживайте кисти его рук. Выпрямите его руки и легким потягиванием, сопровождаемым ласковыми словами, побудите ребенка приподнять туловище и голову, не доводя подъем до положения сидя (рис. 24). Затем осторожно и медленно положите малыша на бок, чтобы не травмировать его затылок. Это активное упражнение очень полезно для укрепления брюшного пресса и передних мышц шеи. Его нужно повторить 2–4 раза, каждый раз укладывая малыша на другой бок.
Рис. 24. Подъем головы и туловища
11. Массаж стоп
Выполните поглаживание и растирание стоп. Последнее можно делать подушечкой больших пальцев в виде «восьмерки» или круговыми движениями. После этого разотрите внутренний и наружный края стопы, направляя движения от пятки к пальцам.
Поколачивание стоп выполняйте следующим образом: выпрямите средний и указательный пальцы правой руки и их тыльной стороной наносите ритмичные легкие удары по стопам малыша. Это движение повторите 8–10 раз, продвигаясь от пятки к пальцам и в обратном направлении.
Закончить массаж нужно легким поглаживанием.
12. Разгибание и сгибание стоп
Надавливание на основание пальцев ног вызывает рефлекторное сгибание стоп, а энергичные растирания наружного края стопы – их разгибание (см. комплекс 1, упражнение 9).
13. Рефлекторная «ходьба»
Врожденный рефлекс ходьбы дети сохраняют до 4 месяцев. Поддерживая малыша под мышки, ведите его по поверхности стола в направлении от себя так, чтобы он переносил вес своего тела с одной ноги на другую. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы.
14. Массаж груди
2–3 раза выполните поглаживание (см. комплекс 1, упражнение 12), а вибрационный массаж можно несколько усложнить. Легко и ритмично надавливая пальцами на грудь ребенка, одновременно выполняйте движения от середины груди в стороны. На ребра сильно надавливать не следует. Прием нужно повторить 3–4 раза и завершить сеанс массажа легкими поглаживаниями.
15. Упражнение «бокс»
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте его кулаки. Разгибайте и сгибайте попеременно руки ребенка, имитируя движения боксера. При разгибании нужно продвигать руку вперед и к центру, немного приподнимая плечо. При этом нужно чтобы ребенок поворачивался из стороны в сторону.
Во время данного упражнения работают мышцы плечевого пояса и мышцы рук. Повторите его в медленном темпе, избегая резких движений, 5–6 раз каждой рукой.
16. Упражнения на мяче
Положите малыша животом на мяч, разведя его ноги в разные стороны, и немного покачайте. При движениях вперед-назад внимательно следите, чтобы он мог опираться ладонями или стопами о поверхность стола. При этом нужно побуждать ребенка, чтобы он отталкивался самостоятельно (рис. 25). Для того чтобы ладошки малыша лучше раскрылись, похлопайте ими о поверхность мяча. Затем переверните ребенка на спину и снова положите на мяч. Поддерживая его за область груди, покачайте мяч в разных направлениях (рис. 26).
Надувной пляжный мяч – одна из самых полезных игрушек для детей-грудничков. После окончания занятий положите его ребенку в кроватку, чтобы тот мог пинать его ногами и тренировать стопы.
Рис. 25. Покачивание с опорой стоп
Рис. 26. Покачивание на спине
Source: www.ejik-topotushka.ru
Читайте также
Вид:
Источник