Ребенку один месяц физическое развитие грудной клетки

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник

Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по различным антропометрическим показателям.

Физическое развитие — это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства, а у детей первого года жизни — формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность или запас физических сил.

ДЛИНА ТЕЛА (РОСТ). После рождения интенсивность происходит постепенное замедление роста, лишь временами сменяющееся кратковременным ускорением, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голёнь быстрее бедра и т.д., что сказывается на пропорциях тела. В постнатальном периоде нарастает половая специфичность темпа роста, когда мальчики растут быстрее девочек. Вместе с тем скорость созревания девочек выше.

Длина тела имеет особо важное значение, так как отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма. И чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост.

МАССА ТЕЛА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин — как эндо-, так и экзогенного характера.

Скорость ее нарастания массы на первом году тем выше (кроме первого месяца жизни), чем меньше возраст. Для ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни можно использовать ряд формул.

1. Формула Мазурина и Воронцова.

Для первого полугодия масса тела может быть определена как сумма: масса тела при рождений + 800 х n , где n — число месяцев в течение первого полугодия, а 800 г — средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия.

Для второго полугодия жизни масса тела равна: масса тела при рождении + прибавки массы тела за первое полугодие (800 х 6) + 400 х (n-6), где п — возраст в месяцах, а 400 г — средняя ежемесячная прибавка массы тела за второе полугодие.

2. Масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г.

Более точная оценка нарастания массы тела у детей первого года жизни производится в центильном выражении.

ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ. Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; кроме того, нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34 — 36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы для детей до 1 года можно оценить по следующим формулам: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий — прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ. Окружность груди является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно изменяясь при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32 — 34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 мес эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

Для ориентировочной оценки скорости развития грудной для детей до 1 года клетки можно использовать расчет по следующей формуле: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. Изменения длины тела с возрастом характеризуются разной степенью удлинения различных сегментов тела.

Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания ребенка можно получить, используя также индексы Эрисмана и Чулицкой.

Индекс Эрисмана — разность между окружностью груди и половиной длины тела (роста). Чаще используется в контроле физического развития школьников.

Индекс упитанности (Чулицкой) представляет собой следующее соотношение : 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20 — 25. Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка.

Источник

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела.

Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.

Различают эндогенные и экзогенные причины (факторы), влияющие на массу тела, рост и другие показатели уже после рождения.
Эндогенные причины находятся
в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и
массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние
исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни — из щитовидной
железы и с 3-4 лет — из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в
процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется
генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный
гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ
стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на
остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует
комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ
сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно
важна с 3 до 11 лет.
Экзогенные факторы — это те условия, в
которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание
(пластический и энергетический материал). Количественно и качественно
недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а
затем роста.
Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в
связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания.
Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям.
На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей,
усиливают обмен веществ. Физическое развитие служит показателем
функциональной зрелости организма .
Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

  • Рост;
  • Массу тела;
  • Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
  • Статические функции (двигательные умения ребенка);
  • Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

РОСТ.
Наиболее стабильным показателем физического
развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и
соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его
органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.

На
протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то
усиливаясь, то замедлясь. Оценку антропометрических показателей
производят преимущественно по 2-м способам: параметрическим или
сигмальным и непараметрическим – центильным. Параметрическая шкала включает
в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые
величиной сигмы (среднего квадратического отклонения). Центильные таблицы
показывают количественные границы признака у определенной доли или
процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины
приняты значения – в интервалах 25-50-75-го центиля (желательно
оценивать по 50 центилю) (см. Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года :: табл.1 и табл.2).

Наибольшая
энергия роста приходится на первую четверть года (табл. А). У
доношенных новорождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем –
48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это
означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на
организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.

Таблица А. Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни

Возраст, мес. Прибавка роста за месяц, см. Прибавка роста за истекший период, см. Месячная прибавка массы тела, гр. Прибавка массы тела за истекший период, гр.
133600 600
2 36800 1400
3 2,58,5800 2200
4 2,511750 2950
5 213700 3650
6 215650 4300
7 217600 4900
8 219550 5450
9 1,520, 5500 5950
10 1,522450 6400
11 1,523, 5400 6800
12 1,525350 7150

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к
году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии
ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см,
однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1
см.

Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в
организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно
содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного
белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно,
«золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года
является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов
избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А,
цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические
заболевания.

Измерения роста ребенку на первом году жизни производят на
горизонтальном ростомере. Измерения производят 2 человека. Измеряющий
находится с правой стороны ребёнка. Помощник удерживает голову ребёнка в
горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край
глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера.
Верхушечная часть головы должна прикасаться к вертикальной неподвижной
планке. Руки ребёнка вытянуты вдоль тела. Измеряющий лёгким
надавливанием на колени ребёнка левой рукой удерживает его ноги в
выпрямленном положении, а правой рукой подвигает подвижную планку
ростомера плотно к подошвенной стороне стоп, согнутых под прямым углом.

За второй год жизни ребенок вырастет на 12-13 см, за третий – 7-8 см.

МАССА ТЕЛА.
В отличие от роста масса тела является
довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и
изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно
прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела
доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна
3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В
норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая»
убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при
недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери
массы тела происходит максимум к 2 неделям.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев
жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам
удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель
может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д.
Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно
ослабевает.
Для определения массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 3.
Исходя
из данной таблицы, прибавку массы тела ребенка за каждый последующий
месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца (но
только после 3-го месяца) 50 граммов, или по формуле: Х=800-50 х п, где
50 — ребенок прибавляет в массе тела на 50 г. меньше за каждый
последующий месяц жизни, после 3-го месяца; п — число месяцев жизни
ребёнка минус три.
Например, за десятый месяц жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.

Существует и другое мнение, что средняя ежемесячная прибавка в массе
тела в первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии —
400г. Однако, следует подчеркнуть, что расчет по данным, приведенным в
табл. 3 считается предпочтительнее (физиологичнее). Данные по оценке
массы тела относительно роста (длина тела) для мальчиков и девочек в
центильных интервалах приведены в табл. 4 и 5.

В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание
массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью.
Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних
факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно
большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается
раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном
вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела
приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном
вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка
раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда
в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего
состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под
влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым
показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается
патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ.
При оценке
физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение
между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП)
понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см.
длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение
правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных
меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у
доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до
37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей
следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение
окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует
учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность
грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо
ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5
месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К
году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см
(в среднем 47 см.).

У ребенка, родившегося с адаптивными показателями роста и массы тела,
окружность головы составляет около 36 см. За первые 3 месяца жизни
окружность головы должна «вырасти» на 4 см (т.е. в 3 месяца – 40 см.).
За последующие 3 месяца окружность головы увеличивается еще на 3 см и
становится к 6 месяцам равной 43 см, а к году 46-48 см. Размеры большого
родничка при рождении не должны превышать 2,5х3см, 3х3см.

Окружность головы измеряют при положении сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди — над бровями.

Для характеристики физического развития ребёнка большое значение имеет
правильная оценка особенностей его грудной клетки, так как
жизнедеятельность внутренних органов во многом зависит от формы и
размеров последней. Нарастание окружности грудной клетки наиболее интенсивно происходит на первом году жизни, особенно в первые 6 месяцев.
У
новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см.
Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см.
в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см.,
после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в
среднем увеличивается к дошкольному возрасту на 3 см., а в дошкольном —
на 1-2 см в год.

Для индивидуальной оценки физического развития ребёнка важно знать
периоды перекреста окружности головы и грудной клетки. У здоровых детей
этот перекрест происходит приблизительно в 3-4 месяца, a детей, у
которых в 5-7 мес. не наступил перекрест, нужно брать на учет и
анализировать у них динамику развития грудной клетки и головы. Более
ранний перекрест может свидетельствовать о развивающейся микроцефалии,
поэтому необходимо следить за сроками закрытия большого родничка.
Большой родничок должен зарастать к концу первого года у 80% детей, у
остальных детей — к 1,5 годам. Передне-задний размер грудной клетки у
большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или
равен ему. Уже в течение первого года жизни поперечный диаметр начинает
превалировать над передне- задним и форма грудной клетки уплощается.

СТАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.
Статические функции оценивают
с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные
умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном
возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание
объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных
действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на
живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на
ноги, ходить, бегать).

В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову,
в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот,
в 5,5 –6 месяцев — хорошо поворачивается с живота на спину,
в 6 месяцев — сидит, если его посадили,
в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам,
в 9 месяцев – хорошо стоит,
в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой,
к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

Развитию статических функций способствуют различные комплексы упражнений
для детей: от 1-го до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев;
от 9 до 12 месяцев.

Ребенку один месяц физическое развитие грудной клетки

СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОРЕЗЫВАНИЕ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.
Зубы
закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается,
как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые
зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних
средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10
месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2
боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8
зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных
зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно
раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой
дозированной физической нагрузки.

Каждый из использованных показателей, имея самостоятельное значение,
не может служить критерием общего развития ребёнка, если он
рассматривается изолированно, а не в связи с другими признаками. Половые
различия и показатели физического развития на первом году жизни
выражены незначительно.

Таким образом, под физическим развитием человека понимается совокупность
морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и
взаимозависимости от условий внешней среды и наследственных факторов.

Источник: vospitateli.ru «Физическое развитие детей до года» П.Д. Ваганов

Источник