Ребенку год и два месяца раннее развитие

Ребенку год и два месяца раннее развитие thumbnail

27 Сентября 2018

Давайте сегодня поговорим о навыках и умениях ребенка в 1 год и 2 месяца, в чем особенности этого возрастного периода развития, что же он уже должен уметь делать.

Что должен уметь малыш в 1 год и 2 месяца

  • Самостоятельно ходить
  • Самостоятельно вставать без опоры
  • Прожёвывать еду, состоящую из кусочков
  • Пить из чашки-непроливайки без посторонней помощи
  • Стараться самостоятельно кушать ложкой
  • Пытаться воспроизводить произнесенные кем-то слова или жестикулировать
  • Самостоятельно использовать около пяти слов/жестов
  • Днём в этом возрасте ребенок переходит на один дневной сон
  • Чистить зубы с маминой помощью 
  • Пробовать вытирать руки полотенцем 
  • Снимать носки и шапочку
  • Активно участвовать в повседневных делах и играх (одеваться, купаться, убираться)
  • Подражать взрослой речи, действиям, жестам
  • Быть любопытным, исследовать предметы, помещения и обстановку за пределами дома
  • Узнавать свои игрушки, любимые игры и занятия
  • Повторять за взрослыми или детьми способы использования предметов или приспособлений (игрушка, половник)
  • Строить башенку из двух кубиков
  • Рисовать каля-маля пастельным мелком, применять пальцевые захваты
  • Переворачивать коробку, с целю вывалить из неё содержимое
  • Бросать кубики в коробку с большим отверстием
  • Наблюдать за тем, что происходит вокруг и показывает пальчиком, демонстрировать заинтересованность.

Очень подробно все навыки этого возраста описаны в этой статье:

64-я неделя: новые принципы — новый мир

Буквально пару месяцев назад малыш понял, что такое программы и задачи, однако в этом мире он пока новичок. В возрасте 14 месяцев (1 год и 2 месяца) к ребенку приходит понимание того, что для получения результата, в зависимости от обстоятельств, можно вносить определенные изменения. Это делает его еще на один шаг ближе к полноценному взрослому мышлению.

Естественно, вместе с новыми миром на ребенка обрушивается целый водопад новых впечатлений. Для того чтобы к ним привыкнуть — нужно время и, как и во время предыдущих скачков, «подзарядка мамой».

С последним возникает не мало проблем, причем не только у детей, но и у взрослых. В таком возрасте на капризы и нытье мама реагирует уже не так — как раньше. Вместо того чтобы взять ребенка на руки проявляется раздражение — ведь ребенок, которому уже больше года, должен понимать как можно вести себя, а как нельзя. Когда объяснения отталкиваются от стены непонимания, некоторые молча «закипают», а некоторые и вовсе переходят на крик. На самом деле, нужно учитывать, что малышу гораздо сложнее, чем вам. Ему тоже кажется что его не понимают, только при этом и новый мир к нему настроен враждебно.

Кроме того. конфликты могут возникать еще и из-за того, что ребенок начинает проявлять характер и свое несогласие с мамой. Попытки не принимать в расчет их мнение приводят к тому, что дети становятся еще строптивее. тут главное помнить, что понятие терпения, которое рано или поздно иссякает, присуще не только взрослому, но и маленькому человеку. Притом контролировать себя и «разруливать» ситуацию должны именно родители, а не дети.Ребенку год и два месяца раннее развитие

Признаки скачка 64-й недели

Признаки скачка в 1 год и 2 месяца мало чем отличаются от тех, с которыми родители уже столкнулись переживая предыдущие сложные периоды. Это могут быть:         

  • капризы и слезы без причины;
  • резкие перепады настроения: от безудержной радости до безутешных слез;
  • потребность во внимании;
  • желание почти всегда быть рядом с мамой;
  • подозрительно хорошее поведение и милые ласки или, наоборот, излишняя шаловливость;
  • истерики;
  • проявление чувства ревности по отношению к маме и даже папе;
  • страхи относительно посторонних людей, настороженное отношение к ним;
  • протест против попыток мамы прекратить телесный контакт;
  • проблемы со сном, возможно ночные пробуждения, сложно малышу приснился кошмар;
  • сложности с едой;
  • любовь к мягким игрушкам, которые ребенок всегда старается носить с собой;
  • мечтательность и задумчивость;
  • отказ переодеваться и менять подгузник.

Изменения, происходящие во время скачка 64-й недели

Период капризов и проблем сменяется радостью — родители начинают лучше понимать своего малыша. Если раньше понять к чему он стремится в итоге было непросто, то теперь его мышление максимально приближено ко взрослому. Кроме того, малыш не просто следует программе, а как совсем большой, сам оптимизирует ее исходя из конкретной ситуации.

Конечно, его стратегии пока не слишком сложные. Но вот попросить конфету у папы или бабушки, если мама запретила ее брать, теперь вполне реально. Часто можно заметить, что малыш словно в раздумьях и сомнениях. Это не удивительно, ведь во вновь открывшемся мире на каждом шагу приходится принимать решения. Кроме того, свои «шаги» он делает как будто осторожно изучая реакцию окружающих на ту или иную выбранную стратегию поведения.

Итак, преодолев скачок 64 недели с принципами ребенок обращается еще неуклюже. Да и доступны они ему пока еще далеко не все. Но, тем не менее, можно наблюдать некоторые стратегии в его поведении. Основные виды «детских принципов» этого этапа развития приведены ниже.

  1. Проявление воли и характера, стремление поступать по-своему:         

    • осуществление выбора;
    • проявление инициативы;
    • стремление распоряжаться действиями других и давать им указания;
    • желание ощутить поддержку и причастность близких;
    • собственнические нотки в отношении игрушек.
  2.    Наблюдение и подражание:           
    • пристальное наблюдение за другими людьми и подражание им;
    • копирование агрессивного поведения;
    • развитие крупной и мелкой моторики: малыш делает кувырки, встает на мостик, начинает держать карандаш в руке;
    • имитация странного, а также увиденного на экране поведения.          
  3. Экспериментами со стратегиями и границами:         

    • изучение возможностей собственного тела и эксперименты с ним;
    • игра «в прятки» с предметами;
    • игра в прятки с окружающими: ребенок стремится залезть куда-то или за что-то, а потом неожиданно оттуда появляется;
    • обращение с вещами становится бережнее;
    • изучение того, что стоит за понятиями «да» и «нет»;
    • игры с мамой, попытки обвести ее вокруг пальца;
    • эксперименты с подъемами и спусками, в том числе и относительно игрушек.
  4.  Изучение стратегии и тактики:           

    • попытки получить то, на что не согласилась мама, от других людей;
    • попытки дать выход эмоциям в виде истерики;
    • попутки предпринять действия, которые покажутся окружающим смешными, и стремление добиться от них чего-то таким путем.
  5. Кроме того, в этой сфере некоторые «принципы» малыш проявляет чаще, чем раньше:           

    • попытки помочь окружающим;
    • попытки стать послушным для того чтобы добиться своего;
    • достижение консенсуса с окружающими, понимание того что старших нужно слушаться и принимать от них помощь;
    • попытки добиться своего «нытьем»;
    • несмотря на угрозы и предупреждения взрослых ребенок продолжает делать что-то по-своему.

Как помочь ребенку пережить очередной скачок

Скачок принципов ребенку пережить действительно не просто. Ведь принимать решения порой непросто даже взрослому. 

Итак, что же нужно малышу в первую очередь?        

  • возможность проводить эксперименты со своим телом, выполнять акробатические упражнения;
  • возможность наблюдать за природой в сопровождении взрослых;
  • возможность изучать предметы — родители должны не запрещать, а лишь следить за потенциальными опасностями;
  • возможность «разговаривать» — хотя малыш пока только начинает произносить отдельные слова, ему необходимо слушать речь и подражать ей;
  • возможность примерять на себя определенные роли — для этого идеально подойдут ролевые игры;
  • возможность самостоятельно планировать «стратегии» действий.

Кроме того, родители должны понять и принять, а также выработать свою стратегию поведения по отношению к новым моментам в поведении ребенка.

  1. Истерики — нормальное поведение для этого возраста. Таким образом малыш пытается добиться того, чего хочет. Здесь важно показать, что для достижения цели есть другие пути, и тогда истерики быстро уйдут в прошлое.

  2. Пережив скачок 64-й недели, у ребенка появляется стремление принимать решение наравне с другими членами семьи. Правда, он пока не может понять, что при этом нужно учитывать не только свои интересы, но и окружающих.

  3. Проявление агрессии — еще один способ добиться своего, который пробует ребенок. Здесь крайне важно не идти у него на поводу и дать понять, что такая стратегия не успешна.

  4. Деление на твое и мое — еще один новый момент в поведении ребенка. Родители должны научить малыша не только собственничеству, но и тому, что вещами нужно делиться.

  5. В этом возрасте малыш начинает активно помогать родителям, а также сам учится просить о помощи. Эта инициатива непременно должна поощряться.

  6. И, наконец, еще один важный момент. Пережив скачок 64-й недели, ваш ребенок становится не просто взрослее — теперь он способен усваивать правила. Четкие границы становятся ему жизненно необходимы.

Игры и игрушки, способствующие развитию ребенка

Лучшими играми для этого возраста можно считать:    

  • физические упражнения;
  • прогулки, в том числе и длительные, например, в зоопарк;
  • что есть что: родители должны показывать на предметы и называть их, или просить что-то показать у ребенка;
  • мимические игры: можно вместе строить рожицы и дурачиться, а также передразнивать выражение лица друг друга;
  • «ку-ку» и прятки;
  •  помощник в домашнем хозяйстве.

Кроме того, круг игрушек малыша должен быть существенно расширен. Теперь в его арсенале должны появиться:     

  • безопасная домашняя утварь и пластиковые бутылки;
  • игрушки для ролевых игр: набор посуды, пылесос, утюг и так далее;
  • машины на веревочке, которые можно катать за собой;
  • пазлы;
  • шведская стенка;
  • мячи;
  • книги и мультфильмы.

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

Источник

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - План

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.

Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название):

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - конспект

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Развивающие игры для детей от 1 года

  • Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);

    Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)

Рамка-вкладыш

  • Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Как развивать ребенка в 1 год

  • Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

Катаем машинки по дорогам

  • Рвем бумагу / вату;
  • Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Пересыпаем крупу из кувшина

  • Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);

Накорми Машу

  • Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
игры со шнуровкой

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Кугельбан

  • Возим каталку;

Детские каталки

  • Чистим вареное яичко;

Учимся чистить яичко

  • Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Игра на развитие мелкой моторики

  • Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

разворачиваем фольгу

  • Учимся расстегивать липучки, молнии;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Доска с застежками

  • Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;

Изучаем понятия "много-мало"

  • Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Нанизываем маленькие колечки на пирамидкуУже знакомые игры:

  • Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;

Развивающие игры для детей 9 месяцев

  • Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;

Игры с коробочками, корзинками

  • Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;

Игры с коробочками, матрешками

  • Составляем кубики друг на друга;

Строим башню из кубиков

  • Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Игры на развитие мелкой моторики

  • Играем с сенсорными коробками;

Сенсорная коробка с макаронами

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

Развивающие игры с тестом

  • Лепка из пластилина.

Лепка для детей 1-2 лет

3. Рисование

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

4.Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Пальчиковые игры для малышей от 1 года

  • Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
  • Игра «Кто в домике живет?»;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
  • Используем в речи простые звукоподражательные слова (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))

5.Чтение книг

Книги для детей от 1 до 2 лет

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ

6. Первые уроки

  • Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;

Учим понятия "Большой-маленький"

  • Изучаем цвета;

Сортировка по цветам

  • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
  • Изучаем геометрические фигуры;

играем с геометрическим лото

  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

Карточки Домана скачать

7.Первые сюжетные игры

Первые сюжетные игры

8.Прослушивание классической музыки

Классическая музыка для малышей

9.Двигательная активность

  • Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
  • Катаем/бросаем мяч.

10.Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки,
  • учимся есть ложкой.

Как научить ребенка есть ложкой

На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!

Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развивающие занятия для детей 1 года конспект

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ (ПЛАН — КОНСПЕКТ)

Игры на развитие мелкой моторики от 1 года

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Лепка для малышей

ЛЕПКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ

Источник

Делюсь своими наработками занятий с сыном. Примерный возраст от 1-1,5 лет.

Много букв и фото под катом.

1.Дыхательная гимнастика.

2.Пальчиковые игры.
3.Речь.
4.Сенсорное развитие.
5.Логика.
6.Упражнения Монтессори.
7.Творчество.
8.Окружающий мир.
9.Музыкальное развитие.
10.Физическая активность.

1. Дыхательная гимнастика. Все наши занятия мы начинаем с дыхательных упражнений. Можно задувать свечку, надувать мыльные пузыри или шарики, дуть на бумажные салфетки, перья, дудеть, свистеть и так далее, на что хватит вашей фантазии. Дыхательная гимнастика улучшает кислородный обмен в организме, расслабляет и помогает настроиться на дальнейшее занятие. Еще делаем вот такие упражнения: нюхаем цветочек (утрированный вдох через нос, выдыхаем со звуком «а-а-а») и дышим, как собачка, высунув язычок, шумно, быстро.

2. Пальчиковая гимнастика. После дыхательной гимнастики можно поиграть в пальчиковую игру, достаточно одного упражнения, как вариант «Сорока-ворона». Или вот такое:
Этот пальчик — дедушка (большой),
Этот пальчик — бабушка (указательный),
Этот пальчик — папочка (средний),
Этот пальчик — мамочка (безымянный),
Этот пальчик — я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

Еще вариант пальчиковой гимнастики — упражнение с массажным мячиком.
Покатайте мяч между ладошками. Затем по другим частям тела ребенка: ножкам, ручкам, спинке и животу,- заменяя слова в тексте:

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!

Мой сын не очень любит эти игры, если он вырывает ручку, то я начинаю импровизировать, стараясь, заинтересовать его любимыми предметами. Смотри — по ладошке поехал поезд, а вот кошечка бегает по пальчикам и т.д.

3. Речь. Для развития речи мы делаем 5 упражнений:

— Голоса животных (кошка, собака, корова, коза, овца, свинья, курица, петух, утка, лягушка и т.д.) Можно посмотреть набор здесь.

— Звуки предметов (молоток (тук-тук), часики (тик-так), колокольчик (динь-динь), дудочка (ду-ду), самолет (у-у-у), поезд (чух-чух, машина (би-би), пароход .(ту-ууу), и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Что как звучит?»)

— Действия (упал- бух, качаться — кач-кач, спать -бай-бай, есть ням-ням, плавать буль-буль, ходить -топ-топ и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Кто что делает?»)

-Разучиваем звукоподражательные стихи. Например, «Гуси-гуси» или «Цыплята»:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.

— Слоги и звуки. Произносите разные слоги и звуки, а ребенок будет стараться повторять за мамой. Отмечайте, какие звуки получаются у малыша, и тренируйте их чаще.

4. Сенсорное развитие.

Цвет: красный, синий, желтый, зеленый. При работе с цветом главный упор в этом возрасте я делала на цветовосприятие, т.е. сортировку по цветам, а не названия цветов. Мы играли в цветное лото, устраивали цветные дни (собирали предметы одного цвета), а также делали упражнение «Бабочки- цветочки» из набора «Цвета», который можно посмотреть здесь.

Форма: треугольник, квадрат, круг.
Для изучения цветов и форм я вырезала из картона геометрические фигуры 4-х цветов. Всего получилось 12 карточек. Мы сортировали их по формам или цветам, делали домики из фигур (треугольник и квадрат), играли в теневое лото (в приложении), а также учились рисовать фигуры на манке, красками и карандашами, делали аппликации.

Величина: большой, маленький (2 предмета). Сравнивали предметы двух размеров, желательно чтобы предметы были одинаковые по форме и цвету. (картинки в приложении).

Для развития слуха, обоняние, осязания и вкуса на этом этапе специальные упражнения я не делала, просто стараюсь всегда рассказывать ребенку, что он слышит и чувствует: самолет гудит, машина сигналит, а вот ворона каркает, снег холодный, чай горячий, понюхай цветочек — это ромашка и т.д.

5. Логика. Для развития логики в этом возрасте мы использовали следующее:
— пирамидку и сортер;
— простые рамки- вкладыши;
— пазлы и картинки из двух частей (в приложении);
— лото на поиск пар (в приложении).

6. Упражнения Монтессори.
— Выбираем макароны, фасоль и т.д. из крупы (гречка, пшено, манка).
— Пересыпаем крупу (гречка,пшено, манка) ложкой.
— Переливаем воду в стаканах.
— Рисуем на манке.
— Сортируем, например фасоль и макароны.
— Кидаем горох (фасоль) в бутылку.

7. Творчество. Конечно, это не совсем творчество, а скорее отработка техник. Никаких сложных сюжетов я не придумывала, просто знакомила ребенка с материалами для творчества. Немного моих наработок есть в приложении.

Итак, с чем мы работали:
-карандаши, мелки (рисовали линии, кружочки, каляки-маляки, учила заштриховывать предметы, например, нарисовать мышку и спрятать ее, заштриховав мелками.)

-гуашь, краски (красками мы раскрашивали, у издательства «Карапуз», есть серия «Одной краской» работали с этими книжечками, также распечатывала крупные раскраски из интернета);

-пальчиковые краски (рисовали дождик, яблоки на дереве, пятна на божьей коровке и мухоморе и т.д.);

-пластилин, тесто для лепки (с тестом для лепки делали упражнение«Втыкалочки», лепите пирожок и втыкаете в него разные предметы: макароны, зубочистки и т.д., с пластилином работали по тем же сюжетам, что и с пальчиковыми красками: дождик, яблоки, кормили птичек.) ;

-цветная бумага, клей (делали аппликации из геометрических фигур).

8. Окружающий мир. Работа с карточками, тематическими книгами или просмотр слайдов в интернете. Некоторые альбомы есть в группе вк и в приложении. Темы:
-животные фермы;
-животные леса;
-животные Африки;
-овощи;
-фрукты;
-части тела;
-транспорт.

9. Музыкальное развитие. Музыкой мы обычно заканчиваем занятие, кружимся под классику (1-2 композиции) или танцуем под Е.Железнову(3-4 песенки в день).
Классическая музыка — в приложении.
Е.Железнова — диск можно посмотреть на сайте Музыка с мамой.

10. Физическая активность. Также в течение дня я решила добавить немного систематизированной физической активности, понятно, что детки целый день и сами прыгают, бегают, но хотелось бы привить привычку ежедневной зарядки на будущее. Список упражнений в приложении.

Скачать программу можно здесь.

Посмотреть марафон 10 занятий здесь.

Моя группа вк здесь.

Источник