Ребенку 6 лет развитие уверенности в себе
«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе. Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать. О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков» Виктория Шиманская.
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Уверьтесь в неуверенности
Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как внезапная агрессия, плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное. Родители относят такие «закидоны» к проявлениям очередного кризиса и оставляют попытки докопаться до причин. Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.
Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!
Как воспитать уверенную в себе личность
Дети — наше отражение, поэтому начните с себя
Учитесь нести ответственность за свои решения. Самостоятельный выбор десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей и т. д. Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было…» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.
Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства модели поведения, шаблоны которых никогда не поздно начать разрушать.
Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.
Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком
Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.
Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так… Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!
Позвольте ребенку, в рамках безопасности, конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. Избегайте оценок, принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.
Устраните вредные привычки воспитания
Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу. По привычке брошенные фразы могут на корню убить стремление ребенка к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а ты все научиться не можешь», «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — и т. д. Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет. Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.
Проанализируйте игры и пособия ребенка
Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», «Не могу рисовать красками» — и т. д.
Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом. Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни и т. д. Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.
Практические шаги
Дерево достижений
Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями. Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша. Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.
Мяч умений
Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу…», «Я научился…», «Я знаю, как…» и т. д. На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.
Коробочка Эмоций: «Уверенность в себе»
В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша. Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома напомнит о первом путешествии, а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!
Дневник чувств и эмоций
Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.
Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.
Фото: VGstockstudio/Olesia Bilkei/altanaka/Shutterstock.com
Источник
Сегодня я дам вам несколько полезных рекомендаций о том, как воспитать вашего ребенка уверенным в себе, в своих силах, чтобы у него была хорошая, адекватная самооценка.
1. Не спешите ребёнка «спасать»!
Ребёнку важно ошибаться и учиться на своих ошибках (конечно, если это для него совершенно безопасно).
Быстрее всего ребёнок усваивает не то, что вы ему говорите, а то, что с ним происходит в результате каких-то его действий. Не спешите ребёнка «спасать» — дайте ему самому узнать о некоторых вещах опытным путём. А потом помогите ему сделать верные выводы, спокойно и доброжелательно.
2. Помогите ребенку сделать верные выводы
Если ребёнок ошибся и что-то сделал не так или о чём-то забыл — делайте упор НЕ на порицание его поведения, а на обсуждение с ним того, как в следующий раз нужно поступить правильно. Объясняйте и рассказывайте о том, как поступить в следующий раз, вместо того, чтобы ругать.
3. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми
Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это никогда не «работает», а только сильно обижает ребёнка и заставляет его сомневаться в себе и своих способностях.
Сравнивать можно только результаты ребёнка в прошлом с его результатами в настоящем.
4. Как правильно критиковать ребенка
Если вы критикуете ребёнка – делайте это конструктивно. Сначала найдите что-то, за что его можно отметить и похвалить. Скажите ему об этом вслух. Затем объясните, как он может исправить/сделать лучше то, что является предметом вашей критики.
Важно не просто констатировать факт, что ребёнок сделал что-то не очень хорошо, а объяснить ему, как он может это исправить и что для этого нужно сделать. Если ему необходима ваша помощь, то помогите. Вместо того, чтобы говорить «как не надо», старайтесь больше говорить «как надо». От этого ребёнку намного больше пользы.
5. Не критикуйте и не ругайте ребёнка в присутствии других людей
При друзьях, знакомых и родных отмечайте ребёнка вслух за его старания и труды, за успехи. Ребёнку это невероятно приятно, когда вы хвалите его в присутствии других людей. И никогда не «выносите сор из избы» — не критикуйте и не ругайте ребёнка в присутствии других людей. Это очень унизительно. Всё, что нужно, вы всегда можете сказать ему наедине.
6. Не делайте за ребёнка то, что он умеет и может сам
Побуждайте его делать эти вещи самостоятельно. А если он просит вашей помощи — конечно, помогите, но не делайте вместо него. Договоритесь, какую часть сделаете вы, а какую часть — ваш ребёнок.
Поделитесь в комментариях:
— Были ли эти рекомендации полезны вам?
— Со всеми советами вы согласны?
Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал
Источник на сайте
***
P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.
И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.
Обязательно посмотрите вебинар «Как повысить самооценку ребёнка и помочь ему поверить в свои силы»
На нём я рассказываю все базовые и самые важные вещи по этой теме, о которых обязательно нужно знать каждому родителю!
После вебинара у вас будет ясное понимание, как:
— Растить ребёнка уверенным в себе человеком; — С хорошей и адекватной самооценкой; — Помочь ребёнку верить в свои силы и способности; — Уметь проигрывать и не сдаваться;
Вы поможете своему ребёнку:
— Извлекать уроки из ошибок и не бояться их; — Смело браться за что-то новое; — Преодолевать трудности; — Быть настойчивым, целеустремлённым и максимально использовать свой потенциал!
Продолжительность вебинара примерно 2 часа: 10% теории и 90% практических рекомендаций.
Это вебинар для родителей детей ВСЕХ возрастов. Вы получите доступ к его записи в Вашем личном кабинете и конспект в формате PDF.
***
Читайте также:
Источник
Все мы встречали людей, которые бояться начинать новые дела, высказать своё мнение, а иногда и просто что-то спросить. Все эти проблемы обычно возникают из-за неуверенности в себе, а она, в свою очередь, из-за ошибок в воспитании. Но как помочь малышу преодолеть свои страхи и вырасти уверенным в себе?
????????Самостоятельность
Чтобы ребенок был уверенным в себе необходимо позволять ему принимать решения самостоятельно. Не спешите сразу бросаться на помощь: если упал, дайте самому подняться, если что-то не получается, пусть хотя бы попробует решить проблему своими силами. Плохого ничего не произойдет, а малыш станет собой гордиться.
????????Поручения
Давайте ребенку регулярные задания, которые он может выполнить (донести пакет, вытереть воду, положить вещи в шкаф). Достаточно гостям рассказать, что у вас есть помощник, как малыш начнет с удовольствием брать ответственность на себя и будет стараться выполнять ваши просьбы.
????????Вера в ребенка
Всегда хвалите и подбадривайте ребенка, а если что-то пошло не совсем так, как вам бы хотелось, скажите: «Как интересно получилось» или «Давай я тебе чуть-чуть помогу».
Похвала для ребенка — стимул пытаться делать снова и снова. Он будет чувствовать что в него верят, у него все получится и не опустит руки, будет идти только вперед.
????????Работа над ошибками
Чтобы ребёнок учился исправлять свои ошибки и старался минимизировать их в будущем, не нужно прибегать к жесткой критике. Спокойно объясните, почему то или иное действие привело к негативным последствиям и вместе подумайте, как исправить ситуацию, например: «Давай склеим эту разбитую вазу», или «Отмоем вместе стены от карандашей и после этого пойдем гулять».
????????Признание и благодарность
Поставьте на видное место поделку ребенка или говорите, как хорошо у него получилось сделать какую-либо работу. Так вы показываете, что его труд ценится. А достижения ребенка необходимо признавать и ценить. Это повышает его значимость и в будущем он не будет бояться пробовать что-то новое. Даже за самые незначительные победы надо искренне радоваться за кроху и показывать, как важны его достижения родителям.
Сюда же относится и благодарность, притом не только за помощь, но и за обычные дела: хорошую прогулку, рисунок или за веселый день. Ребенок будет чувствовать свою значимость и нужность.
????????Внимательность
Когда малыш хочет что-то спросить, нужно отложить дела, внимательно его выслушать и дать развернутый ответ (в соответствии с возрастом). Ребенок должен знать, что всегда может к вам прийти с вопросом, если что-то не понятно. Так он почувствует, что важнее любых дел родителей и в дальнейшем сможет обратиться к вам с любой проблемой.
????????♀️Что делать нельзя
????????Слишком оберегать
Мама, которая очень боится за ребенка, не сможет вырастить его уверенным в себе. Малыш впитает эту неуверенность и волнения, и сам станет таковым.
????????Сравнивать с другими детьми
Никогда не надо сравнивать своего ребенка с другими детьми, потому что у малыша вырабатывается мнение, что он хуже кого-то. Впоследствии всю жизнь он будет оглядываться на других и слушать их мнение.
????????Негативная критика и указание на ошибки
Если говорить малышу, что у него ничего не получается или получается очень плохо, то со временем его самооценка упадет, а чувство вины, что он не может сделать всё без ошибок, наоборот, возрастет.
Вырастая, такой ребенок либо быстро сдается и не пытается начать что-то новое, либо постоянно гоняется за похвалой, потому что в детстве его не хвалили, а лишь указывали на недостатки.
Надо помнить очень простое правило жизни: любовь и поддержка помогает во всем.
Читайте далее:
Реальные советы мам о том, как ходить с ребенком в магазин
Конфликты двух поколений или как отдохнуть с бабушкой
Подготовка ребёнка к саду
Интересные и познавательные статьи читайте в блоге Умной Мамы — https://clevermama.ru
Не забудьте подписаться на Умную Маму в соцсетях:
Telegram | Instagram | ВКонтакте | Facebook
Источник
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка счастливым и уверенным в себе, способным отстоять свое место в жизни, несмотря на встречающиеся трудности. Мир не беспокоится о каждом конкретном человеке, он всего лишь предоставляет возможность развития. Поэтому очень часто приходится столкнуться с жестокостью или несправедливостью по отношению к нам. Единственное, что можно сделать – преодолевать эти трудности. И закладка именно этого качества важна именно в период детства. Какие качества отличают уверенного ребенка и как воспитать в ребенка уверенность в себе, читайте в материалах этой статьи.
Какой он, уверенный в себе ребенок
Родители часто переживают по поводу и без него, однако, реальным поводом для беспокойства является именно неуверенность в себе ребенка. Ведь если ребенок тяжело находит контакт со сверстниками, избегает новых знакомств, решения разнообразных жизненных задач – стоит начать что-то делать. Ведь то, как ребенок себя ведет в детстве, перенесется во взрослую жизнь, и именно родители должны развить чувство уверенности у своего ребенка.
Чтобы понять, уверен ли ваш ребенок в себе – нужно проанализировать его поведение на соответствие нижеизложенным пунктам. Уверенность ребенка проявляется следующими факторами:
- проявление радости при новых знакомствах, умение сохранить старые контакты;
- способность не только принимать комплименты, но и делать их самому, не испытывая стыда или неловкости;
- отсутствие волнения о том, как тебя оценят другие;
- осознание своих прав, умение их отстоять перед сверстниками и даже взрослыми;
- настойчивое достижение цели;
- умение отказаться от чьего-либо предложения или просьбы, если делать этого совершенно не хочется или вредит планам;
- способность проигрывать с гордостью, не принимая поражения как трагедию, верить в себя и не испытывать ненависти к победившему.
Главное не путать уверенность с наглостью
Нередко родители путают уверенность и наглость ребенка. Эти понятия лишь частично схожи. Общим для них является достижение поставленных целей. Однако различие лежит именно в способах реализации.
Просто уверенный в себе ребенок будет добиваться всего честно. То есть, если он увидит, что сейчас невозможно что-то выполнить либо же не имеет смысла – ребенок может временно отступить от своего плана. Разумеется, его уверенность может слегка уменьшиться, но несущественно.
Наглый же ребенок отступать от намеченной цели не будет. И чтобы добиться желаемого, он будет плакать, бить посуду, сквернословить, подставлять других малышей, манипулировать всеми возможными ему способами. Выдавая желаемое за правду в глазах нужных ему людей, он будет добиваться своей цели.
Это совершенно аморальный способ поведения, который приведет к многочисленным конфликтам. Ведь мало кому понравиться такое воздействие на себя. Кроме того, всегда будет тот, кто даст отпор, а это уже чревато серьезными проблемами в отношениях не только с людьми, но и с самим собой.
Типичные ошибки в воспитании и к чему они приводят
Уверенность не является прирожденным качеством, оно прививается родителями. Как правило, во время подражания и общения с ними же. Среди факторов, которые способствуют появлению неуверенности детей перечисляют такие:
- Повышенная тревожность, сопровождающаяся излишней опекой и контролем. Чрезмерное родительское «лелеяние» детей способствует развитию собственной неуверенности. Долгожданных детей часто опекают не только в детстве, но и во взрослой жизни, постоянно поддерживая состояние нецелостности выросшего ребенка. Ведь таким людям будет тяжело построить собственную семью и принять за нее ответственность, решать встречающиеся проблемы и достигать поставленных целей.
Объясняется это тем, что родители при малейшем появлении какой-то проблемы или трудности кидаются на выручку ребенка, часто не ограничиваясь этим, а и полностью решая задачу за своего ребенка. Помощь должна заключаться в том, чтобы помочь понять ребенку, как решить ту или иную проблему самостоятельно.
- Постоянно сравнение с другими детьми. Сравнение ребенка с другими детьми или родственниками, соседями и даже самими собой в детстве – грубейшая и наиболее распространенная ошибка родителей. При этом происходит подавление личности ребенка, она просто прячется глубоко внутрь, считая, что никому не интересна и не имеет права на уважения со стороны других, право существования.
Таким образом, ребенок, выросший на упреках и критике, вырастает несамостоятельным и безынициативным. Он привыкает выражать не собственное мнение, а то, что от него хотят получить.
- Использование негативных утверждений. Воспитывая целостную личность, родители должны использовать только положительные утверждения. Фразы о том, что «у тебя нет таланта стать певцом, выбери что-то другое», «ты еще не заслужил», «ты не сможешь», нельзя использовать. Это прочно закоренеет в сознании ребенка его заниженное чувство собственной важности. И в дальнейшем, под влиянием навязанных рамок, он может выбрать совсем не ту жизнь, которую хотел. Такие люди постоянно страдают, но не могут и бояться что-то изменить, ведь это разрушит все их мировоззрение.
- Фиксация внимание на совершенных ошибках. У каждого в жизни случаются неприятности, никто не застрахован от принятия неверных решений и совершения ошибок. Тем более дети, которые только узнают мир.
Если ребенок ошибся, не стоит кричать или упрекать его, лучше спокойным голосом объяснить, в чем была ошибка. Таким образом, ребенок поймет, как поступать в той или иной ситуации и его ощущение уверенности не пошатнется.
Гораздо лучше хвалить за совершаемые поступки, вырабатывая правильную мотивацию. - Манипуляторные действия со стороны родителей. На пути взросления ребенка бывают ситуации, когда для его безопасности или здоровья нужно сказать жесткое «нет». Однако, совершенно другой случай, когда родители спекулируют чувствами ребенка, вызывая страх или жалость, чтобы выбрать наиболее удобный для себя вариант. Допустим, заставляя ребенка есть, нельзя использовать «ну скушай ложечку за маму. Ты что, меня не любишь?», это совершенно негуманно. Ведь ребенок так воспринимает это, что, отказывая родителям, он показывает им свою нелюбовь и их отношения могут испортиться, что порождает страх. Говорить о том, что «не будешь учить математику – будешь уборщиком» также не способствует развитию уверенности. Чтобы достичь чего-то от ребенка, нужно объяснить ему важность события. И всегда стоит помнить, что выбранным им путь может отличаться от ваших пожеланий и это совершенно нормально.
Как справиться со страхами
Проблему страхов нельзя пускать на самотек. Сегодня ребенок может бояться темноты, а завтра у него может развиться невроз, хронические болезни или фобии. А уж эти состояния никак не придают уверенности в себе, если не сказать обратное. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть детские страхи.
С раннего детства не следует пугать ребенка «бабайкой», «бабой ягой» и прочими выдуманными персонажами для достижения каких-то своих целей. К примеру, если ребенок не хочет засыпать, или плохо кушает, мы довольно часто прибегаем к подобным манипуляциям. Следует говорить малышу, что он самый смелый, самый мужественный и находится под маминой защитой.
Однако, следует понимать, что страх – это нормальное состояние человека. По статистике, каждый второй ребенок в возрасте от 2 до 5 лет начинает ощущать различные страхи. С возрастом фантазия малыша может приобрести такую форму, при которой он будет бояться абсолютно всего. Грань между реальностью и выдуманным миром очень тонка, а фантазия детей безгранична, а ее последствия могут иметь серьезные заболевания психики.
Социальные страхи у детей возникают в возрасте от 3 до 7 лет. В это же время формируются и страхи, вызванные испугом или запугиванием. Естественный страх проходит, как правило, в течение месяца. Если ребенок не сумел перебороть в себе испуг за это время, то следует обратиться к психологу за консультацией, чтобы не усугубить сложившуюся ситуацию.
Не стоит выяснять отношения с домочадцами на глазах у ребенка. Дети очень болезненно переживают семейные конфликты и замываются в себе, оставаясь наедине со своими страхами. На формирование уверенности это никак не повлияет. То же самое можно сказать и о запугивании детей. Подобным поведением мы сами прививаем ребенку страх и мешает формированию у него уверенности в себе. Не разрешайте детям смотреть страшные передачи, фильмы ужасов и прочее. Дети в возрасте до 10-12 лет не воспринимаю телевизор, как телевизор. Для них это и есть самая реальная реальность.
Преодоление детских страхов сводится к следующим правилам поведения:
- не высмеивайте страхи ребенка, какими бы нелепыми с вашей точки зрения они не казались;
- не критикуйте и наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится;
- установите с ребенком доверительные отношения, постарайтесь вместе решать его проблемы (если он боится темноты, оставляйте в его комнате ночник на ночь, включенную настольную лампу и прочее);
- не сравнивайте ребенка с собой или другими детьми, помните, что каждый человек индивидуален;
- преодолевайте детские страхи методом «закаливания», не делайте сами то, чего боится ваш ребенок (например, если ребенок боится выступать на сцене перед широкой публикой, не выталкивайте его туда, лучше приучайте сначала выступать перед небольшим числом зрителей);
- разъясняйте все интересующие ребенка моменты на доступном ему языке, не прибегая к слишком взрослым терминам. Часто страхи возникают из-за недопонимания какой-либо ситуации.
Как развивать лидерские качества
Прежде всего, для развития уверенности в себе, ребенку нужно побороть страх. Это может быть страх перед новыми знакомствами или же ответом у доски, первым выражением собственного желания. Идеальным решением станут игры, которые помогут развить понимание всего мира и других людей, самого себя, справляться с трудностями, выработать хорошую самооценку.
Игровая форма позволит чувствовать себя максимально комфортно, формируя, тем не менее, полезные качества. Игры лучше проводить каждый день в одно и то же время. Это позволит ребенку чувствовать себя в безопасности, быть уверенным в том, что происходит, ведь все события совершенно предсказуемы.
Для того чтобы усилить в ребенке лидерские качества, можно отдать его в спортивную секцию, кружок театралов или же художников. Навыки, полученные в таких видах деятельности, способствуют появлению собственной значимости, ведь ребенок уже кое-что умеет и это заставляет его гордиться.
Однако не менее важным являются отношения в семье. К мнению ребенка нужно прислушиваться, обсуждая принятые им решения, а также никогда привселюдно не обсуждать его промахи. Ребенок, к которому относятся, как к равному, ощутит свою важность, и будет постоянно стремиться к этому ощущению.
Важным аспектом является похвала, которая не должна быть чрезмерной. Потому что ее недостаток или избыток может в равной мере навредить ребенку, который столкнется с мнением посторонних людей и их системой оценивания. Важно стараться быть объективным. А если вы заметили явные проблемы с ощущением себя у ребенка, несмотря на всю вашу поддержку, нужно обратиться к психологу, не упустив этот важный момент.
Советы и рекомендации психологов
По мнению специалистов, очень важно соблюдать такие правила при воспитании детей:
- Выражать недовольство можно относительно совершенных действий, а не личности ребенка. Он должен быть всегда уверен, что любим.
- Нельзя переносить собственные страхи на ребенка. Если ваше чудо хочет заняться скалолазанием, а вам страшно и на горку его отпустить, так как вы боитесь высоты – лучше отдайте его в руки профессионалов, которые обучат необходимому и обезопасят.
- Важно дать ребенку обязанности, которые будет выполнять лично он, давая ему осознать чувство ответственности. Решая определенные трудности, он будет находить все новые и новые методы решения различных ситуаций, структурировать свое время, чтобы успеть все желаемое и понимать, что необходимо сделать для получения результата.
Вместо заключения
Начиная с первых самостоятельных шажочков и заканчивая поступлением в школу, ребенок учится справляться с различными проблемами. От того, насколько крепки отношения в семье, насколько развиты доверительные отношения между родителями и ребенком, зависит и формирование его уверенности в себе.
Источник