Развивающие игры в развитие ребенка

Развивающие игры в развитие ребенка thumbnail

Вера Богданова
«Развивающие игры в жизни ребёнка»

«Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости получают дети, когда мы, преодолевая усталость соглашаемся хоть на немножко побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Как вы думаете, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве? Назовите эти игры.

Немного статистики. При опросе родителей никто не сказал, что ребенок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа», «детский сад», «больница», «куклы», «война» и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем Значение игры порой недооценивается. В первые году советской власти вообще считалось, что игра ребенку не нужна- это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Для ребенка игра — это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми. Она называется так потому, что основными ее элементами являются разработка сюжета, собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни.

В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Ребенок в игре словно забывает о действительности, верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Ребенку необходимо игровое пространство — это уголок, столик с любимыми игрушками, игровой материал.

В дошкольном возрасте игра имеет большое значение в жизни ребёнка, поэтому является основным видом его деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Потребность в игре сохраняется и в первые годы обучения в школе.

Каждая игра — это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа, где он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в том случае игры будут полезны для развития ребенка. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение дошкольника, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Эти игры помогают подготовить ребенка к школе. Это игры, которые знакомят со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом, развивают представления по математике, умение логически мыслить. Игры на развитие логического мышления делятся на:

1. Предметные: дидактические, настольно- печатные.

Они учат действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

2. Игры на развитие пространственного воображения: строительный материал, счетные палочки, конструкторы.

3. Словесные: загадки, логические задачи, игры на развитие воображения.

4. Развивающие игры: — Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры-головоломки и т. д. на которых мы сегодня остановимся более подробно.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Логические блоки Дьенеша представляют собой

набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Можно предложить следующие задания:

• Найди все фигуры такого же цвета, как эта.

• Покажи все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).

• Дай мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные;

• Распредели фигуры по размеру, форме, толщине.

• Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?

Игры и упражнения с блоками

1. Одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения.

2. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые из мешка.

3. Выложите три фигуры. Какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

4. Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).

5. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

6. Чередовать детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая.

7. Найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

8. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

9. Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т. д.

«Палочки Х. Кюизенера» или «Цветные числа», «числа в цвете», «цветные палочки», «цветные числа», «цветные линеечки» – их называют по – разному. Для начала можно использовать упрощенный набор — из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных.

Следующая игра «Танграм «– древняя китайская игра. Если разделить квадрат на 7 фигур, из них можно составить огромное количество разных силуэтов (человека, игрушек, мебели, одежды, букв, животных и т. д.). Получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, но образ легко угадывается по основным признакам предмета. Взрослый может помочь – предложить образец; сделать начало, а дальше ребенок делает сам; или завершить начатое ребенком; обсудить вместе способы выкладывания; поощрять ребенка. Игра «Танграм «помогает развитию планирующей деятельности, творческого бордовых,

«Палочки Х. Кюизенера» или «Цветные числа», «числа в цвете», «цветные палочки», «цветные числа», «цветные линеечки» – их называют по – разному. Для начала можно использовать упрощенный набор — из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, предназначаются для занятий с детьми от 3 до 7 лет. Этот материал разработал бельгийский ученый Х. Кюизенер.

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. .Каждая палочка — это число, выраженное цветом и размером.

Палочки предлагаются детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. в игровой форме (альбом игра «Волшебные дорожки»., «Дом с колокольчиком»). Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее)

Игры на закрепление цвета.

1. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.

2. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета. построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

3. Перечисли цвета всех палочек на столе.

4. Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.

5. Сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.

Игры на закрепление длины.

1. Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?

2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Поставь рядом друг с другом.

3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной). Какого они цвета?

4. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая,а сверху длинная.

5.«Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите её! (Скажите какую)»

6. Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной.

7. В игре «зоопарк» дети строят вольеры для животных разных размеров (обезьяны. Жирафа)

8.«Мост»(река широкая и узкая)

9. На ориентировку в пространстве: вверху, внизу, посередине?

10. Составь поезд из коричневого, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был слева коричневого.

ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦ

Дети строят лестницы разной высоты. Затем построенная лесенка обыгрывается: по ней поднимается зайчик (используется очень маленькая

игрушка, зайчик считает ступеньки останавливается на третьей и т. д. (рис. 1).

СОСТАВЛЕНИЕ КОВРИКОВ

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания. Возможны различные варианты:

1.«Составить» ковер, как можно длиннее.

2. «Составить» ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета.

3. «Составить» ковер из палочек так, чтобы каждая полоса состояла только из палочек одного цвета.

4. Считаем в обратном порядке: сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю ступеньку, он будет шагать по ступенькам вниз и считать. Считаем: «С третьей на вторую, со второй на первую, с первой на пол».

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети научатся выражениям «больше (меньше) на 1,2,3»,делению целого на части и отношение частей, измерению условными мерками, познакомятся с числом, задачами, составу чисел из единиц и меньших чисел, выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.

В детских садах вместо кубиков – палочек можно использовать «цветные цифры» в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. По сравнению с обычными палочками Кюизенера полоски больше по размеру и потому с ними легче манипулировать во время игр. Единицей измерения является белый квадрат размером 2*2 см. Изготовлением данного пособия мы с вами сейчас и займемся.

Источник

Татьяна морозова
Развивающие игры в дошкольном образовании

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.

Что такое развивающие игры? Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.

Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Отличительная особенность развивающих игр:

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

Виды развивающих игр.

Игры на плоскостное и объемное моделирование.

К таким играм можно соотнести: «Сложи квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», игры – головоломки. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование) .

К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест.

«Четыре по четыре», «Паркеты», «Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

Художественно- развивающие игрыподбери палитру к картине, подбери схему к картине).

С какого возраста надо начинать играть с детьми в развивающие игры? Никто не спрашивает, когда надо начинать учить ребёнка говорить. С самого рождения родители разговаривают с малышом, тем самым уже готовят почву для развития речи ребёнка. Так и с развивающими играми, такой вопрос не должен возникать. Существует множество игр, в которые нужно играть с детьми с рождения, развивая их слух, зрение,мелкую моторику: это погремушки, мобиль, пальчиковые игры, песенки.

Методика организации и проведения развивающей игры

1. Ребёнку не объясняется новая игра,он вовлекается в неё с помощью сказки, подражает взрослому.

2. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

3. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые в дальнейшем усложняются.

4. Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

5. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям, или временно остановить игру.

6. Если ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.

Рассмотрим как надо начинать играть в игру танграм.

С чего начать?

Самое первое упражнение с такой игрой — составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

• Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

Второй этап

• Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

Комок пуха-

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц).

Третий этап

• Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (мне кажется — поздновато).

Одно из первых заданий на этом этапе — бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…

Дольше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Это уже посложнее — фигуры человека бегущего и сидящего, геометрические фигуры.

Источник

Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит?

Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

— познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

— образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

— физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

— речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

— нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

— мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Источник