Развивающие игры никитиных их значение в развитии ребенка
наталья куканова
Развивающие игры Никитиных
«Интеллектуальные развивающие игры Никитина»
Основы новой педагогической методики, направленной на раннее развитие детей, были заложены в начале 70-х годов в семье педагогов из подмосковного поселка Болшево Бориса Павловича и Елены Алексеевны Никитиных. Дети Никитиных поражали соседей своим здоровьем и развитостью.
Свою методику воспитания Никитины строили на основе личного наблюдения за своими детьми, и все методы применяли сразу на практике. Основной ошибкой современного воспитания педагоги считали повышенную физическую опеку детей родителями на фоне полной эмоциональной заброшенности. Большинство родителей считают главной задачей сытно накормить ребенка, снабдить его хорошей одеждой и купить развивающие игрушки для детей, при этом полностью его контролируя и пресекая любую самостоятельность, «как бы чего не вышло, он же маленький». В результате выстраиваются отношения, подавляющие инициативу ребенка и тормозящие развитие его способностей.
Никитины главной задачей родителей считали научить детей всему как можно раньше, с опережением общепринятых сроков развития.
Три главных условия, необходимых для раннего гармоничного развития детей, по мнению Никитиных, это:
• полная свобода творчества,
• максимальная физическая активность с закаливанием
• заинтересованность родителей успехами детей при отсутствии давления и руководства.
Никитины разработали множество развивающих игр для разного возраста. Помощь взрослого необходима только в самом начале, когда нужно вовлечь ребенка в игру – с помощью сказки или подражания старшим. Заинтересовавшись процессом игры, ребенок начинает проявлять свою инициативу и фантазию, играя уже самостоятельно и принимая собственные решения.
Творческие развивающие игры Никитина для детей обладают следующими особенностями:
1. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т. д.
2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребёнку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится все брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
9. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10. Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно
В результате использования этих игр у детей:
1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.
2. Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.
3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.
4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.
5. Кубики Никитина хорошо действуют на развитие моторики детей.
6. Способствуют сплочению детского коллектива, так как если у ребенка не получается выстроить рисунок по схеме, то другие тут же спешат на помощь.
В книге Бориса Никитина «Интеллектуальные игры» описан целый ряд разработанных им развивающих игр. Самые популярные из них – игры на совмещение форм, объемов и составление узоров из различных цветов.
Вот несколько примеров игр, в которые очень нравится играть детям нашей группы.
Сложи узор.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков с 8 видами раскраски граней. Сами узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне. Модели можно конструировать по образцу или в соответствии с собственным воображением. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу — важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.
Сложи квадрат
В каждом уровне — 12 вариантов квадратов, на двух планшетах формата А4. Получая части квадрата и задание «Сложи квадрат!», малыш выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности.
Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов.
Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Кубики для всех.
Игра учит мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Она также развивает навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объёмными фигурами. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж. Фигурки для игры предоставляют почти неисчерпаемые возможности разнообразных сочетаний и позволяют составлять огромное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели.
Игры для детей и вместе с детьми – это очень хорошо, но важно, чтобы мы – взрослые – чувствовали необходимость не столько учить детей, сколько постоянно учиться и изменяться самим.
Источник
Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”.
Кто такие Никитины и как они советовали воспитывать детей? О принципах воспитания, о принципах использования развивающих игр, о самих играх по методике Никитиных вы узнаете из статьи “Методика Никитиных и развивающие игры”.
Никитины
Борис Павлович Никитин (1916—1999) и Елена Алексеевна Никитина (1930-) воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания (от которой весь подмосковный поселок Болшево, где жила семья Никитиных, был в шоке). Впервые о них начали говорить в конце 50-х годов 20 века. Борис и Елена считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня. Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития.
Как нужно воспитывать ребенка?
Никитины акцентировали внимание на важности как можно дольше поддерживать физический контакт между мамой и ребенком. Для полноценного развития ребенка близость мамы так же важна, как и различные развивающие упражнения. Ими рекомендовано сразу после родов приложить малыша к груди, а не забирать (как это делалось в СССР и сейчас иногда практикуется).
Никитины осуждали строгий режим дня для дошкольника. Ведь четкий распорядок и обязательные занятия могут как утомить ребенка, так и вызвать в нем нелюбовь к занятиям. Они считали, что нужно создать такую обстановку, которая будет стимулировать его желание познавать и исследовать. Манежи и коляски – тюрьма для ребенка, считали Никитины.
Часто есть две крайности воспитания детей:
- Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
- Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.
Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяев своих поступков и распорядков. Родитель – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.
Принципы воспитания Никитиных
- Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
- Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
- Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
- Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
- Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.
Развивающие игры по методике Никитиных
Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:
- Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
- Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
- Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
- Требовать решение задания нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
- Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
- Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
- Двигаться от простого к сложному.
- Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.
Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.
Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).
Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.
Интеллектуальные игры на развитие логического и образного мышления
Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (треугольник, квадрат, овал). Можно дать их ребенку для исследования. Далее увеличивает количество фигур. После ознакомления со всеми фигурами, можно усложнить задание. Например, обводить фигуры по контурам рамок, а затем и самих фигур; рисовать фигурки на счет (2 овала, 3 квадрата) и другие.
Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке. Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.
Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.
Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).
Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается квадрат. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.
Как и у любой методики раннего развития, будь то методика Монтессори, Домана или Дьенеша, есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы методики Никитиных рассмотрим в таблице.
Достоинства и недостатки методики Никитиных
Играйте вместе со своими детьми, общайтесь с ними, развивайте и узнавайте их!
Знали ли вы про методику Никитиных? Используете в своих играх с детьми их разработки?
С уважением, Ирина
Источник
Параскун Диана
Консультация «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина»
Параскун Диана Викторовна
МБДОУ Детский сад «Звёздочка» города Заозерного
«Развивающие игры Бориса Павловича Никитина».
«Вы хотите, чтобы ваши дети были
Способными и талантливыми? Тогда
Помогите им сделать первые шаги по
Ступенькам творчества, но…не
Опаздывайте и, помогая…думайте сами».
Б. П. Никитин. Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребёнка. Методика (педагогическая технология) Никитиных такова, что малыши легко усваивают тот материал, который обычно трудно даётся в школе. Поначалу может показаться, что занятия с детьми по системе Никитиных требуют слишком много времени. Это не так. Трудный момент – начало новой игры. Он требует от взрослых особых педагогических приёмов. Позже, когда ребёнок освоит новую игру, он будет заниматься самостоятельно. Частью системы Никитиных являются развивающие игры. Главное в них — творчество: ребёнок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
Каждая игра – это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика.
Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
1. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
2. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течении многих лет (до взрослости).
3. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке. 4. Решение задачи предстаёт перед малышом не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
5. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
6. Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.
Развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приёмов мышления. Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под своего ребёнка, соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному».
Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым. Они многофункциональны и учат детей получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать. Порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
Используя в занятиях с ребёнком развивающие игры Б. П. Никитина, следует придерживаться определённых принципов:
1. Нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребёнок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, ещё не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и взрослым составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.
Итак, главная особенность развивающих игр Б. П. Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.
Разработанные Борисом Павловичем Никитиным развивающие игры описаны им в книгах,– «Ступеньки творчества или Развивающие игры», «Развивающие игры» и др.
Вот несколько самых популярных игр.
Игровое пособие «Сложи квадрат».
Состоит из квадратов, разрезанных на кусочки различной формы. Игра представлена тремя уровнями сложности, причем чем выше уровень, тем больше составных частей в квадрате. На первом уровне надо складывать квадрат всего из 2-3 деталей. На последующих уровнях изменяется форма и количество частей квадратов. Когда все эти задачи освоены, можно усложнить игру, высыпав и перемешав детали двух или трёх наборов. При этом ребёнку нужно будет учитывать, что каждый квадрат (соответственно и его части) раскрашен в свой цвет – обратите на это внимание в самом начале игры.
Знакомство с игрой можно начать с 9-10 месяцев и позже. Для начала используйте детали квадратов для изучения цвета, формирования навыков счёта. Не забывайте описывать и называть фигуры, из которых состоят квадраты: «Это треугольник (трапеция и т. д., он синего цвета. Давай посчитаем, сколько у него углов… а сторон?» (при этом изучаем форму, названия и свойства фигур). Покажите, что треугольники и другие фигуры бывают разной величины (осваиваем понятие «размер, величина»). Также детали игры можно использовать для собирания не только квадратов, но и других различных фигур и форм – при этом вводим понятие «целое» и «часть». Игра поможет развить у ребёнка пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу – понимание того, что квадрат или другую фигуру можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат. Кроме того, развивается мелкая моторика пальчиков – ведь для малышей ещё так не просто аккуратно и точно сложить из мелких деталей квадрат; а так же фантазия, творческие и комбинаторные способности детей.
«Кубики для всех»
Игра учит мыслить пространственными образами (объёмными фигурами, умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учить мыслить «объёмными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертёж.
Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов.
Занятия начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна, которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель. Первая часть представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный.
Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребёнок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. составлением заданий для взрослых.
«Уникуб»
Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трёхмерного пространства, развитие пространственного мышления позволит ребёнку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий «Уникуба» может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребёнок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 – разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад.
Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. Чтобы предлагать ребёнку эту игру, родителям надо представлять себе, различает ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет, складывает ли из кубиков «поезд» и «башню», может ли уложить «площадку», построить «дом» или «лесенку».
Задания в «Уникубе» трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребёнка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания и реже 2-3, в зависимости от возможностей малыша.
Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словестное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы убедитесь, что малыш может сложить и «малый куб синего цвета» (из 8 «синих трёшек») и «большой куб красного цвета» (из 27 кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме, как задавать задание: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить ребёнка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания как в устной форме, так и в форме рисунка.
И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идёт самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший – лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачам, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и постигла неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, «неприступный лёд» будет сломан. Правда, трудно ждать, когда малыш сам найдёт решение, но наберитесь терпения… и обязательно похвалите ребёнка за успех. И помните – иногда подсказка взрослого равносильна обиде.
«Сложи узор»
Игра состоит из 16 кубиков грани которых окрашены различно в 4 цвета и карточек с заданиями. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу и способность к комбинированию.
1. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Отдельные серии разложены по пакетам с буквами А, Б, В, Г, Д.
2. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. 3. Придумывать новые узоры. Используя разное число кубиков и разную по цвету и форме окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
Игровое пособие «Дроби»
Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трёх фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребёнок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный круг. Очень интересно строить лесенку: внизу — целый круг, дальше половинка, затем треть. С её помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.
«Точечки»
Пособие состоит из 44 квадратов.
Красные – точки от 0 до 11, расположенные линейно;
Жёлтые – точки от 0 до 11, расположенные по окружности и в центре;
Зелёные – точки от 0 до 11, расположенные по треугольнику;
Белые – цифры от 0 до 11.
Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации.
«Точечки можно показывать ребёнку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или засунуть в коробку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.
Задания к игре: — Разложить квадраты по цвету.
Для этого надо:
Перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы были видны точки;
Собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло четыре стопки;
Разложить квадраты в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. — Разложить квадраты по порядку. По цвету (рядами);
Вынуть из каждого ряда квадрат без точки; Рядом с квадратами без точек положить квадраты с одной точкой (того же цвета);
Разложить красные квадраты по порядку (сколько сможет ребёнок). — Разложить все квадраты по порядку. Если ребёнок умеет считать до 10, ему можно предложить разложить сначала один ряд с точками (красный или жёлтый, а затем перейти к раскладыванию двух и трех рядов одновременно.
Для того чтобы ребёнку было легче выполнить это задание, можно помочь ему вопросами:
Где лежит квадрат с пятью (шестью, семью, восемью и т. д.) точками?
Кто сумеет положить рядом квадраты с цифрами и квадраты с точками по порядку?
Кто быстрее разложит все квадраты по порядку?
Время раскладывания всех сорока четырёх квадратов в этом в этом случае – решающий критерий. Здесь не только происходит самосовершенствование, но, главное, начинает формироваться навык быстрой систематизации беспорядочно перемешанных предметов. (Подобную работу приходится ежедневно делать почтальонам, библиотекарям, бухгалтерам и многим другим работникам, связанным с систематизацией и каталогами).
Можно придумывать новые задания.
Советы:
Когда ребёнок осваивает эту игру, следует использовать все возможности для обучения счёту: «Принеси ещё три чайные ложки», «А сколько у тебя белых пуговичек на курточке?», «Давай сосчитаем сколько у нас ступенек на крылечке?», «Достань, пожалуйста, из корзинки ещё четыре картофелины» и т. д.
Игра «Внимание»
«Внимание» — это 60 квадратов с разнообразными фигурами различной сложности. Каждая серия состоит из 5 картинок.
Игра развивает внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета, графические способности.
В этой игре детям на несколько секунд показывают фигуру, а потом ее прячут. Малыши должны нарисовать фигуру, как можно точнее. Им нужно «схватить» и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, а иногда и угол между ними. Для того чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его воспроизвести мысленно, а потом уже переносить на бумагу.
Для игры детям нужны мягкие карандаши, заточенные под углом 25-30 градусов (они не так быстро ломаются, и бумагу в клетку. Обязательно должно быть два-три запасных карандаша. Дети садятся так, чтобы им был хорошо виден рисунок и было удобно рисовать. Им нужно объяснить, что фигуры надо изображать размером в две-три клетки, располагая вдоль одной линии по горизонтали или вертикали. Затем со словами «Внимание» показать на несколько секунд фигуру и потом спрятать. Оценивать рисунок можно учитывая: пропуск линий или излишнее их число; четкость линий; правильность окружностей и т. п. всё это должны решать вместе со взрослыми и дети. Проверяя рисунки, дети учатся сами находить ошибки и оценивать их.
Игра «Внимание – угадай-ка»
В этой игре каждая серия состоит из 4 картинок, но в них заложена какая-то закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок. С этой целью ему показывают по очереди (как в игре «Внимание») только 3 первые фигуры-задания, а 4-ю он должен нарисовать сам, не видя рисунка, уловив закономерность.
«Рамки и вкладыши Монтессори»
Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори. Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок в центре каждой вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета. Набор состоит из 16 фигур. Игра развивает детей в нескольких направлениях:
1. Вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).
2. Готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, умение проводить линии, различать границы фигур и видеть линииконтуры.
3. Знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур.
Задания к игре могут быть такими:
— найди вкладыши к рамкам и вставь их. — обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это немного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче обводить круг и эллипс, очень трудно звёздочку.
— обведи вкладыш.
— раскрась фигуру цветным карандашом.
— сделай фигуры с двумя контурами. (3 способа: контур и рамку; двумя связанными карандашами; один по рамке, а другой используя шайбу).
— узнай фигуру на ощупь.
— сделай орнамент из фигур.
— вставь вкладыши в рамки на ощупь.
— разложи рамки и вкладыши по сортам.
Задание это не большое и не сложное, но предлагать его нужно детям, которые хорошо считают до 10 и знают что такое угол, треугольники, шестиугольники и т. д.
«КБСАМ» (конструкторское бюро самостоятельного активного мышления)
Эта игра с конструкторами «механик».
Знакомит ребёнка с многообразным миром современной техники, устройством и работой машин и механизмов, ребёнок постигает «секреты» соединения деталей друг с другом, узнает их свойства, развивает свои способности, но…в основном исполнительские. Развивают мелкие мышцы кисти руки ребёнка. Учит быт внимательным, точным и аккуратным.
Игра «Кирпичики»
Эта игра своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но главное развивает пространственное мышление ребёнка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-заданий по которым надо строить модель.
В игре выполняется три вида заданий:
— построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям;
— сделать чертежи по построенной модели;
— сконструировать новые модели и составить чертежи к ним.
Игра «Обезьянки»
Цель игры – развить внимание ребёнка, научить его точно копировать действия ведущего. Ведущим могут быть сами дети, правда это потребует от них большой находчивости и сообразительности. Игру можно усложнять разными способами: к двум кирпичам добавить третий, тогда модели станут не только сложнее, но и разнообразнее. Можно один из кирпичиков заменить кубиком, цилиндром и т. д.
Источник