Развивающая среда для развития социально личностное развитие ребенка

Развивающая среда для развития социально личностное развитие ребенка thumbnail

Комитет по образованию Администрации

Городского округа Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36 «Сказка»

Консультация

«Предметно-развивающая среда для социального развития дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель

МДОУ комбинированного вида д/с № 36 Бооль Юлия Витальевна

11 октября 2017 г.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста- это основнаяцель социально-коммуникативного развития детей в рамках ДОУ.

Укажем ряд условий для успешного социального развития ребенка в рамках ДОУ

• использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

• реализация общеобразовательной программы;

• обогащение предметно-пространственной среды.

То есть, работа над содержанием предметно-пространственной среды является необходимым условием для решения задач социального развития дошкольника в рамках ДОУ.

Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Принципы предметно-развивающей среды :

• принцип насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);

• принцип трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации);

• принцип полифункциональности (возможность разнообразного использования);

• принцип вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);

• принцип доступности (свободный доступ к игровым пособиям);

• принцип безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться

  • текущей темой периода,

  • содержанием образовательной деятельности в данной образовательной области;

  • возрастной категорией детей.

ВДОУ социально-коммуникативное развитие ребенка  реализуется в четырех направлениях:

  1. игровая деятельность,

  2. патриотическое воспитание,

  3. формирование основ безопасности,

  4. трудовое воспитание.

Охарактеризуем предметно-развивающую среду по каждому направлению.

  1. ИГРОВАЯ деятельность

Развитие игровой деятельности детей происходит с целью освоения различных социальных ролей.

В группе может быть оборудован или оборудованы зоны сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм.

  1. Патриотическое воспитание

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Поэтому важную роль играет создание в группе патриотического уголка.

Патриотический уголок помогает педагогу познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

В зависимости от возрастного этапа уголок будет дополняться и трансформироваться.

  1. Основы безопасной жизнедеятельности.

Основная цель работы с дошкольниками — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

Для достижения цели в группе могут быть :

— макет перекрёстка, набор дорожных знаков, макеты светофоров;

— атрибуты инспектора ДПС (жезлы, жилеты);

— набор транспортных средств;

— иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;

— плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;

— дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В связи с этим традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Одной из задач детского сада в русле данной проблемы является создание безопасной среды в учреждении и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях.

Предметная среда здесь определяется «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям.

  1. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Выделяют следующие виды труда:

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы).

Также выделяют три основные формы организации труда детей:

1. Поручение

2. Дежурство

3. Коллективно — трудовая деятельность (старшая и выпускная группы).

Трудовую деятельность дошкольника необходимо  организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра..

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Для этого в группе имеются уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. Воспитанники активно помогают в поливе цветов, опрыскивании листвы, рыхлении почвы, пересадке на участке детского сада.

На основании ФГОС предметно-развивающая среда должна быть открытой, незамкнутой. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду для социального развития дошкольника любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Источник

Ольга Хлыстова
Создание предметно-развивающей среды, способствующей социально-личностному развитию дошкольников

Воспитатель: Хлыстова Ольга Алексеевна.

Цель:

создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Задачи:

создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности.

1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

— Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

— Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

2. Развивающая предметно-пространственная среда

должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.

Развивающая предметно-пространственная среда

должна быть:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— полифункциональной;

— вариативной;

— доступной;

— безопасной.

Социально-личностное развитие:

Игра – ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Уголок духовно-нравственного воспитания:

— Формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника.

— Способствование духовно-нравственному развитию через приобщение к православным праздникам.

Центр сюжетно-ролевых игр:

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей.

Центр конструирования:

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе.

Центр ПДД и ОБЖ:

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Уголок уединения:

Уголок уединения, призван решать благородную задачу создания ниши покоя. Здесь ребенок отдыхает от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Уголок эмоционального состояния:

Настроение – это более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность ребенка до нескольких дней. При этом нужно учесть, что настроение всегда имеет причину. Оно накладывает отпечаток на поведение детей, окрашивает их деятельность, стимулирует или подавляет развитие личности.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка — детский сад №17 «Машенька»

Ступинского муниципального района

_________________________________________________________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 «Организация развивающей предметно-пространственной среды как пространства для социально-личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Сергеева В.С.

Ступино 2015г.

Актуальность

Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения. Перед нами, педагогами дошкольных образовательных организаций поставлена задача создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Одним из основных путей обновления содержания воспитания и образования является переход на личностно-ориентированную модель развития и воспитания. Поэтому ведущими способами общения для меня стали понимание, признание личности ребёнка, способность занять его позицию, учесть точку зрения и не игнорировать детские чувства и эмоции. Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляю в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Над созданием необходимой развивающей предметно-пространственной среды я задумалась в самом начале реализации инновационного проекта «Профилактика деструктивного поведения посредством формирования эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: долгосрочный.

Руководитель проекта: воспитатель  Сергеева В.С.

Участники: педагоги, родители (законные представители) детей.

Сроки реализации проекта: 1 учебный год (сентябрь 2014 года – май 2015 года).

Цель проекта: создание модели  развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей условия для социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

1)    изучение и внедрение в практику инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды на основе современного стандарта;

2)    разработка рекомендаций по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с учетом возрастных особенностей детей;

3) организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

4)    создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

5)    содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.

Создавая развивающую предметно-простанственную среду в группе, я придерживалась принципов, изложенных в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного оборазования», а именно:

  • насыщенности;
  • трансформируемости;
  • вариативности;
  • Полифункциональности;
  • Доступности;
  • Безопасности.

Также при организации развивающей предметно-пространственной среды я учитывала соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, то есть требования к прогулочному участку, групповому помещению, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям.

Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной предметной среде. Поэтому для нормального развития дошкольника организовала его предметное окружение сомасштабным его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственные

1. Подготовительный этап

1.1.

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

сентябрь 2014г.

Воспитатель Сергеева В.С.

1.2.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными стандартами, предъявляемыми нормативными документами

сентябрь 2014г.

Воспитатель Сергеева В.С.

1.3.

Разработка проекта «Создание развивающей предметно-пространственной среды как пространства социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста». Составление рабочего плана реализации проекта

сентябрь 2014г.

Воспитатель Сергеева В.С.

1.4.

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

сентябрь 2014г.

Воспитатель Сергеева В.С.

1.5.

Разработка рекомендаций по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО согласно возрастным особенностям

сентябрь 2014г.

Воспитатель Сергеева В.С.

2. Основной этап

2.1.

Консультации на темы:

  • «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения»;
  • «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы».

Октябрь 2014г.

Воспитатель Сергеева В.С.

2.2.

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

Октябрь 2014г.

Воспитатель Сергеева В.С.

2.3.

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам 
построения развивающей среды

Октябрь 2014г.

Воспитатель Сергеева В.С.

2.4.

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах

Октябрь 2014г.- апрель 2015г.

Воспитатель Сергеева В.С.

2.5.

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими

Октябрь 2014г.- апрель 2015г.

Воспитатель Сергеева В.С.

3. Завершающий этап

3.1.

Итоговая презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды как пространство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста»: на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах

май 2015г.

Воспитатель Сергеева В.С.

3.2.

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы в МАДОУ и на районом семинаре для воспитателй г. Ступино

май 2015г.

Воспитатель Сергеева В.С.

Результаты

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Но это не означает, что среда остаётся неизменной. Центры периодически объединяются (театральный+ряженья) и дополняются (патриотический центр, центр эксперементирования). Я меняю элементы интерьера, приношу в группу что-то новые, выставляю в центры новые игрушки, предметы. Всё это стимулирует познавательную и двигательную активность, развивает игровую деятельность, творческое воображение.

В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

  • сюжетно-ролевых игр «Дом. Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Гараж»;
  • развития мелкой моторики;
  • психологической разгрузки;
  • безопасности;
  • конструирования;
  • физического развития;
  • театрализованный;
  • экспериментирования;
  • рисования;
  • музыкальный;
  • книжный;
  • патриотический;
  • математический;
  • ряжения;
  • природы;
  • огород на окне;
  • мини-музей.

День начинается с приёма детей. Раздевалка приветливо встречает детей и родителей. Малыши быстро находят свой шкафчик, глядя на яркую предметную картинку, которую они сами выбирали.

Здесь же расположен уголок для родителей, куда помещаются объявления, консультации советы родителям, Уголок именинника, чем сегодня занимались. Также в раздевалке развернулась «Полянка творчества», здесь все посещающие группу могут увидеть детские работы и результаты совместного творчества.

В умывальной комнате всё приспособлено к нуждам детей. У каждого ребёнка своё полотенце, над раковинами укреплено зеркало, чтобы дети могли видеть в нем своё отражение. Также в умывальной есть памятка, на которой изображена последовательность мытья рук, умывания лица. Дети имеют перед глазами подсказку-инструкцию для самостоятельных действий.

Как говорилось выше, пространство групповой комнаты условно поделено на центры. Магнитофоном и мультимедийным проектором оснащён аудиовизуальный центр. Есть возможность прослушать музыкальные произведения по возрасту детей, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы. После ознакомления с произведениями художественной литературы можно просмотреть аналогичный мультфильм (например, «Кот, петух и лиса», «Коза-дереза», «Муха-цокотуха»), что поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им оценку. Просмотренный фрагмент научит детей обыгрывать роли в инсценировках и драматизациях, уловить нужную интонацию речи, характер движений (сказка «Маша и медведь»). Возможно более подробное рассмотрение жизни животных, людей и явлений природы.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики собраны в соответсвующем центре. Играя, дети производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по размеру, ощупывают (традиционные формы работы такие как: мозаики; шнуровки; застёгивание и расстегивание пуговиц; штриховки; раскраски; так и не традиционные: игры с прищепками, различной крупой, су-джок).

Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр рисования, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.

Разнообразие средств в центре рисования открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые – представлены в этом центре. Большинство моих деток любят раскрашивать. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты (металлофон, бубны, дудочки, свистульки, трещотки и др.), звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Они собранны в центре музыкального развития. Шумные концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие.

Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра (настольный, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, театр масок). Театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки «Теремок», «Репку», «Колобок», сопровождают движения простой песенкой. Рядом расположен уголок ряженья. Можно нарядиться и проявить свои артистические способности в игре.

Один из любимых уголков детей – книжный. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках!

Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняю, выставляю в соответствии с рекомендациями по программе, также помещаю в уголок детские журналы «Мамино Солнышко», «Спокойной ночи, малыши». Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.

Центр природы тесно связан с центром экспериментирования. В Центре природы находятся комнатные растения (бегония, спатифиллум, хлорофитум), за которыми дети наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал (семена растений, шишки сосновые, еловые, кедровые, гербарий листьев деревьев, перья птиц и т.д.). И, конечно, календарь наблюдений за природой.

В этом году вместе с детьми устроила огород на окошке. Дети посадили лук, семена петрушки, свеклы и мн.др. Сколько было радости, когда появилась первая зелень, проросли семена укропа и гороха! Дети наглядно убедились, что растениям для роста нужна вода, солнечный свет, тепло и их заботливые ручки. Урожай был испробован. Так постепенно формирую у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваю интерес к растениям и животным.

Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов (песок, камешки, земля, лопатки, ситечки, воронки, разные ёмкости, природный материал, материал разной фактуры и т.д.). Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.

Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центр физического развития я подобрала атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяю в проведении утренних гимнастик (яркие пластмассовые шары, флажки, кубики), подвижных играх (кегли, мячи, обручи), индивидуальной двигательной деятельности (скакалки, мешочки для метания) и в свободной деятельности детей. У моих детей высокая двигательная активность, им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или прятаться. У них вызывает восторг возможность увернуться. Двигаясь, ребята знакомятся с разными предметами и их свойствами (большой, маленький, твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий т.п.), определяют расстояние (далеко, близко), учатся ориентироваться в пространстве (впереди, сзади), во времени (быстро, медленно). Двигательная активность способствует развитию восприятия. А накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие.

Я устраиваю динамические минуты с игрой на подражание, имитацию движений животных или предметов окружающего мира (поехали, как поезд; полетали, как птички; попрыгали, как мячик). Дети оживляют даже неживые предметы, передают ему черты живого персонажа, поэтому подвижные игры детей носят сюжетный характер, детей увлекает сам процесс игры. Я хвалю детей за находчивость и смекалку. В подвижных играх воспитывается красота и грациозность движений.

Массажные дорожки, коврик я использую после дневного сна. Походят детки по дорожкам, и их организм постепенно проснётся, активизируются биологически активные точки стопы, да ещё и профилактика плоскостопия будет. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен.

Таким образом, созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Уголок психологической разгрузки — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение всего дня.В моем уголке представлены следующие зоны и оборудование: Уголок уединения; Мягкий диван, подушки; Телефон для игры «Позвони маме»; Мягко набивная «подушка-колотушка»; «Кукла — подружка», подушка — «плакушка», подушка «Доброе сердце»; Уголок эмоций; Набор бумаги для разрывания или листки – гнева; Коврик злости; Стаканчик для крика, грубых слов, злобы и т.д.; Цветные клубочки пряжи разного размера; Мягкая проволока большого диаметра; коробка примерения; «Полянка радости»; Волшебные предметы: шляпа волшебника, волшебная палочка, короны, медаль, «Волшебные бобы»; «Сухой дождь»; Различные светильники на батарейках, плеер и наушники с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра); «Добрая корзинка».

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении, раздевалке  я старалась учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.

И я, и наш педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Источник