Развивающая предметная среда как фактор развития ребенка в соответствии с фгос
Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Лысякова М.С., воспитатель МБДОУ детский сад №15 «Светлячок»
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды.
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)
Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахер»: ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки и т.д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей.
Обеспечение возможности для исследования и научения.
Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.
Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада.
Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Побор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.
Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.
Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные, «прозрачные».
Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной активности, ролевых игр, для «неопрятных игр» и занятий в одиночестве. Основное правило – свободное пространство должно занимать не менее трети не более половины общего пространства игровой комнаты.
Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно.
Принцип функциональности.
Он означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы. Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий.
Принцип опережающего характера содержания оборудования.
Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во-первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во-вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.
Принцип динамичности – статичности среды.
Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Следовательно, развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в детском учреждении. То есть программа должна осуществляться в той предметно – пространственной среде, которая соответствует данной программе. А оснащение должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.
В качестве таких зон могут быть:
- Уголок для ролевых игр.
Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.
- Книжный уголок.
В удобном месте комнаты с достаточным естественным и искусственным освещением организуется книжный уголок – стол и книжная полка – витрина. Содержание уголка книги определяется программой, которая реализуется в детском саду. Обычно в уголке бывают представлены как новые так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.
- Зона для настольно – печатных игр.
- Уголок природы (наблюдения за природой).
- Спортивный уголок. Необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. В спортивном уголке могут быть: цветные флажки, платочки цветные, ленты разноцветные, кегли или булавы, кубики (деревянные или пластмассовые), мячи надувные, обручи, скакалки. При этом в групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек.
- Центр экспериментирования (Уголок науки).
- Уголок конструирования (конструкторы, блоки и т.п.)
Литература:
1. Новосёлова С. Развивающая предметно-пространственная среда детства: мир «Квадро». Дошкольное воспитание. – 1998. – №4. – С.79.
2. Петровская В.А. Построение развивающей среды в ДОУ. 1Дошкольное образование в России. – Москва, 2010.
3. ФГОС ДО. Минобрнауки РФ. Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении ФГОС ДО.
Источник
Тезисный доклад к презентации
«Предметно-развивающая среда как фактор развития детей в ДОУ».
Уважаемые коллеги!
слайд 1.
Разрешите представить вашему вниманию презентацию на тему:
«ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР развития детей в ДОУ».
СЛАЙДЫ СО 2 ПО 6
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы педагоги испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
В нашем детском саду прошли глобальные изменения. В августе 2017 года детский сад был закрыт на капитальный ремонт В процессе капитального ремонта от старого здания остались одни несущие стены. Фасад детского сада был утеплен и обработан композитивным покрытием« Короед». Заменена кровля, установили водостоки. Проведен демонтаж и монтаж путей эвакуации и запасного выхода из младшей группы первого этажа. Установлены евроокна. Внутри здания заменили перегородки, утеплили стены, потолки. Территория детского сада ограждена новым забором, дорожки к участкам и вокруг здания заасфальтированы, установлены сушилки для белья и ковров. Территория детского сада озеленена различными насаждениями. Отведено место для огорода, Оборудована и оснащена спортивная площадка, зона по ПДД .Создана материально- техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, была проведена работа по созданию предметно-пространственной среды и благоустройству территории.
слайд 7.
На развитие ребенка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и воспитание.
Согласно толковому словарю Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек и окружающие его условия.
слайд 8.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в нашем ДОУ :
содержательно-насыщена, трансформируема,
полифункциональна, вариативна,
доступна, безопасна.
Созданы условия для благоприятного всестороннего развития детей.
Таким образом, требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ нами выполнены.
слайд 9.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.
слайд 10.
Благодаря правильной организации и размещению различных центров на открытых стеллажах, не загромождающих пространство, в группах созданы условия для разных видов детской деятельности.
слайд 11.
Доступность среды обеспечивает игровое оборудование, размещённое в прозрачных контейнерах, которые не только подписаны, но и обозначены соответствующим рисунком.
слайд 12.
Дети имеют доступ к материалам для самостоятельной игры: все игрушки расположены в доступных для детей местах. Разумеется, это существенный плюс в организации предметной среды: развивается инициатива детей и самостоятельная игра.
слайд 13.
Предметная среда в группе предоставляет ребёнку право выбора деятельности,
возможность максимально активно проявлять себя.
слайд 14
Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
слайд 15,16
Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования обеспечивают развитие моторики.
Слайд 17
В своей работе педагоги используют нестандартное оборудование по сенсорики
Слайд 18
Своими руками педагог Калинина А.В. ИЗГОТОВИЛА ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ «Бизиборт»
это методика Монтессори для самых маленьких. Вряд ли крошечному малышу будет интересно, если вы начнете объяснять ему, как работает та же дверная щеколда – он не станет слушать или просто ничего не поймет. Другое дело, когда, играя с ней, он случайно сам поймет принцип работы – тогда для него это станет поводом для радости и гордости за себя. Такое он запомнит обязательно, а главное – ничего ценного точно не поломает.
Слайд 19.
В своей работе педагоги используют развивающее игровое пособие «Геоконт» В. Воскобовича
«Геоконт» — предназначен для развития пространственного и ассоциативного мышления, воображения, логики и мелкой моторики. Помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости.
«Цепляющие шарики»- мягкий конструктор на липучках – для тренировки пальчиков, знакомства с цветами и оттенками, развития конструктивных способностей, творчества и мелкой моторики.
Слайд 20
Логические блоки Дьенеша
предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года.
Слайд 21
Вариативность среды предполагает наличие в группах разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Слайд 22
Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей.
Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы, они испытывают более десятка эмоций в день. Эти эмоции бывают, как положительными, так и отрицательными. Задача педагога — не подавлять и искоренять негативные эмоции у ребенка, а уметь грамотно отрегулировать эмоциональную сферу ребенка посредством его уединения от остальных детей.
Слайд 23
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
«Магазин» по желанию детей превращается в «Театр».
Слайд 24
Полифункциональность материалов дает
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). В основном все сюжетные игры — настольные, маленького размера, что дает возможность не загромождать пространство группы.
Слайд 25
Учитывается гендерная специфика — предусматриваются материалы, соответствующие интересам девочек и мальчиков.
Слайд 26
Активное внедрение инновационных технологий в детском саду.
Образовательное пространство групп оснащено техническими средствами обучения, что дает возможность постоянного использования учебных презентаций в образовательной деятельности.
Слайд 27
В группах оборудованы физкультурно-оздоровительные центры
Слайд 28
«Дорожка здоровья» — является хорошим помощником в оздоровительной работе — закаливание, повышение иммунитета, профилактика плоскостопия и снижение усталости.
Слайд 29
Развитие дыхания – один из очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевой недостаточности. В своей работе педагоги используют Дыхательные тренажеры . Цель: развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания.
Слайд 30
«Прогулочный участок в детском саду — островок веселья и здоровья,
место для проведения игр, образовательной деятельности, наблюдений ,приобщение воспитанников к труду. На наших прогулочных участках появилось новое игровое оборудование.
Слайд 31
для укрепления здоровья детей. Главной целью организации спортивных зон является привлечение детей к оптимальной двигательной активности. Важно, чтобы дети могли реализовывать свои интересы в спортивных играх и упражнениях. Своими силами изготовлена «дорожка здоровья» для босохождения.
Слайд 32
Данная площадка расположена на территории ДОУ в шаговой доступности для всех возрастных групп. Отвечает требованиям безопасности. Возможность ежедневного доступа воспитанников.
Вариативность использования: может дополнятся дорожными знаками, игровым оборудованием, модулями и т. д., в зависимости от конкретной задачи поставленной педагогом.
Слайд 33
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.
Следовательно, важным фактором является среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Мы видим, что предметно — пространственная развивающая среда в нашем детском саду создаёт условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечения максимально комфортного состояния ребенка и его развития.
Источник