Развивающая предметная среда как фактор развития ребенка

Елена Канакова
Развивающая предметно пространственная среда как фактор развития ребенка дошкольного возраста

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги! В нашем детском саду реализуется образовательная программа «Развитие +» Венгера, гармонично дополненная программами,разработанными педагогическим коллективом ДОУ: «Этикет для маленьких», «Мой город Нефтеюганск».

СЛАЙД2

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, материалами для различных видов деятельности, игровым и спортивным оборудованием в соответствии с принципами и требованиями ФГОС ДО.

При организации предметной среды в групповом помещении мы учитывали всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов. Организовали развивающее пространство так, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, свободной и доступной для деятельности детей. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе. Центры для различных видов деятельности не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой центр по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

СЛАЙД 3

Неизменной популярностью пользуется центр «Познания»,который включает в себя материалы по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В работе с детьми по знакомству с различными геометрическими фигурами, развитию восприятия, и формированию умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов, используем различные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, дидактические и настольно-печатные игры.

Программа для средней группы по ознакомлению с пространственными отношениями предполагает последовательное усложнение заданий. Например, с целью овладения представлениями о направлениях пространства и способах ориентировки в нём в центре используем фланелеграфы, а также вырезанные профильные фигуры шахмат. Для развития пространственных представлений при составлении простейших планов обозримого пространства — макет игрушечной комнаты с мебелью,а также различные планы: план групповой комнаты, приёмной, спальни, первого этажа детского сада.

СЛАЙД 4

В средней группе знакомим с шахматными фигурами, правилами игры в шахматы, тем самым развивая интеллектуальные способности, память, воображение. Увлекаясь этой игрой, наши маленькие непоседы становится усидчивее, озорники – выдержанней, зазнайки – самокритичней. Оформлены дидактические игры, пособия. Имеется напольное полотно, настенная магнитная доска.

СЛАЙД 5

Для организации детской исследовательской деятельности оборудован центр экспериментирования. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. На полочках для детского экспериментирования размещаются природный и бросовый материалы. Воспитанники, используя атрибуты и материалы для опытов, получают знания по развитию представлений о свойствах воздуха, магнита, воды, почвы, осваивают экспериментирование, развивают познавательную активность. Иллюстративный и наглядный дидактический материал способствует развитию элементарных естественно-научных представлений об анатомии и физиологии человека (опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная и пищеварительная, нервная система, кожа и органы чувств).

СЛАЙД 6

Центр экологического развития служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. С целью ознакомления представлений о жизни растений и животных в зависимости от смены времени года используем модель «Времена года», то есть круговую диаграмму и модели-значки явлений природы, обозначения которых соответствуют моделям, предусмотренных программой «Развитие+».

В центре подобраны различные дидактические игры, способствующие развитию представлений о природе ближайшего окружения, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

В группе с марта высаживаются «Огороды на окне», где есть лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать и ухаживать за растениями.

СЛАЙД 7

В группе нами также созданы необходимые условия для конструктивной деятельности воспитанников. В центре в разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов, который храним в специально лотках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне. Наши воспитанники самостоятельно используют схемы и модели построек, что способствует развитию действий пространственного моделирования предметов, дальнейшему совершенствованию умений и навыков конструирования. При обучении графическому изображению используем трафареты, изготовленные из прозрачно пластика, с прорезями, соответствующими по форме и размерам изображаемым деталям. С помощью схем-развёрток дети приобретают первоначальный опыт графического изображения отдельных строительных деталей с разных пространственных позиций (сверху, сбоку, спереди). Мобильность центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Постройки, объединенной одной темой, служат благоприятной средой для сюжетно – ролевых и режиссерских игр.

СЛАЙД 8

В шумном пространстве игровой комнаты мы создали островок тишины и спокойствия, который располагает к наблюдению, мечтам, тихим беседам. Это центр речевого развития, который включает в себя любимые детские сказки и рассказы, иллюстративный материал, фотографии детских писателей, познавательную литературу, речевые игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития связной речи. Центр дополнен яркими, красочными книжками-малышками с историями, сказками, стихами, загадками, оформленными в совместной деятельности детей и родителей. Для развития воображения, освоения действия замещения, освоения действия моделирования игрового пространства используем в работе фланелеграф и заместители персонажей сказок. При обучении детей ориентировке в звуковой стороне речи включаем в работу дидактические игры, речевые кубы, при использовании которых у детей формируются умения сравнивать слова по звучанию, закрепляются знания о протяжении слов, развиваются умения подбирать слова с заданным звуком и определять первый звук в слове, умения дифференцировать твёрдые и мягкие звуки.

СЛАЙД 9

С целью развития у дошкольников умения видеть необычное в обычных предметах; развития творческих способностей в группе нами оформлена мини-мастерская «Весёлый карандашик». Здесь дети создают атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций. Юные художники учатся работать с цветом, создавать живописные композиции,использовать оппозиционные пары: «Злое -Доброе», «Тёмная ночь и ясное утро»; учатся соотносить предмет, его пропорции с пространством листа; осваивают навыки работы с цветовым пятном, выразительной линией. В центре накоплен разнообразный дидактический и иллюстративный материал, с помощью которого знакомим детей с основами живописи, скульптуры, графики, народно-прикладным искусством, учим использовать элементарные основы изобразительной грамоты, передавать в рисунке настроение, характер образа, выражать к нему свое отношение.

СЛАЙД 10

Театральный центр – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Наши дети — большие артисты, и поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

.СЛАЙД 11

Для игр-драматизаций по сказкам в центре имеются костюмы, театрально-игровые атрибуты,различные виды театра: на фланелеграфе, кукольный, настольный, пальчиковый, театр с игрушками Бибабо, перчаточный, на кружках, на конусах.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в группе функционирует центр «Веселые нотки», который способствует закреплению полученного на музыкальных занятиях опыта, формированию уверенности в себе, активности, инициативе, а также знакомству и обучению игре на простейших музыкальных инструментах. В центре создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.

СЛАЙД 12

В приёмной нашей группы размещен центр физического развития, целью которого является развитие двигательной активности, формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей. Яркий, веселый, физкультурный центр лаконично и гармонично вписывается в предметно-развивающее пространство.Совместно с родителями центр пополнили нестандартным оборудованием: султанчиками, эспандерами, дорожками здоровья. Предметное наполнение центра используем в подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей, в комплексах взбадривающей и утренней гимнастики.

СЛАЙД 13

С целью формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге, в быту и на улице, создан центр безопасности. С целью обучения детей правилам дорожного движения, мы пополнили центр макетом по правилам дорожного движения, плакатами, дидактическими играми, наглядным материалом, подобрали детскую художественную литературу. Полезным дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, где воспитанники самостоятельно моделируют ситуации опасности на проезжей части. Для формирования у детей умения правильно выбирать безопасные места для своих игр в центре подобрали иллюстративный материал, а также игрушечные машины разных размеров и предназначений.,

СЛАЙД 14

С целью совершенствования навыков культурного поведения, повышения культуры взаимоотношений и формирования у детей этических представлений реализуем программу «Этикет». Для формирования культуры речи, культуры поведения в общественных местах и транспорте, культурно-гигиенических навыков, культуры обращения с книгой и вещами подобран иллюстративный и дидактический материал, художественная литература. В средней группе формируем умение выполнять обязанности дежурных, воспитываем положительное отношение к труду. Дежурство по столовой введено с начала года, а с середины — дежурство по занятиям. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями детей, которые каждый день меняются в специальных кармашках на панно «Мы дежурим».

Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, позитивных переживаний пребывания в детском саду в группе находится папка с играми на групповое взаимодействие, психогимнастиками, потешками, стишками. С целью обучения освоению правил проявления и распознавания своих чувств и чувств другого человека в используем дидактические игры, пособия картинки с изображением людей или животных в разных эмоциональных состояниях, сюжетные картинки, отражающие ситуации взаимодействия людей. Для определения настроения каждого ребёнка в нашей группе создано панно «Моё настроение». Чтобы дети могли самостоятельно фиксировать своё настроение, имеется картотека с фотографиями детей.

СЛАЙД 15

С целью формирования семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств в группе оформлен центр «Мой город — Нефтеюганск». Здесь представленыальбомы с фотографиями: «Моя семья», «Моя группа», «Мой детский сад»; панно «Семейное древо»,. Благодаря работе с альбомами, дети знают свою фамилию, имя; имя, отчество родителей, место работы; свой домашний адрес, название детского сада, города, где живут дети; основные трудовые действия представителей различных профессий; предметы быта; домашних и диких животных.

СЛАЙД 16

При воспитании мальчиков и девочек организуем совместные игры, в процессе которых дети действуют сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Так, например, игра «Ателье». Девочки выступают в роли швеи, закройщицы, модельера. Они с удовольствием строчат на швейных машинках, снимают мерки.

СЛАЙД 17

В сюжетно-ролевой игре «Моряки» главная роль отводится мальчикам, они с удовольствием надевают форму моряка. Девочки в этой игре выполняют роль медсестры, связистки, повара. Также совместно с родителями оформили сюжетно-ролевые игры,такие как: «Спасатели», «Мастерская» — для мальчиков; «Парикмахерская», «Семья», «Поликлиника», «Магазин», — для девочек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Насыщенная предметно-пространственная развивающая и игровая среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника. Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. При создании развивающего пространства в группе учитываем ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и образования.

Процесс формирования предметно-пространственной развивающей среды группы находится постоянно в динамичном состоянии, так как, по нашему мнению, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям и дополнениям.

Источник

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее образовательные

программы  — «Детский сад», расположенное по адресу: ул. Новостроящаяся, 22

Предметно – развивающая среда  как фактор

развития активности ребёнка

                                                     Составила

воспитатель Агеева Л.В.

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. Процесс обновления сопровождается возникновением новых видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг. В новых условиях функционирует и система дошкольного образования. Перед дошкольными образовательными организациями стоит ответственная задача – выбрать такую программу, которая была бы ориентирована на целостное, полноценное развитие детей и могла бы быть успешно реализована педагогическим коллективом.

Государственный стандарт дошкольного образования – документ, обязательный для всех дошкольных организаций, работающих в рамках любой программы. В нём разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.

Понятие «развивающая среда» — это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ. Развивающая среда в дошкольной педагогике рассматривается как предметно-развивающее пространство. В предметном пространстве главным развивающим фактором выступают реальные предметы окружающей среды.

Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и дают рекомендации к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Мой опыт работы показал, что предметно-игровая среда эффективно воздействует на развитие игровой активности ребенка-дошкольника при определенных условиях:

  1. Когда воспитатель является организатором предметно-игровой среды с точки зрения их безопасности, привлекательности, ценностного потенциала и воспитывающего воздействия на личность ребенка;
  2. А ребенок проявляет интерес к предметно-игровой среде, активно осваивать ее, преобразовывая и самоутверждается;
  3. Предметно-игровая среда целенаправленно организована с учетом игровых потребностей ребенка, отвечать соответствующим принципам (активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциогености, закрытости-открытости, учета половых и возрастных различий, современности, вариативности, функционального комфорта, надежности, безопасности, обогащенности, наукоемкости) и требованиям (закономерностям развития игровой деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, развивающий характер, соответствовать когнитивной сфере ребенка, т.е. неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании)

Согласно ФГОС ДО организую предметно-развивающую среду группы по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература. Обновлённая предметно-развивающая среда вовлекает детей в образовательный процесс и обеспечивает максимальный психологический комфорт.

Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.

Центры активности

Интегративная направленность деятельности центра

Познавательно-речевое направление развития детей

—   Центр сенсорного развития

—   Центр «Мы познаем мир»

—   Центр конструктивной деятельности

—   Центр математического развития

  • Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
  • Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.
  • Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно — научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков.
  • Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.
  • Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного творчества.
  • Приобщение к чтению познавательной и художественной литературы.
  • Развитие  умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
  • Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами.
  • Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.
  • Формирование стремления к освоению нового (получение информации из энциклопедий, справочной литературы).

Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении. 

—   Центр «Здравствуй, книжка»

  • Формирование потребности  рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.
  • Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала.
  • Развитие интереса к художественной литературе.
  • Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой.
  • Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев.
  • Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей.
  • Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.

—   Центр речевого развития

—   Центр «Будем говорить правильно»

  • Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.
  • Развитие всех компонентов речевой системы.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.
  • Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений.
  • Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).
  • Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.
  • Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения.

—   Центр физического развития

  • Удовлетворение потребности детей в двигательной активности.
  • Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.
  •  Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи. Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности
  • Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.
  • Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования. Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.
  • Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами. Развитие способности после рассматривания книжных иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы упражнений.
  • Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, великими достижениями российских, уральских спортсменов в области спорта.
  • Развитие представлений детей об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического и психического здоровья

-Центр «ПДД»

— Центр «Пожарная безопасность»

— Центр сохранения здоровья ребенка

  • Формирование валеологических основ и основ ОБЖ.  
  • Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
  • Формирование представлений о культуре здоровья и путях его сохранения.
  •  Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
  • Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле. Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами.

— Центр изобразительной деятельности

  • Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.
  • Формирование навыков изобразительной деятельности.
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.
  • Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж
  • Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;
  • Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.
  • Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями;

— Центр музыкально-театрализованной деятельности

  • Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности.
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.
  • Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.
  • Формирование легкость  и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).
  • Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем.

—   Центр сюжетно-ролевых игр

—   Центр социализации

—   Мини-музей «Изба»

—   Мини-музей кукол

  • Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.
  • Стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной, эстетической деятельности детей.
  • Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей.
  • Развитие представления о поступках, людей (великих, известных) как примерах возможностей человека.
  • Развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.

—   Центр труда

  • Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром.
  • Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда.
  • Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей.
  • Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой деятельности (домашние дела и их распределение между членами семьи); об увлечениях и хобби.

Опыт работы доказывает, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

При этом воспитатели:

-имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка;

—  формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;

— ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потреб­ности каждого;

— поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

На основе такого подхода дети:                                                    

  • активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
  • проходят через закономерные стадии развития;
  • обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;
  • неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

К предметному содержанию игрового пространство группы относятся:

  • игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т.д);
  • учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
  • оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде периодически обновляются, расположены на полочках, в шкафах, доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды воспитанники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно-развивающей среде организовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры — специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому  развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические  игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели,  на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»),  на следование и чередование и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же  направленные  на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). Используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности, различные виды конструктора.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников различной направленности.

Я использую следующие формы и методы работы с игровым материалом в предметно-развивающей среде:

1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые);

2) самостоятельную деятельность детей;

3) совместные игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;

4) развлечения;

5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;

6) чтение сказок, рассказов  и др.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, привлекаю родителей.

Таким образом, одной из основных задач я считаю моделирование игрового пространства в группе в соответствии с содержанием основной программы СП, развития детей дошкольного возраста и обогащение среды такими игровыми элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей и способствовали развитию каждого ребенка в целом. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник