Развиваем пальчики стимулируем речевое развитие ребенка
Наталья Глотова
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.
Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие.
Информация для уголка родителей.
Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
Пальчиковые игры.
Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Проводите подобные упражнения каждый день, и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и выразительной.
Пальчиковые игры можно разделить на 2 группы.
1. Неподвижные упражнения – изображение предметов.
«Стульчик»
Стульчик ты из рук сложи и детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.
«Зайчик»
Зайка серый скачет ловко. В лапке у него морковка.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
2. Динамические упражнения.
«Наш малыш»
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик- наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
«За работу»
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить, А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.
«Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион!
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Игры с прищепками.
Прищепки – это многофункциональная игрушка. В каких только играх их не используют! Все дети любят играть с прищепками. Открывая прищепку, ребенок тренирует свои пальчики, у него концентрируется внимание, сила воли. Особенно это заметно у малышей, которые только учатся открывать прищепку и прицеплять ее к чему-нибудь. Так, у них вырабатывается терпение и желание достичь конечной цели. В результате таких игр тренируются пальчики, они становятся более послушными и сильными.
Прищепки прицепили, солнышко и ёлочку мы получили!
Шнуровки.
Шнуровка — идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму.
Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты — обычное дело взрослых.
Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии. Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед.
Вверх шнурочек, вниз шнурочек,
И ещё, ещё разочек!
Вот у нас какой узорчик!
Игры со счётными палочками.
Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственные представления. Кроме того, во время этих игр можно развивать представления ребёнка о форме, количестве, цвете, а также творческое воображение.
Графические упражнения.
Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Источник
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие
Уже не для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.
Мелкая моторика — это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т.п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже — формирование речи.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики— движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.
Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.
Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
· Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
· Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
· Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
· Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
· Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
· Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
· Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
· Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
· Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
· Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
· Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
· Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
· Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
· Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Дождик
Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем на обеих
Барабанит по окошку, руках пальцы, начиная с больших.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды.
Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол
Источник
МБДОУ детский сад «Лейсан» Комсомольского района Чувашской Республики
«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»
Воспитатель: Садыкова Р.Р.
Д. Урмаево 2016
Задачи:
1. Познакомить родителей с пальчиковыми играми.
2. Познакомить с методикой пальцевого массажа.
3. Привлечь к изготовлению пособия для развития речи.
4. Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение логоритмических упражнений.
Оборудование: цветные веревочки, пробки от пластиковых бутылок, картотека пальчиковых игр, листы ватмана А-4, картинки, ножницы, клей, файлы, камешки, шестигранные карандаши, грецкие орехи.
План проведения встречи:
1. Упражнение «Приветствие».
2. Рассказ о развитии мелкой моторики.
3. Задание: придумай игру с предметами.
4. Показ пальчиковых игр (стихи, иллюстрации к ним).
5. Задание: рассказать с помощью пальчиков сказку.
6. Игры на бумаге: рисование, наклеивание (практическое задание).
7. Знакомство с методикой пальцевого массажа.
1. Упражнение «Приветствие».
— Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас на нашей встрече. Я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом.
Упражнение «Путаница»
Описание: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.
2. Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Почему же развитие мелкой моторики так важно?
В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три («сделай вот так» — и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это — неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей — превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
ДОЖДИК
Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем пальцы
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями
Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол
3. Задание для двух команд: придумай игру с предметом.
Одной команде предложить цветные веревочки; второй команде – пробки от пластиковых бутылок.
Веревочки: завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички…
Пробки: выкладывать узоры, строить башню, ходить «на лыжах»…
4. Показ пальчиковых игр.
Родители выбирают из картотеки любую игру, показывают иллюстрацию к ней и проводят игру со всеми родителями.
Я предлагаю вам игры, которые можно проводить с детьми дома (Приложение 1)
5. Задание: пальчики рассказывают сказку.
— Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.
Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
Спеша курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое а золотое, Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил. Баба била, била
(стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила.
Мышка бежала
(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула
(помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось
(уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет
(закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.
— А сейчас вспомните сказку или стихотворение и попробуйте нам рассказать с помощью пальчиков.
6. Игры на бумаге.
Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.
Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру — забавного снеговика. Полезное занятие — «отщипывание-отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта — получится бумажное мороженое.
Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок — это будут рулетики или улиточки, кому что нравится! Все эти развивающие игры способствуют развитию детских пальчиков не хуже дорогих игрушек.
— Я предлагаю вам сделать основу для игры со своим ребенком. У вас на столе картинки, листы ватмана, клей, ножницы. Подумайте, пофантазируйте и создайте какой-нибудь сюжет.
Родители выполняют задание.
А теперь ваши красивые аппликации мы вложим в файл, на котором ваш ребенок сможет рисовать фломастером дорожки, дождик, цветочки и т.д.
Вот несколько примеров таких игр (Приложение 2).
7. Знакомство с методикой пальцевого массажа.
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
— работа рук способствует психическому успокоению
— предотвращает развитие утомления в мозговых центрах
— способствует возникновению успокаивающего эффекта
Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу и прошу вас рассказать о своих впечатлениях и пожеланиях.
Приложение 1
Мелкая моторика (практика)
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
4. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».
5. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
6. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
7. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
8. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
9. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
10. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
НО я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
11. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Приложение 2
Игры на бумаге
Игра «Дорожки»
Нарисуйте с двух сторон листа два домика, между ними дорожку. Около домиков можно нарисовать или наклеить вырезанные из детского журнала изображение любой зверюшки или другого персонажа. Малышу будет нужно сказать, что зверюшки ходят друг к другу в гости, помоги им. Если малышу не интересны зверюшки, нарисуйте ему машинки, паровозики или кораблики. А малыш должен будет провести фломастером по дорожке. Если он не понял, что нужно сделать, возьмите второй фломастер и сделайте это сами, тогда он будет повторять за вами.
Можно нарисовать не два, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными – прямыми или извилистыми, узкими или широкими.
Игра «Догонялки»
Вариант предыдущей игры, когда один персонаж бегает за другим. Рисуете дорожку по кругу и на ней два-три персонажа. Рисовать нужно по кругу.
Источник