Развитию ребенка в элементарной трудовой деятельности
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что не все потребности ребенка могут быть удовлетворены в сюжетно-ролевой игре. Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового груда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.
Опираясь на исследования Л.А. Порембской, проведенные в 50-х гг. XX в., Д.Б. Эльконин наметил этапы развития самостоятельности ребенка в дошкольном возрасте.
- 1. В младшем дошкольном возрасте у ребенка еще нет направленности на результат деятельности и его содержание. Большое значение для ребенка имеет сам процесс деятельности.
- 2. В среднем дошкольном возрасте дети начинают с гордостью говорить о порученном им деле («Я дежурный»). На основе оценки воспитателей появляется собственная оценка своей деятельности (феномен «отраженной оценки»). Благодаря этому появляется установка на результат действия, начинают формироваться целеустремленность и настойчивость («Я сам могу»).
- 3. В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив — «сделать для других», ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка.
Еще одно реальное достижение в развитии ребенка этого возраста — возникновение новых форм взаимоотношений с другими детьми. Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.
Д.Б. Эльконин показал качественные изменения в становлении этих отношений у детей дошкольного возраста.
- 1. Младшие дошкольники еще не понимают полезности своего труда для других. Их привлекает не результат, а процесс труда. Взаимодействие между детьми наблюдается очень редко, каждый ребенок работает сам по себе, превращая трудовые операции в своеобразную игру. В оценке своей работы дети проявляют эмоциональность и субъективность. Свою работу они оценивают только положительно, часто преувеличивают свои заслуги. Работу других детей оценивают не по качеству выполнения, а потому, какой репутацией пользуется тот или иной ребенок в группе. Главный критерий самооценки — оценка, даваемая их труду взрослыми.
- 2. В среднем дошкольном возрасте дети вступают во взаимоотношения с другими детьми и проявляют зачатки взаимной помощи, взаимопроверки и сознания ответственности за порученное дело. Однако все эти качества проявляются в условиях постоянного контроля деятельности со стороны взрослых. В оценке собственной деятельности дети часто хватят себя незаслуженно и неохотно принимают замечания о недостатках своей работы.
- 3. Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д.Б., 1960).
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ровесниками устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
Источник
В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед — хорошо вкусно поесть; постирала белье — приятно надеть чистое платье. Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили мыть посуду, стирать платочки.
Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность является главной характеристикой труда. Поэтому освоение орудийных действий – важнейшая предпосылка становления трудовой деятельности.Эти действия помогают ребенку реализовать себя и проявляют стремление к самостоятельности. В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовые действия и его результат («Подмел, помыл»), а к концу 3-его года жизни речь начинает предварять действия малыша («Буду подметать»).
Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. К концу раннего детства малыш начинает осознавать результативность трудовых действий. Наряду с результативными действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например, когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.
Трудовая деятельность –это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
В процессе труда происходит:
· накопление практического опыта;
· формирование навыков и умений;
· формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);
· формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий);
· расширение кругозора, словарного запаса, представлений о сенсорных эталонах;
· участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, получать оценку;
· ощущение радости от результата труда, проявления внимания к партнерам по труду.
Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:
1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;
2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком трудовым процессом;
3) становление разных видов труда.
Виды трудовой деятельности
1. Труд по самообслуживанию. Выполнение этого труда направлено на самого себя, постепенно направленность на себя сменяется направленностью на другого. Общественная значимость такого труда состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя.
2. Хозяйственно-бытовой — предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности. Важную роль играют его внешние атрибуты (фартук, веник). Именно это привлекает малыша.
Существует 2 направления этого вида труда:
организация собственной бытовой деятельности;
направленность на облегчение труда других.
Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность — удовлетворение потребностей других детей или взрослых.
3. Труд в природе. Направлен на объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Этот труд требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, чистки их клеток, поливки и мытья растений, поддонников, рыхления почвы, посадок, посева и т.п.
4. Ручной труд (примерно с 5 дет). Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой и др., а также знания материалов. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т.д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.
Мотивы ручного труда разнообразны:
игровые (сделать атрибуты для игры);
общественные (сделать приятное маме);
эстетические (создать что-то красивое). Ребенок создает замысел, воплощает его и получает результат в виде поделки.
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация на тему «Становление трудовой деятельности в дошкольном возрасте»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Становление трудовой деятельности в дошкольном возрасте
2 слайд
Описание слайда:
Трудовая деятельность путь к социализации личности дошкольника Социальная действительность – это средство, которое воздействует на малыша, питая его ум и душу. К средствам социализации в основном относятся виды деятельности, которые дают возможность ребёнку приобщаться к миру взрослых людей в реальном плане. К такой группе можно отнести предметную деятельность, наблюдения и труд. Социальный опыт дошкольника помогает освоению трудовой деятельности. Так ребенок значительно раньше начинает обращать свое внимание на трудовые действия взрослых. Его увлекает то, как мама гладит одежду или моет посуду, как папа что-то ремонтирует, как бабушка готовит еду и т.д. В результате этого малыш начинает подражать взрослым людям, делая попытки мыть, стирать, подметать и т.п. * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru
3 слайд
Описание слайда:
Роль трудовой деятельности для социализации личности дошкольника можно рассматривать сразу с нескольких позиций. Первая- это овладение трудовыми навыками, так как именно трудовая деятельность помогает ребёнку обеспечивать себе жизненное функционирование. Со временем ребенок, приобретая определенные навыки, тем самым приобретая чувство уверенности. Вторая- это то, что благодаря трудовой деятельности у ребенка формируются ролевые качества, и он вырабатывает умение прилагать определенные усилия для достижения результата, тем самым он учиться преодолевать трудности. Третье- это то, что такая деятельность способствует развитию творческих способностей, причем на уровне определенных материальных результатов. * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru
4 слайд
Описание слайда:
Труд Сложный вид деятельности. В полном объеме со всеми специфическими компонентами он проявляется в период взрослости Целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее для создания предметов. Необходимых для удовлетворения своих потребностей
5 слайд
Описание слайда:
Признаки труда как деятельности Предвосхищение общественно ценного результата деятельности: -Познавательная ценность -Экономическая ценность -Социальная ценность -Морально-этическая ценность -Эстетическая ценность -Экологическая ценность -Воспитательная, «человекотворческая» ценность * https://aida.ucoz.ru *
6 слайд
Описание слайда:
Признаки труда как деятельности Осознание обязательности достижения результата (необходимость доведения работы до конца, переживание возможности или невозможности получения результата) Владение внешними и внутренними средствами деятельности: -внешние средства-орудия труда -внутренние средства-знания, умения выполнения деятельности, которые являются индивидуальными Ориентировка в человеческих производственных отношениях: -эмоциональное взаимодействие -обмен опытом, знаниями -распределение оборудования, предметов труда, объема трудовых действий
7 слайд
Описание слайда:
Становление трудовой деятельности дошкольника Формирование предпосылок трудовой деятельности Становление общественно значимых мотивов труда Направления становления трудовой деятельности
8 слайд
Описание слайда:
Этапы становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте Подготовительный этап: (2-4года) происходит становление самостоятельности детей в труде и освоение компонентов трудовой деятельности 1.Формирование общетрудовых умений и навыков -освоение орудийных действий -ребенок постигает логику движения руки с орудием труда -складывается система действий, которые обеспечивают дальнейшее умелое использование орудий труда -внимание ребенка направлено на результат действия, а не способ выполнения, поэтому он допускает много ошибок -отсутствует контроль за совершаемым действием Орудийные действия организуются при помощи взрослых
9 слайд
Описание слайда:
2.Постановка цели: -Цель ставит воспитатель, а ребенок ее принимает -Ребенок еще плохо соотносит цель с предстоящей работой, поэтому цель ставится поэтапно 3.Мотивы деятельности: -побудитель- внешняя сторона труда (привлекательность оборудования, необычность действий, желание действовать как взрослый) 4.Планирование: -все этапы планирования осуществляются взрослым(организация, исполнение, контроль, оценка) 5.Отношение к результату: Дети не видят результата и не могут оценить результаты труда, увлекаются самим процессом труда
10 слайд
Описание слайда:
Задачи работы педагога на подготовительном этапе -переключать внимание детей с результатов действия на способ действия, характер движений -развивать кинестетический контроль -учить сравнивать и различать особенности движений, отличать правильные движения от неправильных -обучать детей рациональному способу выполнения трудового действия -использовать методы и приемы обучения трудовым действиям с учетом особенностей возраста -использовать совместный труд с детьми для формирование компонентов трудовой деятельности
11 слайд
Описание слайда:
Основной этап становления трудовой деятельности дошкольников(5-7лет) -происходит формирование основ собственно трудовой деятельности -дошкольник от результативных действий переходит к продуктивным действиям -целью деятельности становится не только использование готового предмета, но и его преобразование — продолжается становление компонентов трудовой деятельности
12 слайд
Описание слайда:
Становление компонентов трудовой деятельности 1.Формирование трудовых умений и навыков -ребенок владеет определенным объемом трудовых умений -формируются обобщенные трудовые действия -появляется определенный трудовой опыт 2.Постановка цели -способны самостоятельно поставить цель, особенно в знакомых ситуациях и при выполнении повседневных обязанностей -могут сами формулировать цель ,если понимают, что результат будет значимым для близких ему людей -затрудняются при постановке цели в новых и незнакомых условиях 3.Мотивы деятельности Значительное место начинают занимать узкие социально-значимые мотивы (порадовать близких, сделать что-то приятное и полезное для других)
13 слайд
Описание слайда:
Становление компонентов трудовой деятельности 4.Планирование -способны самостоятельно планировать свою деятельность в доступных видах труда (подобрать инструмент, подготовить рабочее место, наметить логику и последовательность действий) -особенности планирования: 1.Планируют только процесс выполнения работы, не включая его организацию 2.Планирование очень схематичное(намечает этапы работы, но не способы ее выполнения) 3.Не планируют контроль и оценку своей работы 5.Словесное планирование отстает от практического
14 слайд
Описание слайда:
Становление компонентов трудовой деятельности 5.Отношение к результату -уже перед началом работы интересуются тем, зачем она нужна, кому будет полезна -начинают складываться критерии оценки, хотя ребенку трудно объективно себя оценить 6.Самостоятельность детей в труде -ближе к шести годам ребенок может начать трудиться по собственной инициативе Ребенок становится субъектом трудовой деятельности(это проявляется в способности к целеполаганию, мотивации, умении оперировать освоенными способами действия)
15 слайд
Описание слайда:
Этапы становления самостоятельности детей в труде 1этап-самостоятельность проявляется в одиночных активных подражательных действиях (до 2,5 лет) 2этап-самостоятельность носит подражательный характер (до 3лет) 3этап-самостоятельность носит характер точного исполнения заданий, поставленных взрослым, тем способом, которым они овладели, в тех видах деятельности, в которых это умение формировалось (4-5лет) 4 этап- умеют преодолевать трудности, выполнять задание быстро и качественно (6-7лет)
16 слайд
Описание слайда:
Динамика становления детского труда * https://aida.ucoz.ru * Подражательно-исполнительский труд Исполнительско-инициативный труд Творческий труд https://aida.ucoz.ru
17 слайд
Описание слайда:
Цель трудового воспитания Воспитание у ребенка дошкольного возраста ценностного отношения к труду Задачи: 1.Стимулирование переживания ребенком радости труда на всех этапах трудового процесса(от постановки цели до результата) 2.Воспитание личностных качеств, которые способствуют становлению ребенка как субъекта деятельности (инициативности, самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах и т.п.) 3.Развитие способности к труду (овладение системными знаниями о труде, трудовыми действиями, действиями с оборудованием) 4.Приобщение детей к труду взрослых с учетом ближайшего социального окружения
18 слайд
Описание слайда:
Принципы организации трудового воспитания в ДОУ Принцип гуманности -расширение потребностно-мотивационной сферы(игровая, социальная, личностной заинтересованности, общения) -реализация актуальных потребностей и интересов детей Учет индивидуальных, гендерных, типологических особенностей детей Принцип ненасилия -добровольность участия детей в труде -эмоциональная насыщенность детского труда, его эстетизации -создание трудовых традиций в группе, ДОУ Принцип целостности -учет многоплановости характера трудовой деятельности -взаимосвязь средств приобщения дошкольников к труду -интеграция труда с другими видами детской деятельности -учет природных, социально-экономичеких особенностей региона, традиций при отборе содержания и форм организации детского труда
19 слайд
Описание слайда:
Принципы организации трудового воспитания в ДОУ Принцип субъектности -субъект-субъектное взаимодействие взрослого и ребенка в трудовой деятельности -организация труда по интересам детей -создание условий для объединения детей в труде, проявления личностных субъектных качеств -применение динамичной гибкой системы форм организации детского труда Использование комплекса средств и методов эффективного педагогического взаимодействия с детьми в процессе трудовой деятельности
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-620488
Вам будут интересны эти курсы:
Источник