Развитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоны

Развитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоны thumbnail

Центральной нервной системе (ЦНС) принадлежит веду­щая роль в организации адаптационных процессов, протекаю­щих в ходе индивидуального развития. Поэтому динамика морфо-функциональных преобразований в этой системе ска­чивается на характере деятельности всех систем организма.

Количество нейронов ЦНС достигает максимального ко­личества у 24-недельного плода и остается постоянным до по­жилого возраста. Дифференцированные нейроны уже не спо­собны к делению, и постоянство их численности играет основ­ную роль в накоплении и хранении информации. Глиальные клетки продолжают оставаться незрелыми и после рождения, что обусловливает дефицит их защитной и опорной функций для ткани мозга, замедленные обменные процессы в мозге, его низкую электрическую активность и высокую проницаемость гемато-энцефалического барьера.

К моменту рождения мозг плода характеризуется низкой чувствительностью к гипоксии, низким уровнем обменных процессов (метаболизма) и преобладанием в этот период ана­эробного механизма получения энергии. В связи с медленным синтезом тормозных медиаторов в ЦНС плода и новорожден­ного легко возникает генерализованное возбуждение даже при небольшой силе раздражения. По мере созревания мозга активность тормозных процессов нарастает. На ранних стадиях внутриутробного развития нервный контроль функций осуществляется преимущественно спинным мозгом. В начале плодного периода (восьмая—десятая неде­ли развития) появляется контроль продолговатого мозга над спинным. С 13—14 недели появляются признаки мезенцефального контроля нижележащих отделов ЦНС. Корригирующие влияния коры на другие структуры ЦНС, механизмы, необхо­димые для выживания после рождения, выявляются в конце плодного периода. К этому времени определяются основные типы безусловных рефлексов: ориентировочный, защитный (избегание), хватательный и пищевой. Последний, в виде со­сательных и глотательных движений, наиболее выражен.

Развитию ЦНС ребенка в значительной мере способству­ют гормоны щитовидной железы. Снижение выработки тиреоидных гормонов в фатальном или раннем постнатальном пе­риодах приводит к кретинизму в связи с уменьшением числа и размеров нейронов и их отростков, нарушением метаболизма в мозге белка и нуклеиновых кислот, а также передачи возбуж­дения в синапсах.

В сравнении со взрослыми дети имеют более высокую воз­будимость нервных клеток, меньшую специализацию нервных центров. В раннем детстве многие нервные волокна еще не имеют миелиновой оболочки, обеспечивающей изолированное проведение нервных импульсов. Вследствие этого процесс воз­буждения легко переходит с одного волокна на другие, сосед­ние. Миелинизация большинства нервных волокон у большин­ства детей заканчивается к трехлетнему возрасту, но у некото­рых продолжается до 5—7 лет. С плохой «изоляцией» нервных волокон во многом связана высокая иррадиация нервных про­цессов, а это влечет за собой несовершенство координации реф­лекторных реакций, обилие ненужных движений и неэконо­мичное вегетативное обеспечение. Процессы миелинизации нор­мально протекают под влиянием тиреоидных и стероидных гормонов. По мере развития, «созревания» нейронов и меж­нейронных связей, координация нервных процессов улучшает­ся и достигает совершенства к 18—20 годам.

Возрастные изменения функций ЦНС обусловлены и дру­гими морфологическими особенностями развития. Несмотря на то, что спинной мозг новорожденного является наиболее зрелой частью ЦНС, его окончательное развитие завершается одновременно с прекращением роста. За это время его масса увеличивается в 8 раз.

Основные части головного мозга выделяются уже к треть­ему месяцу эмбрионального периода, а к пятому месяцу эмбрио­генеза успевают сформироваться основные борозды больших полушарий. Наиболее интенсивно головной мозг человека раз­вивается в первые 2 года после рождения. Затем темпы его раз­вития немного снижаются, но продолжают оставаться высоки­ми до 6—7 лет, когда масса мозга ребенка достигает 80% массы мозга взрослого.

Головной мозг развивается гетерохронно. Быстрее всего идет созревание стволовых, подкорковых и корковых структур, регулирующих вегетативные функции организма. Эти отделы по своему развитию уже в 2—4 года похожи на мозг взрослого человека [4]. Окончательное формирование стволовой части и промежуточного мозга завершается только в 13—16 лет. Пар­ная деятельность полушарий головного мозга в онтогенезе ме­няется от неустойчивой симметрии к неустойчивой асиммет­рии и, наконец, к устойчивой функциональной асимметрии. Клеточное строение, форма и размещение борозд и извилин проекционных зон коры приобретают сходство со взрослым мозгом к 7 годам. В лобных отделах это достигается только к 12 годам. Созревание больших полушарий полностью заверша­ется только к 20—22 годам.

В возрасте 40 лет начинаются процессы дегенерации в ЦНС. Возможна демиелинизация в задних корешках и прово­дящих путях спинного мозга. С возрастом падает скорость рас­пространения возбуждения по нервам, замедляется синаптическое проведение, снижается лабильность нервных клеток. Ослабляются тормозные процессы на разных уровнях нервной системы. Неравномерные, разнонаправленные изменения в от­дельных ядрах гипоталамуса приводят к нарушению координа­ции его функций, изменениям в характере вегетативных реф­лексов и в связи с этим к снижению надежности гомеостатического регулирования. У пожилых людей снижается реактив­ность нервной системы, ограничиваются возможности адапта­ции организма к нагрузкам, хотя у отдельных лиц и в 80 лет функциональное состояние ЦНС и уровень адаптационных процессов могут сохраняться такими же, как и в среднем зре­лом возрасте. На фоне общих изменений в вегетативной не­рвной системе наиболее заметно ослабление парасимпатиче­ских влияний.

Центральная нервная система является наиболее устой­чивой, интенсивно функционирующей и долгоживущей сис­темой организма. Ее функциональная активность обеспечива­ется длительным сохранением в нервных клетках нуклеино­вых кислот, оптимальным кровотоком в сосудах мозга и дос­таточной оксигенацией крови. Однако при нарушении этих условий функциональные возможности ЦНС резко уменьша­ются.

Источник

У
плода человека количество нейронов ЦНС
достигает максимума в
первые 20-24 недели внутриутробного
развития и остается посто­янным
до пожилого возраста. После рождения
дифференцированные нейроны
уже не обладают митотической активностью,
тогда как пролиферация
глиальных клеток мозга продолжается.
Постоянство

183

Развитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормонычисла
нейронов головного мозга играет основную
роль в накопле­нии
и сохранении информации.

Незрелость
глиальных клеток обуславливает дефицит
защитной и
опорной
функций для ткани мозга, замедленные
обменные процессы в
мозге и его низкую электрическую
активность, медленное и не­экономичное
распространение возбуждения по нервным
волокнам (из-за
недостаточной миелинизации), а также
большую проница­емость
гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).

Во
время рождения ребенка его мозг
характеризуется низкой чувствительностью
к гипоксии, низким метаболизмом и
преоблада­нием в этот период анаэробного
пути получения энергии. Относи­тельные
величины массы мозга новорожденного и
размеров его головы
в 4 раза больше, чем у взрослого человека.
У плода и новорожденного
в связи с низким уровнем тормозных
медиаторов в ЦНС
легко возникает генерализованное
возбуждение даже при очень небольшой
силе раздражения. Активность тормозных
процессов по мере
созревания мозга нарастает.

Процессы
возбуждения и торможения можно выявить
на ЭЭГ в последней
фазе внутриутробного периода, причем
раньше в спинном мозге,
а затем в коре больших полушарий,
вызванные потенциалы в
незрелом мозге отличаются от аналогичных
в зрелом мозге: низ­кая
амплитуда, удлиненный латентный период,
нестабильность фор­мы
и даже исчезновение ответа при повторных
стимулах. Эти кри­терии
имеют важное практическое значение для
определения степе­ни
функциональной зрелости мозга ребенка.

Электрическая
активность мозга.
Спонтанная
электрическая ак­тивность
мозга появляется в раннем пренатальном
периоде. ЭЭГ может быть
отведена от мозга плода путем наложения
электродов на живот матери
или при введении их во влагалище, а в
случае преждевремен­ных родов
(например, после кесарева сечения) —
прямо с поверхнос­ти
головы. Биотоки начинают регистрироваться
у плода с 3-5 меся­цев,
хотя кора головного мозга появляется
лишь с 6-го месяца. Следовательно,
биотоки мозга, проявившиеся во время
раннего фе-тального
периода, связаны с субкортикальными
структурами.

Тип
ЭЭГ, свойственный здоровым новорожденным
в период бодр­ствования,
формируется к 36-й неделе внутриутробного
развития. Начиная
с этого периода, ЭЭГ приобретает
непрерывный характер, она
синергична в обоих полушариях;
регистрируются волны низкой амплитуды
с частотой 1-2 и 3-4 Гц. Типичная картина
сна по­является
на ЭЭГ в 7 или 8 месяцев пренатальной
жизни. Преоб­ладающей
формой сна недоношенных детей является
активный сон, во
время которого отмечаются десинхронизация,
быстрые движения глаз,
вздрагивание, отсутствие шейных
тонических рефлексов, нере­гулярный
сердечный и дыхательный ритм. По мере
развития плода продолжительность
быстрого сна снижается, а доля медленного
сна увеличивается.
Динамика ЭЭГ показана на рис. 18.8.
Свойственный человеку
а-ритм ЭЭГ отмечается с 3-4 месяца
постнатального раз­вития
и обычно стабилизируется к 13 годам.

184

Развитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоны

Рис. 18.8. Возрастная
динамика электроэнцефалограммы.

1
— в затылочной, 2 — в центральной
областях. Электроэнцефалограммы:
А — новорожденного, Б
— 3-х месячного ребенка, В — 2-х
летнего ребенка, Г
— 3-х летнего ребенка, Д — 6-ти
летнего ребенка.

Движения
плода и созревание рефлекторных дуг.
Так
называ­емые
спонтанные движения плода появляются
в течение первых трех
месяцев жизни плода. К концу внутриутробного
периода оп­ределяются
три основных типа рефлексов: защитный
(избегание),
пищевой
и
хватательный.
Ранние
движения плода могут быть ре­зультатом
нескольких причин, но чаще — его
асфиксией, вследствие сдавления
маткой пупочного канатика (возможно,
движения плода служат
восстановлению газообмена).

185

Развитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныДля
плода свойственны три формы активности
скелетных мышц. Первая
тоническое
сокращение
сгибателей,
обеспечивающее ха­рактерную
«согнутую» позу плода, при которой
плод занимает в матке
биологически целесообразный минимальный
объем. Актив­ность мышц-сгибателей
связана с реализацией рефлекса на
растя­жение.
Вторая форма — периодические фазные
сокращения
мышц-разгибателей.
Эти движения ощущаются матерью как
шевеление плода.
Они начинаются в 4,5-5 месяцев беременности.
Их частота увеличивается
при физических нагрузках женщины. Третья
форма — «дыхательные»
движения
плода,
вызываемые нарастающей активнос­тью
дыхательного центра продолговатого
мозга.

Функциональное
созревание ЦНС, в основном, происходит
в кау-до-краниальном
направлении. На ранних стадиях развития
нервный контроль
функций осуществляется преимущественно
спинным моз­гом.
К 7-10 неделе внутриутробного периода
функциональный контроль
над более зрелым спинным мозгом начинает
осуществлять продолговатый
мозг. С 13-14 недели появляются признаки
мезен-цефального
контроля нижележащих отделов ЦНС. Кора
больших полушарий
не определяет поведение плода на ранних
стадиях его развития,
и пока отсутствует единое мнение, в
каком возрасте она начинает
функционировать. Во всяком случае, в
ответ на стимуля­цию
коры больших полушарий плода вплоть до
7 месяцев его раз­вития
никаких реакций не возникает. В последующие
месяцы внут­риутробного
развития и в первые 5 лет жизни ребенка
имеет место созревание
различных структур головного мозга.

Пирамидная
система, обеспечивающая произвольные
движения, созревает
позже, чем экстрапирамидная система,
контролирующая непроизвольные
движения. Созревание ЦНС, в том числе
психичес­ких
функций, коррелирует с интенсивностью
миелинизации,
которая
является
признаком зрелости ЦНС. Миелинизация
начинается с передних
корешков спинного мозга, подготавливая
моторную актив­ность,
затем миелинизируются задние корешки,
проводящие пути спинного
мозга, афференты акустической и
лабиринтной систем, необходимые для
постуральной активности позднего
фетального пе­риода.
В головном мозге процесс миелинизации
происходит в пер­вые
2 года жизни ребенка, но продолжается и
позже: у подростка и
даже взрослых людей.

В
течение 3-х последних месяцев внутриутробного
развития у плода
формируются механизмы, необходимые для
выживания ново­рожденного
ребенка: начинает реализовываться
корковая регуляция, у
такого ребенка уже появляются защитные
и пищевые рефлексы; рефлексы
с мышц и кожи становятся более
локализованными и целенаправленными.
Неонатальный период доношенного ребенка
характеризуется
преимущественной активностью
мышц-сгибателей, а также
— в отличие от недоношенных новорожденных
— относи­тельно
стабильными механизмами терморегуляции.

Развитию
ЦНС ребенка в значительной мере
способствуют гормо­ны
щитовидной железы.
Снижение
выработки тиреоидных гормонов в
фетальном или раннем постнатальном
периодах приводит к кре-

186

Развитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормонытинизму
в связи с уменьшением числа и размеров
нейронов и их отростков,
нарушением метаболизма в мозге белка
и нуклеиновых кислот,
а также передачи возбуждения в синапсах.
Ускоряют ми-елинизацию
не только тиреоидные гормоны, но и
стероидные.

Роль
сенсорной афференциации в созревании
ЦНС.
Развитие
ЦНС
во внутриутробном периоде, в основном,
регулируется генети­ческими
факторами. После рождения решающую роль
в созревании ЦНС
начинают играть факторы внешней
среды.
Для
нормального развития
различных центров мозга необходима их
стимуляция нерв­ными
импульсами от периферических нервов,
несущих информацию о
внешних воздействиях.

Интенсивность
сенсорного потока предопределяет и
онтогенез поведения
и психического развития. Так, в результате
воспитания детей
в сенсорно обогащенной среде наблюдается
ускорение психи­ческого
развития. Адаптация к внешней среде и
обучение слепо­глухонемых
детей возможны только при усиленном
притоке в ЦНС афферентных
импульсов от рецепторов кожи.

В
критические периоды постнатального
развития для созревания мозга
приток адекватных сенсорных стимулов
особенно необходим. У
ребенка первого года жизни сенсорные
функции развиваются весьма интенсивно.
Их высокая активность ускоряет созревание
ЦНС.
У маленьких детей можно легко выработать
тонкие зритель­ные,
слуховые, обонятельные и тактильные
дифференцировки, в то время
как у старших детей их получение
затруднено.

На
развитие ЦНС оказывают влияние и
афферентные импульсы с проприорецепторов,
возникающие при сокращении скелетных
мышц. В
частности, на формирование моторной
речи влияют координиро­ванные
движения пальцев рук: при тренировке
точных движений голосовые
реакции у детей 10-13 месяцев развиваются
не только интенсивнее,
но и оказываются более совершенными.
Влияние про-приоцептивной
импульсации с мышц руки на развитие
коры боль­ших
полушарий значительно только в детском
возрасте, пока идет формирование
речевой моторной зоны мозга.

В
процессе онтогенетического развития
головного мозга имеет место
усиление межполушарного взаимодействия.
У маленьких детей этому
способствует бимануальная координация,
т.е. сочетанные, целенаправленные
движения двумя руками; улучшение
межполушар-ных
связей обусловлено ускорением миелинизации
нервных волокон мозолистого
тела мозга.

В первые 4- 5 лет
жизни происходит быстрое развитие ЦНС:
не только резко прирастает масса мозга,
но отмечается также интен­сивная
структурная дифференцировка коры
больших полушарий.

В
раннем постнатальном периоде вначале
образуются вегетатив­ные
условные рефлексы (например, пищевой
рефлекс начинает вырабатываться
со 2-й недели жизни ребенка), затем
появляются двигательные
и, наконец, речедвигательные условные
рефлексы. Скорость
образования натуральных условных
рефлексов постепенно увеличивается.
Искусственные условные рефлексы
появляются позже

187

Развитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоныРазвитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормонынатуральных.
Первыми среди них возникают слуховые
и вестибуляр­ные, далее — обонятельные,
вкусовые и т.д.

Основная
онтогенетическая направленность
функционального со­зревания
мозга ребенка проявляется в возрастающей
специализации корковых
областей и их интеграции, в которой
ведущую роль при­обретает
пластичное взаимодействие нервных
центров. Расширение и перестройка
межполушарных и внутриполушарных
связей, в част­ности,
обеспечивают пятикратное увеличение
площади поверхности мозга
человека от новорожденного до взрослого
человека.

В
процессе онтогенетического развития
мозга имеет место посте­пенный
переход от первичной локальности реакций
через фазу ге­нерализации
к специализации и интеграции мозговых
структур. На­пример,
в период новорожденности в ответ на
зрительный стимул на
ЭЭГ в проекционной зрительной области
коры больших полуша­рий
регистрируется локальный
позитивно-негативный комплекс,
отражающий
приход в кору информации по специальному
каналу. Специфика
зрительного восприятия новорожденных
состоит в его ограниченности
простыми ощущениями. Уже в течение
первых ме­сяцев
жизни у ребенка начинает складываться
активный характер восприятия,
проявляющийся в развитии зрительно-моторной
коор­динации:
фиксация взора, зрительное прослеживание
движущегося объекта,
схватывание его рукой. В основе активного
характера вос­приятия
лежит взаимодействие проекционного
и непроекционных отделов
коры больших полушарий, что устанавливается
по ЭЭГ. В течение
первых лет жизни ответы на зрительную
стимуляцию ши­роко
распростаняются по коре больших полушарий
в виде сходных вызванных
потенциалов (фаза генерализации). В 6-7
лет проявля­ются
признаки усиления специализации
различных областей коры в ответ
на поступление в мозг различной зрительной
информации, что приводит
к улучшению распознавания сложных
абстрактных изобра­жений.

Основой
формирования межцентрального
взаимодействия
является
развитие
системы горизонтальных внутрикорковых
связей. Важная роль
в обеспечении межцентральной корковой
интеграции принад­лежит
а-ритму ЭЭГ. Эмоциогенность воздействия
связана с усиле­нием
процессов межполушарной интеграции. В
силу многофактор­ности
воздействия мощным и при том весьма
физиологичным ме­тодом интеграции
активности мозга являются детские
подвижные игры.
Через игру адекватно усиливается
нагрузка на систему вос­приятия;
с ее помощью развиваются ассоциативные
связи.

Формированию
интегративной
деятельности
ЦНС
новорожден­ного
предшествует установление в процессе
развития морфофункци-ональных
связей между ее многочисленными
структурами. Проявле­нием
их созревания служит способность мозга
образовывать реци-прокные
взаимоотношения, доминантный очаг,
функциональную систему
и условный рефлекс.

Первый
условный рефлекс появляется у ребенка
на 2-й неделе после
рождения (условный сосательный рефлекс
на «положение кормления»).
К концу 3-го месяца у него вырабатываются
условные

188

рефлексы
на зрительные раздражения,что делает
поведение ребенка более
адекватным. С 5-го месяца жизни условные
рефлексы можно выработать
уже со всех сенсорных систем, и по мере
онтогенети­ческого
развития они вырабатываются легче. К
концу 1-го года слово
приобретает значение сильного и
самостоятельного сигнала. Доминантные
очаги ребенка характеризуются
неустойчивостью, что служит
причиной его рассеянного внимания.

Последовательно
развивается и центральное
торможение:
безус­ловное
торможение проявляется уже в первые
дни жизни, условное —
к 8-9 дню жизни. Раньше других возникает
угасательное тормо­жение,
к 3-4 месяцу — дифференцировочное, затем
условный тор­моз
и, наконец, к 5-му месяцу — запаздывательное
торможение.

Типологические
особенности
высшей
нервной деятельности у ре­бенка
6-11 лет обычно не отмечаются, поскольку
сила, подвижность и уравновешенность
процессов возбуждения и торможения в
этот период
часто меняется. Подростковый период
характеризуется по­вышением
возбудимости ЦНС и ослаблением процессов
торможе­ния;
ухудшается дифференцирование сигналов,
возрастают латентные периоды
условных реакций, усиливается иррадиация
возбуждения.

В
юношеском возрасте продолжается
структурно-функциональное созревание
коры больших полушарий: усложняется
ансамблевая ор­ганизация
ее элементов, повышается концентрация
нуклеиновых кислот
в нейронах и усиливается метаболизм
нервных клеток. В восприятии
внешней информации увеличивается роль
лобных облас­тей
коры, наряду с межполушарной интеграцией
завершается и специализация полушарий.

Источник