Развития внимания ребенка детей 4 лет
Внимание — это психический процесс, обеспечивающий направленность и сосредоточенность сознания на фиксированном объекте. Без него человек не сможет организовать продуктивную сознательную деятельность, а потому важно уже в дошкольном возрасте предлагать детям эффективные игры и упражнения на развитие внимания.
Упражнение 1. Значки в фигурах
Подготовка
- Таблица 5х5, в произвольном порядке заполненная геометрическими фигурами:
- ромб;
- квадрат;
- треугольник;
- круг
- Образец заполнения:
- «+» в квадрате;
- «–» в круге;
- «v» в ромбе;
- «о» в треугольнике
Задание
- Внимательно посмотри на листок.
- Сколько фигур в каждой строчке?
- Сколько фигур в каждом столбике?
- Каким цветом нарисованы [квадраты | ромбы | треугольники | круги]?
- Возьми в руки карандаш и проставь в каждой фигуре значок, как в образце. Если ты забудешь, какой значок надо ставить, можно подсмотреть в образец.
Когда малыш справится с заданием упражнения, обсудите результаты. Посчитайте, сколько ошибок он допустил.
Игру можно сделать ещё интересней. За каждый правильно поставленный значок ребёнок зарабатывает 1 балл. Набрав 25 баллов, малыш получает маленький приз (небольшую игрушку, конфету, яблочко и пр). За каждую допущенную ошибку он должен выполнить 1 фант. Если упражнение выполняют несколько детей, победитель загадывает фанты проигравшим.
Упражнение 2. Исправь ошибку
В возрасте 4–5 лет малыши уже владеют грамматическим строем речи, а накопленный багаж знаний позволяет им находить логические несоответствия в предложениях. Используйте это, чтобы потренировать слуховое внимание ребёнка, поработать над его устойчивостью
Специальной подготовки данное упражнение не требует, но вы можете заблаговременно распечатать карточки с предложениями, в которых ребёнку надо будет искать ошибку. Если малыш уже научился читать сам, предложите ему самостоятельную работу с карточками. В противном случае зачитывайте текст, а карапуз пусть исправляет допущенные автором ошибки.
Например:
- На небо падает белый снег.
- Самолёт летит под лесом.
- Белое снежинка красиво кружится в воздухе.
- Вода замерзают и превращаются в лёд.
- Рядом с нашим домом построили старый детский сад.
Упражнение 3. Рисование по клеточкам
Отлично развивает внимательность рисование по клеточкам. В этом сегменте заданий можно подобрать вариант на любой уровень развития.
Малышей попросите продолжить строчку простейших узоров:
Если продолжение узора не вызывает затруднений, оформите задание в виде простого графического диктанта: ребёнку надо выполнить узор, ориентируясь на ваши словесные команды, без визуального образца. В таком формате упражнение прекрасно тренирует зрительную и слуховую внимательность, а также отлично развивает пространственное мышление.
Внимательным дошколятам предложите повторить рисунок по образцу:
Упражнение 4. «Картинка — слово»
Подготовка:
Несколько изображений. Вы можете подготовить произвольный набор картинок или использовать это упражнение для дополнительной отработки изучаемой лексической темы:
- зима;
- посуда;
- мебель;
- овощи и фрукты;
- домашние животные и пр.
Вы можете заменить картинки предметами: игрушками, спортивным инвентарём, предметами одежды и пр.
Задание
Вы показываете ребёнку картинку (предмет) и произносите слово. Если изображение и слово совпадают, малыш хлопает в ладоши, если нет — топает ногами.
Картинки можно показывать повторно.
Останавливайте игру, если заметили, что малыш потерял интерес или, напротив, чрезмерно возбудился (выкрикивает с места, не даёт вам договорить слово, стал суетлив и не собран).
Упражнение 5. Шпионские танцы
Развивать внимание можно по-разному. Например, во время весёлой детской дискотеки. Предложите ребёнку не обычные танцы, а шпионские. Договоритесь, что для танцевальных движений у вас будет свой шифр: каждое па кодируется какой-либо цифрой.
Например:
- 1 — два прыжка;
- 2 — покрутиться на месте;
- 3 — три хлопка.
А теперь включайте музыку и командуйте. Вероятно, сначала ребёнку будет непросто. В таком случае подключите к словесным командам показ соответствующих движений. Постепенно малыш запомнит ваш шифр, и тогда успешность выполнения задания будет зависеть исключительно от детской внимательности.
Советы «Эврики»:
- Значительное влияние на формирование внимательности в детском возрасте играет питание. Благоприятное воздействие на работу мозга оказывает молоко и молочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень.
- Важно соблюдать режим дня. Активная работа (будь то работа физическая или умственная) должна чередоваться с отдыхом. Развивайте ребёнка, тренируйте его внимание и память, но только, пожалуйста, не переусердствуйте. Мозгу отдых требуется не меньше, чем мышцам.
- Для работоспособности детского организма необходим кислород. Регулярные прогулки на свежем воздухе помогут вам вырастить внимательного, собранного и усидчивого ребёнка, которому будет легко учиться в школе, выполнять задания учителя и осваивать новые для него науки.
Будьте внимательны к своему карапузу, наслаждайтесь родительством, и пусть оно будет счастливым.
До новых встреч!
Источник
Анна Шестопалова
Развитие внимания у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры
Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность.
В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна школьная программа, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений. Несформированность произвольного внимания, малый объём, слабая переключаемость с одного объекта на другой, говорят о том, что этот вопрос очень актуален и требует большой работы по его развитию.
Внимание — это способность человека сосредотачиваться на определённых объектах и явлениях. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Произвольное внимание – процесс, направленный на контроль деятельности, поддержание устойчивой избирательной активности. В дошкольном возрасте преобладающим является непроизвольное внимание, произвольное только начинает формироваться. Характерной особенностью внимания ребенка среднего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. К 5 годам отмечается появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В этом возрасте начинают складываться элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Произвольное внимание в этом возрасте начинает свое интенсивное развитие. В возрасте 5 лет развиваются все свойства внимания: концентрация, объём, продуктивность, устойчивость, распределение, переключаемость. Для эффективного развития произвольного внимания в данном возрасте большое значение имеет помощь взрослого, тренировка всех свойств внимания ребенка, поиск оптимальных средств его развития. Мы выделили факторы, представленные В. С. Мухиной, влияющие на развитие внимания: интерес к деятельности; понимание конкретной цели деятельности; стремление к достижению результата; организованность процесса; создание благоприятных условий.
По мнению отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других движущими силами развития психических процессов ребёнка являются обучение и деятельность (3; 4; 5; 6).
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра,
так как именно в связи с её развитием происходят качественные изменения в психике ребёнка. Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактической игре как наиболее доступному, интересному и в то же время эффективному средству обучения детей. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Использование дидактических игр как средства обучения детей-дошкольниковопределяется рядом причин: игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь решения задач обучения и развития детей; дидактическая игра – своеобразная подготовка к включению старших дошкольников в учебную деятельность; игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка»; имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно-образного типа мышления, и дидактические игры, как нельзя лучше, способствуют развитию у детей всех психических процессов; у дошкольников ещё недостаточно сформирована познавательная мотивация, а дидактическая игра способствует развитию интереса детей к обучению и освоению новых знаний.
Посредством дидактической игры можно развивать внимание дошкольников. В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания необходимо развивать все его свойства и характеристики. Большое количество дидактических игр представлено в работах А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеевой, Б. И. Хачапуридзе и других. Однако в литературе сравнительно мало дидактических игр, конкретно направленных на развитие произвольного внимания дошкольников.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Внимание протекает слитно с восприятием, памятью и мышлением, обуславливая их и обуславливаясь ими. Отсюда вытекает личностный характер внимания: недаром усидчивость и усердие, как черты личности, как правило, взаимосвязаны с устойчивостью и интенсивностью внимания. Развивая процесс внимания, мы воздействуем и развиваем и остальные психические процессы, развиваем все познавательные способности ребёнка, формируем личность ребёнка. Что имеет огромное значение для становления личности ребенка.
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и в игровую деятельность одновременно (дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила).
В своей работе мы учитывали принципы педагогики: систематичность; последовательность (от простого к сложному); доступность; отбор содержания игр в соответствии с целями развития свойств произвольного внимания; учёт возрастных особенностей детей; закрепление полученных знаний и навыков в свободной деятельности с воспитателями группы.
Игры были направлены на развитие различных свойств внимания.
Игра «Что изменилось?».Цель: развитие объёма внимания.
Ход игры: взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей – за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что-либо переложит или уберёт. Повернувшись обратно, дети должны ответить лишь на один вопрос «Что изменилось?» и так далее. В ходе этой игры можно использовать различные материалы – игрушки, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки с различными изображениями.
Игра «Подбери фигуры»
ЦЕЛЬ: развитие образного, абстрактно-логического мышления, концентрировать внимание, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков.
Оборудование: геометрические фигуры, трафареты или карточки.
Задание: найти геометрические фигуры, из которых составлен рисунок
Игра «Гимнастика внимания»
Цель: развитие произвольного внимания
Действие: воспитатель или ребенок, называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую,приговаривая слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
начинаем мы играть,
вы ребята не зевайте,
слушайте, что вам скажу
и при этом покажу.
Игра «Зеркало»
Цель: развивать произвольное внимание и координацию движений.
Задание: ребенку надо встать перед зеркалом и повторять все то, сто делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т. д.
На основании выше изложенного можно утверждать, что дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, а игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Дидактические игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.)
Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами, Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
И наконец, это игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Источник
Похоже – не похоже
Игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.
Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.
◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).
◈ Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.
◈ Закрепляем: можно в дороге, в магазине, на даче играть в игру «Орлиный глаз» — кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит от игры истинное удовольствие. Не бойтесь иногда подыграть вашему маленькому «Хочувсезнайке»!
Наряжаем елку
Необходимый инвентарь: новогодние игрушки.
◈ Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета. А может, у вас есть новогодние домики или зайцы — выбирайте. Меняйтесь ролями, ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит.
◈ Закрепляем: а новогодние подарки? Пусть ребенок из 10 конфет выберет такую же, как у вас в руках. Меняйтесь ролями. Вспоминайте попутно новогодние стихи, их много.
Растительные загадки
Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление.
Необходимый инвентарь: фанты.
◈ Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок…».
◈ Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.
◈ Ответ правильный — игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.
◈ Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» — спеть песенку, станцевать, прокукарекать… То-то будет весело!
◈ Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!
◈ Усложняем: ведущим может быть ребенок.
Изменялки
Игра помогает формировать произвольное внимание, память
Необходимый инвентарь: игрушки.
◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Что изменилось?
◈ Закрепляем: играть можно на кухне — например, положить на стол овощи до семи наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2 овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.
◈ Усложняем: если играете с игрушками, увеличьте их количество до 5-7 штук. Можно ставить похожие игрушки (например: 3 игрушки из 5 немного отличаются друг от друга). Можно не убирать предметы, а менять их местами. Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
Бабушкины запасы
Игра помогает формировать произвольное внимание, учит ориентироваться на плоскости, закрепляет знания о цвете, форме, предмете
Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, формы, размера.
◈ Как играем: выложите пуговицы по углам стола и в середине (сначала возьмите 5 пуговиц). Пусть ребенок рассматривает их в течение 1-2 минут. Запоминает их расположение, их цвет, размер. Затем он должен отвернуться, а вы быстро меняете местами две пуговицы. Ребенок поворачивается и определяет, что изменилось (например, желтая пуговица была в центре, а теперь она поменялась местами с красной, которая была в верхнем правом углу).
◈ Закрепляем: у этой игры много вариантов. Выкладывайте пуговицы не только на столе, но и на ковре; меняйте пуговицы по форме и по цвету.
◈ Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из бумаги геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). А можно брать и объемные фигуры из набора кубиков — шар, куб, брусок, цилиндр, призму.
◈ Усложняем: увеличьте количество пуговиц. Меняйте местами по две пары пуговиц; убирайте по 1-2 пуговицы; используйте похожие пуговицы, которые мало отличаются друг от друга.
«Капуста, морковка, горох, ох…»
Игра учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание.
◈ Как играем: объясните ребенку, что отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде.
◈ Начинаем. «Морковь растет в огороде?» — «Да». «Огурец?» — «Да». «Свекла?» — «Да». «Слива?» — «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему возможность исправить ошибку.
◈ Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды ит. д.
◈ Усложняем: поиграйте в игру «Грустный — веселый»: вспоминайте все, что может быть грустным: «Больной ребенок?» — «Да». «Сломанная игрушка?» — «Да». «Обиженный клоун?» — «Да». «Смеющаяся девочка?» — «Нет».
◈ Слова можно заменить действием: «нет» — топаем, «да» — хлопаем.
◈ Поиграйте в игру «Из чего сделано?». Например, что сделано из дерева? Пусть ребенок перечислит как можно больше слов, обозначающих предметы, сделанные из дерева: палочка, карандаш, книга, тетрадь, машина и т. д.
◈ Спросите у ребенка, а может ли быть сделано все, что он перечислял, из другого материала, например, машина или счетная палочка? Книжка? Ведь игрушечная машинка может быть и железной, и пластмассовой, и резиновой и т. д.
Звучащие предметы
Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.
Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.
◈ Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами. С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки — шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.
◈ Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.
◈ Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.
◈ Закрепляем: у вас дома есть музыкальные игрушки? Итак, играем. Например, поет зайка, хохочет мышка, о чем-то говорит медведь, а можно одновременно включить несколько игрушек. Пусть малыш угадает каждую игрушку Чтобы было интересно, меняйтесь ролями, ошибайтесь.
◈ Усложняем: предметы могут звучать тише или громче, быстро или медленно. Играем на прогулке: птицы поют, машины сигналят и т. п.
Зеркало
◈ Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям.
◈ Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д.
◈ Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.
◈ А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте!
◈ Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.
◈ Можно построить несложный дом из 4-5 кубиков, потом нарисовать человечка (можно схематично), затем прочитать стихотворение.
◈ Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».
Где ошибся Буратино?
Игра помогает формировать произвольное внимание, зрительный контроль за рукой при написании узора
Необходимый инвентарь: тетрадь и ручка.
◈ Как играем: расскажите ребенку о том, как Мальвина учила рисовать Буратино. Она рисовала узор, а он Должен был нарисовать такой же. Дайте образец (несложный узор, например, волнистая линия, с каждой стороны от нее нарисованы кружочки). Ниже — узор Буратино (в некоторых местах нет кружочков). Ребенок должен помочь Буратино исправить ошибки.
◈ Закрепляем: играем в «Лесную школу». Усложняем узор, например, рисуем ломаную линию, а по разные стороны попарно — круг и квадрат и т. п. Внизу — узор с ошибками. Ребенок должен исправить ошибки. Ну, а кто их сделал, придумайте сами: медведь или еж и т. д.
◈ Усложняем: рисуем 3-4 ряда разных геометрических фигур. Все фигуры каждого ряда повторяются. В каждом ряду ребенок заштриховывает, например, только квадрат. Или квадрат заштриховывает вертикальными линиями, а треугольник горизонтальными. Круг можно штриховать закручивающейся спиралью и т. д.
◈ Меняйте задания.
Забавный художник
Игра помогает вырабатывать наблюдательность
Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 5-6 отличиями в каждой и т. д.
◈ Как играем: покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.
◈ А может, художник нарисовал что-то неправильно?! (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег… на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.
◈ Закрепляем: играем летом — рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает. В машине — чтобы ребенок вас не отвлекал, дайте ему несколько заранее подготовленных картинок, в которых нет деталей. Пусть ребенок их дорисует. А когда приедете к месту назначения — проверьте его.
◈ Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга десятью и более деталями.
Дорисуй-ка
Игра учит ориентироваться в пространстве; развивает произвольное внимание
Необходимый инвентарь: несложные рисунки, карандаши или фломастеры.
◈ Как играем: предложите ребенку нарисовать справа от солнышка столько же тучек, сколько и слева; на земле столько же птичек, сколько и в небе; под пеньком столько же грибочков, сколько яблок на яблоне и т. д.
◈ Закрепляем: ваш ребенок расшумелся и не может остановиться? Обведите его правую и левую руку, нарисуйте на левой руке браслет, например, такой: три бусинки красных, одна желтая, одна оранжевая. Пусть он на правой руке нарисует такой же браслет.
◈ Усложняем: у вас дома есть мозаика? Сложите из нее узор, предложите ребенку сделать такой же. А сами можете идти на кухню и доваривать суп.
Источник