Развития слухового восприятия у ребенка до года

Россомахина Валентина Павловна
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.
Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие фонематического восприятия, в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия)».
Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия. С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности — исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Следовательно, акустико-перцептивное восприятие является основой для слухового восприятия, и эти процессы неразрывно связаны друг с другом.
Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы человека.
Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое) внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.
Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.
Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический и речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам — 1этап. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. И лишь только после этого, следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова — 3 этап.
Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т. д., а значит — корректировать недостатки слухового восприятия.
1этап — начнём с восприятия неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.
В обычной жизни все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно. Кроме того, уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.
Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины, музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т. д., голоса животных, птиц. Цель игр: ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
2 этап — это игры для развития речевого слуха — умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.
Методические рекомендации:
Организуя работу с детьми младшего возраста, необходимо учитывать следующее:
— занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении; — необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребёнком; — в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения; — следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки; — содержание материала должно соответствовать опыту детей; — уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно; — длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут; — необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.
Возрастной особенностью детей 2-3 лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо иметь разные свистящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос». Занятия с этими звучащими предметами помогут открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности, которая: — стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику кистей рук;
— формирует чувство ритма. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями: искреннее расположение, угроза, мольба, издёвка, полное равнодушие. Детей важно научить слушать не только собеседника, но и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции, так, чтобы это было понятно окружающим. Необходимо обращать внимание, какая звуковая среда окружает ребёнка. Если это голоса самих детей, то создаётся фон, вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого. Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник для малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчётливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык. Очень благоприятно действующие шумы – это пение птиц, а также журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить. Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем на 5мин. для младших, на 10 мин. для старших дошкольников при условии, что это не фон, а звуки, которые слушаются. Прекрасно влияет на детей звучание музыкального инструмента, если он настроен, отобранное произведение соответствует возрасту, понятно детям. Слушание музыки решает и задачу формирования вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры.
Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия обязательно должны участвовать и родители. В нашем детском саду создана подборка проектов выходного дня, для родителей с детьми, по развитию неречевых звуков, таких как «Звучалки» (шум ветра, звон капели, скрип деревьев, бытовые шумы и т. п.). С помощью этих проектов родители включаются в процесс развития слухового восприятия и разностороннего воспитания дошкольников.
Формирование акустико — перцептивного гнозиса у детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей.
Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе, формирует предпосылки учебной деятельности и грамотности при обучению чтению и письму в дальнейшем.
Росссомахина Валентина Павловна, МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка», тел. 89537009098, воспитатель.
Литература:
1. Ильина Н. М. Развитие ребенка с 1- го дня жизни до 6 лет. — СПб., 2001г.
2. Зонтова О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия. — СПб, КАРО, 2008.-196с.
3. Селиверстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов и воспитателей детсадов).
Источник
Как развивается слуховое восприятия у малыша от рождения и до 3 лет
По мнению специалистов, для развития слухового восприятия у малыша необходимо создать ему благоприятную атмосферу. Конечно, речь не о круглосуточном прослушивании музыки, а лишь о том, что младенца не должна постоянно окружать почти полная тишина. Поскольку информация об услышанных звуках поступает в мозг в виде импульсов, это заставляет интенсивнее работать мышление ребенка.
Лучше всего младенец реагирует на голоса самых близких людей — родителей, бабушек, дедушек и т. д. Также дети любят спокойные классические мелодии, а особенно колыбельные в живом мамином исполнении. Подобные звуки как способствуют развитию мозга, так и быстро успокаивают кроху.
Слуховое восприятие у малыша до его рождения
Начинать заниматься формированием слухового восприятия стоит задолго до рождения ребенка. Ведь еще в материнской утробе он способен слышать окружающую среду и реагировать на нее. Недаром многие будущие мамы замечают, что малыш замирает от какого-то резкого звука. Особенно часто это происходит во второй половине беременности: плод начинает воспринимать звуки примерно с 16 недели. С этого периода женщине стоит активнее общаться со своим ребенком и слушать приятную, спокойную музыку. Папу также необходимо привлекать к общению с крохой — это непременно сделает семейные отношения еще более теплыми.
Поскольку до плода доходит приглушенный звук — около 30% от полной громкости, то беременной женщине можно поместить руку на источник музыки, чтобы улучшить проводимость звука. По возможности в период ожидания малыша стоит посещать классические концерты, знакомя кроху со звучанием различных инструментов.
Если, например, папа ребенка часто уезжает в командировки, то можно записать его голос и периодически давать прослушивать запись малышу. Подсознательно ребенок запомнит эти моменты, и родной голос будет ассоциироваться с комфортом, теплом и умиротворением, которые испытывает кроха, находясь под сердцем у мамы.
Также отлично развивают звуковое восприятие у детей звуки природы — шум ветра, шелест листьев, пение птиц, мелодия дождя. Причем этот способ можно использовать и после рождения крохи. Дети, в отличие от взрослых, способны радоваться самым простым вещам, поэтому иногда стоит просто открыть окно, чтобы малыш активно развивался и изучал окружающий мир.
Процесс развития слухового восприятия у детей
Развитие слуха не требует никаких сложных занятий или особого инвентаря. Отличный результат приносят самые простые упражнения и игры. У детейпостарше хороший слух обычно соседствует с отличной памятью, развитым воображением, прекрасной логикой и нестандартным подходом к решению задач.
Молодые родители наверняка замечали, что даже новорожденный по-разному реагирует на различные звуки. Так, резкий звонок в дверь или громкий звук телевизора могут испугать кроху, в то время как колыбельная расслабит, поможет успокоиться и быстро заснуть. Это связано с рефлексами ребенка, и часто можно видеть, что при неожиданном громком звуке он может раскидывает ручки и в стороны, а потом сводит назад, это рефлекс Моро.
Развитие ребенка в плане восприятия звуков начинается с умения определять их источник. Примерно с трех месяцев младенец уже начинает поворачивать голову на звук маминого голоса, стараясь улыбнуться. Это подходящее время для покупки мелодичной погремушки, которая поможет крохе не только развить слух, но и отработать хватательный рефлекс. Чтобы помочь малышу освоить звуки, нужно легонько трясти погремушкой с разных сторон, вынуждая ребенка поворачиваться на источник звука.
Еще одним крайне важным методом развития слуха и будущей речи является разговор с ребенком. При звуке голоса в отделах головного мозга младенца закладывается речевая карта родного языка, и постепенно приходит понимание правильного сочетания звуков.
Также для развития способности различать звуки можно использовать различные игровые инструменты — музыкальный молоток, железную банку с фасолью, будильник и т. п. Для начала стоит дать послушать крохе, как звучат эти предметы. После того, как ребенок запомнит звуки, он отворачивается и угадывает, какой предмет издал тот или иной звук.
Уличный шум тоже способен стать своеобразным тренажером для развития слуха: на прогулке обращайте внимание малыша на то, как шелестят листья, сигналят машины, хлопают крыльями голуби.
Конечно, в процессе развития слуха ребенка никак не обойтись без музыкальных игрушек, широко представленных на современном рынке. Там можно встретить детские барабаны, ксилофоны, маракасы, гитары, синтезаторы, мини-рояли и многие другие инструменты. В этом случае не нужно придумывать сложные мелодии, достаточно использовать разные звуки и вместе с ребенком радоваться создаваемому музыкальному шуму.
Также многие дети 2-3 лет и старше любят различные детские песни, поэтому стоит начать собирать им собственную музыкальную коллекцию. При этом не нужно расстраиваться, если малыш не слушается ваших рекомендаций и выбирает что-то свое. Его вкус только формируется, стоит дать ему возможность самостоятельно изучать мир и нарабатывать свои индивидуальные музыкальные предпочтения. Даже если родители не любят классику, малыш может быть в восторге от посещения, например, филармонии. Тем более, что многие музыкальные коллективы имеют в своем репертуаре специальные детские концертные программы.
Нормативные показатели развития ребенка
Чтобы оценить правильность развития ребенка, стоит ознакомиться с общепринятыми нормами реакций на звуки в разном возрасте:
- 1,5-3 месяца — голоса близких заставляют кроху оживиться;
- 4-5 месяцев — на обращение малыш начинает отвечать гулением и лепетом;
- 6-12 месяцев — ребенок поворачивает голову по направлению к звуку, может «напевать», реагирует на оклик;
- 1,5 года — говорит около 15-20 слов, изображает голоса разных животных, знает свое имя и откликается на него;
- 2 года — словарный запас составляет до 150 слов. Ребенок уже в состоянии определить источник звука, даже не видя его;
- 3 года — начинает употреблять развернутые фразы и различать похожую музыку.
Поскольку больше всего развитие ребенка зависит от спокойной и благоприятной обстановки в доме, главная цель родителей — это создать малышу оптимальные условия для здорового взросления, чаще с ним общаться и давать возможность максимально проявлять полученные навыки.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Биология и нейрофизиология условного рефлекса / Анохин П.К. // М.: Медицина. — 1969
Психофизиология ребенка: Психологические основы детской валеологии / Дубровинская Н.В. // М.: Владос. — 2000
Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей / Фридман Л. М. // М.: ТЦ «Сфера». — 2000
Развитие памяти у детей: Учеб, пособие для студ. высш, учеб, заведений / Черемошкина Л.В. // М.: Издательский центр «Академия». — 2005
Источник
Лариса Бабась
Мастер-класс для родителей «Развитие слухового восприятия у детей 2–3 лет»
Мастер класс для родителей
«Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет»
Подготовила учитель-логопед Бабась Л. В.
Цель: активизация творческого потенциала родителей в процессе взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи: повысить компетентность родителей в вопросе по развитию слухового восприятия у детей; познакомить родителей с возможностями игровой деятельности, с приемами и методами ее организации и умелом руководстве взрослого.
Уважаемые родители!
Мы рады поприветствовать Вас на нашем мастер-классе! Мы надеемся, что он не оставит Вас равнодушными и Вы узнаете для себя много нового и интересного. Сегодня речь пойдет о развитии слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Непременным условием для развития речи является способность слышать
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в раннем возрасте.
Развитие неречевого слуха
Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи). Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире.
Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточится на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Именно по этому, мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. Следует также учесть, что звуки могут восприниматься на слух или с опорой на зрение (слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков необходимо соблюдать последовательность:
• звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;
• звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и др. ;
• звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, тиканье часов, жужжание пылесоса, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы и др. ;
• транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;
• звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
• звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, гармошка и т. д.
Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.
Игры на развитие физического слуха.
«Послушаем звуки!»
цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.
Ход игры: Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома. Также обращайте внимание на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе – собаки, кошки, вороны, воробьи и т. д. После того как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух);
— Закрой глаза, прислушайся. Что ты слышишь?
И ребенок должен назвать звуки, которые он услышал.
Аналогично проводится игра «Звуки дома» на восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.
Ход игры: находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шипению закипающего чайника и т. д.
(предлагаю родителям закрыть глаза и прислушаться к звукам детского сада)
«Кто кричит?»
Летом на даче или в гостях в деревне, вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами. Научите его различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух) Усложняя задачу, предложите ребенку с закрытыми глазами определить кто кричит.
— Закрой глаза и постарайся угадать, кто кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.
«Постучим, погремим!»
цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные предметы.
оборудование: бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и т. д.
Ход игры: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетом, ударьте металлическими ложками друг о друга и т. д. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.
Вначале вы с ребенком договариваетесь, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими издавая звуки.
(предлагаю родителям закрыть глаза и определить, какой предмет издает звук)
Аналогично проводится игра со звучащими игрушками.
Развитие речевого слуха
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточится на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее невозможно научится понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова.
Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический слух. Эту способность нужно развивать с первых дней жизни. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет ребенка это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка «та-та-та или ба-аб-аб». Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи.
Игры на развитие речевого слуха
«Кто там?»
цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.
оборудование: игрушки – кошка, собака, лошадка, корова, лягушка и т. д.
Ход игры: Пряча игрушки за ширмой или в коробке, взрослый подает сигнал – крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «ква-ква») и просит ребенка послушать и отгадать — кто там? Ребенок может ответить любым доступным способом: показать картинку с изображением этого животного, назвать его словом или звукоподражанием (в зависимости от его речевых возможностей).
— Послушай внимательно. Кто там кричит? Собака? Давай посмотрим. Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит? и т. д.
«Покажи игрушку!»
цель: развитие речевого слуха – умение слушать слова.
оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый объясняет задание: я буду называть игрушки, а ты найди ее и дай мне.
Например: мяч (ребенок находит мяч). Молодец! Что ты принес? (ответ ребенка) или матрешка (ребенок находит и приносит игрушку).
Задания можно усложнять: предложить принести 2-3 игрушки или подобрать игрушки с похожими названиями (мишка, шишка, малышка, пушка, подушка и т. д.)
Игры на умение слушать слова и выполнять действия.
Физминутка для родителей
Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? (ответы родителей). Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Если я говорю: «Зеленый» — вы топаете ногами; «Желтый» — хлопаете в ладоши; «Красный» — тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.
Также важно научить ребенка выполнять просьбы и поручения, не сопровождаемые жестами: «Дай, возьми, положи, открой»; научить перемещать предметы по заданию: «Открой шкаф, достань книгу и положи на стол» или «Возьми со стола мишку и посади на диван».
«Съедобное – несъедобное»
цель: умение внимательно слушать слова; развивать мышление.
оборудование: мяч
Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления
ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» — показать малышу продукты питания, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, — это съедобное, а то что нельзя есть, — это несъедобное.
В эту игру можно играть на полу. Взрослый объясняет задание: я буду катить тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай, если я назвали съедобное, то что можно кушать – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то что есть нельзя, — оттолкни мяч.
Взрослый катит к ребенку мяч называя слова: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «яблоко» и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова. Вначале лучше эту игру проводить в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно обозначает.
Таким образом, основная задача родителей — открыть для малыша особый мир звуков. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
До новых встреч!
(предлагаю родителям буклет с играми на развитие неречевого и речевого слуха)
Источник