Развития речи ребенка в домашних условиях
Советы родителям
«Развитие речи дошкольника в домашних условиях»
Сегодня проблемы в развитии речи встречаются почти у 70% детей старших групп детского сада. Практически каждый второй ребенок нуждается в индивидуальных занятиях по коррекции речи. Ни для кого не секрет, что дети с речевыми проблемами не могут нормально адаптироваться в начальной школе. В связи с этим ребенок может стать замкнутым, неуверенным в себе, раздражительным. А это чревато проблемами с обучением и с освоением новых знаний, нарушением психического развития.
Уважаемые родители, как минимум за год до поступления дошкольника в 1 класс, вы обязательно должны обратить внимание на следующие моменты:
Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок?
Умеет ли он различать похожие звуки на слух?
Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?
Насколько богат его словарный запас?
Не делает ли он в речи грамматических ошибок?
Хорошо ли владеет связной речью?
Очень важно родителям уяснить одно единственное правило: чем раньше начнется работа с ребенком, у которого есть даже незначительные проблемы в развитии речи, тем больше вероятности того, что он к школе будет владеть правильной, четкой, без каких-либо «шероховатостей» разговорной речью.
Уважаемые родители!
Вы понимаете: речь детей спонтанно не исправляется.
Вот несколько советов родителям дошкольников, направленных на развитие речи:
Во-первых, это проводить работу, способствующую развитию челюстных мышц и мышц языка. К примеру, очень эффективно полоскать рот, перекатывать воздух во рту от одной щеки к другой.
Во-вторых, мама и папа должны разговаривать с дошкольником только на правильном (без лепета, коверкания) русском языке. Некоторые родители играют по «сценарию» ребенка и используют в речи «детские» слова. Это недопустимо.
В-третьих, взять в привычку читать ребенку короткие сказки и стихи. Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” — кидаете вы ему мяч, “белый” — бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.
В-четвертых, родителям рекомендуется самим говорить внятно и четко, повторяя фразу, сказанную ребенку, несколько раз.
В-пятых, старайтесь почаще общаться с ребенком, отвечать на все задаваемые им вопросы. Не стоит игнорировать просьбы ребенка. Даже, если он и занят чем-то интересным, лучше лишний раз задать ему вопрос на тему того, чем он занимается. К примеру, малыш рисует красками. Мысль родителей: «Отлично! Можно отдохнуть и заняться своими делами». Но почему бы не подойти к ребенку и не спросить, что именно будет изображено на картинке, которую ребенок рисует? А почему он выбрал именно эту тему для рисования? Если ребенок рисует цветы , то можно спросить, кому именно он их подарит , какое время года и т.д. Конечно взрослому итак понятно, что рисует ребенок, но ведь важно, чтобы малыш самостоятельно смог изложить свою идею и мысль. Это поможет расширить словарный запас, развить воображение, фантазию, уметь последовательно излагать свою мысли, так сказать по определенному плану.
В-шестых, обязательно следует выполнять артикуляционную гимнастику , причем несколько раз в день. Пока ребенок не привыкнет к выполнению упражнений, рекомендуется устанавливать перед ним зеркало, чтобы он видел свое отражение. Цель артикуляционной гимнастики – разработать мышцы гортани, языка, т.е. те, которые участвуют непосредственно в произношении звуков. Гимнастика включает упражнения, позволяющие натренировать артикуляционный аппарат, отработать правильное расположение языка, губ, неба для правильного произношения звуков и слов.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
2.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
3.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
4.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
5.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
6.Взрослый показывает выполнение упражнения.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
7.Оптимальным временем для проведения занятий с ребенком будет от 15 до 20 минут. Не больше. Ребенок не должен быть перегружен. Лучше пусть он усвоит за одно занятие меньше информации, но результат будет видимым.
В-седьмых, не забывайте проводить упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников.
Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
Конструирование.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
Завинчивание и развенчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
9.Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
11.Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
12.Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
13.Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
14.Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
15.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия!
В-восьмых, для ребенка с заиканием идеальными будут музыкальные упражнения. Найдите пару-тройку детских песен и разучивайте их с дошкольником. Устройте импровизированный концерт с поощрительными призами друг для друга. Разучивание песен поможет в развитии темпа, речевого дыхания, ритма.
Благодаря этим несложным советам , родителям будет легко организовать занятия дома, цель которых: коррекция речевого аппарата и улучшение звукопроизношения.
Не забывайте о том, что для вашего ребёнка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд всё перетрут. И вы с вашим ребенком добьётесь успехов.
Источник
Сегодня перед родителями, как никогда, остро стоит задача — создать условия для полноценного формирования речи ребенка. Одним из важных факторов является непосредственное участие мам и пап в развитии этого умения у детей старшего дошкольного возраста. В нашем новом блоге для родителей логопед клуба «Магис Дети» Ксения Драгунова даст несколько рекомендаций, как разговаривать и заниматься с ребенком дома.
Как правило, если у малыша есть сложности с произношением некоторых звуков, то в возрасте 5-6 лет он начинает посещать занятия у специалиста, но для полного и быстрого достижения результата необходимы: системный подход, занятия дома и соблюдение определенных рекомендаций специалистов, которых необходимо придерживаться дома.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Начинать нужно с себя. В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, в первую очередь, родителям необходимо следить за тем, что и как они говорят, произносить звуки и слова правильно. Ведь, если говорить неверно, то ребенок будет усваивать неправильную речь, а в дальнейшем так же ее и воспроизводить. Чтобы этого не происходило важно помнить про два «золотых нельзя»:
- Нельзя искажать слова.
- Нельзя подражать детскому произношению и «сюсюкать».
Разговаривая с малышом необходимо следить, чтобы речь была четкой, выразительной, грамотной, простой и ясной. Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Если он плохо говорит или вообще не произносит какое-либо слово, то можно воспользоваться следующей схемой: не спрашивать и не настаивать, чтобы ребенок произнес слово, а попросить его указать на предмет, самому произнести слово и объяснить, как оно звучит.
КАК СФОРМИРОВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ?
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если Вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и он может потерять к Вам доверие.
Для развития речевых способностей важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Проигрывайте и проговаривайте с ним самые простые жизненные ситуации, именно так будет формироваться словарный и фонетический запас. Обращайте внимание ребенка на различных птиц и животных, предметы, которые издают звуки. Включайте его не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения, благодарите за помощь.
Чтобы развитие речи шло успешно необходимо уделять внимание не только произносительным навыкам, но и совершенствовать умения понимать смысл речи. Приучите ребенка задавать вопросы,
если слово ему не знакомо. По дороге из садика обсуждайте со своим чадом, как прошел его день, что нового и интересного произошло или как прошла ваша совместная прогулка, что ему запомнилось и понравилось больше всего.
Помните, что слушая Вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем Вашего общения должно стать не просто обозначение предмета или явления, а детальное его описание. Приведем простой пример, недостаточно просто сказать «Вон летит ворона!», нужно дать больше деталей к этому факту — где именно она пролетает, какого цвета, издает ли в процессе звуки. Используйте наглядный материал! Детям сложно воспринимать слова, оторванные от изображения.
УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ.
Существует большое количество упражнений на развитие речи, предлагаем вам пару не сложных заданий, который с легкостью можно делать дома.
«СОЧИНЯЕМ»
Попробуйте вместе с ребенком придумать продолжение всем известной сказки. Или, дочитав сказку до середины, придумайте конец, а потом сравните с тем, что придумал автор сказки.
Попробуйте перемешать героев нескольких сказок и придумать для них новое приключение.
Записывайте наиболее удачные варианты, но не в процессе сочинения, а после, так как это будет отвлекать и вас, и ребенка. Обязательно в конце проговорите еще раз все подробности получившегося произведения.
Свою сказку издайте тиражом в 2-5 экземпляров и подарите бабушкам и дедушкам. Естественно, с иллюстрациями юного писателя и художника.
Уверяем, что этот процесс затянет Вас обоих, вполне возможно, это станет началом писательской карьеры Вашего малыша!
«ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ТЫ…»
Предложите ребенку представить себе, что он вдруг превратился в кого-нибудь или во что-нибудь. Пусть малыш поделиться, что он будет слышать, видеть вокруг себя, что будет чувствовать, какие желания испытывать.
Превратиться ребенок может:
- во взрослого человека;
- в ребенка другого возраста и противоположного пола;
- в героя сказки или мультфильма;
- в известного человека (актера, певца, президента);
- в любое животное;
- в любое растение или предмет.
Более того, эти упражнения не только развивают речь, но и помогают малышу включать в процесс работы свой творческий потенциал! Занимайтесь, фантазируйте, играйте! Делайте это с удовольствием и результат не заставит себя долго ждать!
Самое главное – поддерживайте все начинания своего ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи! Желаем удачи!
Источник
Малыш от года до 3 лет должен научиться многим вещам, в том числе и речи. Развитие речи у детей – важный аспект воспитания. Необходимо, чтобы ребёнок овладел речевыми навыками в нужное время, потому что это важно для его целостного развития. Речь помогает совершенствовать мыслительную деятельность, расширяет кругозор детей, имеет позитивное влияние на психологическую составляющую ребёнка, регулирует его поведение. Поэтому важно знать, как развивать речь детей дошкольного возраста. Ведь именно в этот период формируется навык устного общения.
Если речь хорошо развита, малышу и взрослым легче общаться, они быстрее понимают друг друга, отсутствуют неловкие моменты, при которых мама не может понять, что её малыш говорит.
Некоторые взрослые считают, что речь формируется сама по себе и не нужно прикладывать усилий, чтобы помочь созданию этого навыка. Но это не так. Родители должны с самого рождения разговаривать с младенцем, развивать его речь.
Также важно создавать с ребёнком условия, в которых он сможет потренировать свои коммуникационные навыки. Если не развивать речь ребёнка, то он может очень поздно заговорить. А ещё существует риск отклонения в комплексном развитии. Поэтому родители должны знать, как развить речь у ребёнка.
Какие факторы влияют на развитие речи?
Речь детей зависит от следующих факторов:
- наследственность;
- строение и функционирование внутренних органов и систем;
- физическое и психическое здоровье;
- речь окружающих (родителей, бабушки и дедушки, воспитателей в яслях и детском саду, учителей в школе);
- постоянная речевая практика;
- семейная атмосфера;
- воспитание;
- учеба в развивающих центрах.
Этапы развития речи
- Подготовительный, или пассивный. Начинается, когда рождается ребенок, а заканчивается, когда ему исполняется 1 год. В это время младенец реагирует на общение, понимает, откуда идет звук, он готов к игре.
- Преддошкольный, или автономный. Начинается, когда вашему сыну или дочери исполняется год, и заканчивается в 3 года. Первые звуки и слова ещё не совсем понятны, но малыш уже пытается строить фразы. В это время накапливается словарный запас. Ребенок понимает слова и использует их.
- Дошкольный, или активный. Пока ребенок готовится к школе, у него активно развивается речь, увеличивается количество людей, с которыми он общается. Малыш уже может связно, четко и развернуто говорить. Речь становится средством познания окружающего мира.
- Школьный. Самый важный, ответственный и серьезный период развития речи. До 18 лет ребенок усваивает базовые правила грамматики, пунктуации, орфографии. В это время развивается уже не устная речь, а письменная. Школьник начинает овладевать литературной речью. Кроме того, у него формируется определенный сленг, связанный с возрастом и компанией, в которой он находится.
Как развить устную речь у ребенка дома?
Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально. Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий.
Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.
- С рождения до 6 месяцев.
У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.
Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.
- С полугода до года.
Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.
Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.
- С года до 2-х лет.
Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.
После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.
- С двух до трёх лет.
В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:
- Запас слов и понятий увеличивается.
- Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
- Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).
В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.
Способы развить речь у ребенка
- «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
- «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.
Источник