Развития речи как источник творчества развития ребенка
Людмила Соколова
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.
В содержании образовательного процесса следует изменить:
1. Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;
2. Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т. д. ;
3. Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга»;
4. Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую», «Конкурс стихов»;
5. Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;
6. Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
7. Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т. д.
В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:
1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;
2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;
3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
4. Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;
5. Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;
6. Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;
7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,
8. Использование в работе интерактивной доски.
Педагоги должны повысить свою компетентность в соответствии с ФГОС:
• определить основные методы, формы использования различных средств развития речевого творчества детей и разработать методику их комплексного применения;
• ознакомится с положениями ФГОС ДО и методическим сопровождением;
• выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуального речевого развития каждого ребенка.
• Собрать картотеку малых форм фольклора (потешки, поговорки, пестушки, скороговорки, заклички, считалки и т. д.).
Работа с воспитанниками:
Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:
• Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
• Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
• Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
• Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
• Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей;
• Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
• Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,
• Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».
Сотрудничество с родителями
• Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
• Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
• Совместное посещение театра и детской библиотеки.
• Участие в конкурсе «Моя сказка».
• Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
• Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.
Контроль:
Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О. С. Ушаковой и Е. Струниной.
Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
Источник
Юлия Чикина
Консультация «Развитие речи детей с помощью устного народного творчества»
Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а также словарной работы является использование художественной литературы и фольклора. В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны. Они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его скрытого смысла и эмоциональных красок. Огромное значение в развитии словаря дошкольников принадлежит ознакомлению с художественными произведениями и фольклором. Они оказывают на них огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое, меткое слово.
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека является культура речи, владение литературным языком. Речевая культура составляет необходимый компонент образованности интеллигентного человека.
Яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.
На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее эмоциональности. Поэтому проблема развития образности речи, ее выразительности приобретает все большую значимость. Добиться решения этой проблемы можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству, формирования умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Важным моментом в развитии речи детей дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Необходимо отметить, что речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у дошкольников воспитывается интерес к речевому богатству, развивается умение осознанного словоупотребления.
При решении проблемы формирования образности речи дошкольников необходимо опираться на закономерности усвоения детьми значения слова.
С возрастом, по мере развития образного мышления дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи, переносное значение слов и словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок. Ученые подчеркивают не только возможность, но и необходимость формирования у детей дошкольного возраста элементарного осознания языковых и речевых явлений, в том числе таких, как образность и выразительность речи.
Именно образность и выразительность речи свидетельствуют о высокой степени овладения дошкольниками речевыми навыками.
Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как сказки.
Благоприятными источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки). Поэтому развитие речи дошкольников, обучение их родному языку исследователи тесно связывают с решением задач формирования художественно-речевой деятельности. Так, использование пересказа фольклорных и литературных произведений с целью формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление детей с художественно-выразительными средствами литературного текста (сравнениями, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем овладение этими речевыми художественно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений, которое сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер. Таким образом, у ребенка формируется осознанное отношение к речи, которое проявляется в выборе речевых изобразительно-выразительных средств для создания художественного образа.
Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.
Развивая речь детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с произведениями разных литературных жанров (рассказами, стихотворениями, малыми формами поэтического фольклора, их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте. Специальные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Разнообразные упражнения и задания на материале поговорок, пословиц, загадок развивают поэтический слух дошкольников и подводят детей к использованию средств художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве.
Среди многообразия выразительно-изобразительных средств художественной литературы и фольклора хотелось бы выделить те, которые чаще всего встречаются в произведениях, включенных в круг детского чтения.
Большую роль в создании выразительности художественного произведения выполняют стилистические средства выразительности. Среди них своей художественностью выделяется метафора. Она основана на переносе наименования по сходству. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора выделяется своей оригинальностью и необычностью. Она вызывает эмоциональные ассоциации, помогает глубже осознать или представить событие, явление, предмет.
Именно метафора дает возможность ребенку воспринять понятие, сделать его вещественным, наделить его определенными качествами.
Распространенной разновидностью метафоры является художественное олицетворение. Оно встречается в сказках, песнях, легендах. Именно в этих жанрах фольклора животные и предметы персонифицируются чаще и приобретают способность говорить и действовать как люди. Встречается персонификация и в литературных сказках, сочиненных писателями специально для детей дошкольного возраста.
Еще одной разновидностью метафоры, которая поэтизирует детскую речь, является гипербола. Нарушение в содержании произведения реальных пропорций и взаимоотношений, которое создается гиперболой, вызывает у дошкольников юмористические представления и образы.
Образное направление в произведениях литературы и фольклора имеет и такое средство выразительности, как сравнение. Оно позволяет более конкретно, ярко и точно охарактеризовать один предмет или явление при помощи другого. Чаще всего сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Восприятие сравнения детьми развивает их творческие способности к художественному описанию, образности и красочности в речи.
Яркость и образность мысли передает в произведениях художественной литературы и фольклора эпитет. С его помощью речь приобретает свою высокую эстетическую функцию. Эпитет позволяет ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащает содержание высказывания. Он помогает точнее нарисовать портрет литературного или сказочного персонажа. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, быстрый бег); народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве: чистое поле, серый волк); идивидуально-авторские (создаются авторами: голубая радость (А. Куприн).
Как орнамент украшают полотно каждого литературного произведения уменьшительно-ласкательные суффиксы. При этом предметы, о которых говорится в литературных произведениях, приобретают музыкальность, нежность, благозвучие.
Под воздействием выразительных средств художественной литературы развивается эстетика речевой культуры дошкольника. Дети овладевают искусством устной речи. Вместе со связностью у дошкольников развиваются такие коммуникативные качества речи, как выразительность и образность.
Художественная литература, как и малые формы фольклора, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Готовить детей к этому нужно с начала посещения дошкольного учреждения. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями и малыми формами фольклора.
Сказка, как и малые формы фольклора, – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития – к слову образному
Образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами.
Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
Источник