Развития ребенка через игру на муз инструментах

Лариса Хамидуллина
Проект «Развитие музыкально-творческих способностей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Подготовила:

Музыкальный руководитель МАДОУ

г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

1категории Хамидуллина

Содержание:

№ Наименование

Страницы

1. Содержание 2

2. Пояснительная записка 3

2.1 Актуальность 3

2.2 Постановка проблемы 4

2.3 Цель, задачи проекта 5

2.4 Участники проекта 5

3. Этапы реализации проекта 6

3.1 Подготовительный этап 6

3.2 Основной этап 6

3.3 Заключительный этап 6

4. План реализации проекта 7

4.1 Ожидаемые результаты 8

5. Обеспечение проекта 9

6. Список литературы 10

7. Приложение 11

1. Пояснительная записка

Проект «Развитие музыкально-творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах» осуществляется, как увлекательная игровая деятельность, направленная на активизацию музыкального творчества. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве музыкальную, речевую,познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию музыкально-творческих способностей и давно признана плодотворной, а её применение как вида деятельности в современном дошкольном образовании доказывает её эффективность, целесообразность и жизненность.

На сегодняшний день игра на детских музыкальных инструментах еще не имеет такого широкого распространения, прежде всего из-за недостаточной разработки методического материала, что определило направление данного исследования.

Необходимость многообразного исследования сферы общения детей с музыкой с помощью музицирования на детских музыкальных инструментах предупреждает последствия нарушений в контексте психологических проблем детского возраста, которая осознается как остроактуальная проблема не только в педагогике, но и в современной психологии.

1.1. Актуальность

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития музыкальных и творческих способностей ребенка. Можно утверждать, что музыкально-творческие способности в процессе игры на детских музыкальных инструментах средствами театрализованной деятельности является источником развития музыкальных способностей детей, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь.

1.2. Постановка проблемы

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу — это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя — облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»(Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»(Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.

Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Карл Орф — творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Музыка является одной из сторон жизни, а «жизнь- главный предмет школьного обучения» (по образному выражению Д. Родари). Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.

Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарноемузицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.Сущность приобщения детей к элементарномумузицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать — больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.

1.3.Цель:формировать умения и навыки игры на музыкальных инструментах через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития музыкально-творческих способностей детей.

2. Знакомство с различными музыкальными инструментами, овладение приёмами игры на них;

3. Развитие музыкальных способностей детей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического слуха); формирование художественного вкуса, совершенствование диалогической речи.

4. Пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.

1.4.Участники:

• Дети среднего дошкольного возраста

• Родители воспитанников ДОУ

• Педагоги МАДОУ №61 «Соловушка»

2. Этапы реализации проекта

2.1.Подготовительный этап:

• Изучение литературы по теме.

• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.

• Разработать сюжет музыкально-театрализованной игры русской народной сказки «Колобок».

• Подобрать соответствующие музыкальные инструменты персонажам сказки, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, музыкальный материал.

• Консультация для родителей.

• Консультация для педагогов.

2.2.Основной этап:

• Чтение и рассказывание русской народной сказки «Колобок», беседа по прочитанной сказке, отгадывание загадок по сказке «Колобок»

• Разучивание музыкального материала-песни «Колобок», игры «Козлятки и волк»

• Театрализованный показ русской народной сказки «Колобок»

• Обыгрывание каждого персонажа на музыкальных инструментах

Музыкально- театрализованная игра русской народной сказки «Колобок»

Музыкально-игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»

2.3.Заключительный этап:

Презентация музыкальной сказки «Колобок» (Приложение)

3. План реализации проекта

пп

Состав действий

Ожидаемые результаты

Сроки

Участники

Подготовительный этап

1 Изучение литературы по теме Расширение знаний по теме проекта 1 день Родители, педагоги

2 Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач Разработка плана реализации проекта 2 день

Педагоги

3 • Разработать сюжет музыкально-театрализованной игры русской народной сказки «Колобок» Разработка плана реализации сюжета музыкально-театрализованной игры русской народной сказки «Колобок» 3 день Педагоги

4 • Подобрать музыкальные инструменты соответствующие персонажам сказки, музыкальный материал, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал Пополнение предметно-пространственной развивающей среды 4день Педагоги,дети

5 • Консультация для родителей Разработка плана реализации проекта 5день Родители, педагоги

6 • Консультация для педагогов Педагоги

Основной этап

7 • Чтение и рассказывание русской народной сказки «Колобок», беседа по прочитанной сказке, отгадывание загадок по сказке «Колобок» Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам 6день Дети, родители, педагоги

8 Разучивание музыкального материала-песни «Колобок», игры «Козлятки и волк», Развитие музыкальных способностей, развитие коммуникативных навыков 7-9 день Дети, педагоги

9 Театрализованный показ русской народной сказки «Колобок» Формировать способы самостоятельных и творческих действий 10 день Дети, родители, педагоги

10 Обыгрывание каждого персонажа на музыкальных инструментах Побуждать ребенка самостоятельно импровизировать, сочинять. 11-12 день Дети, педагоги

11 Музыкально- театрализованная игра русской народной сказки «Колобок» Формирование художественного вкуса, совершенствование диалогической речи. 13 день Дети, педагоги

Заключительный этап

13 • Презентация музыкальной сказки «Колобок» Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения импровизировать 14день Дети, родители, педагоги

4. Ожидаемые результаты проекта:

-Развить творческую активность детей, освоить детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

• -Привить навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и моделирования творческих процессов,обогатитьсловарь детей.

• Формировать коммуникативные способности,эмпатии.

Продукт проекта:

• Показпрезентации музыкально-театральной сказки «Колобок».

• Участие в конкурсах.

5. Обеспечение проекта

Кадровый ресурс

Педагоги:

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель

Заместитель заведующего

Материально-технический ресурс — музыкальный зал;

-технические средства обучения (фэндер, мультимедийное оборудование, компьютер,

музыкальные инструменты,наглядно-методические пособия;

Родительский ресурс Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

— консультации;

— индивидуальные беседы;

— рекомендации по каждому конкретному ребенку;

— семейные выставки

Информационный

ресурс — использование ИКТ;

— обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т. д.);

— изучение методической литературы;

— участие в конкурсах различного уровня.

6.Список литературы:

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. –М: Просвещение. 1983г.

2. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г

3. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.

4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.

5. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. www.in-ku.com.ru.

Источник

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов, обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Развитие музыкальных способностей, а так же формирование основ музыкальной культуры,  по свидетельству современных научных исследований, нужно начинать уже в дошкольном возрасте.

Обучаясь  игре   на   музыкальных   инструментах , дошкольники открывают для себя мир  музыкальных  звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных  инструментов, у них улучшается качество пения (чище поют),  музыкально-ритмичных  движений (четче воспроизводят ритм).

          Для многих  детей,   игра   на   музыкальных   инструментах  помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального  развития , но и  развитие  мышления,  творческой   инициативы,

сознательных отношений между  детьми, участие в театрально – игровой деятельности, мюзиклах с применением детских музыкальных и шумовых инструментов.

          Исходя из собственного опыта работы, я заметила, что игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения. Очень благотворно влияет, на развитие музыкальных способностей, совместное музицирование детей со взрослыми. У детей в результате освоения музыкальных инструментов, подражания взрослым часто возникает потребность в серьезных занятиях музыкой.

         Развитие творчества у детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. В каждой группе нашего сада, есть музыкальный уголок, в котором находятся  разнообразные музыкальные пособия, дидактический материал. С его помощью решаются развивающие и образовательные задачи раздела программы «Музыка». Очень много музыкальных инструментов сделаны из бросового и природного материала,  и в этом нам, конечно же, помогали родители.

 При изготовлении музыкальных инструментов и оформлению музыкальных уголков, мы придерживались определенных требований: прежде всего – это возрастные особенности детей. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся в ней.

В младшей группе в уголке могут находиться органчики, погремушки, игрушки-забавы, музыкально-дидактические игры: «Курица и цыплята», «Угадай-ка» Н. Кононовой. «Чей домик?», «Птица и птенчики» Н. Ветлугиной.  Игры размещаются поочередно.

В средней группе дети начинают  обучаться игре на металлофоне,  этот инструмент вносится в уголок. Сюда помещаем бубен, лесенку из трех ступенек, треугольник, колокольчики. Помещаем музыкально-дидактические игры:  «Веселый бубен», «Не зевай» «К нам гости пришли», «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Н. Ветлугиной, «Сыграй, как я» Р. Папковой, «Чудесный мешочек», «Веселая пластинка» Н. Кононовой.

В старшей и подготовительной группах добавляем металлофоны для игры ансамблем, ксилофоны, лесенку с пятью ступеньками, аккордеон; музыкально-дидактические игры «Веселый оркестр», «Маленькие песенки», «Ритмическое лото» Л. Комисаровой, «Угадай колокольчик», «Повтори», «Определи по ритму» Н. Кононовой «Угадай инструмент» и др.

Именно музыкально-дидактические игры помогают развить в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным музыкальным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно

 Обучение детей игре на музыкальных инструментах может быть включено во все виды музыкальной деятельности, а также во все режимные моменты.

   Независимо от музыкального развития ребенка, занятия с музыкальными инструментами дают позитивные результаты, особенно в  плане эмоций.

Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Так, например, мы знакомились с музыкой Чайковского, Моцарта, Бетховена, Грига и произведения этих великих композиторов, дети исполняли на утренниках, развлечениях, открытых мероприятиях.  Они искренне радовались каждому удачно исполненному ими произведению.

Бесспорно, что игра в оркестре объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Источник

Светлана Евдокимова
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что одним из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду является игра на детских музыкальных инструментах. И это не удивительно. Ребенок по своей природе любопытен и очень активен, ему хочется потрогать своими руками, проверить, как все работает, как устроен тот или иной предмет. И когда в его руках начинает что-то звенеть, шуметь, стучать ребенок испытывает огромную радость.

Много лет работая с дошкольниками, я заметила, что как только дети входят в музыкальный зал, они сразу обращают внимание на различные детские музыкальнее инструменты и просят разрешить им поиграть на них. Причем играть любят все, и те, кто у кого хорошо получается, и те, у кого вовсе не получается сыграть правильно.

Я решила активнее привлечь детей к этой деятельности и начала разрабатывать систему обучения игре на детских музыкальных инструментах в рамках групповых и индивидуальных занятий. Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительный результат не зависимо от того, на каком инструменте играет ребенок. Игра в оркестре развивает не только музыкальный слух и ритм, но и воспитывает настойчивость, волю, дисциплинированность, художественный вкус. Занятия в оркестре воспитывают дух коллективизма, чувство взаимопомощи. Но в то же время, создание оркестра очень сложное и трудоемкое дело. Сложности в основном заключались в отсутствии разнообразия инструментов. И здесь мне очень помогли родители наших воспитанников. Они закупили для детского сада комплект металлофонов, бубны, маракасы, колокольчики для каждого ребенка, деревянные ложки, свистульки, треугольники и многое другое.

Музыкальными инструментами могут стать любые предметы. В моей коллекции есть и простые деревянные кубики, и палочки для суши, и просто пластиковые бутылочки из-под йогурта, и даже пластиковые тарелочки. На всех этих «инструментах» дети с большим удовольствием играют музыку.

Знакомя детей с новым музыкальным инструментом, я обязательно рассказываю о нем интересную сказочную историю, чтобы ребенок проникся к этому инструменту добрыми чувствами, заинтересовался им и захотел на нем поиграть.

Однажды я устроила для детей волшебное путешествие в страну музыкальных инструментов, но в этой стране их встретила глубокая тишина и грусть, а все инструменты были спрятаны в большой чудесной коробке, из которой они не могли выбраться сами, пока их не назовут дети. Но ребята должны были узнать эти инструменты с закрытыми глазами на ощупь. И вот когда все инструменты были отгаданы, в волшебной стране начался спор. Все инструменты начали выяснять кто из них самый важный. Дети с увлечением описывали свой инструмент и рассказывали о его достоинствах. В итоге, получился большой веселый оркестр.

Но музыкальные инструменты можно использовать не только в оркестре. Дети с большим удовольствием танцую кадриль с ложками, на новогоднем празднике девочки-льдинки танцевали с колокольчиками, на весеннем празднике для мам мы показывали танец с бубнами.

Таким образом, используя детские музыкальные инструменты, у детей повышается интерес к музыкальным занятиям, развивается музыкальная память, внимание, развиваются творческие музыкальные способности.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ.

Источник