Развития положительного отношения ребенка к окружающим людям

              Консультация на тему:

 «Формирование положительного отношения к миру, другим     людям и  самому себе у ребёнка дошкольного возраста»

                                                                             Подготовила:

                                                                             воспитатель Малюкова Т.А.

Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования в качестве результата образовательной деятельности определяляет, что к 7 годам «ребёнок обладает — установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе,  обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Данный результат достигается через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которая предполагает осуществлять взаимодействие воспитателя и ребёнка, целью которого является приобщение воспитанника к социокультурным знаниям, традициям, нормам, что позволяет растущей личности расширять индивидуальный опыт, обеспечивает социально ценный вектор развития.

В стандарте по-новому решается вопрос формирования образа Я дошкольника. Акцент делается на «положительное отношение», которое формируется с учётом таких духовно- нравственных качеств, как толерантность, милосердие, взаимопонимание и взаимопомощь.

При выявлении сущности «положительного отношения к миру, другим людям и самому себе» ребёнка дошкольного возраста мы исходим из ряда общих психолого-педагогических положений. Во-первых, естественно-природный процесс становления детской личности протекает во взаимодействии со значимым взрослым и социокультурно «заданной» средой. Во-вторых, успешность развития детской личности определяется активной и осмысленной деятельностью самого ребёнка. В основе такой деятельности лежит осознанное и неосознаваемое желание ребёнка углублять свою культуру (быть лучше), овладевать новыми знаниями (знать больше), осуществлять своё развитие (становиться взрослее), налаживать отношения со сверстниками и взрослыми (научиться общаться без конфликтов). В-третьих, постигать смысл человеческой деятельности растущей личности помогает рефлексия опыта.

Данные о людях и своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным

опытом ребёнка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. Эти знания о мире, других людях, о себе могут быть как положительными, так и отрицательными.

 Важное место в формировании положительного отношения к миру, другим людям и самому себе отводится значимому взрослому, который сопровождает развитие дошкольника. Особенность дошкольного детства заключается в том, что ребёнок «включён» в другого человека и через эту включённость развивается как личность. Иными словами, ребёнок как член социума постоянно включён в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединены у ребёнка со значимым другим: родителем, педагогом, сверстником. Душевные богатства дошкольников умножаются через душевное богатство взрослого, так как дети данной возрастной группы во всём стремятся подражать и копировать того, кто находится рядом с ними. Человеческие отношения:        душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание — всё это проявляется в личности дошкольника через отношения к нему взрослого и остаётся на всю жизнь. Умение выделять таких людей из окружения, прислушиваться к ним, ценить их и следовать их советам — вся эта наука жизни от взрослого в своей основе запечатлевается у ребёнка. Отсюда особая роль, которая отводится воспитателю, и особая ответственность перед детьми, перед государством. Главное качество педагога дошкольного образовательного учреждения, на наш взгляд, это доброта, любовь к людям, щедрость души, искренность в отношениях с детьми. И главное его дело — целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, помогать ему в становлении собственного Я, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения между детьми. Содержание общения ребёнка с воспитателем составляет его внутренний мир, переживания, чувства, т.е. то, что сознаётся субъектом как индивидуальное психическое Я. Для формирования положительного отношения к людям и самому себе важное место занимает авансирование доверия ребёнку: необходимо ценить его личностную уникальность, особый субъектный мир. «Особенно важно выполнять эту универсалию применительно к ребёнку; важно уважать в нём субъекта не только по заслугам и достижениям, коих почти нет, но безотносительно к заслугам и готовым результатам. Духовно-душевный мир больше любых результатов».

Для дошкольника образ взрослого (взрослости как особого качества и состояния) — это не образ другого человека, а образ самого себя, свой будущности . Образ будущего в детском сознании станет перестраиваться, переосмысливаться, уточняться по ходу развития, но тем не менее он связан со взрослым, который усиливает возможности ребёнка. Организуя в дошкольном образовательном учреждении адекватное педагогическое взаимодействие, можно помочь ребёнку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении дошкольника и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса. Постепенно включаясь в разнообразные виды деятельности, накапливая социальный опыт, вступая во взаимодействие с окружающими, ребёнок всё больше начинает осознавать своё Я. В результате воспитанник приобщается к социокультурным нормам, расширяет свой индивидуальный опыт общения. Ориентация такого плана принципиально значима: целенаправленно осуществляемая педагогическая деятельность помогает ребёнку взрослеть духовно, приобретать новые, перспективные устремления и ценности, необходимые для реальной и будущей жизнедеятельности.

В отличие от предыдущих периодов жизни, в возрасте 3-7 лет общение ребёнка со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в формировании положительного отношения к другим людям. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определённое отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребёнка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки .

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества . В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5- 5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. Богатый опыт индивидуальной деятельности помогает старшим дошкольникам критически оценивать воздействия ровесников.

Для положительного отношения к миру и другим людям важным является формирование у ребёнка дошкольного возраста такого сложного компонента самосознания, как самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребёнок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным, лишь у незначительного числа детей 7 года жизни .

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребёнок часто идёт на уловки, чтобы косвенно показать своё превосходство [1].

Наряду с формированием положительного отношения к людям в дошкольном возрасте начинает проявляться и эгоистическая позиция, которая заключается в том, что ребёнку безразличны другие. Такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с подобной позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребёнок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребёнка: товарищи его не любят, не хотят с ним играть или дружить, и от этого он становится ещё агрессивнее . Задача взрослых — помочь ребёнку в осознании положительных личностных качеств других, предотвратить проявления эгоизма. Хорошим средством усвоения положительного отношения к миру, людям и себе являются произведения классической детской литературы — Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.Л. Барто, В.Ю. Драгунского и др., в которых заложены эталоны нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребёнок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребёнка любят и хвалят воспитатели, он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряжённо следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, подобная позиция в какой-то мере порождает детские конфликты. Избежать конфликтов помогает воспитатель (или родитель), демонстрирующий образцы искренней радости от успехов того или иного ребёнка, взрослого человека.

Ребёнок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчёте на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причём изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А. Репиной показано, что 4-5-летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих. В 5-7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку .

К 7 годам у ребёнка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребёнок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои успехи в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребёнка намечается дифференциация двух аспектов самосознания — познания себя и отношения к себе. Так, при самооценке «иногда я хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе или при общей положительной оценке — сдержанное эмоционально-ценностное отношение.

У детей 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать эмоционально-ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической.

 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика.

В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, растет стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает, поэтому взрослые должны поддержать такое стремление ребёнка, показывая образцы нравственного поведения, положительного отношения к другим людям, стремления прийти на помощь.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, а также на собственный опыт. В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции в отношении окружающего. Постепенно дошкольник начиняет осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.

В дошкольном детстве начинает складываться ещё один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребёнок первоначально живёт только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит рассказать взрослых о том, как они были маленькими, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалёкого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нём самом с течением времени, ребёнок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребёнок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определённые преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя собственных переживаний — всё это составляет начальную форму осознания ребёнком самого себя, возникновение «личного сознания». Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослыми (т.е. теперь ребёнок понимает, что он ещё не большой, а пока маленький).

Механизмом формирования положительного отношения дошкольника к другим людям и самому себе является рефлексия — важнейшая способность человека, помогающая переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром, — в которой можно выделить три уровня: операциональный, предметный, личностный].

Дошкольник осваивает операциональные рефлексивные навыки:        умение

понимать другого, соблюдать правила, нормы поведения в обществе, воспринимать поставленную перед ним задачу. Данный уровень рефлексии позволяет акцентировать само действие: деятельность выступает условием становления рефлексии . Осмысленность деятельности ребёнка является продуктом развития личности, его познания, воли, внимания, памяти, мышления, На основе операциональных умений постепенно формируется предметный уровень: я это не знаю, но хочу узнать; не умею, но хочу научиться. Зачатки личностного уровня также можно сформировать в дошкольном детстве: я хочу быть лучше, но для этого должен себя изменить или сделать что-то, что изменит меня к лучшему и т.д. Без рефлексии нет полноценного личностного развития. И этот факт требует обращения к развитию рефлексивных способностей уже в дошкольном возрасте.

Взрослый должен помогать ребёнку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим; формировать

адекватную самооценку, желательно высокую.

Дети с высокой самооценкой:

—        в группе чувствуют себя увереннее;

—        активнее проявляют свои интересы:

—        ставят перед собой более высокие цели.

Однако завышенная самооценка может привести к появлению высокомерия, агрессивности. Помогая ребёнку в повышении его самооценки, взрослый тем самым помогает ребёнку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

Родителям, так же как педагогам и психологам, необходимо знать, что основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребёнка начинают формироваться в младшем дошкольном возрасте. Готовность ребёнка к школе, успешность дальнейшего его обучения зависят не только от овладения определённым набором навыков и знаний, физического состояния, психической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют такие компоненты, как

собственное имя; самооценка; притязание на признание; образ себя как представителя определённого пола (половая идентификация); представление себя во времени; оценка себя в отношении прав и обязанностей.

Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста — это процесс сознательного изменения своего Я под влиянием значимого взрослого и сверстников. В целом развитие личности дошкольника связано с целенаправленной педагогической деятельностью, ориентированной на постижение ребёнком личностных смыслов своей активности. Ребёнок дошкольного возраста как сознательное существо стремится понять смысл происходящего, осмыслить увиденное и услышанное. Именно понимание окружающих людей и себя в существующем мире выступает процедурой осмысления, основанной на рефлексивной деятельности; вызывает внутренние изменения в сознании ребёнка, формирование образа Я.

Источник

Марина Мыльникова
Консультация для родителей «Значение навыков общения для социализации ребенка в обществе»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Я считаю, что воспитатель должен выдвигать ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников.К числу этих требований относятся:

• развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

• формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

• воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

приобщениедетей к сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний;

• развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

• создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

• формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Если мы ставим себе цель развивать ребёнка, то мы должны учитывать, что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития.

Дело в том, что право ребёнка на уникальность и индивидуальность, никак не отменяет того простого факта, что он относится к человеческому роду и живёт в обществе. Опытный воспитатель хорошо знает, что все дети, конечно, разные, но в некотором смысле они похожи друг на друга. Можно искать (и легко найти) общие черты одного возраста, из одной группы, даже из одного детского сада. И, конечно, есть общие особенности или закономерности в их развитии. Закономерности процессов, протекающих в сфере общения, мы и рассмотрим.

Итак, при педагогической оценке социально-личностныхотношений педагог обращает внимание на:

1) самого ребёнка или группу детей в процессе общения

(состояние ребёнка (группы детей) в ситуации общения, те средства, которые используются детьми при осуществлении коммуникации, положение ребёнка в группе сверстников и т. п.)

2) собственное поведение в ситуации общения

(в какой степени педагог учитывает общие закономерности развития в этом возрасте, индивидуальные особенности ребёнка, его состояние; какие средства при этом использовались и т. п.)

Что такое общение,мы знаем не понаслышке: начиная с рождения, человек живёт среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок, и он хорошо знает и общается с близкими родственниками. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники.Это тоже происходит довольно рано: некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становиться человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.

Поговорка «С кем поведёшься, от того и наберёшься» дает нам представление о том, насколько психическое развитие человека, его образование, установки, нормы и ценности, привычки и манеры, весь стиль его жизни зависит от его общения.

По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значимости в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочувствуют. Кроме того, он выбирает тот предмет общения, который нас интересует.

Но всем нам встречались и люди, в обществе которых чувствуешь себя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно, или общаться с ними просто неинтересно. Они вызывают у нас раздражение, или неловкость, или чувство, похожее на страх; их общества мы обычно стремимся избегать. При этом мы можем отдавать себе отчёт, что это хороший человек, но общаться с ним нам почему-то не хочется.Иногда говорят: «Он хороший человек, но у него плохой характер». Обычно это означает, что этот человек не умеет общаться.

В том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложиться особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Нет ничего более «прилипчивого», как формы, приемы и стили взаимодействия. По тому, например, как ребенок ведет себя в контакте с другими людьми, часто можно судить о стиле общения, принятом в его семье. И наоборот, когда ребенок, придя из детского сада домой, начинает топать ногами, крутить головой и что-то требовать,мама с ужасом спрашивает: «Где ты этому научился!» То есть в общении происходить трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от одного субъекта общения другому.

Конечно, всем известно, какую большую роль в построении собственного стиля общения играют для ребенка его сверстники. Но воспитатель, который знает, как построить процесс общения умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.)

Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно.

Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу – раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) отношениями между воспитателями и детьми

2) отношениями между самими детьми.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определённый климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Каких детей часто обижают?

6. Почему это происходит?

Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т. п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема эта настолько обострена, что создает трудности воспитателю. Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить детей, которые – по первому впечатлению не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут, и следовательно не обращают на себя внимание воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности в общении (отрицательные переживания) не исказили в дальнейшем их развития, чтобы в дальнейшем не пришлось обращаться к помощи специалистов (психолога, невропатолога, психиатра).

Исходя из своего опыта работы,я думаю, что главную роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми у нас разработан план работы с родителями, а для ознакомления родителей с работой детского сада используем родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники.

Важным показателем успешной социализации дошкольников является их хорошее настроение, доброжелательный настрой на общение со сверстниками и взрослыми, умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е становиться социально компетентным.

Взрослых часто волнует неконструктивное поведение дошкольников, хотя детей больше интересуют их отношения друг с другом и постепенно они учатся взаимодействовать социально приемлемыми способами. Дети не меняются вдруг и сразу. Общаясь с окружающими, они постепенно усваивают, тот факт, что остальные могут чувствовать и думать по-другому.

Социализируясь, ребёнок начинает осознавать, что его собственные действия могут, так или иначе, повлиять на окружающих. Они учатся таким способам поведения, которые не приносят другим вреда или огорчений.Дети должны понять: важно, чтобы окружающие чувствовали себя хорошо. А для этого необходимо заботиться, помогать и сотрудничать.

Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания, то как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям. Например, в одних семьях ценится комфортное «приспособительное» поведение, в других – самостоятельность ребёнка.

Педагогам следует проанализировать тактику воспитания ребёнка в семье и собственную тактику по отношению к ребёнку. Педагог может, как усугубить негативные тенденции в его социальном развитии, так и в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.

Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребёнка. От рождения до 7 лет взаимодействие со сверстниками проходит ряд этапов развития, каждый из которых имеет важное значение для развития психики ребёнка.

На какие же показатели ориентироваться воспитателю, чтобы правильно оценить социальное развитие ребёнка-дошкольника? Естественно, что для детей разных возрастных групп эти показатели будут разные.

В 3-4 года дошкольники охотно взаимодействуют со взрослыми, успешно действуют под руководством взрослого или совместно с ним, пользуются его помощью, благодарят за оказанную помощь, внимание обращаются ко взрослому по имени отечеству. Могут занимать себя сами. Контактируя со сверстниками, хорошо себя чувствуют как в большой, так и в малой группе. Соблюдаются элементарные правила поведения, ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. У детей начинают формироваться понятия о доброте и зле, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Формируются сведения о семье, её структуре, распорядке, значимых для семьи событиях.

В 4-6 лет у детей закрепляются умения вести себя в соответствии с правилами поведения, не вмешиваются в разговор взрослых, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбы, вопросы. Они охотно выполняют поручения, и просьбы взрослых. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекая внимания, разговаривают негромко. Старшие дошкольники могут действовать самостоятельно, выбирать себе занятие сами или под руководством взрослого. Налаживается общение со сверстниками, младшими и старшими детьми. У них развиваются способности не к силовому разрешению конфликтов, они могут контролировать свои импульсы. Устанавливается социальный статус ребёнка в группе (лидер, предпочитаемый, изолированный).

Как определить уровень социального развития дошкольника

в условиях детского сада?

Используя перечисленные выше показатели можно в условиях детского сада оценить, как происходит социальное развитие ребёнка – дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых наблюдаются трудности, и, наоборот определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду.

Определить уровень социального развития дошкольника можно используя таблицы (см. приложение)

Как способствовать социальному развитию дошкольника?

1. Поддержание дисциплины – процесса научения. Главная цель дисциплины состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку.

2. Поощрения.

3. Личный пример.

4. Беседа.

5. Проблемные ситуации.

6. Игра.

7. Совместная деятельность.

8. Ситуации из жизни.

9. Чтение художественных произведений.

10. Не заострение внимания на плохих поступках детей.

11. Доброжелательное отношение к детям.

12. Прогулки.

13. Встречи с прекрасным.

Источник