Развития человека от ребенка до старика
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требуют 5 правок.
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Проблема периодизации[править | править код]
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации[править | править код]
«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].
Периодизации[править | править код]
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского[править | править код]
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1—3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3—7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7—13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13—17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина[править | править код]
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]
- Раннее детство
- Младенчество (0—1 год)
- Ранний возраст (1—3 года)
- Детство
- Дошкольный возраст (3—7 лет)
- Младший школьный возраст (7—13 лет)
- Отрочество
- Подростковый возраст (13—19 лет)
- Ранняя юность (от 19 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1—3 лет)
- Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
- Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
- Юность (13—19 лет)
- Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
- Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
- Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась
Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:
- Новорождённые — от 1 до 10 дней
- Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
- Раннее детство — от 1 до 2 лет
- Первый период детства — от 3 до 7 лет
- Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
- Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
- Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
- Средний возраст
- первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
- второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
- Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
- Старческий возраст — от 76 до 90 лет
- Долгожители — старше 90 лет
Биологический возраст[править | править код]
Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:
Возрастные периоды у детей
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период: от 4-х недель до 1 года
- Раннее детство: 1—3 года
- Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
- Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
- Подростковый период:
- девочки: 10 — 17—18 лет
- мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
- Юношеский период
- юноши: 17 — 21 год
- девушки: 16 — 20 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины: 21—35 лет
- женщины: 20—35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины: 35—60 лет
- женщины: 35—55 лет
- Пожилой возраст: 55/60—75 лет
- Старческий возраст: 75—90 лет
- Долгожители — 90 лет и более
См. также[править | править код]
- Возраст
- Психология развития
- Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
- Нормативные кризисы развития
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
- Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;
Ссылки[править | править код]
- Проблема возраста и возрастной периодизации
Источник
Деменция – это нарушение интеллекта, которое обычно возникает после 65 лет. Во всем мире живет почти 50 млн человек с этим диагнозом, и их количество только растет. Если верить прогнозам, то к 2030 году оно достигнет 75 млн, а к 2050-му – 132 млн. Одна из причин – необращение к врачу. А ведь первые признаки появляются за 5–10 лет до того, как болезнь прочно займет свое место в жизни старичка. Если заметить их и отправить пожилого человека лечиться, то можно продлить ему полноценную жизнь на несколько лет.
AdMe.ru изучил врачебные брошюры для пациентов с деменцией и соответствующие книги, а теперь делится с вами наиболее частыми и иногда неочевидными признаками болезни. А в конце статьи будет бонус: простые мыслительные упражнения, которые быстро определят, есть ли причины для беспокойства.
1. Подозрительность
Подозрительность может проявляться в разных сферах жизни. Самый частый вариант — это навязчивая идея, что кто-то хочет обокрасть пожилого человека или уже сделал это. Причем обвинение падает на родственников или соседей. Реже человек считает, что его травят те же родственники или соседи.
Встречается и недоверие к государственным служащим: старики могут не открывать дверь полиции или врачам, поскольку считают их мошенниками.
2. Отсутствие интереса к бытовым проблемам
При условии, что раньше он отмечался. Скажем, бабушка всегда была ярым сторонником мытья посуды до скрипа и заправления кровати по утрам. Если она резко перестала это делать, это тревожный признак. Обычно он идет вкупе с другими мелкими бытовыми проблемами: если в квартире прорвет воду или засорится раковина, то бабушка, вероятно, позвонит родственникам, а сама ничего не предпримет. Неумение вести себя в нестандартной бытовой ситуации — очень яркий симптом.
3. Задавание одних и тех же вопросов
Разумеется, каждый человек может забыться и оговориться, поэтому важно обратить внимание на тенденцию. Если бабуля спрашивает вас об одном и том же каждый день, а потом ситуация изменяется, но она продолжает спрашивать, то к специалисту бабушку отвести стоит. Но это крайний случай. Начальные проявления будут не так заметны: случайные оговорки, повторение вопроса и мгновенное прерывание себя (бабушка вдруг вспоминает, что уже спрашивала это).
4. Бесцельное хождение по квартире
Бесцельное хождение можно запросто не заметить: старичок бродит по дому, трогает вещи, возможно, переставляет их, а вам кажется, что он занят делом. Если во время такой «прогулки» задать человеку какой-нибудь простой вопрос, он или не услышит вас, или сильно растеряется.
Вместо хождения может проявиться бессмысленное перекладывание вещей с места на место. Например, бабушка еженедельно перетаскивает стопку книг из одной комнаты в другую, потому что ей «так хочется» или ее «это успокаивает». Тут имеет смысл провести диагностику на наличие ранних признаков деменции.
5. Заострение ярких черт характера
Это свойственно старости вообще, поэтому важно не перепутать. При деменции обычно черты личности гиперболизируются до такой степени, что кажутся карикатурными. Жадный человек может превратиться в Кощея и буквально чахнуть над златом: собирать деньги, включая монеты мелкого достоинства, и прятать их. Но происходит это медленно, и окружающим кажется, что у старика попросту портится характер.
6. Потеря счета времени
Звучит страшно, но на самом деле практически незаметно для окружающих. Проявляется так: человек трудно вспоминает день и число месяца; иногда тяжело определяет время по часам со стрелками; почти не может почувствовать, сколько времени прошло с определенного момента. Например, старичок выходит гулять на 1 час, а возвращается через 15 минут или 3 часа и думает, что прошло 60 минут.
7. Превращение в Плюшкина
Проявляется по-разному: жадный человек может отказываться выбрасывать ненужные вещи на помойку и даже тащить полезные, с его точки зрения, вещи с мусорки домой. Другие люди собирают «пылесборники»: статуэтки кошечек и собачек, многочисленные комплекты постельного белья, полотенец и прочего. Явный показатель, что собирательство выходит за рамки разумного, — это отсутствие места для новых вещей и нежелание ими пользоваться.
8. Неспособность строить реалистичные планы
И мечтательность. Проявляется крайне просто: человек грезит о том, что заведомо невозможно. Например, говорит, что покорит Эверест или купит дом у моря (при пенсии в 10 тыс. руб.). Может мечтать, как все родственники соберутся вместе, если такой традиции в семье не существует.
9. Резкая потеря или набор веса
Ученые из Кореи считают, что изменение веса напрямую связано с деменцией. Причем масса тела может меняться не так значительно, как кажется.
- У мужчин, которые внезапно набрали больше 10 % от собственного веса, риск развития старческого слабоумия повышается на 25 %.
- Для женщин при таком же условии вероятность немного меньше — 17 %.
Такой симптом является одним из наиболее ранних, но только на нем одном основываться, конечно, не стоит. Масса тела может меняться и вследствие рака или болезней сердца. Хотя обращение в больницу в любом случае не помешает.
10. Сильные огорчения по поводу своей невозможности сделать что-то
Это вроде стадии осознания того, что что-то не в порядке. Пожилой человек самостоятельно замечает за собой один из признаков и очень расстраивается. Например, у него сломался дверной замок, а он не может вызвать мастера и вообще не знает, как другие люди решают эту проблему. Такая мелочь способна выбить человека из колеи: он может жаловаться на свою никчемность и даже плакать.
11. Желание быть в одиночестве
Старичок, который осознает, что меняется, может рефлекторно избегать общества. Это своего рода психологическая защита: он боится внешнего мира, который вдруг стал для него почти чужим. На семейных застольях такой человек будет сидеть чуть в стороне от родственников и, скорее всего, примется ворчать и всяческими другими способами выражать свое недовольство. Разумеется, это справедливо лишь для тех, кто был социально активным и общительным.
12. Использование слов-паразитов и междометий
Это говорит об оскудении словарного запаса. Конечно же, признак справедлив лишь для начитанных людей, которые раньше говорили красиво и, возможно, были учителями или профессорами. Со временем из их речи исчезают термины, сложно произносимые, а также редко встречающиеся слова. Но потребность говорить витиевато остается, поэтому пустоты заполняют эмоциональные восклицания, жесты и слова-паразиты.
Часто этот симптом сопровождает потеря интереса к книгам. Дело в том, что человек не только забывает сложные слова, но ему еще и трудно их читать. Наталкиваясь на них, он испытывает сильный дискомфорт, потому что не может сообразить, что они значат. Поэтому и отказывается от интеллектуального времяпрепровождения в пользу душевного спокойствия.
Бонус: домашняя диагностика
Тестов для определения деменции предостаточно. Самые известные из них — 6CIT, SAGE, MMSE. Каждый тест содержит малое количество вопросов и проверяет наличие когнитивных или психических отклонений.
Покажите пожилому человеку этот тест и дайте ему 15 минут на выполнение. Если тестируемый делает уверенно только половину заданий, то, возможно, некоторые когнитивные нарушения у него уже имеются. В этом случае нужно скорее посетить врача.
Мы надеемся, что вам не придется столкнуться с этой болезнью лицом к лицу, но все же рекомендуем обращать более пристальное внимание на поведение престарелых родственников.
Иллюстратор Alice Perkmini специально для AdMe.ru
Источник