Развитие звуковысотного слуха и чувства ритма у ребенка
Елена Владимировна Михайлова
Развитие звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности
Развитие звуковысотного слуха детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии музыкальных способностей детей. Музыкальные способности проявляются в процессе музыкального воспитания, которое является – важнейшей составляющей системы эстетического воспитания.К его основным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей в целом. Центральное место в этой системе по праву занимает музыкальный слух, являющийся, по образному определению Б. В Асафьева «мерой вещей» в музыке.
Вопросы развития слуха рассматриваются в теоретических трудах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, в работах педагогов Э. Б. Абдуллина, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, З. Кодая, Е. В. Николаевой.
Проблема развития музыкального слуха детей дошкольного возраста в психологическом аспекте получила в трудах А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова и многих других отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов/
Музыкальный слух в узком понимании этого слова определяется как звуковысотный (по Теплову). Приводя теоретические и экспериментальные обоснования, Теплов Б. М. доказывает, что ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота.
Музыкальный слух теснейшим образом связан с эмоциями. Особенно ярко проявляется эта связь при восприятии музыки, различении эмоциональной, ладовой окраски, настроений, чувств, выраженных в ней. При воспроизведении мелодий действует другое качество слуха – появляется необходимость иметь представления о расположении звуков по высоте,
т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Развитие музыкального звуковысотного слуха занимает центральное место в развитии музыкальных способностей у детей и в основном осуществляется через вокальное воспроизведение, то есть пение, которое и представляет собой, в сущности, детальный звуковой анализ музыки.
Работа по развитию звуковысотного слуха в певческой деятельности проходит в несколько этапов, первый из которых – диагностический.Входная диагностика включает в себя следующие исследования:
диагностика сформированности высоких интонаций в речевом голосе детей.
диагностика сформированности низких интонаций в речевом голосе детей.
диагностика сформированности музыкального звуковысотного слуха.
Не стоит пренебрегать исследованием высоких и низких интонаций, сразу переходить к диагностике сформированности слуха. Результат такого неполного исследования может быть неточным, ведь не каждый ребенок сразу может перейти к пению и показать все, что он умеет (дети могут стесняться петь, чувствовать себя не комфортно и т. д.).
Работа по выявлению уровня чистоты интонации певческого голоса детей старшего дошкольного возраста, то есть выяснение уровня сформированности музыкального слуха, может проходить в форме разучивания с детьми в течение двух-трех занятий очень простой песни (а еще лучше попевки). Детям лучше предлагать спеть песенку с аккомпанементом педагога (возможна помощь взрослого). Если ребенок справляется с заданием, ему предлагается спеть песню без сопровождения. В пении без аккомпанемента дети, как правило, показывают гораздо более низкие результаты, чем в пении с сопровождением. Исключение составляют лишь те дети, которые обладают высоким и устойчивым уровнем развития слуховых представлений и хорошей координацией слуха и голоса.
Если ребенок не справляется с заданием, песня транспонируется вверх и вниз для поиска и определения певческого диапазона ребенка. Результаты исследования фиксируются,дети распределяются в четыре группы:
чисто интонируют без поддержки инструмента – музыкальный слух сформирован;
чисто интонируют с поддержкой инструмента – музыкальные
представления слабые;
поющие неверно – музыкальный слух в стадии формирования;
поющие неверно даже в ограниченном диапазоне – музыкальный слух в начальной стадии формирования.
На выявлении уровней сформированности музыкального слуха и отнесение детей к определенным группам заканчивается диагностический этап, делаются выводы, на основании которых вырабатывается воспитательная, развивающая система. Это следующий этап работы по развитию звуковысотного слуха. Для развития звуковысотного слуха у детей 5-6 лет применяются музыкально-дидактические игры из «Музыкального букваря» Н. А.Ветлугиной: «Бубенчики» — для сопоставления трёх звуков, различных по высоте, «Сколько нас поёт?» — для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» — для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Учёный кузнечик» — для формирования ладотонального слуха.
Развитие у детей музыкального слуха, и прежде всего его главного, звуковысотного компонента, во многом зависит от направленности и организации тех видов музыкальной деятельности, которые в данном случае являются приоритетными. К ним, в первую очередь относится пение – один из основных и наиболее естественных видов музыкальной деятельности дошкольников. Певческая деятельность является одним из основных видов музыкальной деятельности, которая к тому же интересна и любима детям дошкольного возраста, представляется возможным посредством её, решать задачи по развитию звуковысотного слуха.
С целью развития звуковысотного слуха была проведена целенаправленная педагогическая работа по выявлению и повышения
уровня развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития звуковысотного слуха проводилась диагностическая работа по методике Ветлугиной Н. А., Кенеман А, В.
В ходе работы использовались два вида упражнений для распевания: специально подобранные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;
упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот.
Распевание начиналось в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширялось вверх, предлагалось исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно давалось 2-3. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной,предлагалось исполнение упражнений в разных вариантах: использовались такие приёмы как «эхо», «перекличка», «соревнование».
Очень тщательно подбирались упражнения, учитывая наличие интересного содержания или игрового момента, чтобы упражнения могли заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни.
В работе использовались как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которая ставилась перед разучиванием той или иной песни. Систематическое исполнение подобных упражнений способствовало тому, что дети стали чище интонировать, выделять кульминацию голосом.
Внимательно подбирался музыкальный репертуар. Для слушания, пения и игре на детских музыкальных инструментах предлагались русские народные песни и высокохудожественные детские песни В. Шаинского, Д. Кабалевского, З. Парцхаладзе, Г. Гладкова, О. Поляковой, Т. Попатенко, А. Филиппенко и др.
Большое место на музыкальных занятиях заняли музыкально-дидактические игры и упражнения.
Игры помогли проверить у ребенка состояние слуха именно в музыкальном, звуковысотном отношении. Вводя ребенка в мир музыки, в общение с окружающими, способствовали приобретению знаний, развитию чувства ритма и такта, музыкальной памяти, творческой деятельности ребенка, помимо главной задачи — развития звуковысотного слуха.
Развитие звуковысотного слуха требует систематической работы с детьми.
Рассматривая музыкальный слух,как способность восприятия всех сторон музыкально-художественного впечатления: интонации, звуковой окраски, ритма — следует уделять должное внимание его развитию не только в процессе музыкальных занятий,но и во всех формах работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Проведенная работа позолила сделать следующий вывод: процесс развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности будет положительным только в результате целенаправленной систематической музыкальной педагогической деятельности.
Итогом педагогической деятельности стала положительная динамика развития звуковысотного слуха детей старшего дошкольного возраста, которая выражается в уверенном и интонационно более точном исполнении песен как в процессе музыкальных занятий, так на концертах, праздниках,
Источник
Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста.
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей
каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы;
учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на
основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У
некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о
музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном
инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти
годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М. Теплов, не является показателем слабости или тем более
отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором
растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в
области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – одно из свойств данное природой человеку.
Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
Эти, как их принято называть, специальные или основные способности
включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством так же к понятию «музыкальность». Итак, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Рассмотрим подробнее методические приемы развития звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста.
Что такое звук? Звук-это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий. Тихий и громкий, высокий и низкий звук, конечно, никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата различными интонационными оборотами. Благодаря им, наша речь становится более красочной и выразительной.
Чтобы раскрыть детям эту тайну звука, поиграйте с ними в игру-диалог. Представьте себе, что встретились два человека, один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот – отвечать ему тоненько и нежно.
– Где ты живешь? – прогремел великан.
– В цветке ландыша, – нежно зазвенело в ответ.
– С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос.
– С Дюймовочкой …
Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том что, великан говорит громовым басом, а сказочный малютка — высоко, нежно. Можно произвольно изменять голос с более низкого дна более высокий. Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свойстве звука.
Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального. Прочтите с детьми сказку про девочку Ксюшу, кошку и пианино, чтобы
ребенок понял, какие звуки называются высокими, а какие низкими:
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Ксюша. Как-то подарили ей
пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку.
Опечалилась Ксюша и пошла спать. Уснула Ксюша, и приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка,
И сидят они у окошка.
А за спиной: «бум-бум!»
Обернулась Ксюша, услышав шум.
Видит – пианино шагает,
Крышку, как рот открывает.
А под крышкой – клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот-вот сердитое фортепиано
Проглотит девочку Оксану.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.
Но тут кошка на клавиши прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилось:
«Мяу, все тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!» –
Ксюше она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет –
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее –
Звуки все выше, нежнее.
В пианино заглянула Ксюша,
Так и ахнула:
К каждой клавише молоточек приделан,
А сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и стройный,
А чем толще, длиннее струна –
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает –
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.
Думает девочка Оксана,
«Совсем нестрашное фортепиано.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться –
Вот оно и не будет кусаться».
Тут наступило утро, и сон прервался. Ксюша встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн. (Е. Королева)
Можно также прочитать стихотворение:
У рояля много клавиш!
Ты их всех звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок
Будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас.
Н. Кончаловская.
Музыкальные дидактические игры для развития звуковысотного слуха:
Музыкальное лото
Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты.
Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на металлофоне, ксилофоне или синтезаторе вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Ступеньки
Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
Угадай колокольчик
Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.
Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый – на верхней, если звенит маленький колокольчик.
Повтори звуки (Бубенчик)
Игровой материал: карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный – «дан», зеленый – «дон», желтый – «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон.
Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): «дан-дан-дан». Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку (или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
Вариант беседы (вариант игры).
Ход. Музыкальный руководитель рассказывает: «Жили-были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» – звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его братьев. «Дон-дон» – грозно звучала его песенка. Посмотри на эти линеечки. На каждой из них нарисован бубенчик, бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звучит выше всех, а какой ниже? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках. (Используется фланелеграф, на котором прикреплены три линеечки, бубенчики располагаются на этих линейках).
Список литературы:
1. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.
2. Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий), Дошкольное воспитание, 1980 год, № 5.
3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль
«Академия развития», 1997 год.
4. Радынова О. Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания.
Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 — 30.
5. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми. Дошкольное воспитание, 1996 год, № 9, стр. 119.
6. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. Дошкольное воспитание,
1992 год, стр. 39.
7. https://olga190780.narod.ru/index/0-22
Источник