Развитие звукопроизношения ребенка дошкольного возраста

Валерия Дубенцова
Формирование правильного звукопроизношения дошкольников в условиях семьи и детского сада

Презентация к родительскому собранию «Формирование правильного звукопроизношения дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков языка.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Одной из приоритетных задач педагогов ДОУ и родителей дошкольников является формирование и развитие правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста путём использования разнообразных средств и приёмов.

Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа логопеда, воспитателя и родителей с детьми, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении тех или иных звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что с «возрастом все постепенно пройдет», «выговорится».

Естественно, что неправильное произношение звуков воспринимается, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее достижению многих личных целей (выбор профессии, личная жизнь).

Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты произношения звуков, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражается на письме.

Нарушения речи:

Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом.

Вас должно насторожить, если ребенок:

• очень вял, нехотя реагирует на окружающее;

• часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;

• имеет сильное слюнотечение;

• не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);

• не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д. ;

• говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам;

вместо «девочка» говорит «де»;

«зайчик» — «за»;

«иди» — «ди»;

«смотри» — «апи»;

• употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова:

«ако» — молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Средства, влияющие на правильное звукопроизношение детей дошкольного возраста:

• Правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей.

Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или становится даже невозможным. Об этом свидетельствует например, случай широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям. И уж совсем недопустимо сюсюканье взрослых с ребенком.

• Развитие словаря, обогащение словарного запаса:

• Чтение и прослушивание и заучивание наизусть стихотворений, сказок, коротких рассказов;

• Ролевая игра. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

• Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.

• Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

• Проговаривание слоговых цепочек с сохранными звуками (ПА, ПО, ПУ, ПЫ; БА, БО, БУ, БЫ, чистоговорок, скороговорок;

• разнообразные речевые игры и ситуации.

Говорите с ребенком — сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. И обязательно играйте с ребенком, так как это соответствует законам психического развития детей.

• Развитие фонематического слуха и силы голоса:

1. СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.

Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.

В: Сейчас надо сказать ее весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.

Если ребенку трудно, взрослый дает образец.

В: Теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.

2. СКАЖИ ТИХО — ГРОМКО

Цель: учить ребенка менять силу голоса. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев развитие игры занятия

Чем больше фишка, тем выше сила голоса.

В: А сейчас скажи тихо, вот так. ОО-ОО- ла-ла -острая пила.

Ребенок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.

3. СКАЖИ МЕДЛЕННО — БЫСТРО

Цель: учить ребенка менять темп речи. Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи.

1 вариант

Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.

О О О О

ла ла острая пила

• Артикуляционная гимнастика

(гимнастика для тренировки мышц языка)

Когда люди делают гимнастику для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов,

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно,

2. Выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут.

3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, обязательно сидя.

4. Выполнять гимнастику для язычка перед зеркалом небольшого размера, чтобы ребенок видел, что происходит с его лицом и речевыми органами.

5. Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.

6. Упражнения выполняются — от простых к сложным.

7. Выполнять гимнастику в игровой форме — поиграйте с ним в игру, «сейчас будем показывать как слоник хобот вытягивает»,»как белочка улыбается» и т. д.

8. Обязательно хвалите ребёнка, он ведь так старается.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук:

* Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).

* Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

* Теневой, пальчиковый театр.

* Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.

* Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).

* Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

* Конструирование и работа с мозаикой, пазлами, шнуровка.

* Выкладывание фигур, букв из счетных палочек, спичек, фасоли, пуговиц.

* Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (с предметами- колючие мячики, су-джок терапия и без предметов). Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

• Дыхательные игры и упражнения

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:

* Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

* Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

* Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,

одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь —

свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Список использованной литературы:

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова — СПб. : Издательство «Лань», 1999

2.. Волкова Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. — М. : Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004

3. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. — М. : Просвещение, 1991.

4. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т. Б. Филичевой. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

5. Итернет ресурсы: https://vscolu.ru/articles/logopedicheskaya-rabota-profilakticheskaya-napravlennost.html

Источник

Ирина Кулагина
Формирование правильного звукопроизношения у детей раннего возраста.

Формирование правильного звукопроизношения у детей раннего возраста.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения.Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Читайте также:  Родничок центр развития ребенка омск

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

1) согласные звукипроизносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки, «толь»(стол, «зюби»(зубы, «скамееська»(скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления —замена мягких фонем твердыми: «тота»(тётя, «мыська»(мишка, «Луба»(Люба)

2) большинство детей не произносит шипящих фонемш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящимис,з: «лосадка»(лошадка, «сапка»(шапка, «зук»(жук, «нозик»(ножик, «девоська»(девочка, «сетка»(щётка);

3) дети совсем не произносят звук р: «ука»(рука, «ыба»(рыба) или заменяют его другими звуками —л,л’, в,и: «колова»(корова, «лот»(рот, «лёза»(роза, «кавман»(карман, «йак»(рак);

4) звукл чаше всего смягчается: «люза» (лужа, «толь»(стол).Нередкол заменяетсяй: «туй»(стул, «той»(стол, «йампа»(лампа);

5) звуки г, к, х или отсутствуют,или заменяютсят ид: «дуси»(гуси, «тоска»(кошка, «тлеп»(хлеб).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают,

звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются,особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол, «леп»(хлеб, «ципёнок»(цыплёнок, «мицинел»(милиционер, «мачик»(мальчик, «плесин»(апельсин, «мнемножко»(немножко, «клювка»(клюква).

Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.

Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Выше уже говорилось, что все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 — 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; «Машенька будет ням-ням»; «Давай наденем колготоськи», ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з — песенка комара, с— песенка водички,ж — жужжание жука, пчелы,р — работа мотора самолета, автомобиля, ш — шипение сердитого гуся и т. п.).

Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са — хитрая лиса»; «Pa, pa, pa — высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.).

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т. п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинь-дзинь, большой колокол (дон-дон-дон).

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

Источник

Валентина Петровна Сковородкина
Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Методическая разработка,посвящена вопросу о различных нарушениях

звукопроизношения, встречающихся у дошкольников. Даны рекомендации, которые могут использовать при роботе с детьми по воспитанию правильного звукопроизношения,

педагоги и родители.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научится управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Читайте также:  Коврик своими руками для развития ребенка

В результате такой работы к 4-5 годом ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнку 5 лет, а он не произносит отдельные звуки или несколько групп звуков: шипящие заменяет свистящими, звук [л] произносит как [в], звук [р] – картаво.

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечётко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко–слогового, звуко — буквенного анализа, что подготавливает ребёнка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики,способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а так же от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата – если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке – исправит хирург – стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений ребёнок сам «растянет» её. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих анатомиях следует обращаться к врачу – ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из — за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произношения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки [р], [л], группа звуков [ш], [ж], [ч],[щ] или несколько групп звуков: сопоры [р], [л], [н], свистящие [с], [з], [ц], шипящие [ш], [ж],[ч], [щ] и т. д. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречаются у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки. В первом случае ребёнок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой («На берёзе распустились бочки» (вместо «почки»). Во втором случае ребёнок умеет правильно произносить тот или другой звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков. («Маса пошла в сколу.» вместо «Маша пошла в школу.»). В третьем случае при искажённом произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что так же является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Система расслабляющих упражнений поможет снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции, и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, весёлых стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходить легче.

Уже в четыре года у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому стихотворные тексты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, будут развивать у ребёнка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способствовать развитию речевого слуха.

Благоприятный эмоциональный фон создают упражнения типа путешествия «Весёлого язычка». В дальнейшем аналогичные сказки дети начинают сочинять сами.

Определив затруднения, которые возникают у ребёнка при выполнении того или иного упражнения, надо строить занятие с учётом выявленных трудностей, выбирать специальный комплекс упражнений.

Рекомендуется проводить занятия по следующей схеме:

— пальчиковая гимнастика;

— упражнения для губ;

— сочетания движения губ и выдоха;

— упражнения для языка;

— сочетания движений языка и выдоха;

— голосовые упражнения на материале гласных звуков;

— анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием

опорных схем для поз губ и языка.

Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрирование. Подключать свою руку и руку ребёнка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.

Ребёнок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому надо включать задания на выделение звука из слова, пусть ребёнок определит, где стоит звук — в начале, середине или в конце слова. Закрепление правильного произношения звука проводятся в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, лепка, конструирование, раскрашивание.

Источник