Развитие зрительной памяти у ребенка

Развитие зрительной памяти у ребенка thumbnail

Пожалуй, каждый современный человек слышал о фотографической памяти – возможности мгновенно запоминать большие объемы данных, представленных на визуальных носителях. Этот навык позволяет более качественно получать информацию, поэтому многие родители хотели бы привить его своему ребенку. Но большинство людей уверены, что мгновенное запоминание увиденного – это лишь феномен, и добиться подобного уровня обычному человеку невозможно. В данной статье мы попробуем разобраться: «Как развить фотографическую память? И можно ли это сделать?»

Зрительная память детей

Память у ребенка

В современном мире образование играет важнейшую роль. То, насколько качественно человек будет получать его, во многом зависит от возможности продуктивно усваивать получаемую информацию. Так как учиться мы начинаем с раннего возраста, важно с детства развивать память ребенка. Существует несколько ее видов:

  • Зрительная. Ее мы чаще всего используем для получения и запоминания данных об окружающем нас мире. Именно она позволяет нам усваивать большие объемы знаний из книг и электронных носителей. Она является основополагающим фактором для качественного получения и запоминания информации по различным дисциплинам школ и вузов.
  • Слуховая. Возможность воспринимать информацию на слух доступна нам с самого раннего детства. Когда малыш рождается на свет, он еще не способен фокусироваться на окружающих предметах, зато прекрасно запоминает голоса близких людей. Когда ребенок немного вырастает, именно благодаря слуху он запоминает звуки, которые издают животные, природа, транспорт.
  • Двигательная или моторная. Она позволяет человеку знать, как правильно выполнять то или иное физическое действие. Мы не задумываемся, когда пишем в тетради, так как наши мышцы помнят, какие движения необходимо соблюдать для начертания того или иного знака. Благодаря этому мы выполняем множество действий машинально, ведь они отточены и закреплены на практике.
  • Обонятельная, тактильная и вкусовая. Эти виды памяти позволяют нам вспомнить различные приятные и не очень ощущения: как пахнет сирень, каким вкусом обладает арбуз, как больно бывает, если уколоться швейной иглой. Благодаря подобной информации, человеку удается безопасно существовать в окружающем мире, избегать опасностей и стремиться к собственному комфорту.

Можно ли развить фотографическую память

Зрительная память – что это такое?

Зрительная память чаще всего используется человеком при получении информации. Ребенок с самого детства рассматривает окружающий мир, познает его многообразие своими глазами. Когда он поступает учиться в первый класс, именно благодаря ей он получает большую часть знаний: со школьной доски, из учебников и методических пособий малыш заучивает математические формулы и правила русского языка, знакомится с литературными произведениями и картинами всемирно знаменитых художников.

От того, насколько хорошо развито умение запоминать у ребенка, напрямую зависит его успеваемость в учебе. Детям, которые хуже воспринимают информацию, приходится сложнее, чем их сверстникам, ведь они тратят больше времени на выполнение упражнений в классе и подготовку домашнего задания.

Хорошо развитая зрительная память – залог успешного будущего человека. Те ученики, которым легко дается запоминание информации, более плодотворно готовятся к сдаче выпускных экзаменов в школе для поступления в высшее учебное заведение. В вузе студент также сталкивается с большими объемами знаний по различным предметам, которые ему просто необходимо усвоить и закрепить. Поэтому важно развивать навыки получения и обработки информации.

В сети интернет существует множество упражнений, которые, как считают их создатели, позволяют улучшить зрительную память. Однако, чаще всего, они не несут системного подхода, который просто необходим для подобных занятий. Важно понимать, что наивысшим результатом развития зрительной памяти является возможность мгновенно запоминать увиденное до самых мельчайших подробностей, как-бы фотографировать и сохранять увиденное в недрах собственного разума.

Как развить фотографическую память

Фотографическая память у ребенка

Фотографическая память – это высокий уровень развития зрительной памяти, при котором человек способен запоминать и детально воспроизводить в своем сознании ранее увиденные образы. Люди, обладающие ей, способны получать и обрабатывать информацию на поразительно высоких скоростях: им достаточно посмотреть на страницу книги, чтобы запомнить ее, а затем пересказать текст в мельчайших деталях.

Множество ученых, изучающих работу интеллекта, бьются над разгадкой такого феномена, как фотографическая память, а также возможностью ее развития. Считается, что множество знаменитых людей владело ей: Никола Тесла, Теодор Рузвельт, Сергей Рахманинов. Но ошибочно полагать, что обладание этим навыком – это только удачное стечение обстоятельств, особенность генетики. Возможно, кому-то из людей действительно повезло родиться с такой потрясающей способностью к запоминанию информации, но зачастую фотографическая память является результатом работы над собой.

Вполне естественно, что родителям хотелось бы развить у своих детей такой навык. Умение легко усваивать и применять знания позволит легче проходить обучение, успешно продвигаться по карьерной лестнице. Учитывая то, что лучше всего человек владеет навыками, закрепленными еще в раннем возрасте, развивать ребенка лучше с детства. Но можно ли развить фотографическую память, как это сделать быстро?

Существует целый ряд методик, которые предлагают различные упражнения для развития этой области интеллекта. Многие из них доказали свою результативность, а значит развить зрительную память до уровня фотографической под силу современному ребенку, однако быстро это сделать не получится. Кроме того, важно выбрать правильную программу обучения, чтобы усилия не прошли зря.    

Как развить фотографическую память быстро       

Способы развития фотографической памяти у детей

Для того чтобы развить умение быстро запоминать информацию, существует огромное множество самых разных упражнений. Они бывают как простые, для самых маленьких детей, так и более сложные – для детей старшего возраста и взрослых. Рассмотрим самые популярные упражнения:

  • Упражнения, связанные с наблюдением. Существует большое множество их вариаций, но суть этих упражнений примерно одинакова: человек сосредотачивается на изображении (картинке в книге или интернете, рекламном буклете, вывеске на улице), старается максимально рассмотреть и запомнить все его детали. Затем необходимо закрыть свои глаза и постараться воссоздать образ, а потом сравнить его с оригиналом.
  • Упражнения для визуализации информации. Необходимо подбирать к изображениям ассоциации с ними. Это упражнение позволяет ускорить вспоминание ранее изученной информации.
  • Упражнения на запоминание последовательностей. Можно взять числовое выражение, математическую формулу или просто набор различных символов, постараться запомнить его, а затем воссоздать на бумаге. Для этого упражнения важно использовать такие последовательности знаков, которые были бы не знакомы человеку.
  • Упражнения, связанные с перестановкой. Для выполнения этого упражнения можно самостоятельно подготовить необходимые материалы. Нужны несколько карточек одинаковой величины с различными изображениями. Разложите их в случайной последовательности на столе, сфотографируйте результат, затем перемешайте и попробуйте воссоздать изначальный порядок их расположения. Сравните с фотографией. Также существует множество вариантов этого упражнения в сети интернет.

Бесспорно, эти упражнения способны помочь улучшить умение запоминать увиденное. Но, к сожалению, их выполнение нельзя сравнивать со структурированным, последовательным подходом к развитию данного навыка. К тому же, ребенку трудно самостоятельно заниматься и сохранять мотивацию в течении долгого времени. По этой причине, лучше доверить тренировки памяти детей профессионалам – квалифицированным педагогам.

На сегодняшний день существует множество центров дополнительного развития, в которых проходят занятия по улучшению памяти ребенка. Отдавайте предпочтение тем учреждениям, которые обучают по оригинальным, проверенным временем методикам. Со временем, такие занятия принесут свои плоды: повысится успеваемость ребенка в школе, учеба начнет даваться легче, снизится утомляемость нервной системы, так как выполнение домашнего задания будет занимать значительно меньше времени. К тому же, подобные курсы – это хорошее вложение в будущее ребенка, в развитие его интеллекта.

Источник

елена елистратова
Развитие зрительной памяти детей дошкольного возраста

За многолетний опыт работы выяснилось, что родители стараются развивать память ребенка, заучивая с ним стихи, скороговорки, пословицы. А вот зрительной памяти уделяют внимания значительно меньше. И, конечно, зря.

Ведь именно хорошо развитая зрительная память позволяет ребенку делать гораздо меньше ошибок при письме, легче и быстрее запоминать таблицу сложения, умножения, а потом и запоминать все основные формулы в математике и физике.

А недостаточная сформированность зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности в школе, например,

1. Ребенок не запоминает конфигурацию букв, т. е буквы не узнаются, а следовательно буквы не соотносятся с определенными звуками, т. е. ребенок не может овладеть чтением. В чтении характерны следующие ошибки: неправильное прочтение букв, недочитывание концов слов, неправильные ударения, пропуски слова, строки, недостаточное или даже искаженное понимание читаемого. Также ребенок не запоминает цифры, что ведет к проблемам с математикой.

2. Ребенок заменяет сходные по элементам написания рукописные буквы, какие буквы, например, п-к, п — и, с — о, и — ш, л — м. т. е он неправильно пишет слова и предложения

(показ на листе)

3. Если у ребенка не развита зрительная память ребенок может не «видеть» строку в тетради, ему трудно следить за строкой. А это ведет к потере строки, недописыванию примера, строчки, соскальзыванию с одной строки на другую.

4. Также у ребенка может быть так называемое «зеркальное письмо» (когда слова, буквы, цифры, элементы букв, цифр пишутся справа налево).

5. Если у ребенка не развита зрительная память, он плохо запоминает конфигурацию и название геометрических фигур, заменяет сходные по форме фигуры (круг, ребенок может назвать овалом, квадрат — ромбом, или прямоугольником).

6. Также возникают трудности в копировании букв, цифр, геометрических фигур.

Таким образом, многих родителей интересует один вопрос – как можно развить память своего ребёнка? Особенно конечно этот вопрос интересует тех родителей, чьи дети учатся в школе, но чтобы избежать выше сказанных трудностей. развивать зрительную память необходимо уже в детском саду.

Чтобы развить зрительную память ребенка, ее нужно тренировать, играя с ребенком в специальные игры.

Конечно, если вы будете играть в игры на развитие зрительной памяти один раз в неделю, толку будет немного. Как и всякая тренировка, они должны выполняться регулярно и понемногу. Выберите время, которое вы можете выделить 2-3 раза в неделю и играйте. Времени надо совсем немного, минут 5- 10 для дошкольнолков, 10-15 для первоклашек, а для старших детей и того меньше.

С малышами от двух лет можно играть в «Волшебный мешочек». Изготовьте небольшой мешок из яркой ткани или возьмите обыкновенный подарочный пакет и несколько игрушек. Вместе с ребёнком рассмотрите все игрушки, а затем одну за другой отправьте в мешок. Предложите ребёнку назвать все предметы, которые оказались в мешке. А потом вместе с ним достаньте и убедитесь: никого не забыли?

Следующая игра называется «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ»

Взрослый рассаживает перед ребенком 5-6 игрушек, ставит чашки, блюдца, другую посуду и столовые приборы и говорит:

«У мишки день рождения. Все гости собрались пить чай. Посмотри внимательно, кто где расположился. Но вот начался салют, и гости выбежали посмотреть на него, а когда вернулись, кто-то занял не свое место. Помоги исправить ошибку. Вспомни, кто где сидел»

Детям чуть постарше можно предложить игру «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Взрослый расставляет перед ребенком на столе или ковре несколько игрушек и просит ребенка внимательно посмотреть на игрушки. После этого взрослый незаметно убирает одну из игрушек и говорит: «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Игру можно усложнить, переставив игрушки местами. Ребенка попросить поставить игрушки в нужной последовательности

Игру «УЗОРЫ» для этой игры понадобятся разноцветные счетные палочки. Взрослый на столе выкладывает из 4-5 из палочек одного цвета узор, а потом говорит ребенку:

«Посмотри внимательно на этот узор и постарайся запомнить, как расположены палочки. Вдруг подул сильный ветер, и все палочки разлетелись. Помоги! Попытайся восстановить узор».

Эту игру можно усложнить – узор можно составить из разноцветных и увеличить их количество

Чтобы развивать зрительную память у детей старшего дошкольного возраста можно предложить им картинки, буквы, цифры.

Покажите ребенку несколько геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Задача — запомнить фигуры и их расположение. А теперь уберите фигуры, пусть ребенок восстановит ряд.

Также эту игру можно усложнить, если взять фигуры разного цвета,

или же поменяйте расположение фигур

Следующая игра «Запомни картинки»

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.

Источник

Светлана Дущенко
Упражнения для развития зрительной памяти у дошкольников

Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет

(методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших школьников)

В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать. Когда-то мы уже писали о развитии памяти в общем, сейчас же остановимся подробнее на развитии зрительной памяти у детей и рассмотрим как ее тренировать. Приводим несколько упражнений, которые позволят подготовиться к школе на «отлично».

Упражнения для развития зрительной памяти у детей

10 картинок

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Что поменялось?

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать кроху расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Ящички

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Интересные картинки

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Игры для развития памяти

Запомни и повтори. Например, взрослый произносит несколько чисел и просит малыша повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т. д.

Что пропало? Это упражнение заставляет ребенка хорошенько сконцентрироваться. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок, пусть он несколько минут посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из картинок. После этого ребенок должен определить, какой из предметов или картинок исчез.

Что изменилось. Это упражнение немного похоже на предыдущее. Разложите перед ребенком игрушки, пусть он посмотрим на них и запомнит, затем попросите его отвернуться, после чего поменяйте две игрушки местами. Малыш должен ответить на вопрос – что изменилось?

Покажи зверушку. Для младших деток эта игра принесет много радости. Предложите малышу вспомнить и показать: как крадется кошка, как птица машет крыльями, как ходит медведь, как прыгает воробей и т. д.

Цепочка действий. Упражнение, которое поможет ребенку максимально сконцентрироваться и при его выполнении он не будет скучать. Попросите выполнить определенный действия, точнее набор из нескольких действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку.

Пересказ. Сочините небольшую историю, которая будет состоять всего лишь из 5-6 фраз, например: «Мальчик проснулся утром, умылся, оделся, и пошел в садик. В садике он играл с детками, занимался, ел и спал. Вечером его забрала мама и они пошли к папе на работу. Вечером все вместе они поехали в зоопарк. Там они видели обезьяну, жирафа, слона и крокодила». И попросите ребенка повторить вашу историю. Если ему будет трудно повторить все фразы с первого раза, расскажите эту историю еще 1-2 раза.

Читаем и спрашиваем. Дети любят, когда им читают вслух. Прочитайте абзац или страницу интересного рассказа или сказки, затем остановитесь и спросите малыша: «О чем мы прочитали?» Пусть он попробует пересказать то, что услышал своими словами. Первое время ребенку будет трудно, помогите ему, подбодрите. И не нужно заставлять его пересказывать каждую страницу – для него это будет утомительно и неинтересно. Время от времени устраивайте такие тренировки. Чтобы малышу была легче, вы можете ему помочь наводящими вопросами: кто прилетел к Малышу? Что он любит делать? Как зовут того мальчика с пропеллером? и т. д.

Картинки и слова

Вариант 1:

Выстригаем картинки

Горошек, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, ваза, корова, диван, голубь, часы, голова, букет, роза, паровоз, кресло, ,флаг, петух, ножницы, зонтик, старик, очки, лампа, нога, рояль.

ЗАДАНИЕ 1. Я буду показывать тебе картинки, на которых изображены различные предметы. Постарайся их запомнить.

Картинки показываются ребенку с интервалом в 2 секунды. Затем карточка переворачивается и откидывается в сторону. Во время работы старайтесь не разговаривать с ребенком. На все возможные вопросы можно будет ответить после выполнения задания. После того, как были показаны все картинки, необходимо сделать 10-минутный перерыв. После этого ребенок без помощи картинок называет те предметы, которые смог запомнить.

задание 2. Вспомни, что было нарисовано на картинках.

Вариант 2:

Имеются сюжетные картинки, которые можно вырезать и использовать для развития памяти по уже описанной процедуре.

Примечание. Вариант 2 является усложненным, т. к. каждая картинка содержит большее количество информации, чем в предыдущем упражнении. При проверке результатов запоминания необходимо учесть следующие моменты:

— Понял ли ребенок смысл рисунка?

— Правильно ли он отразил эмоции действующих лиц?

— Пытался ли он увидеть, понять эмоциональное состояние действующих лиц?

— В какой мере уделял внимание деталям рисунка: цвету, одежде, размерам и т. д.

Эти вопросы помогут вам разобраться в особенностях памяти ребенка.

Если ребенок в половине случаев или более, понял смысл картинки и запомнил его, то. это говорит о его хорошей культурной, опосредованной памяти. В тех случаях, когда испытуемый точнее, прочнее и чаще запоминал чувства, переживания действующих лиц, или свои собственные эмоции, связанные с разглядыванием картинки, то это свидетельствует о развитости его эмоциональной памяти., Если же ребенок в большинстве случаев быстрее и прочнее запоминал детали рисунка: фон сюжета, штрихи, цветовые оттенки, детали костюма, размеры; контуры, формы и т. д., то это в значительной степени характеризует определяющую роль при запоминании его зрительной образной памяти.

Особо следует обратить внимание на то, в какой мере ребенок помогал себе при запоминании предметов: констатация фактов или умозаключения, суждения, выводы. Наличие правильных умозаключений говорит о наличии у ребенка логического мышления. Однако не только наличие выводов ш суждений, но и любое проговаривание помогает запоминанию. Это стоит учесть.

1. На точность зрительной памяти.

Посмотри на эти сложные рисунки и постарайся запомнить.

Каждый рисунок можно рассматривать не более двух секунд.

ЗАДАНИЕ 1. После двух секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а ребенок рисует по памяти.

ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, как ты запоминал.

1

Кот — коты

2

Плот — плоты

3

Беда —

4

Мука —

5

Крот —

6

Грот —

7

Дуга —

8

Рука —

9

Еда —

10

Слива —

11

Грива —

12

Диво —

2. О единственном и множественном числе

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слово в единственном числе, а ты должен сказать его во множественном.

ЗАДАНИЕ 2. Пожалуйста, вспомни слова в единственном числе, которые я тебе называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В среднем называют около 6—7 слов. Однако необходимо обратить внимание на то, что стопроцентно запомнятся те слова, к которым трудно подобрать множественное число.

1

Повар —

2

Купец —

3

Храбрец —

4

Портной —

5

Моряк —

6

Ученый —

7

Строитель —

8

Оператор —

9

Вахтер —

10

Геолог —

11

Лифтер —

12

Танцор —

3. Мужской и женский род.

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе существительное мужского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное женского рода.

ЗАДАНИЕ 2. А теперь вспомни слова по порядку.

1

Коза —

2

Оса —

3

Ворона —

4

Синица —

5

Балерина —

6

Чашка —

7

Ваза —

8

Ручка —

9

Игра —

10

Штора —

11

Собака —

12

Лошадь —

4. Женский и мужской род.

Я буду называть существительное женского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное мужского рода.

ЗАДАНИЕ. Постарайся вспомнить все слова по порядку.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Как видите, все не просто. В каждом случае надо подумать, имеет ли данное слово множественное число (например» метро, мука, лень, как поставить ударение (грот — гроты, имеется ли соответствующее имя существительное женского рода (храбрец). При выполнении этих заданий эффективность запоминания, как правило, повышается. Если ваш ребенок вспомнил и правильно воспроизвел больше 7 слов в каждой игре, то это говорит о его хорошей памяти.

5. Имена.

Вариант 1:

ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову несколько имен. Ты должен их запомнить.

Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри.

ЗАДАНИЕ 2. Назови имена, которые ты запомнил.

ЗАДАНИЕ 3. Раздели эти имена на группы или классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?

ЗАДАНИЕ 4. Постарайтесь вспомнить все имена.

Вариант 2:

Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Дина, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан

Источник