Развитие зрительной и слуховой активности у ребенка

Россомахина Валентина Павловна
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие фонематического восприятия, в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия)».

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия. С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности — исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Следовательно, акустико-перцептивное восприятие является основой для слухового восприятия, и эти процессы неразрывно связаны друг с другом.

Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы человека.

Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое) внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический и речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам — 1этап. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. И лишь только после этого, следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова — 3 этап.

Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т. д., а значит — корректировать недостатки слухового восприятия.

1этап — начнём с восприятия неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

В обычной жизни все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно. Кроме того, уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.

Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины, музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т. д., голоса животных, птиц. Цель игр: ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

2 этап — это игры для развития речевого слуха — умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Методические рекомендации:

Организуя работу с детьми младшего возраста, необходимо учитывать следующее:

— занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении; — необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребёнком; — в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения; — следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки; — содержание материала должно соответствовать опыту детей; — уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно; — длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут; — необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Возрастной особенностью детей 2-3 лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо иметь разные свистящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос». Занятия с этими звучащими предметами помогут открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности, которая: — стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику кистей рук;

— формирует чувство ритма. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями: искреннее расположение, угроза, мольба, издёвка, полное равнодушие. Детей важно научить слушать не только собеседника, но и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции, так, чтобы это было понятно окружающим. Необходимо обращать внимание, какая звуковая среда окружает ребёнка. Если это голоса самих детей, то создаётся фон, вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого. Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник для малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчётливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык. Очень благоприятно действующие шумы – это пение птиц, а также журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить. Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем на 5мин. для младших, на 10 мин. для старших дошкольников при условии, что это не фон, а звуки, которые слушаются. Прекрасно влияет на детей звучание музыкального инструмента, если он настроен, отобранное произведение соответствует возрасту, понятно детям. Слушание музыки решает и задачу формирования вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры.

Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия обязательно должны участвовать и родители. В нашем детском саду создана подборка проектов выходного дня, для родителей с детьми, по развитию неречевых звуков, таких как «Звучалки» (шум ветра, звон капели, скрип деревьев, бытовые шумы и т. п.). С помощью этих проектов родители включаются в процесс развития слухового восприятия и разностороннего воспитания дошкольников.

Формирование акустико — перцептивного гнозиса у детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей.

Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе, формирует предпосылки учебной деятельности и грамотности при обучению чтению и письму в дальнейшем.

Росссомахина Валентина Павловна, МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка», тел. 89537009098, воспитатель.

Литература:

1. Ильина Н. М. Развитие ребенка с 1- го дня жизни до 6 лет. — СПб., 2001г.

2. Зонтова О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия. — СПб, КАРО, 2008.-196с.

3. Селиверстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов и воспитателей детсадов).

Источник

Татьяна Стодоля
Формирование зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом

Также важным направлением в формировании навыков письма и чтения, помимо развития фонематического восприятия, является развитие зрительного восприятия у старших дошкольников. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. Однако, тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем детям.

При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие школьные трудности, как:

• Трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента.

• Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.

• Возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.

• Трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.

Хочется отметить, что нарушения зрительной памяти у детей чаще всего встречаются в комплексе с трудностями зрительно-пространственного восприятия, вызывают сходные по характеру трудности и требуют аналогичных мер коррекции.

Из этого можно сделать вывод, что ребенок в первую очередь опирается на зрительные образы, которые потом соотносятся со слуховыми. Поэтому, недостатки в развитии зрительного восприятия негативно влияют как на речь, так и на слуховое развитие.

Работа по формированию зрительного и слухового восприятия проводится на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Занятия включают не только развитие слухового и зрительного восприятия, а также формирование лексико-грамматической стороны речи, развитие мелкой моторики, психических процессов ребенка. Но основное внимание уделяется формированию зрительного и слухового восприятия.

Формирование слухового восприятия осуществлялось по шести этапам, выделенных Н. А. Чевелевой:

1. Узнавание неречевых звуков развивалось в процессе специальных игр и упражнений. Одновременно эти занятия способствовали развитию слухового восприятия и слуховой памяти.

На этом этапе использовались следующие виды заданий:

• после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т. д.);

• чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки)и др.

2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса. Затем в занятия включались речевые звуки, с которыми детям предлагалось совершить следующие действия:

• Различить на слух варианты слов произнесенные различной силой голоса.

• Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса (мальчик, тетенька, дяденька, Серый волк, зайчик и т. д.)

• Различать по слуху голоса товарищей по силе, высоте, тембру и т. д.

3. Различение слов, близких по звуковому составу. На этом этапе предлагались следующие задания:

• выделить из ряда слов то слово, которое отличается одним звуком;

• подобрать по картинкам сходные по звучанию слова и т. д.

4. Дифференциация слогов. В ходе игр и занятий дети овладевали умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, глухие и звонкие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. На этом этапе широко использовались следующие виды заданий:

• найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;

• запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов);

• добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова.

5. Дифференциация фонем. Эта работа начиналась с дифференциации гласных звуков. Детям раздавались картинки с изображением поезда, девочки и птички и объясняли: «поезд гудит: у-у-у-у, птичка пищит: и-и-и-и, девочка плачет а-а-а-а. На этом этапе предлагались следующие задания:

• угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

• выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков и т. д. ;

По мнению Чевелевой Н. А., на данном этапе целесообразно вводить графические обозначения звуков (Например, гласный — красный кружок, согласный — синий квадратик и т. п.). Это подготавливает детей к последующему этапу обучения.

6. Развитие элементарного звукового анализа. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание). Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.

Для формирования зрительного восприятия были взяты следующие направления работы, предложенные Степановой О. А.:

1. Рассматривание и называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей, поиск в предметах черт сходства и различия.

2. Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов.

3. Узнавание и называние стилизованных и схематических изображений предметов.

4. Узнавание контурных, силуэтных, точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

5. Прослеживание взором наложенных линий, узнавание зашумленных или наложенных друг на друга изображений (геометрического, буквенного или цифрового материала).

6. Нахождение заданного изображения (геометрической фигуры, буквы, цифры) в ряду других, сходных.

7. Расчленение изображения предмета, буквенного или цифрового знака на составляющие его элементы с последующим анализом и синтезом.

8. Выделение в предметах сходных деталей и их систематизация.

9. Определение на предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.

10. Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.

11. Соотнесение букв выполненных печатным и рукописным шрифтом.

Эти направления работы наиболее полно охватывают развитие всех сторон зрительного восприятия. А развитое зрительное восприятие в свою очередь благотворно влияет на развитие слухового восприятия.

На каждое направление работы были подобраны специальные игры и упражнения, предложенные различными авторами, такими как Безруких М. М., Метиева Л. А, Удалова Э. Я. Таким образом, коррекционно-развивающее обучение, проводимое с детьми, имеющими логопедическое заключение ФФН, должна включать в себя работу по развитию не только слухового, но и зрительного восприятия.

Литература:

1. Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М.: Аквариум, 1996.

2. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.

Источник