Развитие зрительного восприятия у ребенка

Развитие зрительного восприятия у ребенка thumbnail

Большая часть людей относится к визуалам – той категории человечества, которая воспринимает мир, прежде всего, глазами. Чем вызвано данное преобладание? Как протекает развитие зрительного восприятия у дошкольников, если в дальнейшей жизни у большинства из нас этот канал восприятия доминирует по отношению к другим? 

Особенности развития зрительного восприятия в детстве

Развитие зрительного и тактильного восприятия опережает другие познавательные процессы. Они начинают функционировать с первых дней жизни и уже в дошкольном возрасте приобретают характеристики управляемости и целенаправленности.

Зрительное восприятие

В раннем детстве ребенок воспринимает предмет по его отдельному наиболее яркому признаку. Переход на дошкольный этап развития совпадает с расширением зрительного восприятия. Взгляд  ребенка охватывает все больше деталей и признаков объекта, попавшего в поле его внимания.

Это самый быстрый способ получения комплексного представления об окружающем, поэтому зрительное является ведущим видом восприятия в дошкольном возрасте.

Восприятие становится более точным и полным благодаря предметным действиям. Ребенок прикладывает друг к другу и примеряет детали, из чего получает первичные знания о размерах и формах.

Особенности зрительного восприятия у дошкольников основаны на том, что в этом возрасте еще только формируются эталоны, на которые ребенок ориентируется, познавая новый предмет.

Информация поступает из внешнего мира и разрастается как снежный ком. Дети оперируют тем, что уже знают, и непроизвольно структурируют то, что они наблюдают. Новые объекты и их свойства они соотносят с ранее знакомыми. Коробки и кубики напоминают им домик, все округлые предметы – мячик, а колечки – колесо.

То есть, происходит зрительное соотнесение с неким образцом, который ребенок непроизвольно выбрал в качестве мерки.

Также важнейшей особенностью данного вида восприятия является то, что зрительные перцептивные функции в детстве объединяют в себе действие других ориентировочных сигналов. Если взрослый определенно пожелает прислушаться к звукам природы, принюхаться к аромату фрукта, то дошкольник, без специального побуждения, только смотрит на все широко открытыми глазами.

Особенности восприятия изображения

На 3-ем году жизни формируются зрительно-двигательные координации более высокого уровня, чем те, которые проявляют малыши в раннем возрасте. Зрительные анализаторы обеспечивают сосредоточение и последовательное движение взора при рассматривании всего вокруг.

Глаза начинают управлять мелкими движениями руки, в результате чего ребенок способен не случайно, а целенаправленно нарисовать карандашом какие-то линии или завитки.

Первые изображения, с которыми имеют дело дети, являются свободной проекцией реальных предметов на плоскость. Они отражают зрительно воспринимаемый облик окружающих объектов.

Еще несколько месяцев – и зрительное восприятие порадует новым достижением. Младший дошкольник уже не только изобразит каракули, но и увидит в них знакомые ему образы. Это очень важный этап, потому что ребенок учится устанавливать связь изображения с настоящим предметом.

Прежде всего, дошкольник пытается передать в своем рисунке форму предметов. А вот цвет еще не завоевал столь важного значения, чтобы его реалистично передавать. Или наоборот: он находится вне конкуренции, и ребенок выбирает исключительно по своему усмотрению. Поэтому в детских рисунках сплошь и рядом наблюдаются красные деревья, синие дома и разноцветные человечки.

Цвет и размер изображений до старшего дошкольного возраста передает не реальные признаки, а отношение юного художника к тому, что он рисует. Любимая мамочка появится на листе наряженной в красные одежды, а изображение строгой воспитательницы – в черно-коричневых тонах. Это не означает каких-либо нарушений зрительного восприятия, так как дошкольник изображает свое комплексное представление и отношение к объекту.

Цветовосприятие у детей дошкольного возраста

Вряд ли у кого-то есть сомнения, что цвет – первый признак, бросающийся в глаза. Однако дети от рождения не наделены способностью цветоразличения. Восприятие цвета детьми происходит постепенно.

Цветовосприятие

На первом году жизни малыши осознают только отличительность расцветки одной игрушки от другой. О конкретных цветах они еще не знают.

Первые цвета, которые малыш различает и запоминает, – красный и желтый. К младшему дошкольному возрасту он уже знает оранжевый, зеленый и синий, но два последних может спутать, если ему показывать абстрактный предмет, а не известный образ. Елочку ребенок точно назовет зеленой, а с кружочком какого же цвета может ошибиться.

Пятилетние дети не только воспринимают всю палитру спектра, но и заинтересовываются различением цветовых оттенков. Такой интерес связан с развитием как цветовосприятия, так и речи. Ведь каждый оттенок имеет свое название, да еще так занятно образующееся: светло-коричневый, темно-синий…

Некоторые сложные оттенки дети начинают воспринимать не ранее старшего дошкольного возраста. К ним относятся бордовый, бирюзовый, горчичный, лиловый и др. Сложность вызывает как различение подобного цвета, так и вспоминание названия.

Средства развития восприятия цвета

Чтобы быстрее освоить с детьми дошкольного возраста цветовую палитру, проводите познавательные игры и упражнения. Вот несколько примеров:

  1. Превращение воды в разноцветную. Налейте воду в прозрачные стаканчики и вместе с ребенком придайте ей различные цвета, растворив немного краски. Получите разные оттенки одного цвета – от светлого к интенсивно насыщенному. Этот эксперимент станет для дошкольника незабываемым открытием и поможет понять закономерность получения оттенков.
  2. Создание модного гардероба для куклы. Озадачьте малыша желанием куклы иметь одежду или аксессуары одного цвета. Вместе подберите подходящий шарфик, заколку, ремешок и пр.
  3. Рисование с использованием выбранного цвета. Предложите нарисовать семью так, чтобы у каждого в наряде была деталь одного и того же оттенка.

Полезно практиковать соревнование, кто найдет больше предметов своего цвета. Например, ребенок выберет красный цвет, а вы – синий. Достаточно просто указывать на предмет соответствующего цвета, обнаруженного в непосредственном окружении. Не забудьте первый раз проиграть, чтобы не отбить охоту у ребенка упражняться в поиске соответствующих объектов.

Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников

Игра «Фотограф». Назначение: Развитие восприятия, наблюдательности и памяти.

Ход игры (желательно, чтобы принимали участие не менее трех человек). Два участника становятся друг против друга. Один из них выступает в роли фотографа, а другой – позирует для «снимка». «Фотографу» необходимо внимательно осматривать своего «клиента» в течение 1-1,5 минут. Отвернувшись, он описывает внешность и одежду своего партнера по игре. Третий участник отмечает, сколько деталей названо верно, и сколько допущено ошибок.

Игра «Цветное фигурное лото». Назначение: развитие зрительного восприятия, закрепление формы и цвета.

Ход игры. 1) Подготовьте набор из 35 геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и овалы (для ведущего). Используйте для каждой фигуры все цвета радуги. 2) Сделайте несколько карточек, на которых изображены  5 перечисленных фигур, но окрашены в различные цвета. Дайте ребенку одну такую карточку, если он младший дошкольник, 2 – пятилетнему ребенку и 3 карточки, если играете со старшим дошкольником.

Игра состоит в том, что ведущий показывает одну фигуру, ребенок смотрит, есть ли у него изображение такой фигуры. Участник сообщает о найденном изображении (или его отсутствии), получает фигуру и кладет на соответствующее место. Дети постарше проговаривают: «Это овал синего цвета» и пр. В случае участия нескольких детей в игре обязательно определяйте победителя. Им станет тот, кто первым закроет все свои карточки.

Источник

Анна Смаркалова
Развитие зрительного восприятия у детей «Форма и цвет»

Развитие зрительного восприятия у детей «форма и цвет»

по средствам дидактических игр

В дошкольной педагогике на всех ее этапах развития, сенсорное воспитание детей занимало одно из главных мест. Ребенок постоянно сталкивается с разнообразием красок, форм, в том числе игрушек и обычных домашних предметов. Его окружает природа с её воспринимающими признаками это – запахи,многоцветность и шумы. Так или иначе, каждый ребенок обращает своё внимание на все это. Но если это усвоение происходит очень быстро, без педагогической помощи взрослых, оно зачастую становится неполноценным. Ощущение и восприятие поддаются развитию и совершенствованию, особенно в дошкольном возрасте. Вот как раз в тот момент и приходит на помощь сенсорное воспитание. Самая важная цель, сформировать сенсорную сферу у детей с различными особенностями развития – нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Выдающие учёные и известные представители дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,что полноценное сенсорное развитие, является одним из основных воспитаний дошкольника.

Именно величина, форма и цвет дают определённое значение зрительных представлений о предметах в действительности. В течении длительного времени ребёнок учится применять и использовать сенсорные эталоны.

Восприятие формы

Ребенок учится различать форму предметов при воздействии с ними. Его необходимо научить определять эту форму, ведь от этого зависит результат его деятельности. Первые игры должны быть основаны на форме предметов. В дальнейшем он определяет её зрительно. С помощью примеривания к разным предметам в различных объектах, возникает полноценное восприятие формы и умение соотносить её с формами других предметов.

Практическое определение формы

Поймай игрушку.

Цель. Научить на практике различать форму, распределять пальцы в зависимости от формы, чтоб предмет не выпал из рук. Заранее приготовить руку в соответствии с формой предмета.

Оборудование. Натягивается верёвка чуть выше головы ребёнка и к ней подвешиваются игрушки различной формы.

Ход игры. Дети с радостью рассматривают подвешенные игрушки. Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 1-2 игрушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, педагог предлагает поймать еще раз и помогает распределить пальцы на предмете. Во время повторной игры ребенок пытается приготовить заранее руку, чтобы правильно ухватить предмет.

Восприятие цвета

Восприятие цвета отличается от восприятия формы. Цвет нужно обязательно увидеть и при его восприятии нужно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Примеривание играет большую роль в определении цвета. Когда в плотную прилегают два цвета,ребенок видит их сходство или отличие. Дети с отклонениями в развитии могут не увидеть их одинаковость или не одинаковость и поэтому приходиться делать акцент в этом направлении.

Различие цветов

Задание состоит из зрительных различий предметов по цвету и непосредственно их схожести. Первые упражнения и игры должны проводиться с теми предметами, которые резко различаются по цвету. Педагог должен дать время выполнить задание самостоятельно, меняя предметы по цвету, чтоб дети ориентировались на цвет,а не на форму.

Зрительное соотнесение цветов

В задания включают яркие цвета и оттенки. Работая с цветом, дети запоминают их цвета и их названия. Все же бесполезно им говорить если они не видят его. Начинают заниматься с основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, даже белый и черный.

Практическое определение цвета

Найди свою пару.

Цель. Развивать внимание, по образцу определять выбор цвета, действовать по цветовому фактору.

Оборудование. Парные шарики разного цвета,например : два синих, два красных, два жёлтых.

Игра. Детям раздаются по одному шарику и они разбегаются по залу. Затем по сигналу педагога останавливаются и каждый ищет свою пару, у кого шарик такого же цвета. Дети с одинаковыми шариками берутся за руки и шагают парами под музыку по залу.

Использование дидактических игр

Дидактическая игра – это форма обучающего воздействия ребенка и взрослого. Игра – основной вид деятельности детей.Дидактическая игра имеет две цели :

— обучающая, в которой заинтересован взрослый; —

— игровая, ради которой действует ребенок.

Особенность дидактических игр – обучающая. Наличие содержания и правил в дидактических играх дает возможность воспитателю распределять поэтапно все действия и использовать для умственного воспитания младших дошкольников. Правила создаются для обучения детей раннего возраста и подаются в игровой форме. Эти игры несут в себе познавательную деятельность и интеллектуальные операции. Окружающая действительность основывается на восприятии,то, что мы видим и слышим. В играх надо предоставлять детям возможность воспринимать предметы и их свойства, узнавать и различать их.

Очень важную роль играют в дошкольной педагогике дидактические игры и проводить их следует в определенной системе, в тесной связи сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. Руководитель игр должен сохранять заинтересованность детей как можно дольше и создать самостоятельную игровую форму.

Источник

Зрительное восприятие — это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

      Зрительное восприятие — комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.

      Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено (Э. С. Бейн, К. И. Вересотская и др.). Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформированные и неустойчивые. Дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали (например: ручные часы — без винтика); не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, у них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. У детей с интеллектуальной недостаточностью зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, так как оно не формируется без специального обучения.

      Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций.

      Недостаточное развитие у младших школьников зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования. В зрительно-пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система — быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Глазодвигательная система участвует в анализе и оценке последующих изменений таких пространственных свойств, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами. Дефицит зрительно-пространственного восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью объясняется также неполноценностью взаимодействия различных функций зрения: его остроты, перцептивного поля, глазомера.

      Однако практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:
      — формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
      — расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
      — формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;
      — совершенствование зрительно-двигательной координации;
      — формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

      Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, более сложными — схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением.

      Отметим, что полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему многочисленные примеры дидактических упражнений и игр (см. ниже) следует использовать в разных вариантах (возможно даже созданных самим педагогом).

      Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:
      — обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;
      — сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2—4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
      — узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
      — обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);
      — сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
      — сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2—4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
      — сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
      — узнавание предмета по его части;
      — рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);
      — рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.

      Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2—3 до 6—7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).

      Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т. е. зрительно обследовать. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. При этом подчеркнем, что рассматривание или узнавание предметов и их изображений детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, так как это связано с характерной для них замедленностью процессов анализа и синтеза. 

      Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения:
      — определение изменений в ряду предметов;
      — нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;
      — нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
      — нахождение нереальных элементов нелепых картинок;
      — запоминание 4—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.

      Особое внимание уделяется согласованию исследующих движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».

      Возможно использование специальных упражнений, связанных с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям. Например:
      — Обвести по контуру столько квадратиков, сколько слышится звуков.
      — Обвести на верхней полоске 7 кружочков, а на нижней полоске — на 2 треугольника больше.
      — Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней строчке закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке заштриховать.
      — В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты игрушек, а затем соединить их дорожками.

      Наблюдения за движущимися объектами в пространстве целесообразно начинать с определения изменения положения отдельных двигающихся частей у игрушек, например у куклы (ручки, ножки), машины (кузов, дверцы), домика (окна, дверь) и др. Используются объемные, плоскостные, разъемные, сборные игрушки и предметы, имеющие одну (или несколько) подвижно закрепленных частей. В процессе оперирования с ними ребенок постепенно усваивает зрительные образы движения и позы, которые в дальнейшем закрепляются в процессе самостоятельно выполненных движений и действий по показу взрослого, по памяти, по образцу-схеме, по словесной инструкции.

      Формированию умения прослеживать взглядом движущиеся объекты и одновременно оценивать их положение в пространстве способствуют настольные игры «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд», «Городские дороги» и др.

      Подчеркнем, что навыком наблюдения за несколькими движущимися объектами дети с интеллектуальной недостаточностью овладевают благодаря многократному выполнению специально подобранных упражнений. Сначала организуется наблюдение за двумя объектами (где мышка, куда убежал зайка? в какую сторону поехала грузовая машина, а в какую пожарная? И т. д.), постепенно количество объектов возрастает и более разнообразным становится направление их движения.

      Самым сложным для зрительного восприятия детей является определение расстояния, протяженности до объекта, объемности, глубины пространства, выделение соотношения и перемещения различных деталей (предметов) на воспринимаемом пространстве, изменение их положения. Важно научить детей соизмерять объекты в пространстве, определять собственное местонахождение, моделировать различные пространственные ситуации. С этой целью используются упражнения для развития глазомера:

      — Определить, сколько шагов до парты, до куклы, до перекрестка (на улице) и т. д.; кто дальше сидит: Коля или Марина; кто выше: Саша или Толя и т. д.
      — Подобрать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же соотношении по величине, как в образце (две матрешки контрастного размера).
      — Показать соотношение двух предметов по высоте с помощью столбиков (полосок) и т. д.
      — Разделить круг, квадрат, прямоугольник на 2, 4, 3 равные части.
      — Разрезать ленточку на равные части.

      По мере овладения детьми способами измерения расстояния с помощью метра можно усложнить задания, предлагая определить на глаз расстояние в сантиметрах, метрах. Также возможно использование упражнений и игр на ориентировку в пространстве (см. ниже).

      Педагогу-психологу следует помнить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.

      Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них — перенапряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления возможности отдыха для глаз.

      Острота зрения во многом зависит от систематичности тренировки, поэтому такие упражнения должны быть обязательными на всех коррекционных занятиях. Приведем примеры.

      Педагог читает стихотворение, а дети выполняют упражнения.
      Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.

      Во время зрительной гимнастики на занятиях дети подходят к окну, смотрят вдаль, отмечают близкие и далекие, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты и предметы, фиксируют взглядом названный цвет в течение определенного времени (5—10 с) и др.

Дидактические игры и упражнения  для развития зрительного восприятия

      «Что изменилось?»
      Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

      «Найди ошибку»
      Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:
      слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);
      примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.;
      предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
      Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

      «Найди отличия»
      Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

      «Знаковая таблица»
      Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.

      «Наложенные изображения»
      Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

      «Спрятанные изображения»
      Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

      «„Зашумленные“ изображения»
      Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

      «Парные изображения»
      Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
      Варианты:
      — используются парные игрушки;
      — предъявляют предмет и его изображение.

      «Незаконченные изображения»
      Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
      Варианты:
      — предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.

      «Точечные изображения»
      Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

      «Перевернутые изображения»
      Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.

      «Разрезанные изображения»
      Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
      Варианты:
      — предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

      «Запомни и нарисуй»
      Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.

      «Буковки»
      Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
      — все буквы И;
      — все гласные;
      — одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.

      «Найди букву»
      В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.

      «Где зажегся фонарик?»
      Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение.
      Варианты:
      — сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.

      «Сложи узор»
      Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.

      «Шкафчик»
      Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.
      На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.
      Варианты:
      — прятать одновременно 2—3 игрушки;
      — найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

Источник