Развитие здорового образа жизни у ребенка 2 лет
Кузьмина Алла Рашитовна
Формируем привычку к здоровому образу жизни у малышей 2–3 лет
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка,разработанная ВОЗ: “Здоровье-это состояние полного физического, психического, социального благополучия”. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. Но до чего же неполно это представление! А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети?
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем — просмотром телепередач или видеофильмов.И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.
Движение — врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей
Воспитание потребности в здоровом образе жизниу детей 2-3 лет осуществляется нами по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Занятия Повседневная жизнь
Сентябрь
Дидактическая игра “Кто как купается”.
“Каковы наши зубы?”
Чтение потешек “Наша Маша маленька” и “Катя-Катя маленька”
Дидактическое упражнение”Колыбельная” Рассказываеие “Хитрые башмачки” В Гербова
2. Беседе с детьми “Когда надо мыть руки, как мыть руки и лицо”.
Чтение потешки “Вот они сапожки”
Рассматривание книжки “Наша Маша маленька”.
Октябрь
Наблюдение за трудом няни (моет пол)
Показ-инсценировка “Хлюп,хлюп,хлюп”
Чтение потешки “Водичка, водичка”.
дидактическое упражнение “Кто умеет умываться”.
“Куда нальем водичку”.
Рассматривание одежды куклы Кати. Одевание куклы на прогулку. Чтение потешки “Травка-муравка со сна поднялась”.
Заучивание потешки “Водичка, водичка” во время умывания.
Рассматривание книжки “Водичка-водичка”.
Индивидуальная работа: учить натягивать колготы, штаны.
Ноябрь
Дидактическая игра “Научим куклу Катю раздеваться после прогулки”
Показ-инсценировка “И я сел”
Рассматривание картины “За столом” И Забилы.
Дидактическое упражнение “Наташины игрушки”. Чтение потешки “Ладушки”.
Заучивание отрывка из стихотворения “Вкусная каша”-“Каша из гречки”.
Дидактическая игра “Потерялись башмачки”
Чтение потешки “Завяжи потуже шарф”.
Декабрь
Дидактическая игра “Купание куклы”
Рассматривание картины “Катаемся на санках”, “Что Маша наденет на прогулку”.
Чиение сказки в стихах К. И. Чуковского “Мойдодыр” Чтение “Я мою руки” М. Яснов
Заучивание потешки “Валенки, валенки”
Чтение потешки “Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять”, “Пошел Котик на торжок”
Январь
Дидактическая игра “Уложим Машу спать”, чтение потешки “Баю-бай”
“От чего зубки болят?”
Дидактическая игра “Машенька проснулась”. Заучивание потешки “Чистая водичка”.
Игра “Покажем Кате как умеем раздеваться”
Чтение потешки “Утка утенка”
Дидактическая игра “Застегни-растегни”
Февраль
Чтение потешек “Как у нашего кота” и “Пошел котик на торжок”
“От чего болят зубы” Заучивание потешки “Ай лады, лады, лады”
Чтение потешки “Гойда, гойда люленьки”
Рассматривание книги “Я сам” Р. Юдина
Игра “Приходите ко мне в гости”
Март
“Научим Алену умываться”
Рассматривание картины “Как я помогаю маме”
Дидактическое упражнение “Напоим Чебурашку чаем” Чтение “Девочка чумазая” А Барто
Рассматривание и чтение книжки “Что такое хорошо и что такое плохо?” В. Маяковского
Сюжетно-ролевая игра “Кормление”
Апрель
Наблюдение за трудом няни (моет посуду)
Дидактическая игра “Маша в гостях у Кати” Заучивание потешки “Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку”
Рассматривание и чтение книжки “Пошла коза на меленку” (Р. Н. С.)
Обыгрывание роли повара.
Май
Дидактическая игра “Напоим Машу чаем”.
“Как чистить зубы?” Чтение потешки “Дубы, дубочки пеку блиночки”
Дидактическая игра “Что сначала, что потом”
Дидактическая игра “Одень куклу”.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т. д.
Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Оформили альбом “ Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.
Закаливающие мероприятия в младшей группе
№ Мероприятия
1 Сквозное проветривание в отсутствии детей 3 раза в день
2 Массаж 2 раза в день
3 Утренняя гимнастика в проветренном помещении 8.00-8.10
4 Умывание прохладной водой Утром, после сна
5 Проветривание группы перед занятием 2 раза в день
6 Прогулка на свежем воздухе 2 раза в день
7 Дыхательная гимнастика 2 раза в день
8 Гимнастика в постели 15-00
9 Ходьба босиком по “дорожкам здоровья”:
“паровоз” (фасоль, пробки, скорлупа грец. орехов, палочки)
Мокрая дорожка
“Ягодки” (грец. орех)
“Камни”
“Цветочная поляна”
“Змейки”
Ползание на четвереньках с мешочками на спине
Туннель
Ребристая дорожка “Крокодил”
Массаж ног мячами “Ёжики”
Коврик со “следками”
Перешагивание препятствий
Ходьба по “веревочной лестнице”
10 Бассейн Вторник
4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.
Двигательный режим в младшей группе
№ пп Мероприятия Время проведения
1 Индивидуальная работа по развитию движения (игра — упражнения; пальчиковая гимнастика; упражнения на дыхание; профилактика плоскостопия, осанки). Ежедневно утром, вечером, на прогулках продолжительностью 5-10 мин.
2 Утренняя гимнастика Ежедневно в 8.00 продолжительность 10 мин.
3 Физ. минутка Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий продолжительность 3 мин.
4 Подвижные игры, физические упражнения, индивидуальная работа по развитию движений на прогулке Ежедневно утром и вечером с учетом двигательной активности детей продолжительностью 25-30 мин.
5 Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами и закаливающими процедурами, массажем. Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей продолжительностью 10 мин.
6 Занятия по физической культуре Проводятся два раза в неделю с учетом уровня двигательной активности детей во второй половине дня в течение 30 мин.
7 Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно под руководством воспитателя в групповой комнате и на воздухе утром и вечером в зависимость от индивидуальных особенностей детей
8 Физкультурный досуг Один раз в месяц длительность 15 мин.
9 Бассейн Один раз в неделю
10 Музыкальные занятия Два раза в неделю
5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а также имеется ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле — здоровый дух”.
Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Источник
Елена Коннова
Консультация для родителей «О здоровом образе жизни детей 2–3 лет»
Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монтень (1533 — 1592) французский писатель
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:
совместные занятия физкультурой, прогулки;
отсутствие вредных привычек у родителей и наглядный пример
рациональное питание,соблюдение правил личной гигиены:
закаливание, создание условий для полноценного сна;
дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать
и говорить, умения отличать ложь от правды;
бережное отношение к окружающей среде, к природе;
медицинское воспитание, своевременное посещение врача,
выполнение различных рекомендаций;
формирование понятия «не вреди себе сам».
Следует особенно выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества ДОУ с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет не только снять конфликтную ситуацию, но и заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о здоровом образе жизни, организовать совместные физкультурные занятия, спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
*Рациональный режим.
*Правильное питание.
*Рациональная двигательная активность.
*Закаливание организма.
*Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с
Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Эти задачи должны решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Двигательная деятельность, прогулки.
Рациональное питание, соблюдение правил гигиены.
Правильное питание обеспечивает нормальное телосложение и развитие организма. Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. И действительно использование естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закалённым, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды.
Содержание воспитания здорового образа жизни у дошкольников
Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках.
Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши ит. д.). Каждая часть тела выполняет определенные функции.
Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.
Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.
Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека.
Знать подбор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.
Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.
Знать упражнения для предупреждения плоскостопия.
Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.
Проявление осторожность в общении с незнакомыми людьми.
Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение — основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» — чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время — вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
Источник