Развитие высших психических функций у ребенка конспект занятий

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1413

СЕМИНАР

На тему:

«Коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций у детей»

Составила: Учитель-дефектолог

Ярковенко Галина Юрьевна

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

1.Упражнение на развитие способности к переключению внимания

 а) Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.

 б) В следующий раз можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.

 в) Потом можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

 Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.

 Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми. 

2.Упражнение на развитие концентрации внимания

 Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

 В первом задании ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия (подберите картинки).

Во втором задании ребёнку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия (подберите картинки).

 В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

 По всем трём заданиям оценивается результативность — число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных. 

3.Упражнение на развитие произвольного внимания

 Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, — ответить, что пусть он делает так, как понял.

 Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия. 

4. Упражнение на развитие объёма внимания

 Для проведения этого упражнения необходима тетрадь в крупную клетку, где вы заранее подготовите аналогичные таблицы с пустыми клетками. На рисунке в 8 квадратах определённым образом расставлены точки. Ребёнка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в тетради в пустом квадрате.

 Время показа одной карточки — 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребёнку отводится не более 15 секунд.

1                                                                                            5

  о  

  о  

  о  

  о  

  о

  о

  о  

  о  

  о  

  о

  о

  о

  о

  о

  о  

          2                                                                           6

  о  

  о  

  о  

         3                                                                                7

  о  

  о  

  о  

  о  

  о  

  о  

  о

  о

  о

  о

  о  

  о

         4                                                                         8

  о  

  о  

  о  

  о  

  о

  о  

  о  

  о

  о  

  о

  о

  о  

  о 

  о

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ

1.Упражнение: «Определи звуки»

 Предназначено для развития способностей к фонематическому различию. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам.

 Ребёнку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверьте, знает ли ребёнок эти предметы. Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребёнка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, вы говорите слово «молоко», и ребёнок показывает на картинку с «мячом», так как и «молоко» и «мяч» начинаются со звука «м».

2.Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур

 Ребёнку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур.

 Попросите назвать фигуры, которые знает ребёнок, подскажите ему названия тех фигур, которые он ещё не знает.

 В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовёте (круг, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, треугольник, эллипс). 

3.Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры»

 Ребёнку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их.

4.Упражнение на развитие представлений о частях суток

 Подготовить рисунки, посвящённые каждому времени суток, — утро, день, вечер, ночь. Затем ребёнку задают вопросы: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?», и т.д.

   После этого покажите ребёнку картинки и спросите, о каком времени суток идёт речь в каждой. Ребёнок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребёнок в каждую часть суток.

5.Развитие пространственных представлений

 Подготовьте заранее 5 игрушек (например: кукла, зайчик, мишка, уточка, лиса); картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.

Ребёнку предлагают выполнить несколько заданий:

Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.

На столе перед ребёнком располагают игрушки следующим образом: в центре — мишка, справа — уточка, слева — заяц, впереди — кукла, сзади — лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?»

Ребёнку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»

Ребёнка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре — круг, слева — квадрат,  выше круга — треугольник, ниже — прямоугольник, над треугольником — 2 маленьких кружка, под прямоугольником — маленький кружок. Задание ребёнок выполняет последовательно.

Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребёнка на расстоянии 40-50 сантиметров от него, предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

Ребёнку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.

 Наблюдайте за ребёнком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчёта, удалённости объектов и т.д.

6. Упражнение на развитие пространственных представлений: «Точки»

Ребёнку дают карандаш и рисунок, на котором поставлены точки. Попросите теперь соединить эти точки таким образом, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький. Далее спросите у ребёнка, какие ещё квадраты могли бы у него получиться, какие точки для этого нужно соединить. В заключение попросите ребёнка сосчитать общее количество квадратов разного размера.

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЛЕНИЕ

1. Упражнение на развитие мыслительной операции: «Сравнение предметов»

 Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:

МУХА И БАБОЧКА                 ДОМ И ИЗБУШКА

СТОЛ И СТУЛЬЯ                     КНИГА И ТЕТРАДЬ

ВОДА И МОЛОКО                  ТОПОР И МОЛОТОК

ПИАНИНО И СКРИПКА        ШАЛОСТЬ И ДРАКА

ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ        ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

  Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

 Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?

 Обычно дети затрудняются в нахождении сходства.

 Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение: «Соотношение понятий»

 Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки — от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.

 Разложите перед ребёнком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

 Если для ребёнка это задание является трудным, начните с более лёгкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.

 Или ещё вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке — от самого большого до самого маленького.

 По аналогии придумайте ещё упражнения, которые развивают у ребёнка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

3. Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления

 Используется кубик Рубика. Предполагается, что ребёнок с ним знаком.

 Ребёнку предлагают разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.

 Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трёх квадратов одного цвета.

 Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.

 Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного  цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.

 Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.

4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

  4.1. «Найди лишнее слово»

 Читаете ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

 Предложите ребёнку определить слово, которое является «лишним».

СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ

ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ

БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА

КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН 

  4.2 «Найди лишнюю картинку»

 Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртая — лишняя.

 Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

 Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

 Если вы видите, что ребёнку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребёнка игровой формой задания.

5. Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите ребёнку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Назови слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина…).

Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…).

Назови слова, обозначающие зверей.

Назови слова, обозначающие домашних животных.

Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

Назови слова, обозначающие водный транспорт.

Назови слова, относящиеся к искусству.

Назови слова, обозначающие овощи.

Назови слова, обозначающие фрукты. 

6. Упражнения на развитие словесно-логического мышления

 6.1 «Определи понятие»

 Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

Самолёт, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять,кусать, острый.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. 

 Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

 Перед тем, как ребёнок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?», или: «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

 Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому. 

6.2 «Найди похожее слово»

 Используется тот же набор слов.

 Прочитайте ребёнку первое слово из первого ряда — «велосипед», и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, определяемую одним понятием). Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребёнку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребёнок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда выбирает слово «самолёт», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он выбирает слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

 Если ребёнок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд ещё раз, но в несколько более быстром темпе. Если же ребёнок делает неправильные выборы, объясните ему ещё раз задание и приведите более простые примеры.

 Как только для поиска нужных слов ребёнку прочитаны все четыре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребёнок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящих ко всем словам из первого ряда.

 Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мышления у ребёнка придумайте аналогичные ряды слов.

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ

1.Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов»

 Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.

ОГОНЬ

ДОМ, МОЛОКО

КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА

ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ

КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА

КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ

ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН

ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД

МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ

ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК

 Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами — 1 секунда). Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

 Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

 То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова.

 Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

2.Упражнение на развитие зрительной памяти

 Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же.

 Усложнить это упражнение  можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

  Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

 Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

3.Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова

 Покажите ребёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.

     6  2

     2  8  3

     3  7  1  4

     6  3  9  1  5

     8  1  4  9  2  6

     7  4  1  8  3  9  2

 Далее предложите ребёнку выполнить тоже самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором — слуховую.)

 В третьей серии попробуйте научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то — с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.

 Продолжите подобную тренировку, но пусть ребёнок сам пытается найти какие-либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

 Тот же самый приём можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учите ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

Источник

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Тема: «Королевство внутреннего мира»

Цели:

1. Содействовать развитию интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения;

2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности, умения расслабляться.

3. Формировать мотивацию к учению.

Оборудование: персональный компьютер с клавиатурой, мышью, монитором со слайдовым сопровождением занятия; цветные карандаши; карандаши;

Дидактический (раздаточный) материал: бланки для индивидуальных заданий и для работы в группах.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Коллективное приветствие:

Дети входят в класс, выполняя упражнение «Колечко» поочерёдно перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д и приговаривая:

«Я здороваюсь везде дома и на улице, даже здравствуй, говорю я соседской курице» (кинезиологическое упражнение «Колечко» по А.Л. Сиротюк развитие межполушарного взаимодействия)

Приветствие гостей:

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

Добрых и весёлых.

II. Вступительная беседа

— Ребята, сегодня у нас необычный день, мы отправляемся в путешествие по королевству «Внутреннего мира». Внутренний мир находится внутри каждого человека и помогает ему думать, запоминать, быть внимательным. А королеву внутреннего мира зовут «Познаника». Она поможет вам узнать, какие дворцы и замки находятся в её королевстве. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники-знания.

III. Основная часть.

1.Оздоровительные упражнения

-Подготовьте ваши глазки (глазодвигательная гимнастика)

-Подготовьте ваши ушки (помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину, в конце — растереть уши руками, выполняем с легко прикушенным языком)

-Подготовьте ваши ручки (хлопаем с закрытыми глазами)

-Подготовьте ваши ножки (топаем с открытым ртом)

-Ну, а теперь — в путь! Взяли рюкзачки, пойдём по воображаемой тропинке

-очень узкая тропинка

-по мостику (хлопаем по коленям)

-солнышко пригрело, и песок стал горячим (поднимаем колени) (слайд18)

-нависли ветви, нужно низко нагнуться, чтобы пройти (наклоняемся)

-на пути камни (прыгаем право — лево)

— Сели за столы.

2. Упражнения по развитию внимания.

Итак, друзья наше путешествие начинается, а вот и первое задание Познаника прислала мне стихи и написала, что в них спрятались ошибки:

а) Игра «Исправь ошибки»

-Я буду читать двустишие, а вы внимательно слушать и мысленно рисовать картинку, может получиться что-то небывалое, необычное, найдите слово, которое нужно заменить и подберите правильное.

Пчёлка сок цветочный пьёт, Из него готовят лёд (мёд)

Родник из под камня весело бьёт,

Птичка на дереве гнёздышко пьёт (вьёт)

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб)

Тает снег, течёт ручей,

На ветвях полно врачей (грачей)

Сели в ложку и ай-да,

Покатили вдоль пруда (лодку).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке)

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета)

— Молодцы, внимательные ребята!

-А вот и второе задание королевы.

б) Кодирование «Выполни задание по образцу» время 1 минута

hello_html_m18278b3b.jpg

А теперь нам осталось последнее испытание нужно угадать, что же помогло нам добраться до первого замка Королевства внутреннего мира, для этого нужно распутать путаницу и прочитать слово:

н

и

м

в

а

н

е

и

Итак, ребята, какое слово у вас получилось? Верно это первый наш помощник в Королевстве внутреннего мира – внимание.

3.Упражнения по развитию мышления.

а) Графический диктант (развитие пространственного восприятия, внимания и мелкой моторики по О.И.Крушельницкой)

-Наше путешествие продолжается. Чтобы продолжить наш путь нам необходимо пересесть на транспорт. Какой это будет транспорт, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание.

Возьмите в руки карандаши, не забудьте внимание. Проводите только те линии, которые я вам назову и тогда у нас все получиться.

-2 клетки вправо

-1 клетка вверх

-2 клетки влево

-3 клетки вниз

-2 клетки вправо

-1 клетка вверх

-1 клетка вправо

-1 клетка вниз

-1 клетка наискосок влево вниз

-4 клетки влево

-2 клетки наискосок влево вверх

-2 клетки вправо

-1 клетка вниз

-2 клетки вправо

-Что получилось? (корабль с флагом) Встаём, мысленно садимся в корабль и отправляемся в путь.

б) Психогимнастика «Кораблик» (расслабление мышц рук, ног корпуса, )

— Представьте себе, что вы на корабле, вас качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох-пауза, выдох-пауза.

Стало палубу качать

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочерёдно для каждой ноги. Обратить внимание на напряжённые и расслабленные мышцы ног.

в) Упражнение « Установи закономерность»

На борту нашего корабля, ребята, произошла поломка и вам необходимо ее устранить, чтобы сделать это, вам нужно непременно разобраться в схемах они перед вами. Нужно найти закономерность и в пустую клетку вписать номер подходящего квадрата.

hello_html_m17b09230.jpg

Молодцы, корабль в порядке и мы плывем дальше.

Дети читают ответ. Молодцы! Потрудились хорошо, немножко отдохнём. Встаём и повторяем за мной, но будьте внимательны в конце четверостишья я задам вам вопрос.

е) Физминутка (развитие сообразительности и внимания)

Мы 7 раз в ладоши хлопнем,

8 раз ногами топнем,

Прибавляем 2 к 7,

Сколько мы присесть должны? (9 раз)

Наконец–то мы с вами прибыли в пункт назначения и нам осталось только отгадать, что помогло нам справиться с заданиями, для этого ребята, вам нужно разгадать ребус:

Правильно, мышление помогло выполнить вам задания.

Открываем второй дворец – мышление.

4. Упражнения по развитию памяти.

а) «Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке» (работа в группах)

Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.

На базаре

Утром мы с мамой пошли на базар. Чего там только не было! Красные яблоки, пузатые арбузы, синие и желтые сливы. Справа и слева доносились крики продавцов, нахваливавших свой товар. Пирамидами вдымались краснобокие помидоры, сочные изумрудные огурцы чередовались с синими баклажанами. Базар гудел как улей!

5. Упражнения по развитию воображения.

— В конце пути мы немножко утомились. Устраиваемся удобно, закрываем глаза.

Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

а) Релаксация « Полёт птицы»

-Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и лёгкости, полетаем над землёй, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нём такое же лёгкое, гибкое, как в воде. Одна из самых красивых – лебедь, белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спины, расправьте плечи. Вы прекрасны! Давайте подышим, как птицы. Вдох, выдох. После вдоха, говорите про себя: «Я – лебедь!», потом выдохните. Вдох – «Я – лебедь!»- выдох (3 раза). Хорошо! Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно… Молодцы! Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и …резко выпрямите…Глубокий вдох…и….о, чудо! Мы взлетели… Вдох-выдох(3 раза). Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, лёгкое, вы совсем его не чувствуете. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада…тишина…покой…Вдох-выдох (3 раза). Под ногами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нём себя. Какая красивая, гордая птица! Вдох-выдох. Вы плавно летите, вам нравится и совсем не страшно. Спустимся пониже, ещё ниже.…Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди.…И вот ноги легко коснулись земли.…Вытяните шейку, расправьте плечи, опустите крылья. Замечательный был полет! Открываем глазки. Встаём, садимся на места.

— Что вы почувствовали, что видели в полёте?

— Выполнить это задание вам помогло воображение. Перед нами дворец воображение.

VI. Итог. Рефлексия.

-Вот и подошло к концу наше путешествие по Королевству внутреннего мира. О каких дворцах и замках вы узнали, назовите их?

-А, чтобы узнать, как мы с вами потрудились, нужно сложить картинки, и перевернуть их.

2. Упражнение «Ласковая спинка»

— А теперь выполним упражнение «Ласковая спинка» На спине друг друга по очереди нарисуйте своё настроение, и каждый попытайтесь отгадать, какое настроение у соседа, если трудно угадать попробуйте сделать это на ладошке.

Учащиеся называют настроение соседа. — Молодцы! До новых встреч, до свидания, гости дорогие.

Бланк к занятию

1.

hello_html_m18278b3b.jpg

2.

н

и

м

в

а

н

е

и

3.

4.

hello_html_m17b09230.jpg

5.

hello_html_2989f1a2.jpg

hello_html_m6fe6720e.png

hello_html_2a6fd5e4.jpg

Источник