Развитие высших психических функций и культурное развитие ребенка

Развитие высших психических функций и культурное развитие ребенка thumbnail

Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896 — 1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского — о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы («Развитие высших психических функций», 1931).

«Человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения».

У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

Натуральная линия развития — это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

1. НПФ — натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВПФ — культурные, социальные; — результат исторического развития: абстрактное .мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак — орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и поведением других.

Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

История развития человечества — это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ.

Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо — условный образ названного слова).

Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь — тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.

Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии.

Историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явления. Все современные ему теории трактовали детское развитие с биологизаторской точки зрения (переход от социального к индивидуальному).

ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)

У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков — искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Иными словами, в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Схема психических процессов в представлении Выготского выглядит так

Развитие высших психических функций и культурное развитие ребенка

В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем, переходит во внутренний план, план сознания. Выготский писал, что каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя – интерпсихическая, а второй – как внутренняя – интрапсихическая.

При этом знаки, будучи продуктом общественного развития несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.

Сознание необходимо изучать экспериментальным путем, следовательно надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

Одной из важнейших их характеристик является опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

Для высших психических функций принципиально наличие внутреннего средства. Основной путь возникновения высших психических функций — интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим.

Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.

Социогенез высших психических функций и есть их естественная история.

Центральный момент – возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул.

Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.

При этом, процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Через общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально — мотивационные компоненты).

Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.

Движущая сила психического развития — обучение. Развитие и обучение — это разные процессы. Развитие — процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение — внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества.

Он считает, что обучение должно «вести за собой» развитие, это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение ребенка со взрослым, отнюдь, не формальный момент в концепции Выготского. Более того, путь через другого оказывается в развитии центральным.

Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

история развития психологии

Источник

Говоря о понимании детского развития Л. С. Выготским, нужно сказать о его подходе в целом. Он понимал развитие психики не как внутренний процесс, а как взаимодействие ребенка с обществом, в ходе которого ребенок присваивает выработанные в ходе исторического развития и хранящиеся в социуме формы психической деятельности. Ребенок не просто социализируется, приспосабливаясь к социальным обстоятельствам, а присваивает систему общественных отношений. Ребенок с точки зрения способа своего существования рождается как предельно социальное существо. Взрослый организует социальную ситуацию развития, проживая которую у ребенка формируются высшие психические функции.

Высшая психическая функция обладает двумя главными свойствами – произвольностью и осознанностью. Развитие высших психических функций обеспечивается в процессе овладения средствами психической деятельности, в качестве которых выступают знаки. Знак представляет собой орудие, направленное на организацию поведения человека. Поэтому в знаке выделяется две стороны – материальная оболочка знака и значение. Общий ход развития состоит в том, что в силу материальности знака имеется возможность (реализуемая взрослым) помещения этого знака в поле взаимодействия ребенка и взрослого. В этом случае знак выступает как элемент этого поля. Однако логика оперирования знаком отличается от естественной (натуральной) логики организации этого ноля. Знак структурирует взаимодействие не по натуральным законам, а по законам культуры, что и позволяет в итоге сделать психические функции ребенка произвольными и осознанными. Наиболее важным знаком для Л. С. Выготского выступает слово.

Развитие любого психического образования, опирающееся на использование знаков, проходит ряд стадий. На первой (примитивной) стадии осваиваемая операция осуществляется так, как она сложилась на примитивных ступенях поведения. Ребенок как бы натурально воспринимает знак. Если, например, рассматривать развитие речи, то на этой стадии можно говорить только о доинтеллектуальной речи и, соответственно, о доречевом мышлении. Затем наступает вторая стадия, или «стадия наивной психологии». Ребенок уже начинает использовать знак, но неадекватно. В области речевого развития эта стадия проявляется в том, что ребенок использует формы придаточных предложений («потому что», «так как», «когда» и т.п.), но освоение логических операций, соответствующих этим формам, происходит значительно позднее. Третья стадия (стадия внешнего знака) характеризуется тем, что ребенок использует знак внешним образом. Например, это может быть счет на пальцах. В случае развития речи в качестве стадии внешнего знака выступает эгоцентрическая речь, которая адресована к самому ребенку и выполняет функцию планирования поведения. Затем наступает четвертая стадия (стадия вращивания), на которой внешняя операция уходит внутрь. В качестве примера можно привести счет в уме, логическую память. В области речи четвертой стадии соответствует внутренняя речь.

Системная организация высших психических функций определяет строение развивающегося сознания ребенка. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция выступает на первый план и организует смысловую систему всего детского сознания, что находит отражение в особенностях значений слов.

Давая оценку культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, следует отметить, что он основан не только на преобразовании базовой ассоциативной теории, но и на расширении пространства психологического знания за счет объединения социологической и собственно психологической точек зрения. Например, принцип дискретности, характерный для ассоциативной психологии, проявляется при анализе слова и образа. Кроме того, сама проблематика исследования мышления и речи заимствуется Выготским из ассоциативной психологической теории. Принцип сознательности выражается в том, что в понимании Л. С. Выготского психика и есть сознание, которое определяется системой высших психических функций.

Объединение социологии, уделявшей особое внимание коллективным, а не индивидуальным представлениям, и ассоциативной психологии позволяет Л. С. Выготскому сформулировать ряд новых принципов. В первую очередь это принцип структурности, противоположный принципу дискретности, который Выготский использует при анализе строения психики. Помимо этого следует назвать принцип опосредствования, т.е. представления психики с помощью средств (знаков). С этим принципом тесно связана идея интериоризации – развития по типу присвоения культурных средств. Принцип опосредствования закономерно приводит к таким понятиям, как социальная ситуация развития и зона ближайшего развития. С точки зрения теории Выготского, развитие понимается, с одной стороны, как саморазвитие (т.е. собственно процесс созревания), а с другой стороны, как внешне обусловленное развитие, связанное с взаимодействием ребенка и взрослого и процессом передачи культурных средств.

Все это существенно обогащает психологию в целом, в том числе детскую психологию. Поскольку теория Л. С. Выготского относится к теориям базового порядка, она выступает равномощной психологической теорией, как и ассоциативная психология, и обладает многими возможностями теоретического развития.

Одно из следствий, которое вытекает из подхода Л. С. Выготского, состоит в том, что все психологические теории детского развития могут быть разделены на две группы: теории, рассматривающие процесс развития ребенка естественным образом, т.е. натуралистические теории, и теории, рассматривающие психическое развитие не только как социально обусловленный процесс, но и как процесс опосредствованного развития. В этом случае именно взрослый выступает носителем средств развития, организатором социальной ситуации. Таким образом, взрослый ведет за собой развитие, формой которого выступает обучение. Подход Выготского оказывается принципиально выигрышным в сравнении с натуралистическими взглядами. Сама идея развивающего обучения ставит взрослого в принципиально иную позицию: взрослый становится не сторонним наблюдателем и аналитиком детского развития, а организатором и разработчиком этого процесса. Подход Л. С. Выготского открывает широкие перспективы как для анализа, так и для построения эффективных образовательных систем, позволяющих решать задачи развития творческой детской личности.

Высшая психическая функция – функция, формирующаяся при жизни индивида, обладающая произвольностью и осознанностью; возникает за счет освоения ребенком психических средств.

Закон детского развития – закономерность, согласно которой для каждого возрастного периода существует доминирующая психическая функция, которая развивается в первую очередь и обусловливает развитие других психических функций.

Зона ближайшего развития – область психических процессов, находящихся в стадии формирования. Поскольку всякая психическая функция первоначально выступает как функция, «передаваемая» взрослым ребенку, то зону ближайшего развития можно определить теми задачами, которые ребенок оказывается в состоянии решить с помощью взрослого.

Кризис развития – состояние, при котором возросшие психические возможности ребенка не соответствуют исходной социальной ситуации развития.

Новообразование – то новое в психическом и социальном строении личности, что впервые возникает на данном возрастном этапе и определяет психическую жизнь ребенка.

Психическое средство – орудие, направленное на овладение собственным поведением или поведением другого. В качестве такого орудия выступают знаки.

Системное строение сознания – подчинение всех психических функций доминирующей функции на конкретном возрастном этапе.

Социальная ситуация развития – характерные для данного возрастного периода отношения между ребенком и его социальным окружением.

Источник

В
теории культурно-исторической концепции
психического развития Л.С. Выготский
(1896-1934) высказал идею о том, что психическое
развитие человека —
это
процесс усвоения общечеловеческого
(культурно-исторического) опыта,
накопленного цивилизацией.

Усвоение
данного опыта происходит в процессе
взаимодействия ребенка со взрослым.
Первоначально психические функции
являются низшими, и являются интерпсихическим
образованием, т.е. средством взаимодействия
ребенка и взрослого. Постепенно в ходе
интериоризации происходит перевод этих
внешних функций во внутренний план
сознания. Эти функции приобретают
произвольность, осознанность, становятся
культурными или высшими психическими
функциями и превращаются в интрапсихическое
образование.

Развитие высших психических функций и культурное развитие ребенка

Интерпсихическое образование

Высшие психические
функции присущи только человек
(произвольная память, внимание, логическое
мышление). Их возникновение связано с
овладением собственной психики. Это
происходит с помощью психических орудий
– знаки, стимулы-средства (язык, нумерация,
мнемические средства, письмо, искусство).

Сравнительный анализ психических функций.

ВПФ

Натуральные
ПФ

Произвольны

Импульсивны
и полезависимы (зависят от влияния
потребностей и стимулов)

Опосредствованы
– знак позволяет прервать биологическую
психику

Непосредственны,
адаптивный х-р

Социальны
– разделены между людьми. Память не
нужна одному человеку.

Асоциальны

Системность
– для построения одной ВПФ нужны
несколько натуральных. Формирование
одной ВПФ ведет за собой изменения и
в других.

 Высшие
психические функции

— это теоретическое понятие, обозначающее
сложные психические процессы, социальные
по своему формированию, которые
опосредствованы и за счет этого
произвольны.

Основные
идеи и ход мысли Л. С. Выготского

при обсуждении природы, строения и
развития высших психических функций
человека. Под последними он подразумевал
произвольное внимание, произвольную
память, логической мышление и др. В
рассуждениях Л. С. Выготского на эту
тему можно выделить три крупные логические
части.  

I
– «Природа и человек».

Л. С. Выготский подчеркивает изменение
взаимоотношение человека и природы и
механизм этого изменения через
использование орудий.

1. При
переходе от животного к человеку
произошло кардинальное изменение
взаимоотношений субъекта с окружающей
средой. Среда действовала на животное
видоизменяла его, животное приспосабливалось
к среде и это обеспечило биологическую
эволюцию животного мира. С появлением
человека начался процесс противоположного
смысла. Человек начал действовать на
природу и видоизменять ее. Человек
способен овладевать природой.

2.
Человеку удалось наложить на природу
«печать своей воли» благодаря использованию
орудий. Именно материальное производство
привело к эволюции средств воздействия
на природу: от неотесанного камня до
атомных двигателей.      

II.
“ Человек и его собственная психика”.

1.
Появление
ВПФ связано с овладением человеком
природы. По мнению Выготского, указанные
изменения в психике человека выступают
одновременно и как следствия его
измененных отношений с природой, и как
фактор, который обеспечивает эти
изменения. Ведь если жизнедеятельность
человека сводится не к приспособлению
к природе, а к изменению ее, то его
действия должны совершаться по какому-то
плану, подчиняться каким-то целям. Так
вот, ставя и реализуя внешние цели,
человек с какого-то момента начинает
ставить и осуществлять внутренние цели,
т.е. научается управлять собой. Таким
образом, первый процесс стимулирует
второй. В то же время прогресс в
самоорганизации помогает более эффективно
решать внешние задачи. Поэтому овладение
природой и овладение собственным
поведением — параллельно идущие глубоко
взаимосвязанные процессы.

2.
Подобно тому как человек овладевает
природой с помощью орудий, он овладевает
собственным поведением тоже с помощью
орудий особого рода – психологических.
Это знаки. Человек сам вводит дополнительный
стимул, который не имеет органической
связи с ситуацией и потому представляет
собой искусственное средство-знак; с
помощью этого знака он овладевает
поведением—запоминает, делает выбор
и т. п.

III
— “Генетические аспекты”

Культурно-историческое
развитие человека и онтогенез имеют
принципиальное сходство. Труд создал
человека, общение в процессе труда
породило речь. Первые слова обеспечивали
организацию совместных действий.. Это
были слова-приказы, обращенные к другому
и направляющие, его действия. Потом
произошло принципиально важное событие:
человек стал обращать слова приказы на
самого себя! Возможность приказывать
себе рождалась в процессе культурного
развития человека из внешних отношений
приказа-подчинения. Сначала функции
приказывающего и исполнителя были
разделены и весь процесс был
интерпсихологическим, т. е. межличностным.
Затем эти же отношения превратились в
отношения с самим собой, т.е. в
интрапсихологические. Превращение
интерпсихологических отношений в
интрапсихологические Выготский назвал
процессом интериоризации.

В
онтогенезе наблюдается принципиально
то же самое. Л. С. Выготский выделяет
здесь следующие стадии интериоризации.
Первая: взрослый действует словом на
ребенка, побуждая его что-то сделать.
Вторая: ребенок перенимает от взрослого
способ обращения и начинает воздействовать
словом на взрослого. И третья: ребенок
начинает воздействовать словом на
самого себя. Речь — главное средство
саморегуляции. Эгоцентрическая речь
отражает уже продвинутую стадию
интериоризации этого средства.

Выготский
описывает феномен эгоцентрической
речи

как промежуточной между обращением к
другому и обращением к себе. По наблюдению
Выготского такая речь возникает у
ребенка особенно часто при затруднениях,
т.е. в моменты, когда повышаются требования
к организации его собственных действий.
Ребенок озвучивает программу своих
действий. Так формируется мышление.

Всякая ВПФ
появляется в своем развитии на сцене
дважды: сначала как функция интерпсихическая,
а потом как интрапсихическая. Это
происходит в процессе интериоризации.
«всякая функция в культурном развитии
ребенка появляется на сцену дважды, в
двух планах, сперва — социачьном, потом
— психологическом, сперва между людьми,
как категория интерпсихическая, затем
внутри ребенка, как категория
интрапсихическая»

Культурно-историческая
теория оказала огромное влияние на
дальнейшее развитие советской психологии.
По крайней мере два фундаментальных
положения теории сохраняют большое
значение и в настоящее время. Это
положение об опосредствованном характере
высших психических функций или
произвольных форм поведения человека,
и положение об интериоризации. как
процессе их формирования. Идея об
интериоризации психологических орудий
составила основу понимания природы
внутренней деятельности как производной
от внешней, практической, деятельности
с сохранением принципиально того же
строения.

Источник