Развитие восприятия у ребенка зпр

Развитие восприятия у ребенка зпр thumbnail

Консультация

по теме: «Развитие восприятия у учащихся с ЗПР»

Особой проблемой в системе общего образования является стойкая неуспеваемость учащихся. По данным различных авторов трудности в обучении испытывают от 15 до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Отмечается, что число учащихся начальной школы, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза.

К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, которые в силу различных биологических и социальных причин испытывают стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, как задержка психического развития.

Определение, применяемое в специальной психологии, характеризует ЗПР как нарушение темпа психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. ЗПР – временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.

У детей с ЗПР наблюдается недостаточная подготовленность к школе. Эта недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности, которая обнаруживается во всех сферах психической деятельности детей. Знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, речь не сформирована до необходимого уровня, произвольная регуляция поведения отсутствует.

Психологические особенности учащихся с трудностями в обучении,

обусловленными ЗПР.

Установлено, что многие дети с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия. Об этом свидетельствуют, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире, что является следствием не только бедности опыта ребенка. При ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность, что проявляется в трудностях узнавания предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных или схематических изображений предметов. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы.

Страдает и целостность восприятия. Дети испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое, в построение целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне.

Недостатки восприятия обычно приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» много из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картины.

Отклонения в переработке сенсорной информации связаны с неполноценностью тонких форм зрительного и слухового восприятия. Детям с ЗПР необходимо больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и других впечатлений, чем их нормально развивающимся сверстникам. Это проявляется в более медленном реагировании на внешние стимулы.

В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми.

В целом у детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (зрительный, слуховой, тактильный).

Нарушение зрительного и слухового восприятия обусловливает большие трудности при обучении грамоте.

Кроме нарушения зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР наблюдаются недостатки пространственного восприятия, что проявляется в трудности установления симметричности, тождественности частей конструируемых фигур, расположении конструкций на плоскости, соединении фигур в единое целое, восприятии перевернутых, перечеркнутых изображений. Недостатки пространственного восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов.

Нужно отметить, что в структуре нарушения познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушение памяти. Недостатки памяти проявляются во всех видах запоминания (непроизвольном и произвольном), в ограничении объема памяти, снижении прочности запоминания.

Значительное отставание и своеобразие наблюдается у детей с ЗПР и в развитии мышления. У учащихся обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. К началу школьного обучения дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню сформированности всех форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического).

На становление учебной деятельности у учащихся с ЗПР негативно сказывается нарушение внимания. Недостатки внимания становятся очевидными при простом наблюдении за детьми: они плохо сосредотачиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво, что проявляется в любой деятельности, которой они занимаются. Особенно ярко это наблюдается не в экспериментальных условиях, а в свободном поведении ребенка, когда в значительной мере раскрываются несформированность саморегуляции психической деятельности и слабость мотивации. Внимание отличается более узким полем, что приводит к фрагментарности выполнения заданий.

Таким образом, перечисленные особенности познавательной деятельности учащихся с ЗПР обусловливают значительные трудности в их обучении, что вызывает необходимость проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы и основными направлениями коррекционной работы по развитию познавательной деятельности являются развитие зрительного и слухового восприятия; пространственных и временных представлений; мнестической деятельности (основных мыслительных операций и различных видов мышления); воображения; внимания.

Развитие восприятия

Познавательное развитие имеет многоаспектный характер. Психические процессы и свойства развиваются неравномерно, накладываясь и преобразуясь, стимулируя и задерживая друг друга.

Сенсорное развитие является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также на обеспечение освоения систем сенсорных эталонов.

Развитие восприятия различной модальности (зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов и т.д.) создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального мира, а также первичную основу, на которой начинает развиваться речь. А позже речь, в свою очередь, начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их.

Учитывая, что у детей с ЗПР отмечается замедление восприятия сенсорной информации, прежде всего, необходимо создать определенные условия, которые улучшали бы показатели восприятия. В частности, при организации работы по развитию зрительного восприятия необходимо хорошее освещение, не следует располагать предметы под непривычным углом зрения, нежелательно присутствие рядом аналогичных предметов.

При значительных нарушениях зрительного восприятия работу следует начинать с восприятия цвета, величины, формы, постепенно переходя к узнаванию разных объектов и предметных картинок в условиях постепенного изменения количества информативных признаков (реальные, контурные, пунктирные рисунки, с зашумленным фоном, наложенные друг на друга рисунки, вписанные друг в друга геометрические фигуры, пунктирные изображения предметов, предметы с недостающими деталями).

Развитию зрительного восприятия способствует копирование геометрических фигур, букв, цифр, предметов; рисование по слову; дорисовывание до целого предметов, предметных картинок с недостающими элементами, геометрических фигур и т.д.

Важно обучать анализу образца, т.е. его целенаправленному рассмотрению с вычленением существенных признаков, чему способствует, например, сравнение двух похожих, но не тождественных объектов, а также преобразование какого-либо объекта путём изменения некоторых его признаков. При этом необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений.

Восприятие пространства и пространственных отношений является одной из самых комплексных по своему составу форм восприятия. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, которая генетически является наиболее поздней.

На начальных этапах работы развитие пространственной ориентировки связано с выделением в пространстве правого и левого, сзади и впереди, сверху и снизу и т.д. Этому способствуют показ правой и левой рукой указанных педагогом предметов, разделение бумаги на левую и правую, рисование отличающихся фигур на левой и правой сторонах по речевой инструкции, дорисовывание у предметов недостающих элементов – справа или слева, расположение по инструкции педагога предметов, например: геометрических фигур в середине листа, сверху, снизу, установка стрелки часов по образцу, инструкции и т.д.

Важно научить учащихся хорошо ориентироваться на плоскости листа. В частности, по инструкции педагога располагать предметы по порядку слева направо и наоборот, рисовать линии сверху вниз и наоборот, обучать штриховке слева направо, сверху вниз, по кругу и т.д.

Развитие зрительного и пространственного восприятия имеет огромное значение в предупреждении и устранении оптической дислексии и дисграфии. В связи с этим развитие зрительного восприятия предполагает, прежде всего, развитие буквенного гнозиса.

Развитии. Пространственных отношений необходимо уделять особое внимание, так как оно тесно связано со становлением конструктивного мышления.

Развитие познавательной деятельности детей с ЗПР формируется в условиях неполноценного не только зрительного, но и слухового восприятия, что особенно проявляется в недоразвитии фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Нарушение слуховой дифференциации звуков приводит к замене букв, соответствующих фонетически близким звукам, несформированность фонематического анализа и синтеза – к искажению звукослоговой структуры слова, что проявляется в пропуске, добавлении или перестановке гласных и слогов.

Таким образом, развитие восприятия учащихся с ЗПР взаимосвязано с коррекцией других познавательных процессов и речевой деятельности, развитием моторных навыков и эмоционально-волевой сферы.

В заключении следует отметить, что успех коррекционно-развивающей работы зависит в значительной степени от профессионального мастерства педагога и специалистов (психолога, дефектолога, логопеда), обеспечивающих индивидуальный подход к учащемуся с ЗПР на основе понимания его психологических особенностей.

Источник

Нарегеева Нурсауле
Условия для успешного развития восприятия у детей с ЗПР

Для реализации вышеперечисленных задач и чтобы получить хорошие результаты очень важно создать необходимые условия для успешного развития восприятия.

1. Создание предметно-развивающей среды.

Правильно организованная предметная среда обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Предметно-развивающая среда должна быть насыщена игровым и дидактическим материалом.

Для развития восприятия цвета и формы предметов в кабинете имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, оборудована компьютерная зона, в соответствии с требованиями, создана компьютерная развивающая и обучающая игродискотека.

Для проведения занятий в кабинете имеется компьютер, стол и стул, с учетом роста детей. Стул обязательно имеет спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см.

Работа за компьютером проводится по двум направлениям:

— работа с компьютерной программой Paint, проведение компьютерных развивающих и обучающих игр индивидуально с одним ребенком по 10-15 минут 1 раз в неделю.

Цель таких занятий – развитие восприятия цвета и формы предметов.

— проведение мультимедийных презентаций для подгруппы и мини подгруппы детей.

Для проведения этой работы подобраны и систематизированы компьютерные игры и презентации:

на восприятие цвета предметов: «Изучаем цвета», «Юный музыкант», «Наряди елочку», «Коллекционер», «Собери пять в линию» и т. п.

на восприятие формы предметов: «Найди такой же формы», «Строим домики», «Парочки», «Паровозик», «Подбери форму» и т. п.

на группировку предметов по основным признакам: «Найди предметы такой же формы», «Из каких фигур предмет?», «Собери все овалы…», «Собери фигуры в домик такого же цвета», «Поймай фигуру и назови цвет» и т. п.

2. Использование различных форм работы:

Работа с детьми;

Взаимодействие с родителями;

Взаимодействие с воспитателями группы, со специалистами детского сада.

Работа с детьми по данной теме проводилась на протяжении 2 лет.

В начале первого года обучения провела диагностическое обследование уровня восприятия цвета, формы предметовдетьми. Обследование показало низкий уровень восприятия, как цвета, так и формы. Это видно на диаграмме обследования уровня развития восприятия цвета и формы предметов детьми с ЗПР I подготовительной к школе группы.

Для успешной реализации цели разработала перспективный план работы по развитию восприятия цвета и формы предметов у детей посредством компьютерных технологий.

Указанные выше особенности восприятия у дошкольников с ЗПР учитываются в процессе обучения и воспитания.

На основе восприятия формируется система эталонов, которая включает в себя:

основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный,

пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал).

Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. От умения определить форму зависит результат деятельности детей. Поэтому первые упражнения направлены на практические действия, требующие опоры на форму предметов.

В дальнейшем основные задачи связаны с обучением ребенка мысленному расчленению сложной формы на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы, выделению разновидностей геометрических фигур. Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах, и др.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.

Формирование представлений о цвете основывается на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами. Он может быть резким (например, между красным и желтым цветами) или близким (между желтым и оранжевым цветами). Поэтому первые упражнения проводятся с предметами, резко различными по цвету, и осуществляется выбор по образцу. Постепенно цветовой перепад будет все меньшим, и уже на расстоянии производиться составление цветов.

В своей работе по развитию восприятия цвета я придерживаюсь рекомендованной последовательности: начинать с красного цвета, затем синий, желтый, зеленый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый.

Развитие восприятия цвета и формы предметов проходит три этапа:

На первом этапе происходит формирование представлений о цвете и форме предметов, т. к. дети с задержкой психического развития самостоятельно не могут выбрать ни цвет, ни форму предметов по называнию взрослым. Без называния цвета или формы детям предлагается подбирать такой же. На этом этапе ребенок учится сличению цветов или геометрических форм: «Найди такой же».

Эта работа проводится на подгрупповых занятиях, с использованием мультимедийных презентаций «Семь цветов радуги», (изучаем цвет с помощью птичек, «Простейшие формы», а на индивидуальных занятиях в процессе игр расширяются и закрепляются полученные знания о цвете и форме предметов, дети учатся сопоставлять их с окружающими предметами. С этой целью наряду с дидактическими играми использую такие обучающие и развивающие компьютерные игры как: «Красный, желтый, зеленый»

Цель: знакомство с разными цветами, сравнение, зрительное соотнесение предметов по цвету.

Задачи: закрепить умение обращать внимание на цвет предметов, учить правильно подбирать цвет предметов.

Описание игры: На игровом поле разбросаны геометрические фигуры разного цвета. С помощью «мышки» нужно перенести каждую геометрическую фигуру к кружочку-рожице соответствующего цвета.

«Простейшие геометрические фигуры» (Переместить фигуру в домик с окошком такой же формы, «Найди такой же формы» (Подобрать такой же формы, как показывается, «Учим цвета» (выбрать предмет нужного цвета).

На втором этапе происходит закрепление слов-названий и введение названий в активный словарь. На этом этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный», «Покажи квадрат».

Для закрепления названий формы использую обучающие компьютерные игры: «Плоские фигуры»

Цель: сравнение, зрительное соотнесение и называние предметов по форме. Задачи: закрепить умение обращать внимание форму предметов, учить правильно называть форму предметов.

Описание игры: На игровом поле разбросаны геометрические фигуры. Нужно «мышкой» переместить фигуру в свой домик. При этом слушать, как называется фигура, и запоминать).

Для закрепления названий цвета использую мультимедийную презентацию: «Цвета» (Выбирается изучаемый цвет или форма, и далее показываются картинки данного цвета или формы) и обучающие компьютерные игры: «Изучаем форму» (из геометрических фигур разного цвета выбрать нужную, «Подбери цветок», разнообразные «Раскраски».

Для закрепления цвета и формы использую развивающую компьютерную игру «Поймай фигуру»

Цель: сравнение, называние предметов по цвету и форме.

Задачи: закрепить умение обращать внимание на цвет и форму предметов, учить правильно называть цвет и форму предметов.

Описание игры: На игровом поле разбросаны геометрические фигуры. Управляя бабочкой либо тараканчиком, нужно «съедать» крутящиеся фигуры, после чего выбранный персонаж пустится в пляс.

Во время игры цвет и форму «съедаемой» фигуры рекомендуется называть, что способствует изучению базовых цветов и фигур.

На третьем этапе дети учатся самостоятельно называть цвета и группировать классифицировать предметы по основным признакам. На этом этапе ребенок сам называет тот или иной цвет или форму в ответ на вопрос: «Это какой цвет?», «Какой формы предмет?», классифицирует по основным признакам. С этой целью использую развивающие компьютерные игры:

«Собери фигуры»

Цель: сравнение, зрительное соотнесение, группировка предметов по форме.

Задачи: учить обращать внимание на форму предметов, учить группировать разнородные предметы по форме.

Описание игры: ребенку нужно собрать в левый отсек предметы овальной формы, а в правый все другой формы. Если ребенок ошибается, то фигура перечеркивается.

«Строим домики» — подобрать нужной формы фигуры, чтобы построить дом, «Разноцветные палочки» — выбирать и называть цвет самой верхней палочки.

«Найди пару»

Цель: сравнение, зрительное соотнесение, группировка предметов по форме.

Задачи: учить обращать внимание на форму предметов, учить группировать разнородные предметы по форме.

Описание игры: ребенку необходимо найти пары одинаковых геометрических фигур, отмечая их щелчком «мышки».

Работа по развитию восприятия цвета и формы продолжалась в подготовительной группе. В ходе работы удалось выяснить, что процесс коррекции восприятия цвета у дошкольников с ЗПР очень сложен.

Большие трудности в узнавании и назывании вызывают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, голубой и т. д. Это связано с недостаточной дифференцированностью восприятия детей с ЗПР, неумением отмечать тонкие различия и нюансы насыщенности цветового тона. При назывании цвета и формы у детей с ЗПР высок процент замены одних названий другими. Развивающие компьютерные игры проводились с усложнением. Уделялось больше внимания анализу, классификации. С помощью программы Paint дети учатся рисовать геометрические фигуры и закрашивать карандашом, кисточкой, «банкой» — заливкой, выделять из каких фигур состоит предмет.

В конце второго года обучения провела обследование детей, чтобы сравнить динамику уровня развития восприятия цвета и формы предметов у детей. Сравнительный анализ показал, что наблюдается положительная динамика, уровень развития восприятия цвета и формы предметов на достаточно высоком уровне.

Одним из условий успешной коррекционной работы с детьми с ЗПР является работа с семьей.

Старалась вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к развитию восприятия у детей. Для этого использовали различные формы работы: анкетирование, консультации, родительские собрания.

К родительскому собранию подготовила и провела занятие по ознакомлению с окружающим миром «Фиолетовая сказка».

Подготовила консультации «Виртуальные помощники, или как использовать компьютерную игру для обучения и развития ребенка», «Как помочь ребенку выучить цвета»

Оформила стенды для родителей на темы: «Какой учим цвет сегодня», «Знакомимся с геометрическими фигурами», папку-ширму «Развивающая игра — основное условие использования компьютера».

Различные формы взаимодействия с родителями дают положительные результаты по развитию восприятия цвета и формы у детей.

Подготовила и показала коллегам непосредственную образовательную деятельность – занятие по РЭМП «Поможем бабушке Федоре» с использованием компьютерной игры.

Для городского методического объединения подготовила и провела индивидуальную работу с использованием компьютерных технологий «Определи цвет и форму».

На семинаре для учителей начальных классов подготовила и провела занятие по РЭМП с использованием информационно-коммуникативных технологий «В гости к Мухе-цокотухе».

Подготовила консультацию для воспитателей «Использование информационно-коммуникативных технологий для развития и обучения дошкольника».

Об эффективности работы по данному направлению можно судить по результатам диагностики. Они свидетельствуют, что к концу обучения удалось повысить уровень развития восприятия цвета и формы детьми. Дети уверенно используют названия основных и дополнительных цветов, умеют моделировать, собирать и раскладывать фигуры на составляющие части.

Источник