Развитие восприятия у ребенка 5

Развитие восприятия у ребенка 5 thumbnail

Элементарные
формы восприятия начинают развиваться
очень рано, в первые месяцы жизни ребенка,
по мере образования у него условных
рефлексов на комплексные раздражители.
Дифференциация комплексных раздражителей
у детей первых лет жизни еще очень
несовершенна и значительно отличается
от дифференциации, возникающей в более
старшем возрасте. Это объясняется тем,
что у детей процессы возбуждения
преобладают над торможением.

Вместе
с тем отмечается большая неустойчивость
обоих процессов, их широкая иррадиация
и, как следствие этого, неточность и
непостоянство дифференциации. Для детей
дошкольного и младшего школьного
возрастов характерна малая детализация
восприятий и их большая эмоциональная
насыщенность.

Маленький
ребенок прежде всего выделяет блестящие
и движущиеся предметы, необычные звуки
и запахи, т. е. все, что вызывает его
эмоциональные и ориентировочные реакции.
Вследствие недостаточности опыта он
еще не может отличать главные и
существенные особенности предметов от
второстепенных. Необходимые для этого
условно-рефлекторные связи возникают
лишь по мере действия с предметами в
процессе игры и занятий.

Непосредственная
связь восприятий с действиями
— характерная
особенность и необходимое условие
развития восприятия у детей. Увидев
новый предмет, ребенок тянется к нему,
берет его в руки и, манипулируя с ним,
постепенно выделяет его отдельные
свойства и стороны.

Отсюда
огромное значение действий ребенка с
предметами для формирования правильного
и все более детального восприятия их.
Большие трудности для детей представляет
восприятие пространственных свойств
предметов. Необходимая для их восприятия
связь зрительных, кинестезических
и осязательных ощущений образуется у
детей по мере практического знакомства
с величиной и формой предметов,
оперирования ими, а умение различать
расстояния складывается тогда, когда
ребенок начинает самостоятельно ходить
и перемещаться на более или менее
значительные расстояния.

Вследствие
недостаточной практики зрительно-двигательные
связи у детей младшего возраста все еще
несовершенны. Отсюда неточность их
линейного и глубинного глазомера.
Особенно часто дети ошибаются в величине
удаленных предметов, а восприятие
перспективы на рисунке достигается
лишь к концу дошкольного возраста и
часто требует специальных упражнений.

Абстрактные
геометрические формы (круг, квадрат,
треугольник) связываются в восприятии
дошкольников с формой определенных
предметов (треугольник дети часто
называют «домиком», круг — «колесиком»
и т. д.); и только позднее, когда они узнают
название геометрических фигур, у них
возникает общее представление о данной
форме и правильное различение ее
независимо от других признаков предметов.

Еще
большие трудности для ребенка представляет
восприятие времени. У детей 2—2.5 лет оно
еще совсем смутное, недифференцированное.
Правильное употребление детьми таких
понятий, как «вчера», «завтра», «раньше»,
«позже» и т. д. в большинстве случаев
отмечается лишь около 4 лет, продолжительность
же отдельных промежутков времени (час,
полчаса, 5—10 минут) часто путают и шести
— семилетние дети.

Значительные
сдвиги в развитии восприятия у ребенка
возникают под влиянием речевого общения
с взрослыми
.
Взрослые знакомят ребенка с окружающими
предметами, помогают выделять их наиболее
важные и характерные стороны, учат
способам действия с ними, отвечают на
многочисленные вопросы относительно
этих предметов.

Усваивая
названия предметов и их отдельных
частей, дети учатся обобщать и
дифференцировать предметы по наиболее
важным признакам. В большой степени
восприятия детей зависят от их
предшествующего опыта. Чем чаще ребенок
сталкивается с различными предметами,
чем больше он узнает о них, тем полнее
он может воспринять и в дальнейшем
правильнее отражать связи и отношения
между ними.

Неполнотой
детского опыта, в частности, объясняется
и то, что при восприятии малоизвестных
вещей или рисунков маленькие дети часто
ограничиваются перечислением и описанием
отдельных предметов или их частей и
затрудняются объяснить их значение в
целом.

Психологи
Бине, Штерн и другие, подметившие этот
факт, сделали из него неправильный вывод
о наличии жестких стандартов возрастных
особенностей восприятия вне зависимости
от содержания того, что воспринимается.

Такова,
например, схема Бине, устанавливающая
три возрастные ступени восприятия
детьми картинок: в возрасте от 3 до 7 лет
— стадия перечисления отдельных
предметов, в возрасте от 7 до 12 лет —
стадия описания и от 12 лет — стадия
объяснения, или интерпретации.

Искусственность
подобных схем легко обнаруживается,
если детям предъявлять картинки с
близким, знакомым им содержанием. В этом
случае даже трехлетние дети не
ограничиваются простым перечислением
предметов, а дают более или менее связный
рассказ, хотя бы и с примесью выдуманных,
фантастических объяснений (данные С.
Рубинштейна и Овсепяна).

Таким
образом, качественное своеобразие
содержания детского восприятия
вызывается, прежде всего, ограниченностью
детского опыта, недостаточностью систем
временных связей, образовавшихся в
прошлом опыте, неточностью выработанных
ранее дифференцировок.

Закономерностями
образования условно-рефлекторных связей
объясняется также тесная
связь детского восприятия с действиями
и движениями ребенка
.

Первые
годы жизни детей — это период выработки
основных межанализаторных
условно-рефлекторных связей (например,
зрительно-двигательных, зрительно-осязательных
и др.), образование которых требует
непосредственных движений и действий
с предметами.

В
этом возрасте дети, рассматривая
предметы, в то же время ощупывают и
осязают их. В дальнейшем, когда указанные
связи становятся более прочными и
дифференцированными, непосредственные
действия с предметами бывают менее
необходимы, и зрительное восприятие
делается относительно самостоятельным
процессом, в котором двигательный
компонент участвует в скрытой форме
(производятся главным образом движения
глаз).

Обе
эти стадии отмечаются всегда, но связывать
их с строго определенным возрастом
нельзя, так как они зависят от условий
жизни, воспитания и обучения ребенка.

Важное
значение для развития восприятия и
наблюдательности в дошкольном и младшем
школьном возрасте имеет игра
.
В игре дети дифференцируют различные
свойства предметов — их цвет, форму,
величину, вес, а так как все это связывается
с действиями и движениями детей, то тем
самым в игре создаются благоприятные
условия для взаимодействия различных
анализаторов и для создания многостороннего
представления о предметах.

Большое
значение для развития восприятия и
наблюдательности имеет рисование и
лепка, в процессе которых дети учатся
правильно передавать контуры предметов,
различать оттенки цветов и т. д. В процессе
игры, рисования и выполнения других
заданий дети приучаются самостоятельно
ставить перед собой задачу наблюдения.
Тем самым уже в старшем дошкольном
возрасте восприятие делается более
организованным и управляемым.

В
школьном возрасте восприятие становится
еще более сложным, многосторонним и
целенаправленным. Школа с ее разнообразными
учебными и внеклассными занятиями
раскрывает перед учащимися сложную
картину природных и общественных
явлений, формирует их восприятие и
наблюдательность.

Развитию
восприятия в школьном возрасте особенно
содействует наглядность обучения
.
Систематические практические и
лабораторные занятия, широкое использование
наглядных пособий, экскурсии, ознакомление
с разными видами производственной
деятельности — все это дает огромный
материал для развития восприятий и
наблюдательности учащихся.

Развитие
восприятий у школьников требует
значительного внимания и руководства
со стороны учителей и воспитателей.
Особенно это относится к учащимся
младших классов, которые из-за
недостаточности жизненного опыта часто
не могут выделить основное и существенное
в наблюдаемых явлениях, затрудняются
в их описании, пропускают важные детали,
отвлекаются случайными, несущественными
деталями.

Задача
преподавателя заключается в том, чтобы
тщательно подготовить учащихся к
восприятию изучаемых объектов, сообщить
необходимые сведения о них, которые
облегчили бы и направили восприятие
учащихся в сторону выделения наиболее
важных особенностей предметов.

Демонстрация
наглядных пособий (рисунков, схем,
диаграмм н т. п.), проведение лабораторных
работ и экскурсий только тогда достигают
цели, когда учащиеся ясно сознают задачу
наблюдений. Без этого они могут смотреть
на предметы и тем не менее не видеть
самого главного.

На
одном из уроков в I классе учительница
проводила беседу о белках. Она повесила
картину с изображением двух белок и
провела беседу об их образе жизни,
ничего, однако, не сказав об их внешнем
виде. Затем, сняв картину, она предложила
ученикам дорисовать по картонному
трафарету недостающие детали изображения
белки и раскрасить рисунок. Совершенно
неожиданно это оказалось для детей
трудной задачей. Посыпались вопросы:
какого цвета белка, какие у нее глаза,
есть ли у нее усы, есть ли брови и т. п.
Таким образом, хотя дети и смотрели на
картину, но очень мало заметили на ней
(из наблюдений М. Скаткина).

В
процессе школьных занятий с целью
развития восприятии необходимы тщательные
сравнения предметов, их отдельных
сторон, указание на сходство и различие
между ними. Важнейшее значение имеют
самостоятельные действия учащихся с
предметами и участие различных
анализаторов (в частности, не только
зрения и слуха, но и осязания).

Активные,
целенаправленные действия с предметами,
последовательность и систематичность
в накоплении фактов, их тщательный
анализ и обобщение — таковы основные
требования к наблюдению, которые должны
строго соблюдаться учащимися и
преподавателями.

Особенно
надо заботиться о правильности наблюдений.
Вначале наблюдения школьников могут
быть недостаточно подробными (что
естественно при первом ознакомлении с
предметом или явлением), но наблюдения
никогда не должны подменяться искажением
фактов и их произвольным толкованием.

1′ См.: Каничева
Р. А.
Влияние
цвета на
восприятие размера // Психологические
исследования/ Под ред. Б. Г. Ананьева.
Л.,
1939. Т.
IX.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

На чтение 12 мин.

Период с трех до шести (семи) лет в возрастной периодизации называют периодом дошкольного детства.

Этапы дошкольного детства

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (6-7 лет).

Три периода дошкольного возраста

Дошкольное детство — один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.

В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.

Восприятие, что это такое

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.

Сенсорное восприятие у детей младшего возраста

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.

Значение восприятия

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.

Познание мира ребенком начинается с восприятия

Особенности развития в младшем дошкольном периоде

Возраст характеризуется:

  • активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;
  • началом использования речи и ее активным развитием.

Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.

Особенности восприятия детей 3-4 лет

Предметность восприятия

  • Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
  • Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.

Информация и ее восприятие в 3-4 года только конкретно предметные

Отсутствие четкости восприятия

Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.

Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.

Особенности восприятия у дошкольников

Основные развивающие задачи периода

  1. Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
  2. Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
  3. Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
  4. Развитие восприятия формы и цвета предметов.
  5. Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.

Обратите внимание: На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы.

Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников

«Собираем капельки»

Игра способствует:

  • развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
  • развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.

Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.

Посади зайчика в вагон по цвету – игра

Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.

«Спрятались под зонтики»

Игра развивает:

  • умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
  • восприятие формы и цвета.

Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.

Создание игровой ситуации:

  1. «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
  2. Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
  3. «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольнички — под синий».

Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.

Восприятие детей в среднем дошкольном периоде

Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:

  • легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • знают и хорошо различают 7 основных цветов;
  • имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
  • знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
  • разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.

Виды и свойства восприятия

Восприятие средних дошкольников

Особенности восприятия предметов (явлений)

К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».

Игра на ориентирование в пространстве “верх-низ, вправо-влево”

Особенности восприятия времени и пространства

Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.

Ориентировка во времени – сложная задача для 4-5 лет

По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.

Особенности художественного восприятия

В течение дошкольного периода все дети — творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество — способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.

Особенности восприятия себя и окружающих людей

Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.

В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая

Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.

Совет: Проявляйте похвалу за достижения вашего чада дома. Таким образом, уже с раннего детства можно заложить важную основу уверенности в себе, что станет хорошим подспорьем при общении в группе.

Игра “Цвет + форма” – для малышей 5-6 лет

Игры, развивающее восприятие средних дошкольников

«Мешочек с секретами»

Игра способствует развитию:

  • умения узнавать предметы по их основным признакам;
  • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.

Игра “Угадайка” или “Что в мешочке”

Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

«Чей это звук?»

Игра развивает:

  • слуховое восприятие;
  • способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).

Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.

Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

«Угадай по запаху»

Задачи игры:

  • развитие обоняния как формы восприятия;
  • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).

Игра “Угадай по запаху” с закрытыми гразами

Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.

Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.

Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

  1. Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
  2. Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
  3. Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».

Развивающие кубики-конструктор для детей 5-7 лет

Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

  1. В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
  2. Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
  3. Еще одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.

Карточки “Назови, что нарисовано” для детей 6 лет

Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.

Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет

«Назови предметы»

Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.

Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.

Тест “Назови предметы” для 6-7 лет

Оценка результатов:

Количество балловЗатраченное время

(сек)

Вывод

об уровне развития восприятия

10менее 20Очень высокий
8-921-30Высокий
6-731-40Средний* (верхняя граница нормы)
4-541-50Средний (нижняя граница номы)
2-351-60Низкий

*Средний уровень соответствует возрастной норме.

«Что забыл нарисовать художник?»

Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.

Тест “Что забыл художник” для детей 6-7 лет

Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.

Количество балловЗатраченное время (сек)Вывод

об уровне развития восприятия

10менее 25Очень высокий
8-926-30Высокий
6-731-35Средний (верхняя граница нормы)
4-536-40Средний (нижняя граница номы)
2-341-45Низкий
0-145 и болееОчень низкий

Источник