Развитие воображения у ребенка старшего дошкольного возраста
Особенности развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста
Развитие воображения у детей начинается с завершения периода раннего детства, момента, когда ребенок в первый раз способен ставить взамен одних предметов другие, а также к использованию одних предметов в роли других (символическая функция). Последующее развитие воображение происходит в играх, где символические замещения совершаются ребенком с опорой на различные средства и приемы.
О прогрессе детского воображения в дошкольном возрасте делают суждения не только по представлениям и ролям детей в играх, но и на основе анализа продуктов их творчества (поделок и рисунков).
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое неосознанно воспроизводит полученные впечатления в виде образов на основании непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа воссоздают действительность не на интеллектуальной, а на эмоциональной основе. В образах по большей части воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вследствие чего у него возникли вполне определенные эмоциональные реакции или что-то оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников еще довольно слабое.
Если взрослый попросит ребенка 5-6 лет расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90°, то это у большинства детей это вызовет большие трудности. Им затруднительно мысленно видоизменить не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. Когда появляется произвольность в запоминании, т. е. в старшем дошкольном возрасте, воображение из репродуктивного, неосознанно воспроизводящего действительность превращается в творчески преобразующее действительность. Оно объединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в связи с этим становится осознанной, целенаправленной. Сюжетно-ролевые игры — вид деятельности детей, где проявляется творческое воображение, становятся совершеннее все познавательные процессы детей.
Воображение, как и всякая другая деятельность психики, развивается в онтогенезе индивида по определенному пути. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии находится в зависимости от тех же законов, каким полагаются другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) переходит в произвольное (активное), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, при этом основным инструментом овладения им со стороны ребенка предстают сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось стремительно (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение предстает в двух основных формах: 1) произвольное, самостоятельное возникновение у ребенка некоторой идеи и 2) возникновение воображаемого плана ее воплощения. Кроме познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет и аффективно-защитную роль, то есть защищает растущим, ранимый и слабо защищенный внутренний мир ребенка от тяжелых переживаний. В силу познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Первоначально развитие воображения можно отнести к 2,5 — 3 годам. Именно в этом возрасте воображение как непосредственный и непроизвольный ответ на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредованный процесс и подразделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение развивается вследствие отделения образа от предмета и обозначения образа с подкреплением словами. Аффективное воображение приобретает законченность после того, как произойдет образование и осознание ребенком своего «Я», психологического отгораживания себя от других людей и от совершаемых поступков.
На первом этапе развития воображение связано с процессом, в котором воображаемые образы, которые создает ребенок мысленно, переходят в предмет и воспроизводятся в нем. Благодаря этому процессу ребенок приобретает умение управлять своими образами, изменять, уточнять и улучшать и как следствие регулировать свое воображение. Тем не менее, планировать его, предварительно составлять в уме программу своих будущих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей возникает лишь к 4 — 5 годам.
Аффективное воображение детей с возраста 2,5 — 3 года — 4 — 5 лет развивается по несколько иной логике. В первую очередь отрицательные эмоциональные переживания у детей символически проявляются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации и прекращаются угрозы его «Я» (рассказы — фантазии детей о себе как о человеке, который имеет наиболее выраженные положительные качества).
В конечном итоге, на третьем этапе развития этой функции воображения, приходят на смену действия, при осуществлении которых дети освобождаются от эмоционального напряжения, а неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают переноситься ребенком на других людей, окружающие предметы и животных. К возрасту около 6 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в мире фантазий.
Воображение в этом возрасте проявляется в большей мере по сравнению с предшествующими годами, поражает фантазия ребенка.
В главе «Беззаботность детской фантазии» в своей книге «Психология раннего детства» известный детский психолог В. Штерн соотносит ценность фантазии детей с беззаботностью. Эксперименты Д.Б. Эльконина, доказывают, что начиная с 3-4 лет до 6-7 лет, у детей возникает протест, если им предлагают съесть вначале третье блюдо, затем второе и лишь в конце первое. А анализируя сказку, в которой варили кашу, чернильница сторожила дом, лаяла, ребенок старшего дошкольного возраста уже обладает пониманием, что не все возможно.
Своеобразный реализм, стремление следовать правде в манере поведения в жизни проявляются и в рассказах, сказках, сочиненных самими детьми 6 лет. Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, что дети выдумывают, сочиняют потому, что не знают основных закономерностей действительности и легко нарушают жизненную реальность, а видимое богатство детской фантазии является проявлением скорее слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения. Воображение ребенка, пробудившись на границе раннего и дошкольного возраста, подвергается серьезным изменениям в дошкольном возрасте. Одновременно с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения — произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь с взрослыми.
Поначалу образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, которые требуют предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд, учение и др.).
В процессе создания образов, ребенок 6 лет оперирует как комплексом ранее полученных представлений, так и их переделыванием, которое осуществляется путем анализа и синтеза действующих представлений.
К доступным для ребенка приемам видоизменения действительности причисляется переделывание величин предметов, доходящее до крайнего состояния. По большему счету преувеличение (гипербола) находит применение детьми в создании резких противоположностей, которые легко доступны не развитому еще усвоению (люди либо образцы добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т. п.). Ребенок, создавая новые образцы, приписывает предметам качества, нередко антропоморфические, наделяет их способностью к перевоплощению в другой предмет, в другое состояние и т. п.
Г.А. Урунтаева утверждает, что воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности обозначаются задатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.
В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о том, чтобы замыслы совпадали с действительностью. Это становится заметным в игре, где старший дошкольник не ограничивается уже любой вещью для любой игры, а отбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, которые осуществляет ребенок в игре, должны соответствовать требованиям и в установленных отношениях согласоваться с действительностью. Неправильно, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображенным.
Несравненно, важную роль в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста выполняют игры, в особенности те, в которых они принимают на себя определенную роль, претворяют действия в соответствии с ролью, что подталкивает их к стремлению сходства изображаемого с действительностью.
Значительное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дети старшего дошкольного возраста охотно и много рисуют, сами проявляют желание, передают в рисунке раздолье фантазии, хотя и не могут реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому рисует редко молча, а в большинстве случаев сопровождает рисунок рассказом, проговаривая то, что не может показать в рисунке.
Согласно представлению О.М. Дьяченко, в дошкольном возрасте выделяются два этапа развития воображения.
Первый этап развития воображения (4 — 5 лет). Уровень творческого воображения ослабевает из-за направленности на усвоение образцов социального поведения, поэтому творческое воображение несколько снижается. Аффективное воображения возникает в ситуациях, вызванных реальными переживаниями. Познавательное воображение имеет воспроизводящий характер, появляется планирование, но оно распространяется только на следующий шаг, а не на всю цепочку движения.
Второй этап развития воображения (6 — 7 лет). Оно проявляется как свободное оперирования уясненных на предыдущем этапе образцов поведения. Аффективное воображение рассчитано на создание эмоционально важных для ребенка игровых ситуаций и является препятствием негативных переживаний. Проигрывание ситуаций помогает ребенку побороть страх, например, игра в Бабу-Ягу или поросят и волка. При этом происходит обогащение познавательного воображения. Отличается процесс поиска идеи, создания замысла, а также в выборе средств их воплощения. Образ воображения представляет собой уже не отдельный предмет, а целостную ситуацию (квадрат дорисовывают к кирпичу, получается плита, которую поднимает кран на стройке). Планирование получает распространение во всей деятельности, хотя и исправляется в ходе осуществления.
В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Развиваются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета или существа; образцов действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестает сопровождаться рассматриванием рисунков, прослушиванием сказок. Оно приобретает самостоятельность, отгораживаясь от практической деятельности.
В исследованиях, посвященных проблемам развития воображения детей старшего дошкольного возраста, отмечается, что в этом возрасте у ребенка наблюдается ряд черт, характеризующих его как творческую личность. Это проявление активности и инициативы в использовании уже освоенных приемов работы, которые можно применить к новому содержанию, нахождение индивидуальных способов решения поставленных задач, использование разных видоизменений.
Вместе с тем, нами не найдено каких-либо данных о развитии показателей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в научной литературе.
В дошкольном возрасте происходит активное развитие воображения, которое:
— приобретает произвольный характер, предусматривая возникновение замысла, его планирование и осуществление;
— становится особой деятельностью, преобразуясь в фантазирование;
— ребенком осваиваются приемы и средства создания образов;
— воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Таким образом, старший дошкольный возраст является самым сензитивным для развития воображения. По мнению Л.С. Выготского, старший дошкольный возраст характеризуется переходом репродуктивного воображения в творческое, что обусловливает производительность в запоминании. Воображение у детей этого возраста неразрывно связано с процессом мышления. Деятельность старших дошкольников становится осознанной и целенаправленной.
Источник
Старший дошкольный возраст является сенситивным (чувствительным) для формирования воображения. Рассмотрим особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста, которые выделили психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин.
Л.С.Выготский характеризует старший дошкольный возраст активизацией функции воображения: вначале воссоздающее воображение — позволяющее на раннем этапе представлять сказочные образы, а затем и творческое воображение — благодаря которому создается принципиально новый образ. В.В.Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют уровень творческого воображения. Образы и представления детей-дошкольников гибки и динамичны, что позволяет ребенку старшего дошкольного возраста вычленять разные свойства этих образов, переносить их на другие образы, создавать новые образы, — писал В.В.Давыдов. Д.Б.Эльконин утверждает, что развитие воображения детей связано, прежде всего, со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий. В возрасте пяти лет у детей появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Опорой служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребенок начинает сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Однако, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно его взволновало, увлекло, поразило: прочитанная книга, увиденный мультфильм или новая игрушка. Рост произвольности воображения проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно подбирают готовое оборудование.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, проявляются в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. Многие психологи считают, что именно в этом возрасте проблема развития воображения должна вставать на первые планы в воспитании ребёнка. Носителем социального опыта для ребёнка является взрослый. Взаимодействие ребёнка и взрослого порождают определённые формы психической деятельности. Автор психолого-педагогической теории амплификации, обогащения развития А.В. Запорожец подчёркивает огромное значение и самоценность специфически «детских» видов деятельности и форм общения. Становится актуальным поиск новых источников обогащения содержания детской деятельности и в этой связи — исследование влияние игр на развитие воображения именно в старшем дошкольном возрасте. Предпосылками к развитию воображения служат активность ребенка, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание предмету несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка.
В исследованиях конкретных видов творческой деятельности дошкольников рассматривается развитие воображения как переход его от воссоздающих форм к более творческим. Нижней границей воображения авторы считают 2,5 — 4 года. Традиционным и общепринятым является утверждение о том, что воображение складывается к 3-4 годам на уровне развитой речи в процессе ролевой игры, когда ребенок создает развернутую мнимую ситуацию (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Воображение есть элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения — создание (видение) целостного образа раньше его частей.
Более старший дошкольный возраст (5-6 лет) рассматривается некоторыми психологами и педагогами как время становления продуктивной деятельности, когда развитие воображения зависит от специфического содержания действий. Позволительно предположить, что общие механизмы воображения складываются в этих временных границах. Как только ребенок начинает ходить и получает свободный доступ к предметам, наблюдается его стремление изменить предметную среду и варьировать свои действия. Предметы переносятся, переставляются ребёнком, соединяются, используются им в разных условиях и в разных значениях. Перекомбинирование предметной среды сопровождается яркими положительными эмоциями. Ребенок любуется результатом, хлопает в ладоши, зовет всех посмотреть. Все это позволяет характеризовать вариативные действия как предысторию игры, а способы их выполнения как материализованные формы воображения: разъединение-соединение, перенос в другие условия, одушевление, приписывание функций одного предмета другому. Мотивом выступает получение новых впечатлений и радость оттого, что создает их сам. В них выражен личностный элемент — игровое отношение ребенка к предмету.
По мере овладения фразовой речью ребенок начинает с помощью слова достраивать образ события по отдельным его элементам. Появляются рассказы — интерпретации по поводу рисунков, мультфильмов, нечетко воспринимаемых объектов отдельных звуков. На 3-м году жизни совершенствуются механизмы и способы перекомбинирования опыта. Варьирование расположениями предметов уменьшается, нарастает варьирование способами действий. В бытовые действия ребёнок включает элементы мнимого: «Пусть куколка посмотрит, как я делаю». Варьируются сюжеты игры, характеристики персонажей, позиция игрушек. Условное действие начинает достигать высокой схематизации, — оно выполняется на любом предмете и даже без предметов на основе слова (угощают молочком из ничего). Мнимые ситуации выражены словом, ярки и разнообразны. Игра развивается в логике действия (развернутый сюжет) и в логике образа,- сюжет расцвечивают мимикой, эмоцией, сопутствующими действиями. Речь-рассказ еще сопровождается условными действиями, но все чаще описываются действия словами. При этом образы становятся вариативными, наделяются необычными свойствами (добрая лиса, добрый волк и т.д.). Появляются специфические феномены воображения: личностные включения в сюжет, собственные концовки и варианты сказок, фантазийная ложь, страхи, идеальный образ хорошего ребенка, отдаленные намерения («Когда вырасту…»).
В возрасте от 3-х до 5 лет материальные действия перекомбинирования все больше заменяются словесными. Ребенок начинает «прикидывать», «примеривать» варианты, например: «Если кровь, надо йодом заливать? А если маленькая ранка?.. А если крохотулечная? А если сильно кровь идет?». Варьирование становится воображаемым. Мнимые ситуации динамичны и вариативны, что достигается словесным дополнением сюжета; игра продолжается несколько дней и включает рассказы о действиях персонажей в прошлом. Сюжет создается легко; достаточно короткой реплики- подсказки, и ребенок входит в роль. Яркие образы побуждают обставлять игру многочисленными атрибутами, предпочитать детализированные, реалистические игрушки условным заместителям.
Существенно изменяются представления, ребенок свободно оперирует ими. Услышанную фразу или сценку дополняет до целостного образа множеством привлеченных элементов (увидев в мультфильме, что царь утонул, добавляет: «А царица ждала-ждала его, так и не дождалась»). Наблюдается своеобразная игра в трансформацию образов, типа: «Если бы эта канава была широкая-широкая, то какая бы стала улица?» Умение представить обстоятельства и соотнести детали снижает фантазийную ложь. Страхи остаются, но ребенок понимает их необоснованность.
Личностные включения в литературные сюжеты связываются с заданными обстоятельствами: ребенок уже не меняет событий, но оплакивает героя в безысходной ситуации или говорит,- я бы так не делал. Образы — идеалы также приобретают детализированный характер. В рассказах о хорошей кукле слышится набор идеальных качеств и поступков, они отражают намерения ребенка, но далеко не всегда реальное поведение. К 5 годам усиливается планирующая функция воображения. Выходя играть, подбирают игрушки к определенному сюжету. Представляют двуплановое развитие сюжета: ты делай то-то, а я буду делать то-то. Действия партнера начинают представлять на несколько ходов вперед. Создаются реальные условия для ролевой игры. Но в групповой игре снижается детализация и артистичность, дети начинают действовать усредненно, «как бывает». Воображение начинает обслуживать продуктивную деятельность. Предметы заранее примеривают к разным функциям и сюжетам. Начинают собирать впрок на будущее всякие проволочки, пуговки в расчете пристроить их к чему-то. Появляются намерения нарисовать то-то и так-то, — предварительные действия в воображаемом плане. Появляются технические фантазии («Чтобы кроватка летала») и предметные роли: я трактор, я шайба и т.д. Ребенок пытается смоделировать технические устройства неадекватными средствами — ролью. Яркие детализированные образы побуждают к изображению, но они же усиливают критичность самооценки, что может надолго оттолкнуть от рисования
В рисунках и постройках словесные дополнения значительно богаче изображения. Приведенные факты позволяют сказать, что к 4-м годам обособляется мир фантазии, и ребенок занимает отстраненную позицию. Образы становятся динамичными, меняются в меняющихся обстоятельствах, их используют для мысленного «проигрывания» реальных ситуаций. На 5 — 6 году усиливается планирующая функция воображения как предварительная подготовка средств и «проигрывание» будущих действий.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх. К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:
произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;
возникновение воображаемого плана её реализации.
Появление произвольного воображения психологи связывают с усложнением деятельности и общения детей. В частности, первые образы произвольного воображения создаются ребенком под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре.
Выделим еще несколько характерных для воображения старших дошкольников особенностей. В процессе создания творческих образов дети старшего дошкольного возраста пользуются как комбинированием ранее полученных представлений (представлений памяти), так и их преобразованием, осуществляемым путем анализа и синтеза имеющихся представлений и актуальных восприятий. Широко распространенным приемом создания творческих образов служит гипербола. Преднамеренно, порой гротескно, преувеличивая какие-либо качества объектов или явлений, доводя их до крайности, абсолютизируя, дети старшего дошкольного возраста создают резкие противоположности, доступные пониманию. Так, например, в рассказах и сказках, сочинённых детьми, даже главные герои описываются без полутонов и нюансов. Главные герои, либо воплощение всех отрицательных качеств, либо — «ангелы во плоти». Хорошо известна также анимистичность образов, создаваемых детьми. Часто в своем воображении ребенок наделяет неодушевленные предметы атрибутами живого, придают мертвой материи, физическим явлениям антропоморфические черты.
Высокого уровня развития достигает мышление по аналогии. В плане воображения старшие дошкольники легко переносят качества одного предмета на другой, нередко прибегают к метафорам. Таким образом, Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Итак, проанализировав особенности воображения детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы.
Итак, воображение детей старшего дошкольного возраста имеет следующие отличительные черты:
-в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения — фантазирование;
-ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;
-воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;
-воображение переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Источник